Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.
Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.
Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.
На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!
Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание) Визы Транспорт Отчеты Попутчики FAQ
Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.
Заграничный паспорт. Где и как
#1
Отправлено 19 мая 2004 - 13:53
Владимир Тушканов
кандидат юридических наук
--------------------------------------------------------------------------------
Миграционные процессы, происходящие в стране, перемещение рабочей силы из одного региона в другой и тому подобные явления приводят иногда к возникновению ситуации, когда гражданин РФ, имея жилую площадь в одном городе (например, в г. Владикавказе), фактически проживает в другом (например, в г. Воронеже).
У такого гражданина в силу разных причин может возникнуть потребность выезда за границу и, следовательно, получения заграничного паспорта. Реальное решение этой задачи вызывает порой трудности.
Прежде всего возникает вопрос: может ли этот гражданин получить заграничный паспорт в г. Воронеже или же ему необходимо ехать в г. Владикавказ для оформления загранпаспорта?
Это совсем не праздный вопрос, так как его решение влияет на финансовые, временные и прочие обстоятельства, которые могут оказаться решающими при принятии гражданином решения о выезде за границу.
В сознании определенной части граждан России все еще преобладает представление о том, что загранпаспорт можно получать только по месту жительства (или прописки, как говорили раньше). Это представление соответствовало действительности, но только до 15 января 1998 года.
До этого дня в России действовала первая редакция Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1. Закон обязывал паспортно-визовые органы оформлять российским гражданам заграничные паспорта только по месту жительства. Фактически этим нормативным документом законодатель ограничивал одно из основных гражданских прав гражданина - право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ. Согласно Закону наличие заграничного паспорта - необходимое условие реализации права каждого гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Это право гарантировано Конституцией РФ (часть 2 статьи 27) и Протоколом # 4 (пункт 2 статьи 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Некоторые положения первой редакции упомянутого Закона (в частности, часть 1 статьи 8) не соответствовали Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 2), 55 (часть 3). Эти несоответствия были установлены Конституционным Судом России и согласно его Постановлению 2 не подлежали применению на территории РФ.
Порядок выдачи заграничного паспорта только по месту жительства являлся дискриминацией и явно противоречил статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Для всех российских граждан гарантируется равенство при осуществлении ими права на выезд из страны.
Именно так развивает конституционные положения статья 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ 3.
Иными словами, существовавший ранее порядок выдачи паспорта ограничивал данное конституционное право для лиц, не находящихся по тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. Практически невозможным оказывалось получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое подтверждалось бы регистрацией, либо вообще не имеющих жилого помещения.
Новая редакция указанного Закона 4 связывает право гражданина на получение загранпаспорта не только с местом его жительства, но и с местом пребывания.
Последние два понятия введены в российскую юридическую лексику Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" 5. Согласно этому Закону место пребывания - это жилое помещение, в котором гражданин проживает временно; место жительства - это жилое помещение, в котором гражданин проживает постоянно или преимущественно.
Данным Законом введен институт регистрации вместо прописки. Это сделано в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Отсюда следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным Законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части 2 статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Это означает, что, даже если гражданин не будет зарегистрирован по месту пребывания или жительства, его не могут не принять на работу и не могут отказать в медицинской помощи.
Конституция России (статья 55, часть 3) допускает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых право гражданина РФ на выезд из России может быть временно ограничено. Ограничения установлены для лиц, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной тайне, призванных на военную службу, подозреваемых, обвиняемых, осужденных, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом, сообщивших о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов. Эти ограничения действуют независимо от места жительства или пребывания гражданина и непосредственно не связаны с наличием или отсутствием подтверждающей его регистрации.
Перечисленные основания для ограничений права на выезд сформулированы в упомянутом Законе исчерпывающим образом, и только они могут служить предпосылкой для временного ограничения этого права. Установление иных, кроме прямо указанных в Федеральном законе, оснований для временного ограничения прав граждан РФ является нарушением требований Конституции РФ и Федерального закона.
Установлено ограничение и на выезд несовершеннолетнего гражданина РФ за границу: при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в случае несогласия одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на его выезд из РФ, паспорт этому несовершеннолетнему гражданину РФ не оформляется.
Действуют также особые условия в оформлении заграничных паспортов военнослужащим, на которых в настоящей публикации мы не будем останавливаться.
Таким образом, упомянутый выше житель г. Владикавказа может получить заграничный паспорт по месту своего пребывания в г. Воронеже, если отсутствуют обстоятельства, временно ограничивающие это его право.
Не менее важен вопрос - где получать загранпаспорт? Согласно законодательству РФ для граждан, проживающих в России, загранпаспорт можно получить в органах внутренних дел и Министерстве иностранных дел РФ. Гражданам РФ, проживающим за пределами территории Российской Федерации, паспорт оформляют и выдают дипломатические представительства или консульские учреждения России в государстве пребывания этих граждан.
Закон устанавливает, что паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя 6. Гражданин может также оформить свой загранпаспорт по письменному заявлению, поданному через организацию, направляющую его за пределы территории России. Важным условием является регистрация этой организации в Министерстве иностранных дел РФ 7.
Со статусом места нахождения гражданина связаны сроки рассмотрения паспортно-визовыми органами заявления гражданина на получение паспорта. Если гражданин оформляет паспорт по месту жительства, то этот срок не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления. При оформлении паспорта по месту пребывания этот срок увеличивается до четырех месяцев. Срок оформления паспорта дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ не должен превышать трех месяцев.
