К этой экспедиции я готовился почти год: изучал документы по печально знаменитой 501-ой стройке ГУЛАГа, раздобывал карты, переписывался со знающими людьми, расспрашивал покоривших железку, штудировал "Большую энциклопедию выживания" А.Ильичева. Маршрут был составлен такой: Минск - Москва - Владимир - Нижний Новгород - Чебоксары - Казань - Набережные Челны - Уфа - Челябинск - Курган - Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым. По различным противоречивым сведениям, автодорога существовала только до Сургута (другие говорили, что существуют слухи о трассе до Н.Уренгоя), и дальше следовало ехать в поездах. Однако последующие события доказали, что есть и другие варианты. Всю сталинскую железку (три с половиной сотни километров) предполагалось пройти пешком - до Салехарда, а оттуда уже ехать домой. И этот план впоследствии пришлось корректировать... Впрочем, до этого момента было ещё далеко, а пока что я в метро поджидал свою напарницу - девушку, которую видел до этого всего пару раз и с которой был пройден всего один пеший поход на 35 км...
часть 1
Покуда есть дороги
6 августа, суббота.
Восемь часов вечера или чуть позже - стоим с Катей Горячко из Полоцка на позиции. В планах - в Москву за ночь. Чудес не происходит, и движемся вперёд, к менее скоростной позиции. Вскоре нас забирает девушка на маленьком трёхдверном хэтчбэке и довозит до поворота на Смиловичи. Недалеко, но хоть оторвались. Там ещё не успели зайти за развязку, как стопится Камаз. Он ехал и периодически ломался: что-то там у него с перерасходом воды было, так что у каждой придорожной канавы водитель набирал канистру жидкости и вливал её в своего татарского друга. Высадились мы в километре от первой платёжки. Зашли за неё. Нацепили сопы и подумали, что сейчас попрёт. Однако не попёрло, и лишь минут через 20 остановился дальнобойщик и повёз до границы. Её проходили пешком, а российский ДПСник завёл нас в свою камору и выписал штраф за то, что мы нарушаем пункт 4.1 Правил и вне населённого пункта движемся по ходу движения. Я ему указал на другой абзац того же пункта, который прямо противоречил сказанному ("Если пешеход переносит объёмный груз... то может двигаться ... по правой стороне проезжей части", ну что-то в таком роде). Начальник, объёмный груз видишь - рюкзак 80 литров? Светоотражающие полосы согласно правилам нацеплены - видишь? Отказался ставить четыре (!) подписи в штрафной квитанции на 50 рублей. Мент сказал, что беларусские граждане его всегда поражали, и предупредил, чтобы в течение месяца оплатили, а то мы уже занесены в компьютер и будет нам несчастье. Мы покинули его, перешли дорогу и потопали на позицию согласно Правилам. За всеми этими таможенными терминалами долго безуспешно стопили, пока не взяли молодого хачика на копейке с московскими номерами. Заснули было, но он вскоре остановился у кафешки: конечная, оказывается. Угостил нас кофием. До Москвы - 416 км. Снова на трассу, и снова недалеко, до какой-то деревни и паркинга фур; поворот на Велиж - 90 км. Ничего, лишь дед на тракторе проехал, широко улыбаясь своей небритой беззубой улыбкой. Спустились вниз, стопили там. Было уже около шести утра, стояли больше часа, - и взяли полуфуру с родными номерами. И поехали, 80-90, ровненько этак. Погружались в сон и просыпались, попадали в ливень и в солнце. Парень ехал не просто в Москву, а ещё дальше - в Иваново, так что с ним проехали по МКАДу и добрались до Владимира, и не пришлось нам рубиться через столицу на общественном транспорте. В итоге провели в его кабине 12 часов. Этот водила научил нас применять для отгона сна настойку элеутерококка (стоит 75 центов, одной крышечки достаточно для бодрствования в течение 4 часов). Посмотрели карту, почитали в "Вольняшке" описание трассы, съели "Сникерс" и стали стопить дальше. Долго нас никто не брал, потом остановился мужичок и сказал, что отсюда уехать нереально, и отвёз нас (во благодетель!) аж до самого выезда из города. По пути нам помахал парень с гитарой, которого мы встретили незадолго до этого; он объехал стопом всё Чёрное море и вот сейчас с гитарой возвращался в Нижний. Мы зашли за заправку, стопили снова (долго ещё стоп будет хреновым, потом он пропадёт вовсе); нас дважды отвезли недалеко. Когда уже свечерело, я наметил прекрасное место для стоянки, но Катя уговаривала ехать дальше. И надо было: среднесуточный километраж был не ахти показательным. Вскоре взяли самосвал "Магирус", который отвёз нас километров за сорок и по пути рассказывал всяческие интересности. Например, как во время строительства БАМа у драйверов была привычка форсировать любые водные преграды. Вот однажды ехали они в экскаваторе на грузовом шасси, а их взяло в речке да и засосало. А тут ливни пошли, уровень поднялся, кабину стало затапливать основательно. В таких условиях правильное решение приходит обязательно, и в этот раз оно пришло: выдвинули гидравлические опоры, подняли высоко-высоко ковш, забрались в него и просидели там трое (!) суток. Вот чего беспечность стоит, не зря же говорят: не зная броду, не суйся в воду. Вышли мы в темноте среди ремонта дороги в деревни Симонцево. Спросили у рабочих колонку с водой, и один из них сказал: "Вот пойдёте прямо, и когда пройдёте калитку, то ровно через 3 с половиной - нет, ровно через 3,7 метра - будет вам колонка". Набрали мы воды и пошли искать место для лагеря. Сунулись в один лес - там свалка и стройка. Перешли через дорогу и расположились там. Потом ещё два раз топали в деревню за водой - и топали то по картошке, то мимо двух чьих-то могил. У Кати воспалился глаз, и я дал ей закапать каких-то капель.
