Монзенская железная дорога. Как мы поехали в Кострому, а очутились в Вологде
- Как адвокат, советую взять самую быструю попутку, виски, плеер для особой музыки, две пары валенок потеплее, и свалить из Москвы по крайней мере на два дня. Выходные испорчены.
- Почему?
- Потому что, естественно, придется ехать с тобой, и надо будет утеплиться до ушей.
Впереди оставалось еще четыре дня рождественских каникул и, поборов в себе постпраздничную лень, мы отвели три из них на небольшую вылазку в Костромскую область. План был простым: объездить несколько городов, уделив особое внимание Чухломскому району с его деревянными храмами и теремами.
Однако наше внимание тут же привлекло кое-что более интересное – полузабытая и отмеченная далеко не на всех картах Монзенская железная дорога, соединяющая Костромскую область с Вологодской. И вот, за пять часов до отправления нашего поезда, она обрела статус основной цели этой поездки. Выяснив, что на дороге худо-бедно существует пассажирское сообщение (один ночной поезд из Вохтоги в Иду и обратно), наскоро забив карты в навигатор и запасшись десятком пар носков, мы поспешили на поезд «Москва - Абакан». В качестве дорожного чтива у нас было некоторое количество отчетов от предшественников, список которых я приведу в конце.
I. Галич
6 января 2013 года поезд №68 выплюнул нас на заснеженную платформу города Галич. Было около 7:30 утра и город еще спал. Редкие галичане, коты и собаки удивленно таращились на наши рюкзаки, пока мы неторопливо двигались в направлении центра по улице Свободы*.
*Интересный факт. Главная улица Галича настолько длинна (около 6 км), что делится аж на 6 сегментов: Касаткиной – Свободы – Луначарского – Свердлова – Калинина – Гладышева.
Галич, казалось, сплошь состоял из резных деревянных домиков, утопленных в улицу почти по середину первого этажа. (В соседней Чухломе или Солигаличе дома вовсе не выглядят как засосанные в зыбучие пески, а здесь создалось именно такое впечатление). Побродив по пустынной центральной площади, обозрев знаменитые торговые ряды и подергав запертые ворота церкви, мы обнаружили закусочную «Русский чай», открытую с 7:00 утра, где и решили дождаться позднего зимнего рассвета.
Поплясав несколько минут вокруг витрины с невероятно низкими ценами, мы решили не экономить и закатили настоящий пир всего на 100 рублей. Когда начало светать, а последнее пирожное было с трудом съедено, мы устремились на площадь, где уже вовсю велась торговля: обувь от уггов до рыбацких сапог, огромный стенд детских комиксов, вышивка, клюква, мед и, конечно, РЫБА*.
* «Рыболовство – это значительная возможность прокормить семью, так как городская промышленность давно уже находится в сильном запустении и упадке».1
Галич мы прошли пешком, как, впрочем, и все остальные города по маршруту. На Луначарском сегменте главной улицы, в доме №11 находится замечательный (и довольно дорогой по местным меркам – 70 рублей с персоны) краеведческий музей, где на вас ошалелым взглядом посмотрит чучело зайца и суровыми – крепостные, чьи многочисленные портреты кисти неизвестного галичского художника занимают почти все стены второго этажа. Далее по улице Луначарского нам встретились живописные руины огромного храма, обрамленные горками угля, лопатами и тачками. На фоне вовсю дымила труба. -Койяанискацци-
Памятник крану, неоднократно упоминающийся в описаниях Галича, был найден несколько дальше и осмеян, поскольку оказался он вместо махины маленькой фигуркой на высокой гипсовой тумбе. После этого памятника внезапно начались скучные типовые пятиэтажки, не оставившие более права маленькому уютному Галичу называться поселком.
II. Чухлома
Попутка из Галича была готова перенести нас сразу в Солигалич, однако, помня об изначальной цели поездки, мы вышли на отворотке на Чухлому и сразу поймали грузовичок «до центра». Минуты через три водитель улыбнулся: «Ну вот, в общем-то, и центр!». Я почувствовала себя попугаем Кешей из Мультфильма: «Совхоз «Светлый путь?» Не видно же ничего!». В общем, зимняя Чухлома оказалась настоящим чухлоградом: никаких резных наличников, никаких веселых рынков – лишь заснеженный памятник Ленину на площади (?), давно не работающий крошечный кинотеатр и, будто засиженное мухами, белое озеро с многочисленными точками рыбаков. Однако знаменитой чухломской рыбы, равно как и чего-либо горячего, нам отведать не удалось: перекусить в этом городе можно было только остатками пирожков в тесной забегаловке. Решено было подождать до Солигалича – и мы неторопливо побрели обратно на трассу. Надеюсь, летняя Чухлома окажется гостеприимнее.
III. Солигалич
При слове «Солигалич» я чувствую себя лосем, слизывающим крупные кристаллики соли с детской ладошки. Однако откуда эта самая соль взялась в Солигаличе – по-прежнему для меня загадка.
