В Медвежьегорск мы приехали в районе 5 вечера. Теплый Ветер и Афалина радушно встретили нас, и хотя нормально поспать нам не удалось, все было просто супер! У ребят гостили их друзья и мы все вместе пошли гулять на гору, откуда открывается прекрасный вид на Онежское озеро. Мы рассматривали финские доты, лазили в пещеру, жгли костер и жарили сосиски. Домой мы вернулись часа в 4 утра. Як тому времени уже практически спала на ходу, а подъем был запланирован на 9... Конечно, мы благополучно проспали до 2х дня, быстро закинулись какими-то ништяками и отправились на выезд в сторону Великой Губы. Девушка, гостившая у Клехи с Афалиной, рассказала нам, что добралась до Кижей гидростопом с мужиками, якобы перевозившими туда солярку для комет. Она же объяснила нам, где грузовой причал в Великой Губе и как обойти кижские билетные кассы на острове. Ребята проводили нас до указателя на великую Губу и пожелали шершавой трассы.
Это была еще черта года, но идти пешком было далеко. Вадим играл на варгане, и на звук откуда-то из кустов вылез совершенно обалдевший карельский гопник.
![:lol:](http://www.bpclub.ru/public/style_emoticons/default/laugh.png)
Было очень забавно за ним наблюдать: его, сильно пьяного, качало во все стороны и вообще он слабо понимал, что происходит. В итоге нам пришлось уйти от него вперед метров на 300, потому что он очень настойчиво звал Вадима играть за деньги в местном кабаке.
Нам сказали, что трасса Медвежьегорск - Великая Губа пустынна, трафик там минимальный и после 7ми вечера сходит на нет. Было около 16. Сейчас я думаю, что нам просто сильно повезло , мы вышли вечером в пятницу, когда на трассе было немало тех, кто уезжал на выходные на рыбалку. И машины шли – не так много, как хотелось бы, но и не слишком мало – с интервалом в 5-10 минут, но их становилось все меньше. Мы доехали за 4 часа, не считая времени, потраченного Вадимом на стирку носков. Расстояние – 94км, если верить указателю. Мы практически не стояли, но дорога сильно разбита и ехать быстрее 40, видимо, просто нереально. Трасса очень живописна, идет по побережью, и чтобы насладиться видами Онеги, достаточно перейти ее.
Первые наши драйвера ехали в какое-то свое рыбацкое место, в стороне от трассы, но, остановившись принялись стопить нам машины (!), подкрепляя это тем, что позади едут их друзья. И вписали нас в первую же машину с незнакомывми им людьми. Меня сильно удивило то, что на этой дороге каждый проезжавший обращал на нас внимание, каждый хотел помочь. Если он не мог подвезти – показывал что-то, никто не игнорировал двух стоящих на дороге чудаков. Возможно, нам и правда просто повезло, но мне эти люди показались необыкновенно отзывчивыми – рыбаки охотники, с сетями и удочками, дивившиеся нашему безумству, на старых Жигулях без сидений и глушителей. Мы сменили 6 машин. Четвертая шла в Шуньгу, это была пассажирская Газель с пустым салоном, в котором мы и устроились. Они остановились на какой-то развилке и спросили нас: «Может вам сюда? Это дорога прямо на Великую Губу». На моей карте Карельской АССР(!) этой дороги вообще не было. Мы прикинули примерно и решили, что это, вероятнее всего, дорога через Космозеро. Но она была настолько пуста, что я подумала тогда(и сейчас думаю), что ехать по ней не стоит. В Шуньге много шунгита. Валяется прямо на дороге – мы его немного пособирали. Оттуда мы уехали на неизвестной мне иномарке с московскими номерами. Двое москвичей ехали на Ламбасручей. Выйдя на повороте, мы долго гадали, сколько нам еще осталось и безопасно ли ночевать в лесу. Оказалось, не более 5 км – проезжавший мимо охотник подобрал нас и привез на въезд в Великую Губу. Мы потупили немного, послушали тишину – настолько полную, что, кажется, гудит в ушах, - и к 10 вечера вышли к главному причалу. Таким образом дорога Медвежьегорск - Великая Губа вполне проходима. В обратном направлении мы не ездили, но видели, что идет n-нное количество фур-лесовозов. Думаю, уехать можно.