8 августа, понедельник.
Наутро её глазу лучше не стало, и пошла она в деревенскую поликлинику, где ей выдали жидкость от конъюнктивита, их же можно и в уши капать, - такие универсальные. Вскорости мы вышли на трассу, но она была ужасна: ремонт, одна полоса, регулировщики движения колонн. Пошли мы у обочины этой беды №2, которую делают рабочие, и в каком-то поселении стали заниматься автостопом. Подошёл рабочий с флажком и предложил подсадить нас в один из Камазов, что привозят сюда песок. Мы с радостью восприняли эту препозицию и минут через 15 погрузились в татарский самосвал. Думалось, что он завезёт нас в Вязники, но он проехал дальше. Перед въездом в этот город написано "Город 26 героев", а кроме этих неизвестных мне героев он знаменит тем, что выпускают здесь лампы "ОСВАР" - часто можно встретить их галогенки на машинах. Так мы заехали в Гороховец. Продолжали своё дело, и через опять-таки продолжительное время с трудом погрузились в Газель и приехали в Нижний Новгород. Все эти дни ехали медленно, поэтому решили всю ночь рубиться вперёд. Горький оказался с ненормальной объездной и потоком через город, поэтому пришлось подъезжать на ужасном Усть-Катавском трамвае с деревянными сиденьями и дверьми барачного типа, за 5 руб, а после ещё на маршрутке (не заплатили). По пути пешком дали местным детям конфет, сфоткали едальню "4 колеса" ("Нет времени - возьми с собой в дорогу!"), увидели в скверике кровать и всё же вышли на позицию. Нацепили сопы и принялись за дело. Остановился некто и отвёз в Кстово - 15 км - городок на трассе, длинный такой. Там стопили дальше, пугая своим гаишным видом людей. Остановился пустой перегонный ПАЗ - но, хоть и направлялся в Чебоксары, без денег повезти отказался. Вскоре стала перегонная Газель и повезла нас в Чувашию, а по пути мы обогнали зловредный автобус. Драйвер постоянно шутил, рассказывал истории. Придорожных девушек называл "Кооператив Сосулька", столицу Чувашии - Чебосраки; вещал про тамошних диких и жадных гаёвых, которые привозят домой чемодан с подарками (называется "Мечта оккупанта"). Про Марийцев цитировал Петра Первого, который сказал, что "сей козий край для жизни непригоден", а самих жителей Марий-Эл менял на гвозди. Весёлый такой паренёк, высадил у Чебоксарского поста. В его машине нас основательно продуло; мы стопили дальше, но ничего не вышло. Около четырёх ночи пошли спать; назначили подъём на 10 утра, быстрый завтрак и выход на трассу.
9 августа, вторник.
Поднялись рано, как и положено. Быстро поели и пошли на трассу. Однако в этот день нам суждено было стать рододендронами из дендрария и пустить корни: простояв несколько часов, мы никуда не уехали. Тогда я отправил Катю в тенёк (его создавали яблоневые деревья), а сам отправился в деревню Хыркасы за минералкой: наша вода уже заканчивалась. Пока спутница моя собирала фрукты, я в одном магазине купил холоднющей воды, а в другом продавщица-чувашка посоветовала лечить горло мороженым, коего я купил две штуки по 3-60. Вернулся; вкусили; снова заняли позицию у знака "сужение полосы". Снова несколько часов не было нам счастья, и мы отправились, кашляя и шмыгая носом, спать на солнышке. Так прошло ещё пару часов, и тогда я предложил остаться тут ещё на ночь и лечить наши горла, а назавтра рвать когти и рубиться. Мы снова пошли в деревню, а по пути насобирали множество пустых пластиковых бутылок. У чувашки, мывшей на улице ковёр из шланга, мы набрали 9,25 литров воды. Затем вернулись, нарубили много дров (а я ещё прикатил колесо от грузовика - будет нам седалище) и стали делать большой костёр. За вечер откушали мы 5 литров воды - пюре, роллтон, чай. Приняв внутриорально таблетки от горла, пошли спать.
