Отправлено 03 марта 2007 - 21:46
Похождения по мукам – вроде вступления
Итак, вернулся из давно планировавшегося путешествия в район Гибралтара. Цели этой поездки были форпосты различных эпох по берегам этого стратегически наиважнейшего пролива, одной из самых важных морских артерий мира. Добирался туда посредством популярного ирландского бюджетника Ryanair, о чем еще не раз буду упоминать далее, причем во всех возможных склонениях русского языка. Поездом до литовского Каунаса, оттуда в Лондон, далее в испанский Херес-де-ла’Фронтера, что в 90км южнее Севильи.
Итак, хочу сразу признаться, что общение с Ryanair заставило ощутить себя полным кретином. Не исключено, что совершенно справедливо и по адресу, и…все-таки обидно. Прежде всего, долгое время бронирование чего бы то ни было по интернету, было закрыто для меня пару-тройку последних лет. Не имея регистрации в Москве, да и не имея регистрации вообще нигде на территории РФ, я вызывал плохо скрываемый ужас у новоявленных российских банкиров. Не стану вдаваться в причины сего положения, замечу лишь, что мне это было нужно в связи с рядом поставленных задач на тему налогового законодательства, излагать которые я не стану в силу их исключительной муторности.
Попытки купить себе дешевый билет я предпринимал, не желая мириться с положением вещей. Я просил друзей сделать мне бронь по своей карте, с последующей расплатой с ними наличными. Я пытался пробивать варианты с заказом по телефону. Я перепробовал все возможности всех систем онлайн заказов. Но все было тщетно. Система бронирования имела хорошую защиту от гипотетических мошенников, в связи с чем, категорически отказывалась принимать оплату по чужой кредитной карте с иной фамилией, а то и страной проживания. Многоопытные знакомые подсказывали, что можно сделать себе кредитную карту оффшорного банка, что не обязывает владельца счета проживать в определенной географической точке и меть там “привязки” в виде постоянных доходов, недвижимости, регистрации по месту жительства и прочего. Но…кажется заниматься этим мне было слишком лень.
И вот, о чудо из чудес! Плюнув на бюрократические издержки, я, будучи некоторое время назад в Финляндии, обзавелся кредитной картой крупного банка. Финны удивлялись, с какой целью человек приехал издалека получать кредитку, если это теоретически возможно сделать в любом банке в любом самом малом городке России. Пришлось пояснить, что в России для того, что бы вести банковские операции нужна прописка. Немой вопрос. Объяснил, что такое прописка. Слушателей было уже несколько. Ребята искренне не понимали, зачем нужна прописка, если это очевидная чушь, у которой нет ничего общего с истинным состоянием миграций. Я долго объяснял, что прописка это некогда система тотального контроля, которая с распадом СССР превратилась в огромную машину по вымогательству денег у населения, управляемую миллиардерами-чиновниками. Но мои оппоненты совершенно искренне желали понять, что эти странные россияне опять замутили в своей измученный страданиями вотчине. Один заметил, что никак не может понять, почему эти странные русские отказываются обслуживать человека, которые сам принес к ним деньги и взамен просит всего лишь депозитную кредитную карту, с которой невозможно снять больше, чем на ней есть. Но вдаваться в сложные объяснения было бессмысленно, поэтому я ответил им вопросом на вопрос “-Вам начать с исторического экскурса в 1917 год? Или сразу перейти к новейшей истории России?”.
Итак, я счастливый обладатель кредитной карты. Как все-таки мало нужно для счастья. Теперь можно смело возвращаться в лоно цивилизации и жить так, как жил большую часть жизни. Первое испытание карты – бронь авиабилетов. Изначально хотелось просто проверить, а работает ли. И…как бы это объяснить, что бы не слыть нелепым человеком? В ходе виртуального путешествия по городам и тарифам на сайтах Ryanair, EasyJet и парочке других, я неожиданно для себя оплатил билет в одну сторону из Каунаса в Лондон. Система сработала исправно, и на мою электронную почту пришло уведомление о заказе. Ощущение приятного тепла разлилось по уставшему организму и тут пришло прозрение. Билет заказан! Деньги в небольшой, но осязаемой сумме в 89 литовских литов ($35) были сняты с моей карты. Это что ж значит? Мне теперь придется лететь в Лондон? Похоже на то. Совсем не смешно. Спешно смотрю, когда мне лететь. Через месяц с небольшим. В феврале. Сразу после дня всех влюбленных. Как неудачно, какая жалость! Какая высокая цена за желание удостовериться, что моя кредитка работает!