По дороге к причалу нам попадались местные жители – бабки с ведрами, молодежь на велосипедах. Было совсем светло – мы попали на конец белых ночей, когда «закат плавно переходит в рассвет». В эти несколько то ли ночных, то ли утренних часов цвет воды и цвет неба, одинаково свинцовый, заполнял пространство, и линия горизонта тонула в молочно-белом тумане. Я смотрела на эти заброшенные, наполовину затонувшие домики Великой Губы, и у меня было полное ощущение, что я приехала на край земли.
Нас ждал сюрприз. На дощатом причале с надписью Великая Губа, без касс и каких-либо построек, под тентом устроились человек 15 туристов. Мы переглянулись и пошли к ним знакомиться. Все они были из московского яхт-клуба, приехали сюда на поезде и затем на маршрутке. От них мы узнали, что комета на Кижи ушла полчаса назад. Расстроенные, мы побрели искать грузовой причал. Я обратилась с вопросом к первому попавшемуся по дороге мальчику, и он указал нам направление. Мы шли минут 40 и были просто шокированы, дойдя до места – грузовой причал здесь действительно был, но все, что осталось от него, это груда обгорелых щепок.(!) Остов береговых укреплений выглядел безжизненным. Рядом стоял большой и новый (не в пример другим в округе) дом, огороженный высоким забором с кучей собак во дворе. От него бревенчатые помостки вели метров на 10 по воде в будку – видимо, сторожа. Добраться туда можно было не иначе как войдя во двор с собаками, да в общем-то, в этом не было смысла: сторожка была пуста. Может мальчик чего-то напутал? Тот ли то причал, с которого уезжала подруга наших медвежьегорских товарищей, если нет, то где тот, действующий? – ответов на эти вопросы мы не узнали. Будить в 12м часу ночи возможно несуществующего сторожа и его собак у нас желания не было. Ночью ловить было нечего, а с утра мы могли продолжить поиски. Вадиму сильно хотелось постучаться в один из сереньких домиков на ночлег, но эта идея мне нравилась меньше всего. Мы решили пойти на главный причал и переночевать с туристами.
Я думала, они будут не слишком рады нам, но, напротив, они налили нам чая и принялись расспрашивать, как нас сюда занесло. Услышав про автостоп, ребята сильно удивились. Оказалось, они едут на Сенную Губу на лодках, которые им должны были вот-вот привезти на фуре. Транспорт задерживался, ребята валяли дурака, играли на гитаре и прыгали по причалу. Они почти все были выпускниками одной школы, некоторые давно закончили институты. Все состояли в яхт-клубе не первый год, а некоторые и не первый десяток лет. Я поражалась им: у меня никогда не было и, наверно, не будет, сил и желания столько всего возить с собой. У каждого был рюкзак литров на 100, горелки, еда на 2 недели, палатки, спальники, конечно теплая одежда и Бог знает что еще. А я (каждый учится на своих ошибках) надела на себя всю свою одежду, из которой самым теплым был автостопный комбез...
![:unsure:](http://www.bpclub.ru/public/style_emoticons/default/unsure.png)
и, конечно, дрожала о холода, в то время как ребята чувствовали себя комфортно в демисезонных пуховиках. У них были веселые девчонки – оказалось, знают наших Татар по Бегущему городу – они увидели мой комбез и сразу вспомнили об этом
Их руководители – трое мужчин – стояли в стороне. Пока Вадим с ребятами пил чай, я направилась к ним. Я не знала, что им говорить, я знала одно – судно идущее от Великой Губы в Сенную проходит через Кижи, и эта мысль меня грела.
Я поздоровалась с ними, только и успела сказать что мы автостопщики из Казани и Москвы, едем в Кижи, как они уже пообещали взять нас на борт. Я даже не поверила:
- Вы правда нас возьмете с собой?
- А что вы, тут будете куковать?
Резоннее ответа, наверное, и быть не могло.
Вот это везенье!