10 августа, среда.
Утром повторили компрессию себя горячей водой; я почувствовал себя значительно лучше и даже пытался петь на высоких нотах "Крылатые качели". Пока мы занимались костром, невдалеке показалось стадо коров, которое пастух гнал в нашем направлении, так что сниматься с лагеря и складывать палатку пришлось значительно быстрее, чем прежде. Вышли бодренько на трассу, преодолев несколько оврагов и плодовых деревьев. Вскоре напротив нас на трассу вышла тётенька и тоже стала стопить, причём только по грузовикам, причём по проезжающим и в ту, и в другую сторону. Нам посчастливилось застопить несколько машин, но все они сворачивали через 6 км в Чебоксары. А вскоре я взял Газель с почтой - она шла до Казани. Погрузили на журналы свои рюкзаки и уехали. Уезжая, заметили, что и женстчина тоже садится в какую-то машину в противоположном нашему направлению. Мы же отправились из Чувашии в Татарстан. По пути читали лозунги и приветствия типа "Ыра тыуна темерлей" со множеством надстрочных знаков (сия надпись означает "Добро пожаловать"), а также отмечали множество сёл, название которых неизменно заканчивалось на "-касы". Смешную картину наблюдали: в согнутом состоянии у столбика стоял рабочий, на его шее (буквально) сидел второй и приколачивал знак, а их обоих поддерживал третий. Часам к трём приехали в Казань, точнее, переехали широченную Волгу, а в 4 километрах после водитель наш свернул в город. Мы подумали - и пошли на речку купаться, по пути подбирая монетки: сначала нормальные 5- и 10-копеечные, потом старый российский рубль 92 года, а затем и вовсе советские 20 копеек с дыркой в центре. Еле дошли по жаре, залезли в воду и долго там купались, а потом ещё повторили. На речке было множество людей, но в нашей заводи их было не много; среди них выделялся молодой папа в кепке морского волка с надписью "Санкт-Петербург": он учил дочку плаванию. Я на песке начертал громкое слово "Беларусь", нарисовал флаг и контуры страны и отметил Минск. Повтыкал на это дело. Вскоре подошла Катя, поглядела, прониклась и отметила пальцем ноги место Полоцка. Ещё повтыкали, собрались и ушли. Снова 4 км до развязки. По ходу отправил я Катю на заправку за водой, но выяснилось, что её там нет. Тогда за развязкой пошли мы к дачным домикам. В одном не было никого, но на земле лежал шланг; вода из него отдавала резиной - поэтому мы пошли дальше. Несколькожды нас облаивали собаки, мы отвечали им властными взорами, приказывающими убраться. В доме с Лексусом во дворе нам выдали воды полные 4 литра, и мы тут же немного пообливались. Однако было пора стопить, и мы пошли на большую дорогу. Долго почти все машины показывали, что сворачивают на город, а одна остановилась: она тоже сворачивала, но нас согласилась взять. За рулём оказался ландшафтный дизайнер - рассказал о своей креативной работе. С его мобильника мы отправили кратенькие sms-ки домой, чем его немного даже задержали. Но он сказал, что пустяки. Потом мы стопили дальше и обвиняли друг друга в профнепригодности и кретинизме, из-за чего я решил стать суровым и стопить не отвлекаясь; и в ночи, с помощью сопов, мне это удалось: ИЖ с уфимскими номерами. Но, сколько я его не уговаривал, он решил стать чуть подальше на ночёвку. Тогда я принялся стопить дальше, и взял МАЗ с чувашскими номерными знаками; Владислав направлялся в столицу Башкирии. Погрузились мы и поехали, а он постоянно переключал каналы радио: искал ритмичную музыку, чтоб не заснуть. По состоянию дороги было заметно, что любимое занятие татар - ремонтировать смолой дороги, из-за чего они убиваются в ещё больший хлам. Похоже, именно для таких дорог и делают Камазы. Проехали Яр Чаллы (так по-татарски Набережные Челны) - они отмечают 75-летие. Но вот по случаю празднеств плату за проезд по плотине на Каме не отменили. Ехали и ехали по квадратной объездной (гляньте на карту - убедитесь) и следили за указателями с надписью "Уфа". В этом городе (да и вообще в прилегающей автономной республике) время сдвинуто на 2 часа от MSK, поэтому я сначала удивлялся, чё это в Башкирии в сёлах в 5 утра уже народ на лавочках сидит. Советские лозунги и гербы: "Башкортостан. О, как прекрасен твой язык, и власть его над слухом безгранична (Наджми)". Под конец пути Владиславу надоело крутить радио, и он включил Круга, которому мы теперь подпевать могли - столько раз его уже слушали. Как и было задумано ещё в Нижнем, дальний драйвер, что возьмёт нас до Уфы, получит кассету Серёги, - так и произошло. Водила наш свернул в город, а мы остались на объездной.