Галичские пирожные нас уже давно не грели, поэтому, наплевав на исследовательский азарт, мы прямиком направились в единственное кафе Солигалича, указанное нам смешливой девушкой с коляской. То ли название кафе – «Титаник» - ее так повеселило, то ли она уже знала, что попасть туда нам не удастся: как это бывает, именно сегодня немногочисленное население* города Солигалич провожало в «Титанике» почившего земляка. Мы было рванули на второй этаж того же дома, в проигнорированную ранее из-за отсутствия горячих блюд «Кулинарию», но и та уже закрывалась на амбарный замок прямо на наших глазах. К счастью, в городе нашелся-таки ресторан, по местным меркам «очень дорогой!», который вселил в нас бодрость духа, необходимую перед самой важной частью путешествия.
*Как ни странно, большинство людей в Солигаличе оказывались то москвичами, то петербуржцами. Кажется, самих солигаличан в городе чрезвычайно мало.
Итак, нам предстояло добраться до железнодорожной станции Солигалич в трех километрах от города, а затем до Ламсы с ее ночным (в 4 утра) пассажирским поездом до Вохтоги*. Минут за 15 нас никто не подобрал, поэтому отправились пешком и заметили, что все «попутки» на самом деле заворачивают куда-то влево, а до самой станции никто не едет. Дежурная на станции нам не удивилась, чему в свою очередь удивились мы. Женщина сообщила, что состав сформируется не раньше 19 часов и, конечно, нас без проблем подвезут до Ламсы. «К нам часто ездят, - сказала она, - Вот и сегодня приезжали, правда, только с мотовозами пофотографировались».
*Изначально этот участок маршрута (Солигалич-Ламса) длиной около 15 км вызывал наибольшие опасения, поскольку при любом раскладе достичь его до окончания светового дня не представлялось возможным. Насчет перемещения пешком по сугробам (пусть даже некой абстрактной дороге) в темноте и холоде возникали легко объяснимые сомнения.
Внезапно выяснилось что-то, заставившее нас приуныть: из-за праздников пассажирский рейсы в ночь 6-7.01 были отменены, а машинисты, чья смена была этой ночью, наотрез отказывались брать пассажиров: «Вохтога запрещает». Таким образом, мы теряли сутки: в районе Солигалича не было ничего интересного, на что можно было бы их потратить.
Но все разрешилось довольно просто: звонок на станцию в Вохтоге с просьбой разрешить машинистам подкинуть всего двух пассажиров от Ламсы не только решил проблему, но и добавил красок в путешествие, потому что все наши предшественники перемещались по Монзенской железной дороге или на пассажирских поездах, или на арендованном заранее мотовозе с машинистом.
Пройденные за сутки 20 км давали о себе знать – я провалилась в сон на скамейке в маленьком зале ожидания станции. Очнулась около 8 вечера, когда за окнами вовсю пыхтел тепловоз, готовый телепортировать нас в Ламсу. Запрыгнув в кабину, заметила, как вытягивается лицо darii – поезд набирал скорость, а он хлопал себя по карманам и отчаянно рылся в рюкзаке: на столе станции остался лежать навигатор. Но думать об этом сейчас не было смысла, и мы решили позвонить в Солигалич из Ламсы и попросить сохранить потерю до нашего возвращения.
IV. Ламса
Дорога до Ламсы заняла чуть меньше часа. Машинист с помощником молчали и делали вид, что нас в кабине нет, обидно-досадно, да ладно: очень уж хотелось спать. На станции Ламса мы десантировались и направились в домик дежурной (кроме него, одного маленького балка и нескольких вагонов, в Ламсе не было абсолютно никого и ничего). Дежурная удивилась и взволнованным голосом сообщила, что раньше утра нам никак не уехать. Но мы успокоили ее, сообщив, что обо всем договорились с машинистами, и не будем докучать ей, ожидая состав.
Позвонили в Солигалич – навигатор нашелся, и внезапно дежурная Ламсы вспомнила, что к ней придет еще один состав из Солигалича, который, скорее всего, успеет привезти нам gps до отправления в Вохтогу. Последнее намечалось не раньше часа ночи, посему мы были снабжены двумя радиаторами и отправлены спать в балок со строгим наказом хранить этот факт в секрете от начальника станции в Вохтоге.
В три ночи стук в дверь сообщил, что пора собираться. Дежурная, видимо, не ожидала от нас пятиминутной готовности, поэтому еще минут 20 мы сидели в «предбаннике» ее домика и грустно обменивались мыслями о предстоящем возвращении в Солигалич за навигатором, который так и не успел приехать в Ламсу. Вдруг женщина оторвалась от вязания, чтобы сообщить нам светлую мысль: сейчас придет первый из двух ночных составов, но ближе к утру будет еще один – мы можем дождаться навигатора и поехать позже!
Кажется, все налаживалось. Мы схватили радиатор, который только что вернули, и отправились обратно в уже натопленный балок. Через 10 минут домик загудел и затрясся от проезжавшего состава. Стук в дверь разбудил нас снова уже в 7:40 утра.
V. Ламса - Вохтога
Вновь обретя навигатор, мы сидели в уже привычном предбаннике и ждали, пока приедет «наш славный, наш добрый агицен паровоз». Узнали, что от Гремячего (в противоположную сторону от Ламсы) налажено регулярное автобусное сообщение до вологодской Тотьмы, и получили ссылку на vkontakte дежурной станции Ламса с наказом впредь лично осведомляться о расписании Монзенской ж/д, поскольку единственный пассажирский поезд 101/102 признан убыточным и, вероятно, доживает последние времена.
На этот раз нас встретил серьезный, но разговорчивый машинист и целых два помощника, одному из которых, впрочем, предстояло выйти где-то по пути до Вохтоги. Над приборами в кабине висел приказ, регламентирующий скорость движения составов по Монзенской железной дороге, из которого стало понятно, что ехать нам не меньше четырех часов. Максимальная разрешенная скорость для мотовозов составляет 30 км/ч, для составов – и того меньше: от 15 км/ч до 25 км/ч в зависимости от участка. Путь Ламса-Вохтога занял у нас около 5 часов, в течение которых мы дважды встретили лису (в двух ипостасях: живой и любопытной – за окошком, и сбитой тепловозом (не нашим) и готовящейся стать шапкой – на одной из станций) и один раз – лося. Каждый раз при появлении животного все население кабины, включая машиниста, бросалось к окнам и потом долго сидело, улыбаясь.
VI. Вохтога
Высадили нас несколько ранее самой станции Вохтога-2, возле завода, в столовую которого мы направились пообедать. Не ели мы уже сутки, но все равно не смогли потратить больше 200 рублей на двоих, настолько все было дешево. Пройдя завод насквозь, вы вышли в поселок и дошли сначала до автостанции (все автобусы либо уже ушли примерно в 8-10 утра, либо выходили около 17), затем до теплой и абсолютно пустой ж/д станции Вохтога.
Нас интересовала Кострома, добраться до которой стопом можно было как минимум от станции Буй, но – опять эти праздники! – все электрички были отменены, в перспективе насовсем. Время от времени объявлялось отправление грузовых поездов до Шошкодома, но мы даже не успевали добежать до них, чтобы напроситься по пути. В конце концов, пошли к дежурной, от которой с огорчением узнали, что один грузовоз в Шошкодом несколько минут назад взял сотрудника с официальным разрешением на такую поездку, и мы могли бы успеть «запрыгнуть под шумок»*.
* Совет. С любыми вопросами на станциях сразу следует идти к дежурным: им подвластно если не все, то многое!
Немного расстроенные, пошли на выход из Вохтоги, намереваясь отправиться в Кострому из Грязовца, и сразу поймали машину до Сидорово, где и застряли часа на полтора. Поток был неплохой, но почему-то никто нас не брал. Ближе в 16 часам на остановку, где мы топали ногами и ходили кругами в надежде согреться (в тот день было -12) стал подтягиваться народ в ожидании автобуса на Грязовец и Вологду. Попав в теплый автобус, мы так сладко заснули, что в Грязовце оказались совершенно неготовыми к решительным действиям и поехали в Вологду.
VII. Волгда - Ярославль - Москва
На улице было темно и Вологда. Вологда этим зимним вечером нам абсолютно не была интересна, поэтому мы отправились прямиком на вокзал за билетами в южном направлении. Ошалелые праздничные цены на билеты решили за нас, куда придется ехать, и местом этим стал Ярославль. За 400 с лишним рублей с человека нам предлагалось всего 3,5 часов сна в плацкартном вагоне, поэтому вечер прошел в сибаритстве. Ничтоже сумняшеся, мы направились в ближайший ресторан, где просидели до полуночи. Вокруг нас исполняли акробатические трюки 10 девочек-гимнасток, напившихся детского шампанского в честь своего первого выступления на междугороднем уровне. Вокруг них менее изящно скакали мамы с фотоаппаратами и камерами. В полночь нас выгнали из ресторана, поэтому мы отправились на рождественскую службу, пропахли ладаном, неторопливо прогулялись по пустынной Вологде и, наконец, погрузились в поезд до Ярославля.
Оказываясь в 5 утра в малознакомом городе, четко осознаешь, что где-то в планах ты накосячил. Осознали это и мы, когда увидели, что билеты из Ярославля в Москву «на сегодня» стоят почти столько же (а то и гораздо больше), чем сразу из Вологды. Вдруг стало холодно и грустно. Два часа прошло на вокзале в абсолютном тупняке, затем мы лениво пошли и поехали на Московский автовокзал, с которого и отбыли в Москву на частном микроавтобусе, стоящем тоже немалые 800 рублей с человека. Вот так, на поверку самая простая часть маршрута оказалась самой сложной и затратной.
Обещанный список литературы:
1 Малые города России. Галич
Монзенская железная дорога в Вольной Энциклопедии
Монзенская железная дорога, С. Болашенко
Загадочные рельсы Монзы. Ламса (geocaching)
МонZа или дорога края непуганых зайчиков ('05)
Путешествие по Монзенской железной дороге ('10)
Монзенская железная дорога на мотовозе, январь 2012
(если чего-то важного не хватает, надеюсь, darii меня дополнит)