Вскоре руководители уехали на своем джипе встречать фуру с лодками. С ними уехал и один из местных жителей – очень интересный старичок, который их знает не первый год и у которого они оставляют машину и часть вещей.
Через час на воду были спущены 4 лодки и привязаны к уже стоявшей на воде белоснежной яхте. После нам дали полтора часа на сон, мы поставили палатки прямо на причале и вырубились. Проснулись мы в 4 утра, еще кривее, чем были, выпили чая и сразу стали собираться. После этого нас всех построили (так забавно ) и распределили по лодкам. Все лодки и яхта шли на моторе, потому что надо было двигаться с постоянной скоростью, однако, плыли не быстро – все лодки были новыми и непроверенными, ребята надели спасжилеты. Нас определили в яхту руководителей, старший из них – Шеф – как называли его ребята, постоянно следил за лодками своих подопечных. Надо ли объяснять, что чувствовала я, ступившая на борт яхты впервые в жизни?
![:thumbup:](http://www.bpclub.ru/public/style_emoticons/default/thumbup.gif)
От такой доброты людей и красоты природы захватывало дыхание. Сон сняло как рукой, от чая я согрелась и фотографировала окрестности. Через 2,5 часа пути мы причалили в Кижах. Мы попрощались и от души поблагодарили этих замечательных людей.
Про Кижи рассказывать не буду. Каждый, кто поедет туда, все увидит сам. Меня они не могли разочаровать, потому что по фото и рассказам матери я знала, чего ожидать, знала, зачем еду. Входные кассы мы не стали обходить. Я прошла бесплатно по студенческому, Вадим заплатил 95 руб. (для иностранцев вход стоит 500руб! сувениры им, кстати, тоже продают втридорога
![:angry:](http://www.bpclub.ru/public/style_emoticons/default/mad.gif)
). Бродили мы по заповеднику не меньше 5 часов. В обычную жилую деревню ломиться не стали, а из того, что представлено для туристов, обошли все. Курить в Кижах можно, но только в специальных огороженных местах; змеи, кстати, тоже есть – гадюки в количестве греются на камнях, стоит только отойти от главных тропинок метров на 5-7. Прогулявшись, мы поели, потом нашли сторублевую купюру и, радостно купив пива, сели в траву у причала провожать глазами теплоходы и кометы. Было много иностранцев, и почти все – немцы. Посидев несколько часов мы решили попробовать вписаться в комету до Петрозаводска вдвоем за 400 руб. Тут-то мы и узнали самое главное: вписаться нам не дали, сославшись на ревизоров, но посоветовали подождать метеора (так он, кажется, называется) «Беломорье», который будет в 18.00. Он идет в 2 раза дольше, но и стоит в 2 раза дешевле. Он ходит в Кижи и Сенную Губу как от Петрозаводска (206 руб.), так и с Великой Губы (60руб.), единственное неудобство – через день. И в обратном направлении соответственно. Думаю, расписание логично узнать у кассиров комет. Радостно залезаем в это «Беломорье». Вокруг красота, свежесть и спать опять неохота. В 21.30 мы в Петрозаводске. Мы долго тупили, пытаясь выйти пешком на трассу, потом поняли, что это далеко, и стали стопить прямо там где были. В итоге к полуночи мы только выбрались на трассу. Через пару часов застопили фуру, которая шла с Москву, минуя Питер (сворачивая на Новой Ладоге). Благополучно заснув, просыпаемся в 9 утра на М-10, в пробке на подъезде к Новгороду.
![:bb:](http://www.bpclub.ru/public/style_emoticons/default/bb.gif)
Долго ругаемся, спорим куда логичнее теперь поехать, в итоге выходим, переходим трассу и стопим в сторону СПб.
Приехав в Питер 29го июля в обед, мы проспали весь день и пошли гулять ночью. Прошатались всю ночь, Питер не хотел отпускать...В обед 30го выехали на Москву и в 6 утра 31го я была (не без приключений) на Ленинградке. 1го августа в полдень уже с Луцом и Танюхой мы стартовали из Ногинска. Разделились и ночью были дома.
В общем, все прошло отлично. Я ехала и думала, сколько там, в Карелии, осталось неизвестных и красивых мест, увидеть которые я еще обязательно вернусь...