11 августа, четверг.
8 утра, стоим на нечёткой уфимской объездной. Пока я обозревал окрестности (и бутылку из-под "Минской-4" на обочине), Катя застопила IFA, кабина которого была сварена из двух и таким образом оказалась шестиместной. Эти слушали всякую попсу и довезли нас до поворота на Оренбург, где мы и стали заниматься промышленным автостопом дальше. Хоть место и было неудобное, мы вскоре уехали до ближайшей заправки, а оттуда столь же быстро - до Златоуста. Мужик на газированных жигулях шёл хорошо, по ходу рассказывал про свои приключения в Краснодарском. Тут, на Урале, уже большие горы и скалы как в Карелии, реки стали чище, а леса - мощнее. На 1756 км проехали разграничительный столбик "Европа-Азия", а как спустились за Уральскую гряду - снова стали леса реже. Да ещё и ремонт дорог ведётся. Высадились у Златоуста и тут же поехали дальше - на Chevy Niva в Челябинск. Город большой, но без объездной; а в войну получил прозвище "Танкоград" - на местном тракторном изготавливали оборонку. По размаху и архитектуре мегаполис сей похож на Питер. Вышли на остановке, и драйвер нам рассказал, как ехать дальше, а мы ему подарили 100 бел. рублей. Он им очень удивился, сказал, что отксерит и раздарит друзьям. Пошли мы искать обменник для моих денег американских, а таких заведений оказалось мало очень тут, и все только до 16 часов работают, а было уж 6 вечера. Тогда я зашёл в большой офис "Мегафона" и сказал, что хочу подключиться к ним на все тарифные планы сразу, да ещё и с большим лицевым счётом, вот мне бы только денюжку где поменять. Менеджеры и специалисты ответили, что у них деньги всегда меняют в машинах за углом. И точно: там стояло несколько машин, с наклейками на окнах, извещающих о проводимых в салоне операциях. Там я без труда обрёл русские рубли, но подключаться отнюдь не побежал, а отправился искать продуктовый магазин. Пару прохожих (дело было в центре, у площади не то Восстания, не то Революции) сказали, что больших универсамов у них тут нету, но вроде как в переходе что-то было. Под землёй оказалось множество "овощных бутиков" - типа нашей Комаровки, только ниже асфальта. Там я и накупил alimentarа (вроде как продукты по-молдавски). В 21-ом троллейбусе заплатили по 6 рублей и выехали на трассу, а потом прошли ещё пешочком до позиции и нашли в общей сложности 70 копеек, что сулило автостопную удачу. Сели и уехали до посёлка Миасское, а оттуда - на Mitsubishi Fuso с правым рулём (из-за этого я подумал, что слева уже сидит пассажир, и чуть не перестал ей стопить). В кузов на ящики с трудом запихнули рюкзаки и поехали: Катя на спальнике, а я слева, там где обычно драйвер сидит. Здорово так, машины тебе навстречу. Этот водила снова слушал Круга и даже подпевал ему. Приехали на Курганскую объездную, к кафешкам, и вышли на диком холоде. Водитель-то предлагал ещё Кате кемпинг и душ, а я бы остался спать в машине. Но Катерина, как верная жена и любящая мать, отказалась в пользу палатки. В её же пользу мы отказались и от ужина, ибо было холодно и собирать сушняк по лесочку не хотелось. Так что разбили вдребезги лагерь и с чувством исполненного долга и пройденной дистанции побежали к приятелю нашему, Морфею.
12 августа, пятница.