В течение трех дней следует оформлять паспорт гражданам, у которых возникли обстоятельства, требующие немедленного выезда: необходимость экстренного лечения, тяжелая болезнь или смерть близкого родственника. Однако наличие этих обстоятельств должно быть документально подтверждено.
Для оформления паспорта гражданин РФ в заявлении установленного образца указывает свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представляет основной документ, удостоверяющий его личность. К заявлению прилагаются личные фотографии и документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории России) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории РФ) за оформление паспорта, а также документ об оплате стоимости бланка паспорта.
В заявлении об оформлении паспорта гражданин РФ указывает на отсутствие обстоятельств, которые могли бы препятствовать его выезду из России.
Новая редакция Закона не регулирует вопрос получения заграничного паспорта гражданином, не имеющим регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания. Это могут быть, например, граждане, пострадавшие в результате техногенной катастрофы или природных катаклизмов и проживающие в палаточных городках вне места своего постоянного жительства.
В новой редакции Закона нет также четкого ответа на вопрос: в каком именно органе внутренних дел и в какие сроки оформляются заграничные паспорта гражданам, находящимся вне места их регистрации?
Статья 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" связывает срок оформления загранпаспорта с регистрацией по месту пребывания либо по месту жительства.
Как следствие, органы внутренних дел неправомерно отказывают этой категории граждан РФ в выдаче загранпаспорта. При этом они ссылаются на новую редакцию анализируемого нами Закона и Инструкцию МВД РФ 8, введенную в действие Приказом МВД РФ # 310 от 26.05.1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом МВД РФ от 30.06.1998 г. # 394 9.
В то же время конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и соответственно выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения.
Представляется, что в этом случае таким гражданам РФ следует оформлять паспорт в органах внутренних дел по месту своего нахождения. Обращение в органы внутренних дел они могут аргументировать ссылкой на статью 27 Конституции РФ и пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. # 2-П.
Как известно, Конституция РФ является документом прямого действия и высшей юридической силы (статья 15 Конституции). Ее положения превалируют над соответствующими положениями законов и ведомственных нормативных актов. Она действует непосредственно и не требует какого-либо дополнительного подтверждения.
Продолжает действовать и пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. # 2-П, который устанавливает, что "...впредь до урегулирования федеральным законодателем порядка оформления документов для выезда из РФ лицам, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства или пребывания, вместо нормативных положений, признаваемых не соответствующими Конституции РФ, правоприменителю руководствоваться статьей 27 (часть 2) Конституции РФ..."
Таким образом, с правовой точки зрения, любой гражданин РФ может оформлять заграничный паспорт, находясь в любом населенном пункте России.
В случае если ответственные за оформление заграничного паспорта органы откажут гражданину в его праве, то у него есть два варианта действий: обжаловать это решение в вышестоящем органе или обратиться в суд. Такую возможность ему предоставляет Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.1993 г. # 4866-1.
Жалобы на неправомерные действия в отношении граждан могут направляться ими вплоть до Верховного Суда РФ. Если же и Верховный Суд страны примет решение не в пользу гражданина, то у последнего остается право обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой о защите его конституционных прав.
--------------------------------------------------------------------------------
Примечания:
1 Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. # 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
2 Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 г. # 2-П.
3 Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Н. Ситаловой и от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. # 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
5 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. # 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации".
6 Законными представителями гражданина являются родители, усыновители, опекуны и попечители. Лицо, действующее по доверенности, его законным представителем не является.
7 Порядок такой регистрации определяется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. # 1142 "О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
8 Инструкция "О порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
9 Приказ МВД РФ от 30.06.1998 г. # 394 "О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты МВД России". Данным приказом Инструкция "О порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" приводится в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
© www.nelegal.ru
#2 Guest_katyasolnichk_*
Отправлено 19 мая 2004 - 17:27
#3
Отправлено 19 мая 2004 - 17:29
#4 Guest_katyasolnichk_*
Отправлено 19 мая 2004 - 19:18
#5
Отправлено 28 мая 2004 - 14:42
---detranslit---
до конца прошлого года посольства делали МИДовские паспорта взамен закончившихся (eсли страниц больше нет). Теперь они их категорически не делают, то есть единственный выход - делат новый паспорт в РФ. В том же случае, если у тебя просто срок деиствия заканчивается, то они могут продлить деиствующий паспорт при отсутствии препятствий к етому
#6 Guest_emercomer_*
Отправлено 04 июня 2004 - 21:41
#7
Отправлено 01 апреля 2009 - 08:38
#8
Отправлено 01 апреля 2009 - 15:34
у меня, например, вообще трудовой книжки никогда не было:)
но это же только в плюс: "временно не работаю", вместо перечисления всех мест, уф.
Сообщение отредактировал otter: 01 апреля 2009 - 15:35
#9
Отправлено 01 апреля 2009 - 16:37
- секретность
- военная или альтернативная служба
- отбытие или исполнение наказания за преступление
- уклонение от обязательств, наложенных судом
- заведомо ложные сведения о себе при оформлении документов.
Иных оснований для отказа не существует. Подробнее - в ст. 15 закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".
#10
Отправлено 01 апреля 2009 - 21:14
1-й паспорт получал - был студентом и трудовой вообще не было. 2-й паспорт - была трудовая с одной записью, на момент получения паспорта ОФИЦИАЛЬНО не работал. 3-й паспорт - работал, была трудовая.А если в трудовой книжке всего несколько записей, общим стажем 1,5 года?
А визы выдают в соответствии с требованиями конкретной страны. А трудовую вроде шенгенцы не просят, только справку с работы и то не все консульства.
Сообщение отредактировал Dimon2007: 01 апреля 2009 - 21:15
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей