Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.
Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.
Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.
На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!
Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание) Визы Транспорт Отчеты Попутчики FAQ
Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.
Архитектура XII века центральной России
#1
Отправлено 01 августа 2010 - 19:25
Драйвер Слава, огненно-рыжий уроженец города Киров, подначивает из воды, весело отфыркиваясь: "Давай залезай, отличная водичка!" Другой дядька вылезает на крутой берег и хитро подмигивает: "Ка-а-а-йф!" Купаться совсем не собирался, но поглядел на багровеющий этюд закатного неба, и меня внезапно накрыло мощной волной единения со всей вселенной. Мгновенно разделся и, чуть поскользнувшись, с головой нырнул в освежающую прохладу озера. Я тоже неотъемлемая часть этого прекрасного мира!
Проза жизни
В 7 утра уезжаю электроном до Ленинградского вокзала, перехожу на Ярославский и обламываюсь с экспрессом до Ростова — нет билетов. Еду в Александров, где цапаюсь с ромалами и висну на 3 часа в ожидании ярославского электропоезда. Полупустой электрон, навстречу бесконечные цистерны с ярославского НПЗ, выхожу в Ростове и иду строго на юго-восток по компасу. Возле кремля встречаюсь с Олей. Кремль, Неро, М8, "американец" до переславской объездной (вообще в этой поездке везло с "американцами"). Углубились к озеру, но выйти к нему не смогли, ночлег.
Пересекаем Переславль-Залесский вдоль и поперек, и на бойком "транспортере" уезжаем в сторону Юрьев-Польского, не доезжая пары километров до которого, ночуем в кукурузе.
Юрьев-Польский, пожалуй, самый интересный и красивый город Кольца, но мы едем дальше, в сторону Владимира. Пара московских дачников до Небылого, осмотр монастыря и купание в озере. Приветливая женщина на "тушкане" прямо до Золотых Ворот. Гроза и ливень, едем на автобусе в Боголюбово. Ночлег на берегу Нерли.
Покров-на-Нерли, начинает тянуть гарью, от которой уезжаем на нескольких легковушках до Кидекши. Воскресенье, залезаем на леса Борисоглебской церкви, слушаем стихи местного жителя и автобусом, но автостопом уезжаем в Суздаль. Кремль, валы, Каменка, Покровский монастырь. Ночуем на берегу Каменки аккурат между двумя монастырями — Спасо-Евфимиевским и Покровским.
Завершаем круг по Суздалю через Ризоположенский монастырь и торговую площадь, выходим опять на Владимир. Пара до объездной, "шнива" чуть далее и на вписку к Кайе, к которой все-таки достучались. Скидываем рюкзаки и обходим центр. Пельмешки на вписке, сон.
Прощаемся с Владимиром и переходим пешком мост через Клязьму и проходим поселок. Пацан на "зубиле" до поворота на Гусь-Хрустальный, маршрутка до поворота на Меленки, фура до Мурома. Монастыри, Ока, пепел с неба и сильный ливень, выходим в сторону Касимова. Фура-"бочка" с драйвером, предлагающий ехать с ним в Швецию (он туда раз в неделю, лично я поеду обязательно), до поворота на Гусь-Железный. Автобусом "ПАЗ", спешащим эвакуировать жителей горящих деревень, едем до Гусь-Железного. Ночлег в лесу неподалеку, везде дым и гарь.
Неоготика Троицкого собора, встреча со стопщиком (не с форума ли?), "икс-трейл" до Касимова с короткой экскурсией прямо до центра. Опять Ока, опять пешком через полгорода. Автобусом через Оку, "99" до начала трассы Касимов-Шилово, "9" до ильинского источника, "американец" до Шилово, М5. Быстрая "Приора", не доезжая до Ломова, все уходят на ночлег.
"Американец", угощающий фруктами и кофе до поворота на Саратов. "Десятка" почти до Петровска, "мазда" прямо в Саратов. Ольга дома, а я на следующий день рулю домой.
То да се, выехал после обеда. Фургончик до объездной, "десятка" до Петровска, "камри" до М5. "Камаз" до МКАД, с которого и начал тему. Ехали долго, но продуктивно. Наконец-то поели здесь:
Чем, собственно, остались довольны. Купались, ломались, чинились, потрясались, ужасались и фотографировались. Расстались на каширке, откуда на метро дополз домой.