Теперь вопрос встал ребром. Сам по себе Лондон меня интересовал скорее как транзитный пункт, поскольку в британской столице бывал ранее. Итак. Я прилетаю в лондонский аэропорт Стэнстед во второй половине дня. Куда можно оттуда улететь в тот же день? Выбор поражает воображение, направлений - около четырех десятков по всей Европе. Подавляющее большинство – небольшие провинциальные города, о многих из которых большинство из нас и не знало. Например норвежский Haugesund, британский Newquay, испанская Vitoria , или французский Pau. Вооружившись атласом автодорог Европы, я определил порядок предпочтений. А почему бы не отправиться в сторону Гибралтара? Посмотреть этот британский форпост, переправиться в марроканский Танжер, посетить испанский анклав Сеута, главный город некогда “Испанского Марокко” – Тетуан? Звучало чрезвычайно заманчиво. И я взялся за дальнейшее бронирование.
Лондон – Севилья? Дорого! Лондон – Малага? Дороговато..! Лондон – Херес? Хммм…а это вариант! Итак, бронирую вылет из Лондона в южно-испанский Херес. Теперь по схожей схеме бронирую билеты обратно в Каунас, радуясь, что это хотя бы Каунас, а не…шотландский Эдинбург. Ура. Все брони сделаны, кредитная карта работает безотказно. Общая стоимость всех перелетов по маршруту Каунас – Лондон – Херес – Лондон – Каунас составила со всеми сборами чуть менее 120 долларов. Начало весьма приятное – посмотрим, что ждет меня дальше.
Посещение Марокко – отдельная неоднозначная ситуация. Один паспорт у меня “хороший”, вполне приемлемый для посещения арабских государств – российский. Но второй, израильский – исключительно нежелателен для сей категории государств. Зато чрезвычайно удобен для Шенгена и Британии, куда не требуется виза. С другой стороны, авантюры подобного рода давно уже стали обыденностью. Чудеса “черной магии” пришлось выделывать следуя в 2004 году из Турции в Израиль через Сирию и Ливан, когда я отсылал израильский паспорт экспресс-почтой. Затем летом 2006 года, когда я и моя спутница Екатерина были арестованы в Израиле за якобы фотографирование военных объектов и как мы подали в суд на израильские спецслужбы. Последняя история, к немалому моему удивления стала достоянием всех мировых СМИ от Би-Би-Си до Комсомольской правды и от Newsweek до Аль-Джазиры. И что? Неужели после всего перечисленного, плюс много еще не перечисленного, меня испугает перспектива паромной переправы из Испании в Марокко с предъявлением испанцам одного паспорта, а марроканцам другого? Эх, где наша не пропадала!
Излишне говорить о том, что, несмотря на все усилия, мне так и не удалось найти попутчиков в поездку. Причин несколько. Неудачное время – середина февраля, мало кто способен на две недели оставить праведные труды. Второе – в силу моего нелепого лондонского транзита, любой попутчик будет вынужден делать не только двойную испанскую визу, но и двойную британскую. Не считая двойной литовской, поскольку вылет из Каунаса. Конечно, возможны варианты – встретиться в Испании, или Марокко. Но…излишне напрягаться в поисках попутчиков было немного лень. В конце-концов, вся поездка была рассчитана всего на 11 дней.
Путешествие к Форпостам Гибралтара
По старой, уже не раз проверенной схеме купил билеты до станции Нестеров (Калининградская область) в плацкарт за 704 рубля на 29-ый поезд Москва-Калининград. При этом изначально планировал сойти по ходу следования поезда в Вильнюсе, дабы оттуда добраться до Каунаса на местном транспорте. Честно попросил кассиршу не оформлять мне УПД ЖД через Литву, так как я сойду в Вильнюсе. Объяснил, что у меня в наличие все документы для посещения Литвы (двойное гражданство), что УПД мне не нужен и что я банально хочу сэкономить на стоимости билета (до Вильнюса порядка 1500 руб, до Нестерова - 704 руб). Тем не менее, кассирша все равно оформила мне УПД, ссылаясь на то, что лица, покупающие билеты в Калининградскую область обязаны получить УПД, а вот где именно я буду выходить - ее не интересует. Что ж – как пожелает дама.