Подъём произошёл в 11.30. Пока Катя таскала дрова, я сходил на заправку и набрал там в подсобке воды. Стояло несколько беларусских фур - зелёные "Наше дело". Пообщался. Идут земляки из Казахстана. Что холодно - так это, говорят, циклон, скоро потеплеет. В Тюмени были недавно - комаров нет. Я вернулся, по пути нашёл украинскую газету за 6 августа (правда, 2004 г.) да и удалился в лесок - там набрал грибов (1 боровик, 2 подберёзовика, 1 сыроежка и с десяток маслят) и несколько ягод. Пильщики леса, случившиеся поблизости, сказали, что это костянка. Красные, прозрачные, растут как кусты малины, но поменьше; кисленькие такие, с маленькими косточками внутри. Изготовили много еды - и за вчера и за сегодня сразу - пюре, Роллтон и сосиски, после я дописал дневник и часам к шести вечера уже выбрались на трассу. На противоположной стороне стояла придорожная девушка. А я узрел за деревьями озеро, и мы пошли туда. Оно оказалось заболоченным, и для доступа к воде я построил берёзовую гать. Катя вымыла лишь голову, а я - всё лицо. После вышли на позицию и сразу же унеслись на пару км. Далее я вновь отправил Катю на АЗС и по кафешкам за водой, - но всюду питьевая привозная, и нам её не дали ни разу. Что ж, пошли за развязку. И вдруг я нашёл рубль! Стали на позицию, над городом - салют и фейерверк по неизвестному беларусской самоходной общественности поводу. И вдруг я нашёл 10 копеек! Все эти барыши должны были принести нам огромное автостопное счастье. А пока что совсем стемнело, мы нацепили сопы. Вот в темноте едет машина с одной включенной фарой. Ну, думаю, сейчас этот чувак с неисправной светотехникой застремается моего гаишного вида. И точно: машина снизила ход, подкатила к нашим ногам. А в тачке - менты... Подвезти отказались: их было уже пятеро. Я пообещал Кате множество арбузов за машину с Ханты-Мансийскими и Ямало-Ненецкими номерами. Хотелось пить, и я подумывал пойти купить минералки. А пока я подумывал, взял машину с правым рулём; драйвер принял меня за мента и испугался. Но я показал детишек на соп-жилете и попросил отвезти хоть до Тюменской трассы. Он согл. Когда я тащил рюкзаки, то с радостью отметил, что номера у него югорские. И он повёз нас за 1200 км от Кургана аж к родному ему Когалыму (дальше Сургута, о котором мы и мечтать боялись). Угощал в кафешках чаем и кофе. Одна едальня запомнилась множеством оставленных драйверами на сувениры денег: все стены были увешаны злотыми, гривнями, рублями, бел рублями, тенге, леями и так далее. Даже 100-долларовая купюра была (отпечатанная на цветном принтере). Эта же харчевня запомнилась тем, что по стенам висело с полдюжины запрещающих надписей: окно не открывать, спиртное не распивать, в подсобку не ходить, кондиционеры не трогать и прочая. Ехал Саша с Краснодарского, без жены ("Кто ж на море с женой ездит?!"), шёл около 120, слушали технопоп девяностых. С его RAZR V3 "в чёрном" отправили домой мессаги. Как нам повезло, что ехали с ним так далеко: посмотрев в ночи Тюмень и Сургут, я понял, что днём мы бы затратили на них множество времени. А вот монастырь под Тобольском, Ермаком основанный, в темноте не разглядеть было. Утром, часов в 5, стали на ночлег: до сего момента драйвер наш ночевал только единожды, и сейчас глаза слипались у него.
13 августа, суббота.
Впрочем, ночлег наш продолжался всего три часа - и снова в путь. Тут, за Сургутом, уже мало леса и полно озёр, прямо по воде которых проложены нефтепроводы - три-четыре трубы. Поминутно встречаются ручьи без названий (на столбиках значится "ручей") и повороты на буровые. Одна из именных речек была смешной по причине этого своего имени: Шлюх-Ябун. Наконец подъехали к развилке, где Саша сворачивал на Когалым. А тут подбегает мужчинка и спрашивает, где тут дорога на Пуровск. Мы ему показали по карте, объяснили на местности, и он начал уходить к своей машине. Я догнал, что он нам полезен, вылез из машины и догнал самого мужика. Он без раздумий согласился на наше присутствие в его Ладе. Муж и жена - биатлонист и фигуристка из Миасса - ездили к дочерям в Сургут, а сейчас вот решили сгонять в Тарко-Сале к друзьям. И вот мы с ними ехали ещё четыре часа (450 км), а неимоверно хотелось есть, в туалет и прокашляться. Остановившись на одной из заправок, жена водителя купила карту пополнения счёта мобильника, номиналом в 250 руб, но стоила она 300. В десять вечера вышли в Пуровске и пошли на реку искать место. Вот так за одни сутки проехали 1650 км - и всё за руб-десять! Развели костёр ("Ну, костёр, ты и попал на бабки!"), а я тем временем отправился в поселковый магазин, уточнив его местоположение на заправке. Круглосуточный магазин действительно имелся, но в ночное время вся торговля осуществлялась через решётку на двери. Ни ассортимента, ни тем более цен разобрать было невозможно, так что пришлось накупить того, чего хотел желудок, одобрял мозг и позволял бюджет. Я спросил у продавщицы: это у вас такая решёточная коммерция со времён сталинских лагерей осталась? Она сказала в ответ, что не помнит тех времён. Долго шёл "домой", по пути привязалась ко мне барышня и уговаривала, чтобы я проводил её в Тарко-Сале или хотя бы застопил ей машину. Но впереди стояла Волга, шофёр которой сначала испугал сию дамочку, а теперь вот оправдывался и в итоге увёз по назначению. Из роллтона и паловых крабочек устроили расчудесный ужин и под плеск волн реки Пур укрылись от уже по-настоящему северного ветра в палатке.