Заключение вступления
Автостоп по Золотому Кольцу и центральной России — отменный, нигде не зависали более четверти часа. Как правило, уезжаешь через 5-10 минут, причем с любой позиции.
Тревожно за обстановку в стране с жарой — горит все — леса, поля, деревни. Ситуация очень и очень серьезная. Вся Рязанская область и Мордовия в дыму, леса горят прямо вдоль трассы, дышать нечем, видимость плохая. Чем это закончится — пока неясно, но о каких-либо урожаях уже точно можно забыть.
А далее в этой теме я расскажу о постройках XII века, сохранившихся на территории центральной России. Вот только слайды завтра проявлю — и сразу же начнем!
#2
Отправлено 01 августа 2010 - 19:32
Покров-на-Нерли, Боголюбово, 1165 год.
#3
Отправлено 20 октября 2010 - 14:48
Кто первый пришел к мери строить города, варяги с запада или славяне с юга, до сих пор неизвестно. Скорее всего, одновременно. Точно известно то, что более тысячи лет назад пришельцы поселились южнее нынешнего центра, основав Сарское городище, остатки которого в виде валов сохранились до сих пор. Впоследствии, неся православие в языческие массы и ассимилируясь, центр города "переехал" на берег озера. Очень жаль, но совсем древних построек в Ростове не сохранилось, зато он хорошо известен своим "пряничным" Кремлем, построенным опальным митрополитом Ионой Сысоевичем в XVI веке. Этот архитектурный памфлет хорошо знаком нам по фильму "Иван Васильевич меняет профессию", а уютный дворик "Княжьих теремов" является квинтэссенцией стиля Ионы Сысоевича.
Еще одна из достопримечательностей Ионы — звонница Успенского собора. Послушать перезвон колоколов обязан каждый турист, даже сам митрополит писал о своем увлечении: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». Конечно, колокола уже не те, что лил Иона, но звук все равно потрясающий. Сама пустотелая звонница, будучи прекрасным резонатором, воспроизводит на всю округу поистине чарующие звуки.
Вообще, Ростов хранит множество интересных легенд, что пробуждает нездоровые порывы разобраться в них глубже. Например, любители конспирологии найдут интересным большое изображение масонского символа на портале Дмитровского собора Спасо-Яковлевского монастыря. Что пытались сказать нам граф Шереметьев со своими потомками, изобразив над входом глаз в пирамиде на фоне лучей?
Еще одна интересная история связана с другим ростовским монастырем, Авраамиевским, он же Богоявленский. Авраамий, в миру Аверкий, не занимавший официального поста в церкви, жил в келье на берегу Неро и вел борьбу с язычеством. Его пещера находилась рядом с древним каменным идолом Велеса, и тупо разобрать его было невозможно, язычники бы не поняли. Тогда Авраамий, якобы в видении, раздобыл некий девайс, "увенчанный крестом жезл", коим и уничтожил каменного идола. Судя по тому, что скорой расправы над Авраамием не последовало, сделал он это, видимо, весьма эффектно. Именно на этом месте теперь и стоит Авраамиевский монастырь, в двух километрах от Кремля. История самого девайса на этом не заканчивается, им завладел Иван Грозный в 1551 году перед походом на Казань. Как царь использовал его силу, точно неизвестно. Казань, как мы знаем, Грозный взял достаточно легко, и в память об этом построил в монастыре Богоявленскую церковь. Следы же девайса после этого теряются.
Авраамий имел, кстати, множество других достоинств. В частности, в его "Житие" рассказывается о том, как он лихо заточил чертенка в кувшине, прикрыв его крестом. Чертенка, впрочем, по недоразумению выпустили, но сей факт все равно остался задокументирован.
Осталось добавить, что все основные ростовские достопримечательности находятся в шаговой доступности друг от друга. Интерес для исследователей мерянской культуры представляет село Угодичи на восточном берегу озера Неро. Там сохранились и культовые синие камни, и развалины церквей. В ростовском историческом музее, кстати, тоже можно ознакомиться с неплохой экспозицией.
Сарское городище, которому археологи не придают особого внимания, считая его второстепенным по сравнению с самим Ростовом, находится на пути к Переславлю-Залесскому. После деревни Деболовское и ж/д путей углубляемся перпендикулярно трассе на запад. По пересеченной и заболоченной местности достигаем излучину реки Сары, место, где она делает петлю. Остатки валов и курганов мимо не пройти, хотя кроме них там на первый взгляд ничего и не осталось. Но мне кажется, что вооружившись хорошим металлоискателем, тут можно сделать много интересных находок.
#4
Отправлено 20 октября 2010 - 19:31
А мы отправляемся дальше, в Переславль. Юрий Долгорукий отправил одного из своих сыновей заложить город в этих местах, и однажды навестив его в гуще лесов, проворчал: "Ну ты и залез!". С тех пор город так и называется — Переславль-Залесский. Конечно, это шутка!
Кроме того, что Переславль действительно основан Долгоруким, и самое главное — здесь сохранился каменный объект XII века — Спасо-Преображенский собор. К нему мы вернемся чуть позже, потому как в этом небольшом городе находится еще куча разных древностей, как например целых шесть монастырей, четыре из которых действующих.
На севере от Переславля, в Никитской слободе, находится одноименный монастырь, где когда-то подвизался святой Никита Столпник. Это значит, что человек неподвижно, годами, стоял на столбе. У православных монахов эта традиция не прижилась, хотя она достаточно древняя и идет еще от времен Римской империи. О нелегкой жизни Никиты повествуют уцелевшие фрески, которые являют собой довольно страшные эпизоды. Внутри же Никитского собора, напротив, совершенно новые рисунки, написанные в интересном стиле, очень похожим на комиксы. Не могу не отметить местный монастырский квас, который очень дешев и при этом необыкновенно вкусен!
Исследователям этот монастырь может быть интересен тем, что был основан даже раньше самого города. Здесь неподалеку остатки Клещина городка, который как и Сарское городище близ Ростова, имеет более богатую историю. Причем опять же, языческую. Именно в этих местах находится самый "раскрученный" "Синь-камень", о коем ходит множество легенд.
От монастыря можно пройти через поле либо к озеру, либо в город. С Плещеевым озером история Переславля связана неразрывно. Даже на гербе города изображены две золотые сельди. Дело в том, что только здесь водилась уникальная рыба, ряпушка. В копченом виде была она столь вкусна, что добывали ее только для царского стола, и настолько при дворе ценилась, что в итоге перекочевала на герб. Кстати говоря, рыбы и сейчас там много, вот только та это ряпушка или нет, выяснить не удалось.
На берегу Плещеева озера, недалеко от места впадения в него реки Трубеж, находится очень благоустроенный городской пляж. Единственное что — там очень мелко, для того чтобы погрузиться в прохладную воду, придется пройти по мелководью пару сотен метров. Зато после купания можно пройтись по улице наверх, к историческому центру Переславля. Мимо него не пройти, ибо он окружен почти уцелевшими земляными валами. В таком же нетронутом виде валы сохранились только в Юрьев-Польском. И практически приткнувшись к валу, стоит цель нашего визита, Спасо-Преображенский собор.
За свою почти тысячелетнюю историю церковь на метр вросла в землю. Возводить ее начали в 1152 году вместе с насыпкой валов, что вместе вылилось в грандиозное строительство, которое закончилось только к концу XII века. Подумать только — валы длиной 2,5 километра, 600 тысяч кубометров земли, чьими руками и силами могли осуществить этот проект? И можно себе представить чувства местных племен, когда они воочию увидели белокаменную церковь огромных по тем временам размеров.
Тесаные камни, суровый, почти без украшений внешний вид, по-западному узкие окна — все это без сомнения внушало трепет. А в наше время это хороший объект для изучения некоторых типичных архитектурных особенностей.
По-научному описание звучит так: одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Если с первыми двумя характеристиками все более-менее понятно, то с остальными знаком не каждый. Хотя со столпами (столбами) тоже несложно, это несущая вертикальная часть опорной конструкции. Нетрудно догадаться что частей этих четыре и храмов, построенных по такой технологии, великое множество. Понятие "апсида" же имеет греко-римские корни, что означает полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом. В храмах апсида является алтарным выступом, как правило, ориентированным на восток. В данном случае ориентация сбита на северо-восток, и связано это с тем, что храм вместе с валами играл какую-то важную роль в обороне.
Еще немного архитектурных терминов, чтобы читатель мог блеснуть знаниями, вдруг кому-то придется поработать гидом.
По верхней кромке апсид идет строгое украшение, которое называется аркатура. В храмах Владимиро-Суздальского княжеств использовалась разновидность аркатуры в виде аркатурного пояса, или фриза.
Название цилиндрического основания купола запомнить легко, это барабан. В нашем случае, помимо фриза верх барабана украшен поребриком, когда ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены ребром наружу.
На этом покончим с терминами, надеюсь, я не перегрузил излишними подробностями. Спасо-Преображенский собор считается самой ранней уцелевшей белокаменной постройкой Северо-Восточной Руси, наряду с церковью Бориса и Глеба в Кидекше. Хотя по некоторым особенностям я считаю, что последняя старше, мы еще посетим ее.
Спасо-Преображенский собор хорошо известен в связи с еще одним человеком — князем Александром Невским, который родился здесь в 1220 году. Интересно, что его сын был князем Владимирским, но при этом жившим в Переславле. Другими словами, в конце XIII века столица Руси была именно здесь. Памятник Невскому находится рядом с храмом, на площади, где когда-то находился деревянный княжеский дворец.
За 50 рублей можно пройти внутрь собора. Лестница наверх закрыта, но и без того каменный храм впечатляет. В первую очередь, своими размерами, внутри он кажется намного большим чем снаружи! И хорошо чувствуются особенности белокаменных построек — в жару камни прекрасно сохраняют приятный холодок, а к вечеру напротив, излучают едва ощутимое тепло.
Конечно, купол раньше был другим, да и портал обвалился, о чем свидетельствуют следы над входом, но в целом храм сохранился прекрасно. Что очень удивительно, учитывая долгую историю Переславля, который множество раз был сожжен, захвачен и разграблен.
Чуть позже мы еще прогуляемся наверх, к Горицкому монастырю, а эту часть завершим фотографией дверей Спасо-Преображенского собора.
#5
Отправлено 20 октября 2010 - 22:20
Кроме трассы М8 "Холмогоры" Архангельск-Москва, где стопил обозы еще сам Ломоносов, из Переславля можно уехать на восток по дороге Р74, ведущей через Юрьев-Польский во Владимир. И когда-то именно здесь пролегал основной путь в Суздаль. Туда-то мы и отправимся, оставив Юрьев-Польский "на сладкое" по причине, которая будет изложена в свое время. Да и хронологии придерживаться легче.
#6
Отправлено 20 октября 2010 - 22:43
#7
Отправлено 22 октября 2010 - 15:12
?
#8
Отправлено 12 ноября 2010 - 14:31
Овраг на берегу реки, прямо напротив небольшого островка. Похоже на то, что под землей здесь находится большой скальный массив.
Сверху над оврагом, конечно же, растут дубы.
А внизу камни, источенные и покрытые мхом, среди которых один так называемый жертвенный, с вырезанным на нем ликом спящего древнего божества.
“Капище”, “жертвенный камень”, “язычество” — почему за тысячелетие православия эти понятия не исчезли? Таких мест, как это — огромное количество по всей нашей необъятной стране. Там, где было можно, прямо на древних местах силы ставили церкви и храмы, откуда, видимо, и остались валуны. А к заповедным языческим уголкам, где издревле поклонялись камням, до сих пор не зарастают тропы…
#9
Отправлено 12 ноября 2010 - 16:02
Почитайте в сети что такое АКР и поверьте, что туда не надо идти с металлоискателем.мне кажется, что вооружившись хорошим металлоискателем, тут можно сделать много интересных находок.
#10
Отправлено 12 ноября 2010 - 16:05
#11
Отправлено 12 ноября 2010 - 17:11
#12
Отправлено 19 ноября 2010 - 14:30
Что касается конкретно Сарского городища, так это настолько заброшенное и пустынное место, что там не только давным давно не проводятся раскопки, но и вообще никого не бывает. А еще в АКР не занесены берега рек, а ведь именно здесь попрятано самое интересное. Как, например, Нерль — одна из крупнейших транспортных артерий средневековья.
Нерль находится всего в пяти километров от Суздаля, и именно отсюда начал свою экспансию Юрий Долгорукий, основав храм Бориса и Глеба в Кидекше. Может, не так просто было основаться пришлому князю непосредственно в Суздале, но скорее всего, Долгорукий прекрасно понимал стратегическое значение форпоста на Нерли. Отсюда же и удобный для доставки грузов водный путь к Суздалю — по реке Каменка (она же Кидекша по финно-угорски, такая вот незамысловатая топонимика). Нерль здесь широка даже в наше время, и практически прямая, так что суровый каменный храм виден издалека, возвышаясь над поймой реки.
Несмотря на то, что строительство церкви датируется теми же годами, что и собор в Переславле, у меня по этому поводу возникают большие сомнения. Помимо того, что чисто физически невозможно вести столь масштабное по меркам того времени строительство в нескольких местах одновременно, выглядит церковь "первым блином": приземистая, небольшая, и сложена из разных и небольших по размеру камней.
И конечно же, качество кладки. Несколько раз у постройки обрушивался свод, да и вся конструкция в буквальном смысле "трещит по швам". В настоящее время северная часть вся в лесах, и я не смог удержаться от того, чтобы не залезть на них, пользуясь полным отсутствием людей.
Здесь хорошо видны трещины, самые широкие из которых даже заложены кирпичом. Интересно, что на некоторых камнях, примыкающим к трещинам, выбиты значки, похожие на стрелки. Я так понял что это маркеры, указывающие на места, требующие ремонта. Мне неизвестно, когда они были нанесены, но выглядят очень старыми. Хорошо, если удастся сохранить этот объект, ведь внутри, говорят, сохранились фрески со времен постройки.
Что касается Кидекши в целом, это как уже упоминалось выше, почти полное отсутствие людей. Летом сюда приезжают разве что искупаться, да изредка забредет любопытный турист. А добраться до Суздаля — элементарно, помимо рейсовых автобусов, местные жители охотно возят автостопом, посредством которого мы и уехали в центр древнего княжества.
#13
Отправлено 03 декабря 2010 - 03:21
Суздаль, эта огуречная столица, вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, изучать что-либо в этом историческом бульоне очень тяжело, но с другой — загадок это место дарит много. Но не буду пока отвлекаться от темы. Для начала в очередной раз обратимся к классику: С.М. Прокудин-Горский, "Вид на Суздаль по р. Каменке.", 1911 г.
Прошло сто лет: "Вид на Суздаль по р. Каменке.", Oilman (мой друг, он правда нефтяник).
Как мы видим, ничего не измени... Какого черта здесь делает экскаватор? Извините, техническая накладка, хотя... Снимок хорошо отражает текущее положение дел в Суздале, а также темпы и характер его изменений, пожалуй, пусть повисит здесь. А мне придется начать сначала, и сделать попытку вернуться к теме.
Итак, Кремль. Честно говоря, по сути от него остался только Рождественский собор, окруженный поздними постройками, да жалкие остатки валов. Заглянем же опять в объектив камеры Прокудина-Горского.
Как вам эти огромные луковицы куполов, под которыми собор готов опрокинуться? Что, в общем-то он неоднократно и делал, несмотря даже на то, что первоначально форма макушек была совсем иной, мы к этому еще вернемся. Но сначала еще немного истории. Кремль как укрепление был заложен, точнее, модернизирован, еще Ярославом Владимировичем Мудрым. Владимир Всеволодович Мономах продолжил это начинание, перестроив Кремль по всем правилам фортификационной науки. Что и было с блеском продемонстрировано в 1107 году, когда Суздаль попыталось захватить войско Волжской Булгарии. Потоптались у валов, попытались по стенам полазить, да и отвалили ни с чем, пограбив окрестные поселения. А вот каменному Рождественскому собору не повезло — более менее устойчивую конструкцию бывшая в то время трехглавая постройка обрела только в 1222-1225 годах, аккурат к приходу Батыя. Причем в летописях сохранилось основание для перестройки: прежний каменный собор (не простоявший и ста лет) "рушится от старости". И вот что осталось нам.
В 1528 белокаменные стены разбираются до аркатурного пояса с женскими масками и заменяются кирпичными. Трёхглавый собор получает пятиглавое завершение и в XVII веке расписывается изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Иногда лучше "Википедии" и не сформулируешь. И изменения эти отлично заметны вблизи.
Собственно говоря, ничего кроме самих изменений и не выжило. Женские маски?
Эти финно-угорские рожицы мы еще увидим в достаточном количестве, а по большому счету на этом можно и закончить. Но я этого не сделаю, пользуясь случаем надо немного прогуляться, по пути рассмотрев парочку суздальских загадок.
Посмотрите налево (ну это как бы мы стоим лицом к Рождественскому собору ) — Архиерейские палаты, построенные для церковных владык в 17-18 веках.
Качество кирпичных построек показательно — ни одной одинаковой арки! Сильно сомневаюсь, что так было задумано. Сейчас здесь музей, кстати. Эээ, (оглядываясь) ну вот здесь были стены с воротами, к сожалению, они полностью сгорели. Короче говоря, проходим, не задерживаемся.
В Суздале находится аж пять монастырей, и самый "молодой" из них — девичий Покровский. Поводом его основания послужило обещание, данное Андреем Константиновичем в молитве, когда он просил спасения от бури , настигшей его по пути из Нижнего в Суздаль . Интересно, буря настигла князя где-нибудь на Клязьме?
Вообще, послушницы монастыря зело суровы, одна девочка не хуже заправского охранника попросила нас, когда мы случайно зашли "куда нельзя". Но тем не менее, кое-что интересное обнаружить удалось.
А именно две надгробных плиты, поразившие отменным качеством своего исполнения. Лежат себе и лежат, за углом. Одна расколотая, вторая же практически целая. Здесь есть где разгуляться пытливому уму! Ну во-первых, такое не часто увидишь вне музеев (да и там редко), а во-вторых, это же живая история письменности, нас разделяют даже летосчисления. Но сначала небольшой экскурс в историю словами замечательного историка Сергея Цветкова.
К осени 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья — великокняжеского венца. Великий государь Иван III Васильевич подыскивал жену своему наследнику, младшему сыну Василию. Иван Васильевич, не отступая от традиций, начал приискивать ему невесту за границей и поручил своей дочери, польской королеве Елене, найти брату подходящую особу из какого-нибудь европейского королевского дома. Елена, однако, отписала отцу, что дело это невозможное, так как на Западе не любят греческой веры, считают православных нехристями, и вряд ли найдется государь, согласный отдать дочь за наследника московского князя.
Страдавшее от такого унижения государево сердце утешил великокняжеский казначей Юрий Траханиот, один из греков, приехавших к московскому двору вместе с Софьей Палеолог. Он указал Ивану Васильевичу на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства, — взять хотя бы императрицу Ирину, которая таким образом выбрала невесту для своего сына Константина: подробный рассказ об этом содержался в житии святого Филарета Милостивого, чья внучка, Мария, и стала супругой молодого императора. Так и случился первый всероссийский конкурс красоты. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова, и 4 сентября того же года была сыграна свадьба.
Проходили месяцы, годы, десятилетия, а великокняжеские палаты все не оглашались плачем новорожденного... Василий тяжело переживал свою бездетность. К отчаянию мужчины добавлялась тревога государственного мужа. Отсутствие наследника грозило междуусобием московской державе: братья Василия, удельные князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий, могли вступить в кровавый спор за великокняжеский престол. И в 1525 году Василий решил развестись с Соломонией. Мы не знаем всех обстоятельств, при которых возникло это решение. Не исключено, что здесь имела место интрига... Немедленно был учрежден розыск о неплодии Соломонии, чтобы освидетельствовать ее неспособность к рождению детей. Главными свидетелями выступили Юрий Траханиот и брат Соломонии, Иван Юрьевич Сабуров.
Вопрос о разводе был вынесен на собор с участием бояр и духовенства. Митрополит Даниил успокоил совесть Василия, сказав, что берет его грех на свою душу: разрешение на развод было получено. 28 ноября Соломонию отвезли в московский Спасо-Рождественский монастырь на Рву и постригли, причем, скорее всего, пострижение было произведено против ее воли. Вскоре Соломонию отвезли на житие в суздальский Покровский монастырь. Развод Василия с Соломонией явился важным в династическом отношении событием. Еще важнее было то, что вслед за этим последовало. А дальше события приобрели загадочный, почти детективный характер...
Вскоре по Москве распространился слух, что Соломонию постригли... беременной! Некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребенка. Так, в суздальском Покровском монастыре несколько веков жило предание о рождении у Соломонии в стенах монастыря сына и его смерти в младенческом возрасте. В «Историческом и археологическом описании Покровского девичья монастыря» И.Ф. Токмакова, изданном в XIX веке, говорится: «С правой стороны гробницы Соломонии находится полуаршинный памятник; как говорят, тут похоронен семилетний сын ее, родившийся в обители».
Долгое время все эти свидетельства о беременности Соломонии историки относили к области слухов и ничем не обоснованных домыслов. Однако все изменилось в 1944 году, когда директор суздальского музея А.Д. Варганов поднял находившуюся рядом с гробницей Соломонии анонимную белокаменную плиту (официально это надгробие приписывалось малолетней царевне Анастасии Шуйской — дочери царя Василия Шуйского, даты рождения и смерти которой не известны и чье существование удостоверено лишь двумя вкладами в монастырь, относящимися к XVII веку). Согласно протоколу, музейные работники обнаружили «небольшую погребальную колоду, покрытую изнутри толстым слоем извести. В ней оказались остатки детской рубашки и истлевшее тряпье без каких-либо остатков и следов костяка». Так версия о существовании сына Соломонии получила весомое подтверждение.
Согласно суздальскому преданию, сын Соломонии умер в возрасте семи лет, то есть в 1533 году. Год его смерти точно совпадает с началом правления второй жены Василия III Елены Глинской и ее фаворита, князя Оболенского. И потом, эта пустая детская гробница, куда директор суздальского музея заглянул, очевидно, далеко не первым... Но кто же более Елены и ее фаворита был заинтересован в сокрытии всяких следов существования несчастного законного наследника?
В нашем распоряжении есть лишь легенда о том, что сын Соломонии стал прославленным разбойником, наводившим шороху на всю Русь. Да царь Иван Грозный всю жизнь искал этого человека, к тому же есть основания полагать, что сам он родился вовсе не от Василия, а от князя Оболенского, с коим имел схожее наследственное заболевание. Вернемся к плитам и лингвистическим задачкам. Вот не сохранившаяся плита:
[мая] в 5 день на пямять святыя
мученицы ирины преставися
раба божия инока кня-
гиня александра чер-
касъка
Здесь мы можем удостовериться в том, что под такими плитами хоронили только очень знатных людей, повторюсь, качество обработки — высочайшее. Кстати, этот стиль отделки относят к XVII в. В любом случае, на второй плите текст можно прочитать почти полностью:
лета 7097
месяца августа в 17 день на память
святаго мученика мирона преста-
вися раба божия *******су-
**фе** андрей ива-
новича сабу-
рова
Вот и наша загадка: уж не законный ли наследник престола был похоронен здесь в 1589 году, пережив Ивана Грозного на 5 лет? Кто хочет поупражняться в древнерусской письменности, пожалуйста — надпись крупным планом — часть 1 и часть 2.
Вторая же загадка, архитектурная, тоже связана с Покровским монастырем. Если смотреть на него сверху, со смотровой площадки Спасо-Евфимиевского монастыря, то взору открывается такая картина (прошу прощения за зайца в объективе ):
Здесь видна монастырская стена и ее башенки с полукруглыми куполами. А как раз на границе пойманного "зайца" стоят две башни совсем другого типа, шатровые. Причем они вынесены за территорию монастыря, но впоследствии стена была до них достроена, образовав эдакий излом. Воспользуюсь фотографиями Оли для наглядности и вида вблизи (автор с рюкзаком в виде бонуса )
По стилю они напоминают что-то восточное, татарское, но откуда они взялись здесь, с какого времени, и, главное, зачем?
Наверное, я уже утомил со своими загадками, да и вряд ли кто-нибудь дочитает до сюда. Хотя и зря, я обнаружил на берегу Каменки машину времени и успел сделать пару кадров из прошлого!
Вот это как раз стена Спасо-Евфимиевского монастыря, вход куда платный, да и ничего интересного там и нет. Одна из фоток у меня в галерее как раз оттуда. Другие монастыри и постройки тоже как-то не особо вдохновили, да и пора уже закругляться с Суздалем.
Отмечу напоследок, что ночевали мы прямо в городе, у реки, аккурат между Покровским и Евфимиевскими монастырями, где Олю местные угостили огурцами (а чем же еще?), ночью кем-то был доеден наш суп, а раннее утро ознаменовалось громкими речевками на китайском языке со стороны смотровой площадки. Что еще: на колокольню, что у Торговой площади за денежку можно подняться, а самая лучшая медовуха, как ни странно — липовая.
#14
Отправлено 07 января 2011 - 15:38
Интересующиеся историей архитектуры могут изучить труд проф. Заграевского "ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ И ДРЕВНЕРУССКОЕ БЕЛОКАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО", где данная тема раскрыта полностью. Для остальных продолжу вкратце, по большей части опираясь на слайды и то, что почти все места, описанные далее, находятся в планах к повторному изучению и фотографированию, подразумевающим отдельные отчеты (ориентировочные даты — апрель-май 2011 года).
#15
Отправлено 07 января 2011 - 20:43
Из старинных белокаменных построек сохранились Золотые ворота...
...рядом с остатками валов.
Успенский собор, прообраз того, что находится на территории московского кремля. Построен в 1158-1160 гг...