В час “Ч” выезжаю на поезде "Янтарь" из Москвы. Через час после отправления вагоны проходят представители литовского консульства и раздают транзитные визы через Литву (УПД ЖД). Снова честно признаюсь на этот раз уже литовцам, что мне УПД не нужен, я сойду в Вильнюсе. Литовцы отвечают, что им неважно где я сойду и это мое право выходить где угодно при наличии визы. При этом они подчеркнули, что в случае, если я не собираюсь ехать транзитом в Калининград, мне следует в Кене изначально дать паспорт, а УПД даже не доставать. Ранняя ночь, белорусская пограничная станция Смаргонь, паспортный и таможенный контроль. Белорус долго листает мой российский загранпаспорт и интересуется, куда я еду. Отвечаю, что в Нестеров. Живу ли я там? Нет, еду к подруге. Есть ли у меня литовская виза? Нет, литовской визы у меня нет. Значит, сойти в Вильнюсе вы не сможете - удовлетворенно делает вывод белорусский пограничник и шлепает выездной штамп. “-Ну, вам виднее, уважаемый” – думаю про себя, и убираю паспорт подальше от мирской суеты.
Поздняя ночь, литовская станция Кена. Литовцам даю второй паспорт. Они ставят въездную печать. Наверное, я обманул белорусского погранца? С другой стороны, он спрашивал про наличие литовской визы – у меня ее действительно нет. Каков вопрос – таков и ответ.
В поезде же опытные пассажиры делятся, что те, кто часто ездит из Вильнюса в Москву, берут билеты в обе стороны еще в Москве. Берут так: Москва-Нестеров и Нестеров-Москва. В обоих случаях сходят и садятся в Вильнюсе. Некоторые, таким образом, путешествуют уже не первый год. А, кроме того, по мере появления и привыкания к транзиту через Литву, появилась и новая ветвь нарушителей таможенного законодательства. И суть в следующем: формально вы следуете из России в Россию, и транзит через Литву не считается таможенной границей. Вы не должны заполнять декларации и не обязаны отчитываться о имеющихся денежных средствах. Думаю, всем уже понятно, о чем речь далее – вы везете “энную” сумму денег с билетом до Калининграда и…выходите в Вильнюсе. А далее деньги уже в полном вашем распоряжении и благополучно растворяются по вашему усмотрению на просторах Европейского союза.
Вокзал Вильнюса, часом позже. Выхожу из вагона, прохожу еще один паспортный контроль, где проверяют наличие въездной печати из Кены. Опять никаких вопросов про УПД ЖД. Выхожу в город. Вот собственно и вся соль данного мероприятия. Билет до Вильнюса стоит ровно в 2 раза дороже, чем до Калининграда, при этом никто не мешает вам сойти в любой точке следования на территории Литвы. Странное ощущение пирровой победы. Наверное, я кого-то перехитрил, вероятно, российские железные дороги, которые привыкли получать с людей немалые деньги за низкопробные услуги. Но никакой особенно радости не ощущаю – иду по залу Вильнюсского вокзала. Я в Литве. На часах 5.30 утра. Какая обида, я упустил первую электричку в Каунас и теперь мне ждать другой полтора часа! Но, не без удовольствия перевожу время на час назад по сравнению с Москвой и…моя электричка ждет меня на перроне! Так много приятных мелочей.
Поезд Москва-Калининград трогается и исчезает в снежной мгле (разгулялся серьезный снегопад), а я, тоскливо прогулявшись по пустынному вокзалу, вышел на перрон и занял место в нужной мне электричке. Всю дорогу до второй литовской столицы я дремал, утопая в мягком сидении. Надо сказать, что литовские электрички весьма быстры и расстояние в 100км между Вильнюсом и Каунасом преодолевают менее, чем за час и десять минут.
Каунас, на часах около семи утра. Серо, холодно, пустынно. Уж эти пустынные вокзалы, ставшие истиной напастью моей поездки. Мой самолет вылетает ровно в полдень, и в запасе еще достаточно времени для ознакомительной прогулки по центру города. Скользя по заледеневшим улицам спящего города и пытаясь не замерзнуть, выбрался к Кафедральному Собору и далее, к главному “Каунасскому Арбату” – аллее Лайсвес. Здесь я бывал в далеком 2000-ом году, поздней весной. Было ярко, тепло, весело, шумно, много, вкусно, приятно. Сейчас все было в точности наоборот. Ни одной живой души, холод, пронизывающий ветер. Где бы позавтракать? Вот проблема. Но все магазины и кафе открываются не раньше 8.30 утра. Еще полтора часа. Боже, как холодно! Скорее бы в благодатную Испанию.
Из центра Каунаса в аэропорт (Kauno Aerouostas) ходит маршрутка №120, либо городской автобус №29. Расписание движения автобуса можно посмотреть на сайте Каунасского гортранспорта, а общем и целом он ходит начиная с 7 утра каждый час. Частота курсирования маршруток так и осталась для меня загадкой, поскольку ни за те полчаса, что я стоял и ждал автобус в городе, ни в последующие полтора часа уже в аэропорту, я их так и не увидел. Другой вариант – сесть на любой автобус с автовокзала, идущий на Йонаву (Jonava) и сойти на своротке к аэропорту (14км к северо-востоку от центра Каунаса), после чего прогуляться пешком буквально 500метров до здания пассажирского терминала. Аэропорт прекрасно виден с шоссе. Подробную информацию про каунасский аэропорт, пути попадания туда и другие полезные вещи можно найти на официальном сайте аэропорта www.kaunasair.lt
Что представляет собой регистрация на рейсы Ryanair? Грубо говоря – четко управляемый хаос. Хотите лететь дешево? Стойте в очереди час, два и более по полсотни человек на одну регистрационную стойку. Хотите лететь совсем дешево? Не сдавайте багаж, поскольку за багаж придется платить вне зависимости от его веса (от 12 евро за единицу багажа). Лучше брать с собой в салон ручную кладь до 10 килограммов и этим ограничиться. От здания терминала до самолета пойдете пешком, даже если идти минут десять. Хотите еще сэкономить – не ешьте во время полета, поскольку это отнюдь не дешево. У вас не будет мест, а садятся пассажиры на любое свободное. В принципе, положа руку на сердце – именно так и должен выглядеть бюджетный авиаперелет. Потерпеть пару-тройку часов без еды совершенно реально, прогуляться до самолета – тоже, лететь на любом свободном месте (даже возле туалета) – запросто. Батенька, говорил я сама себе – а чего я хотел за 65 долларов со всеми таксами в обе стороны до Лондона? Не нравится – летите прямым рейсом British Airways из Москвы за 550 долларов и наслаждайтесь комфортом и горячим питанием…Вон оно как!
Самолеты – новенькие Боинги-737-800. Никакого бизнес-класса. Три стюардессы, словно белки в колесе носятся по салону, спешно убирая оставшийся за прежними пассажирами мусор. Самолет – словно городской трамвай – одни сошли, другие вошли и поехали дальше. Забавно, что часть пассажиров еще в салоне, спешно одевается, когда мы, пассажиры рейса на Лондон, уже начали входить по трапу. Не прошло и четверти часа, как объявляют о вылете, двигатели начинают плавный разбег, выходы закрывают, и загорается табло “Пристегнуть ремни”. Некий дядечка в панике бросается к стюардессам со словами, что его приятель видимо слегка задержался и его следует подождать буквально пару минут, поскольку тот кажется, задержался на паспортном контроле. Тщетно! Самолет уже выруливает к взлетной полосе – правила строгие, кто опоздал – не летит. Короткий разгон и мы взмываем в небо – до встречи, Литва!
У Ryanair в лондонском Стенстеде собственный огромный терминал, где десятки авиалайнеров ожидают своих пассажиров. Посадка, несколько минут выруливания на нужную стоянку, и вот мы уже спешим по трапу вниз. А далее…такой толчеи еще никогда не видел. Даже в Шереметьево-2. Людей было явно не менее тысячи (очевидно сразу с нескольких прибывших рейсов), зажаты как сардины в банке, не вдохнуть - не почесаться. Минут через пятнадцать толпа начинает медленно двигаться вперед по бесконечным коридорам и переходам. Путь от самолета до паспортного контроля занял не менее получаса, а новая очередь на паспортный контроль убедила в правильности того, что я не зря заложил в стыковку между рейсами пять часов, а скажем не три. Итак, еще минут сорок, не менее, и подходит моя очередь на паспортный контроль. Сегодня мне было суждено осуществить несколько первых в своей жизни вещей – полетать на бюджетной авиакомпании, быть сдавленным толпой до посинения, и пережить форменный допрос при въезде в Великобританию.
Не считаю себя великим путешественником, но по миру поездил достаточно. И впервые пришлось столь долго и подробно рассказывать о целях своего приезда в страну, своих планах на будущее, пересказывать биографию начиная со школьной скамьи, и предъявлять билеты в следующий пункт следования. Нечто подобное проходят туристы, прибывающие в США. Или в Израиль. Теперь этот список можно пополнить Великобританией. Немного успокаивало лишь то обстоятельство, что допросу подвергались буквально все подряд. Рядом семейная пара пожилых американцев трепетно объясняет, что имеет в Лондоне квартиру, которую сдает. Их просят предъявить документы на квартиру. А вот молодая японка-путешественница рассказывает, что по Интернету забронировала себя хостель в районе Трафальгарской площади, но к сожалению утеряла листочек с подтверждением брони. Целая компания австралийцев рассказывает иммиграционному офицеру, что собираются взять в прокат машину и поездить на Великобритании.
Меня постиг допрос следующего характера:
-Good day sir, where did you come from? (Здравствуйте, откуда вы прилетели?)
-From Kaunas, Lithuania (Из Каунаса, Литва)
-What’s a purpose of your coming to GB? (Какова цель вашего визита в Великобританию?)
-I’m on my way to Spain, just a transit. (Я по пути в Испанию, тут - транзитом)
-May I see your tickets to Spain? (Могу ли я посмотреть ваши билеты в Испанию?)
-Sure (Конечно. Протягиваю распечатку)
-OK, so, do you live in Lithuania? Why are you coming from Lithuania, and not directly from Israel? (Отлично, так вы живете в Литве? Почему вы летите из Литвы, а не напрямую из Израиля?).
-Because that’s much cheaper to fly from Lithuania by Ryanair, than from Israel. That’s why. (Потому, что лететь из Литвы дешевле, чем из Израиля, вот почему).
-But what about coming from Israel to Lithuania first of all? Is it still cheaper than direct flight from Tel-Aviv? (Но прежде вам пришлось долететь до Литвы. Неужели все равно выходит дешевле, чем прямой рейс из Тель-Авива?)
-I do not live in Israel, I live in Moscow. (Но я не живу в Израиле, а живу в Москве).
-Oh, yeah, that’s a point. I do not see any residence permit to Russia in your Israeli passport. You said you live in Russia. Can you prove it? (О, да, теперь понимаю. Я не вижу никакой российской визы в вашем израильском паспорте. Можете ли вы подтвердить факт вашего проживания в России?)
-Of course (Конечно. Протягиваю мой второй, российский паспорт)
-Waw, so you have their citizenship? Why didn’t you tell that you have double citizenship? (Теперь понятно, у вас двойное гражданство? Почему же вы сразу мне об этом не сказали?)
-Sorry, but I have no such a strange habit to talk without being asked. You ask – I answer, you do not ask – I do not answer (У меня нет странной привычки говорить не будучи спрошенным. Вы спрашиваете – я отвечаю, вы не спрашиваете – я не отвечаю)
-Sir, don’t be so nervous! I’m just doing my job. OK, you permitted for 180 days, welcome to Great Britain (Не стоит так нервничать, я делаю свою работу. Хорошо, вам разрешается въезд на 180 дней, добро пожаловать в Великобританию).
Итак, аэропорт Стэнстед, зал прибытия. До начала регистрации на рейс в испанский Херес еще полтора часа. Самое время озаботиться тем, что мне будет крайне важно по пути назад, а именно – выяснить расписания автобусов их аэропорта в лондонский пригород Харлоу (Harlow), где я забронировал себе комнату в хостеле. Ведь я совсем забыл сказать – на обратном пути у меня не пара часов ожидания каунасского рейса, а целых двое суток!
Испания
Как же я все-таки устал! Бессонная ночь, переезды, блуждания по серому холодному Каунасу, стояние в очередях на регистрацию. Разболелась голова, но лезть в рюкзак за таблеткой цитрамона не хочется – через полчаса мы приземлимся в Хересе. За иллюминатором – тьма, на часах десятый час вечера. Хочется скорее приземлиться, успеть на последний автобус в город, отыскать недорогой отель и лечь спать. Все остальное – завтра у утра.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ--->