14 августа, воскресенье.
Зато прекрасно выспались! Это к тому, что проснулись снова поздно. Снова нехитрый завтрак - и на трассу. Чувствуется, что постепенно забираемся в глушь: машин меньше, дорога уже (три бетонных плиты), люди не ходят. Стояли и стопили, но долгое время неудача сопутствовала нам. В 20 метрах от нас пролегала железка, но до неё надо было пробираться сквозь болотце, поэтому когда ехала мотриса, не успел я добежать до полотна и постопить. Так что решили найти такое место, чтобы между бетонной и железной дорогами был более-менее удобный путь. Такое место вскорости обрели, и я вышел на чыгунку, а Катя осталась стопить на трассе. Там же она нашла рубль - ещё одна удача должна была нам улыбнуться. Поездов не ходило вовсе, а вот автотранспорт проезжал, и один из них взял нас. Два рыбака довезли до станции Сывдарма. Там мы зашли в кафешку и спросили, есть ли у них арбузы, а потом вслух подумали, что, пожалуй, мы немного не туда заехали, если хотели полакомиться сочным арбузиком. Пошли на станцию. Она была закрыта, а на дверях висел плакатик, извещающий, что расписание действует с июня по сентябрь, что ходит масса поездов типа "Новый Уренгой - Краснодар", или на Симферополь, или в Сочи, или тому подобные. Наконец, последняя надпись гласила: "Ближайшая касса по продаже ж/д билетов - ст. Пуровск, 46 км". Так что если тут касса оказалась запертой - без проблем преодолеваете 43 версты и обретаете себе квиток. Пошёл я в магазин - а там арбузы, поэтому пришлось себя вознаградить за дальнюю машину Курган-Когалым и купить 9 кг сочной мякоти. Вот здесь мы пожадничали и стали есть весь арбуз целиком, разрезав его на равные половины. По паре-тройке раз сходили по естественным потребностям, а арбузище ещё оставался. Уже потихоньку не лезло, становилось холодно и тяжело. Кое-как доели его, из остатков выжали арбузный сок, а из корки вырезали каску солдата Красной Армии, украсили её звездой и лозунгом "За Сталина" и водрузили на вагон. Кстати, вагонов тут стояло множество, но поезда всё это время, что мы поглощали арбуз, не ходили. А вот продавщица поведала, что поезда здесь, похоже, только и делают что ходят. Но не останавливаются, так что вряд ли мы здесь впишемся. Пришлось идти на трассу. Оттуда и уехали. Семейная пара ехала в Н.Уренгой и по телефону познакомила со своё беларусской подругой Светой (жила тут же, в Н.Уренгое). Мы с ней пообщались на роднай мове. А по пути над одним из вагонов-домиков развевался наш флаг, и мы решили посетить это жилище как-нибудь в другой раз (или в этот - если не пройдём 501 стройку и будем возвращаться). Водитель сказал, что вроде бы здесь есть прямая дорога от Коротчаево до Надыма, но впоследствии это никто не подтверждал. Так что от Коротчаева поехали в Н.Уренгой (80 км). Там нас провезли через весь город; а город очень большой и построен с северной бескрайностью и даже разгвоздяйством: куча пустырей, заборов, их ограждающих, и непонятных запутанных дорог. Другими словами, выглядит это так: берётся город типа Лиды на девяносто с лишним тысяч жителей, в него вставляются пробелы - и получается город, равный по площади чуть ли не Гомелю. Здесь есть большой виадук - гордость города и одна из двух подобных гордостей страны. Сам Уренгой - город строителей и газовиков, как написано на въезде. Семья вывезла нас за город и ещё километров 7 прокатила в сторону Надыма, а потом развернулась и уехала. Сильно смеркалось, так что мы отыскали нормальную речку, заросли невысокого леса и отправились набираться сил.
15 августа, понедельник.
Лес был нехорош, дров пустовало, так что пришлось изрядно потрудиться, пока насобирали сушняку и нарубили сухостоя. Заодно несколько охотничьих гильз нашли. А раз есть гильзы - знать, и зверьё водится, а мы так себе беспечно спали. Поели, помылись холодной речной водой и вышли на трассу. Вскоре нас забрала вахтовка, и мы поехали. А ещё вскоре закончился асфальт и начались дорожные работы, которые ведутся уже давно и ещё столько же будут идти. Пришлось стопить в неудобной позиции, уехали оттуда на подъёмном кране на грузовом шасси (на кабине была табличка, запрещающая перевозку пассажиров). Ехалось хорошо, наблюдали за темпами и размахом стройки. Если основательно работать, то через пару лет закончат. И высадились в глухом посёлке с названием Юбилейный. Там понаблюдали за вахтовками, заколоченным постом ГАИ и пошли стопить. Песок, траффика почти нет, и указатель: Надым - 160 км. Шли немного пешком. Холодало, голодало, и когда на дороге я увидел чуть не полбуханки батона, не долго раздумывая его взял и поглотил. Хлеб был сухой, не сгнивший и не заплесневевший, чистый и не пыльный и даже относительно свежий, так что о последствиях я не беспокоился. Некая машина нас повезла и высадила в чистом поле у поворота на буровую. Там мною были найдены ещё 2 рубля, и мы с минуты на минуту ожидали поворачивающуюся к нам лицом удачу. Вскоре застопился УАЗ-"буханка". Дальше происходит такой комический фарс-водевиль. Открываю правую переднюю дверцу, спрашиваю, подбросят ли в сторону Надыма. Мужчина отвечает нечто по-немецки. Я переспрашиваю насчёт дуюспикинглиша, и тот отвечает утвердительно. Повторяю свой вопрос по-аглицки. Он ответствует, что нам следует спросить у женщины в салоне. Без проблем: открываем заднюю дверцу. "Ду ю спик инглиш?" - "Йес, оф кос." - "Кэн уи гоу уиз ю форвард то Надым?" - "Йес, гет ин". Мы забрались вовнутрь, а там уже сидят три женщины и один мужчина, все основательно одетые: вязаные свитера, брезентовые штаны, шапочки, рукавицы; тут же космические карты местности и оборудование. Ну, думаю, буржуины добывают российский газ. Мило пообщались по-заморски о том, кто мы и откуда, куда едем и так далее. А мне неудобно сидеть было: рюкзак упирался в голень, и я Кате говорю: "Подвинь, пожалуйста, рюкзак, а то мне сидеть некузяво и нога стоит с ошибками". И тут все удивляются: "А вы по-русски говорите?!" Оказывается, только мужик спереди был немцем, а все остальные свои, русские. Как я понял, оный бундесман арендует тут землю и добывает себе газ, или что-то в таком роде. С ними доехали до посёлка Пангоды ("Медвежье", если перевести с ненецкого). Там зашли в магазин... "Днепр"! Спросили, почему так называется. Продавщица говорит, что просто название понравилось. А мы ей не без гордости: "А мы как раз с Днепра и едем". И пошли на позицию, и умяли там сникерс, по которым уже успели соскучиться. До Надыма - около сотни. Один мужчина увёз нас до какого-то поворота (асфальт ещё был). А потом останавливается козлик-УАЗ (модель "Супер-Люкс). Драйвер его хаял, обзывал ведром с гвоздями и показывал на отваливающиеся ручки. Заехали в лес - там рабочие строят башню сотовой связи (там рулит "Ермак", а "МТС" пока набирает ход - вот и расширяют территорию покрытия). И понеслись дальше. Стемнело совсем, а мы ехали и ехали, попадали в дождики и в бездождье, проезжали через плотину в Правой Хетте (проезд платный). И вот где-то среди поля-леса прокалываем колесо. Я лезу под машину, ставлю домкрат, поднимаем кузов, кое-как снимаем колесо, кое-как откручиваем приржавевшую запаску и устанавливаем. А она - спущена, а у драйвера нечем накачать. Надо стопить машину, просить. Тут настаёт мой черёд: я обряжаюсь в жилет, цепляю сопы и налобник и тут же останавливаю легковушку. Там ехал знакомый нашего водилы, но ничем помочь не смог. Тогда я столь же быстро и успешно стоплю Камаз с хачиком - и с помощью его компрессора накачиваем баллон. Спасибо-пожалуйста, и едем дальше. За пять километров до Надыма, у речки, мы просим его остановиться, и идём у подножия насыпи искать место для лагеря. Тут бетонные плиты, тут непролазные кусты, а тут уже и вода. Короче, похоже на всесоюзные ягодицы. Перешли под мостом и там обнаружили-таки удобное место. Только поставили палатку и залегли - как ударил ливень, большой такой, настоящий. А мы лежали и думали: начнёт протекать или нет? Всё-таки это было первое испытание дождём для нашей "Юрты-2". Но подумали, что меньше знаешь - крепче спишь, и счастливо заснули под равномерный стук капель по тенту.
16 августа, вторник.
Встали - дождя нет, но всё мокрое. Пришлось кое-как искать уцелевшие сухие веточки или хотя бы похожие на такие; пока искали, нашёл коробку от телевизора "Горизонт". На смятую пивную баночку положил таблетку сухого спирта и начал бороться за огонь. Извёл много бумаги, но всё удалось, только приходилось всё время подкладывать в костёр ветки - чтобы сохли и горели беспрерывно. Готовили еду - много времени ушло, ведь на "сыром" костре на это требуется больше терпения и меньше таймлима. В итоге к полудню выбрались на трассу. До города - примерно 5-6 км, но идти пешком лениво, так что сразу застопили машину, которая довезла до города, провезла по Заводской (тут где-то наша вписка) и высадила возле ННГДУ (как мы потом заметили, тут мода всё сокращать; эта аббревиатура обозначает "Надымское нефте-газодобывающее управление"). И мы пошли искать переговорник, обменник и ещё что-нибудь. Обменник обрели, но там не захотели обменять часть денег - доллары были надорванные. Тут же была библиотека, где мне нашли много инфы по 501 стройке, а меня в карточку записали как учащегося/работника БГДУ (я же говорил - любят сокращения, особенно про нефть и газ). Мы пообещали зайти позже, а пока помчались на переговорник. Там услышали жену моего заочного знакомого и соседа по бабушке - Валентину. Но самого Андрея ещё не было, и мы решили позвонить ещё раз перед закрытием переговорника. Зашли в интернет в Охотничьем домике (бар так называется; первый же инет-клуб в школе не работал по случаю сломавшегося счётчика траффика). Там я узнал, что одна наша вписка обломалась. Вернулись в библиотеку, почитали про недавние хождения по рельсам, переписали километраж и места расположения разъездов и пошли себе снова телефонить. Встретили плакат, призывающий стать воином-контрактником (который я обзывал "стань наёмником"). Также видели рисуночек Ленина на крышке канализационного люка и надпись "Россия-русским" и свастику на стене трансформаторной будки. Это в 45-тысячном-то городе! То ли дело 30 метровая надпись на стене не то гаража, не то завода: "Будем лучше работать - будем лучше жить!" Или вот надписи на торцах двух пятиэтажек: "Спасибо за сына", "Лена, я тебя люблю" и такое прочее. Оказывается, напротив этих домов - роддом, вот и организовался чат. В итоге дозвонились Андрею на челлуларе телефон. Кстати, позвонить по городу тут дороже, чем на мобильник: 2-30 против 1-50. И договорились о вписке, и он даже приехал на машине и нас забрал. Так что было нам полное счастье: горячая вода, мягкая кровать, книги, телевизор с новостями и вкусная еда. Спасибо Андрею и Валентине!
17 августа, среда.
Сегодня был последний день перед выходом на пеший участок, на большой пеший участок: 372 км (хотя Кротов утверждал 340, но мы проверили по перечню разъездов в библиотеке). Так что надо было основательно запастись провизией (список мы составили, в нём значилось: колбаса - столько-то, роллтон - столько-то, хлеб - всему голова), заглянуть в редакции местных газет, посетить музей и что-либо ещё. Пошли в город - в музей, там корочки прессы сделали своё дело: нас повели на экспозицию 501-й стройки и даже сделали экскурсию. Там я переписал список и расстояние от города до лагерей и бараков. А ещё всего за 30 руб с каждого показали два фильма об этой стройке века. Походили-походили по городу, пару раз его обошли по кругу, зашли на базар, но там было дорого. После я завернул в редакцию - а там два старпёра советской закалки играли в шахматы. Они сказали, что все только и делают, что по железке ходят, а вот нефть и газ никого не интересуют. Я ответил, что у нас своей хватает, и уж во всяком случае не поехал бы за 5000 км, чтобы узнать все подробности добычи Надымской нефти и газа. Они стали меня отговаривать от пешего похода, пугали разливами и осыпями, зверями и непогодой и голодной смертью. Даже местные, - говорят, - боятся ходить. Я им и ответил, что в таких случаях нужна встряска извне, чтобы кто-то издалека приехал и открыл глаза. Задал им несколько конкретных вопросов - ни на один ответа не получил. Ещё они сказали, что мне обязательно надо заявиться в МЧС, чтобы они каждый день отслеживали нас с вертолёта. Я плюнул и ушёл. Выхожу - стоит машина Андрея, и все там (и дочка их тоже; она работает в турагентстве). Мы поехали домой, а потом с Катей мы ещё долго ходили по магазинам и вычёркивали из списка купленные продукты. Наконец, вернулись домой, упаковали вещи, ещё раз их перепаковали, снова вкусили отменнейший ужин, посмотрели новости и другие передачи (всего с 50 каналов идёт). Итак, завтра - выход в тундру.
Сообщение отредактировал Alex Digger: 06 июня 2006 - 16:08