...перестроен в 1185-1189 гг.
Дмитриевский собор 1191 г., "чемпион" по каменной резьбе.
Интерес у туриста также может вызвать необычный ракурс В.И.Ленина на главной площади и смотровая площадка с памятником отцам-основателям, украшенным барельефом с назгулами. (Спасибо Оле за эти запечатленные моменты).
Прямо оттуда, с площади (как, впрочем с любой остановки на главной улице), за 10 рублей можно уехать на автобусе в Боголюбово, где в заливных лугах возвышается творение Андрея Юрьевича, церковь Покрова на Нерли. Необходимо отметить, что постройка была очень серьезной, каменное основание правильной формы до сих пор заметно под слоем земли.
И выглядел комплекс первоначально примерное вот так.
Церква занимает явно стратегическое положение на пересечении торговых путей Нерли и Клязьмы, и ее окрестности на мой взгляд несут следы разумной деятельности по строительству судоходных каналов.
Резьба опять же очень самобытна, ну чем не инопланетяне?
Как правильно отмечено в "Вольной энциклопедии", удобная позиция для фотосъемки расположена на опоре ЛЭП, но летом к ней затруднен доступ зарослями крапивы. Ну и если карабкаться наверх с фототехникой, то будет нелишней какая-нибудь страховка. Впрочем, именно этим я и собираюсь заняться весной!
#16
Отправлено 07 января 2011 - 21:26
Гусь-Железный определенно поражает своим неоготическим собором, и требует внимания в качестве отдельной поездки сюда...
...и в Касимов, город интересной истории и планировки.
Внимательный читатель обратит внимание на то, что один город я все-таки пропустил, но он заслуживает не только отдельного постинга, но и внимания, поэтому это блюдо будет на сладкое, в виде бонуса. Точнее, "бонусов" будет два, но они чуть позже. Ну и раз уж в очередной раз я воспользовался Олиными иллюстрациями, то пользуясь случаем хочу передать ей привет и поблагодарить за хорошую компанию в этой поездке!
Пожалуй, стоит на всякий случай добавить, что все эти смешные черно-белые карточки выполнены на высоко контрастную пленку Kodak T-max посредством камеры "Зенит-3М" (это я так оправдываюсь за арт-портрет выше )
#17
Отправлено 08 января 2011 - 03:27
Саввино-Сторожевский монастырь на горе Сторожи, военный форпост Московского княжества на западе.
"Игрушечный" дворец.
Восходящее солнце на куполах Собора Рождества Богородицы.
Фрески.
Борщец в кафе рядом с монастырем.
Памятник Савве, ученику Сергия Радонежского.
Звенигородский чудотворец, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище».
А это уже Городок. Успенский собор, конец XIV века. По сути, центр звенигородского Кремля.
Тень от церкви Вознесения Господня.
Каким образом Успенский собор умудрились выстроить в разгар татарского нашествия, не сообщается.
Москва-река с древних валов Городка.
#18
Отправлено 08 января 2011 - 04:29
Архитектурный объект здесь тоже присутствует, правда, более поздний. Георгиевский собор был возведен в 1230—1234 гг. Интерес представляет также то, что храм был разрушен, но в XV веке реконструирован, его собрали по камням как Lego.
Не знаю, получится ли фотографиями передать очарование этого места, но я все же постараюсь. Их много, кто не спрятался — я не виноват!
Вот так вот жмутся постройки к историческому центру, рядом с отлично сохранившимися валами. Трудно представить, каково это, жить в нескольких десятках метров от древнего памятника архитектуры.
Георгиевский собор. Попробуем без слов?
#19
Отправлено 08 января 2011 - 04:35
Заходим. На колокольню можно забраться за 30 рублей, билеты времен СССР.
Там жутко тесно, о чем честно и предупреждают.
Но это стоит того.
На территории монастыря есть уголок с камнями и плитами. Вот, например, явно один из "кубиков Lego" Георгиевского собора.
А вот прекрасно обработанный гранит, с которого аккуратно сколоты надписи.
И немного самого города. Я бы очень хотел пожить там, нет, правда!
Если спросите, какой один город посетить из Золотого Кольца, то я настойчиво рекомендую Юрьев-Польский! На этом пока все, надеюсь, продолжение следует...
PS Ах, да, все фотографии в более крупных размерах находятся здесь.
#20
Отправлено 08 января 2011 - 06:44
ЗЫ Языческий камень классный
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей