Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Автостопом по деревням Полесья (Беларусь)


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 4

#1 Vovidzh

Vovidzh

    Умудренный

  • Путешественник
  • 121 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Минск

Отправлено 29 ноября 2007 - 18:20

На Беларускіх дарогах...

В это тяжело было поверить, и еще тяжелее представить, однако это случилось.
По университетскому заданию, данному на первой установочной сессии, мне необходимо было отправиться в любую белорусскую деревню и попытаться собрать и записать любые предметы устного народного творчества: песни, заговоры, сказки, легенды. Можно было конечно сфилонить, предложить преподу альтернативные пути сдачи экзамена, на которые он конечно бы согласился, но мы, как грицца, легких путей не ищем и с радостью решили ехать, совместив тем самым полезное с приятным. Глядя на карту нашей славной Беларуси, я принял наверное самое верное решение - ехать стоит на юг, на Полесье. Край правда уже изучен, исхожен вдоль и поперек и я, признаться, не ставил задачи найти что-то новое, никем не слышанное и не записанное. Да и, какие из нас исследователи? Интересоваться я этим начал сравнительно недавно, опыта и информации имел не много а, посему, наверное что-то упускал, чего-то не замечал. Уповая на богатство региона в культурно-историческом аспекте, ставил задачу проще – записать хоть что-то, как-то относящееся к фолку. К тому же хотелось еще услышать знаменитый полеский диалект, который, между прочим, великолепно сохранился!

Да и маршрут был прост. Вечером в пятницу Слуцкой трассе М7 мы решили доехать до поворота на Микашевичи, повернуть направо, в сторону Пинска, прочесать с диктофоном несколько деревень находящихся по трассе М10, заехать в Брест, и уже в понедельник из Бреста ехать на Минск. Вопрос с транспортом нас не беспокоил, ибо где есть дорога есть и автостоп, а вот вопрос с ночевкой нас немного волновал. Палатку мы конечно взяли (Ира и Вадим, вы нас спали, палатка отличная!) взяли и спальники, и теплые вещи, и таблетки сухого спирта, (не грызть)) но взяли и надежду на приятный теплый сон в каком-нибудь деревенском домике, ибо метеорологи погодку сулили аццкую, начало ноября, что тут сделать...В качестве валюты и «спасибо» – три флянца водки «Аквадив». Знаю-знаю, это мало, это даже ничто! Но взять больше не позволяли физические возможности, да и обошлись мы за всю поездку, как ни странно, двумя бутылками. Помимо водки взяли все туристическое барахло + флешка, и сборник стихов А. Блока, который в годы Первой мировой служил на Полесье.

Пятница.

Погода в пятницу была конечно не ахти. Весь день лил гаденький моросящий дождь, и только сумасшедший мог в такую погоду ехать неизвестно куда. Однако автостопный опыт немного меня закалил, научил, и плохая погода - как проблема, сама собою решилась. Товарищи, не бойтесь экстремальных ситуаций, они делают нас сильнее! Это не я, это Ницше вроде =). Короче, настроение было отличное, впереди дорога, впереди приключения, впереди Полесье.

На трассу выбрались где-то к 18.00, когда уже стемнело. Через минут 10-15 нас на иномарке подобрал мужик и провез километров десять. Дядька интересный, предлагал по дороге заехать к его друзьям-байкерам в гаражи и посмотреть на мотоциклы, однако мы вежливо отказались, бо не знали сколько времени займут все эти «просмотры» и чем они закончатся. Байкеры – еще тот народ. По дороге говорили о непростой учебе дочки водителя в гимназии № , где ее одноклассниками являлись малолетние эгоисты, стукачи и вообще не дети а звери. А если неизвестно каким человеком вырастит ребенок, находясь в обществе малолетних эгоистов и маргиналов, то и нахер такая гимназия. Про ежедневную нагрузку в 8 уроков вообще не стоит говорить. Короче, забрал он свою дочку оттуда, и отправил учится в обычную школу....Высадил он нас в районе Самохваловичей возле остановки, и со словами «Если ничего не поймаете, то садитесь на автобус и возвращайтесь домой», уехал. Мы конечно посмеялись и снова начали стопить. На противоположной полосе стояли ГАИшники, однако у нас были СОПы, и платить им штраф в размере 15.000 мы не собирались. За 20 минут стопа, остановилось 4 машины, однако ни одна нам не подошла и только КАМаз, притормозивший минут через 20, готов был подвезти нас до Слуцка. С полными 80-литровыми рюкзаками еле-еле впихиваемся в кабину и со скрипом уезжаем. Едем практически молча, водила – лет 45, кроме наших целей визита в данный участок страны, ничего не спросли, слушаем радио «Сталіца» и пялимся в черное полотно шоссе.

19.40. мы под Слуцком, до Микашевичей 96 км. Местная шпана на автобусной остановке взрывает петарды, и круто матерится, а мы решаем зайти в придорожное кафе выпить чашку чая. На крыльце кафешки, слышим за спиной барыжное - «ы-ы-ы…альпинысты…», но не обращаем на это никакого внимание, и закрываем за собой входную дверь. Напившись чая с кексами, выходим снова на трассу и стоим около часа. Машин мало, кроме как нашими налобными фонариками, трасса ничем больше не освещается. Чем дальше мы продвигались на юг страны, тем погода становилась лучше и благоприятнее. Уже не было дождя, и даже ветер был мягок и приятен. Юг, как никак =). Про небо вообще отдельный разговор, оно там другое. За городским заревам, оно просто лопается от бешеного количества звезд. Даже не верится, что в этой хаотичной куче синих точек можно найти какое-то созвездие, ну Большая и Малая медведица всегда найдутся, а вот остальные с трудом. Так же четко виден Млечный путь, напоминающий ленту бинта.
Как-то приезжал человек из Москвы, и говорил о том, что в Москве небо уже давно без звезд, все накрывает желто-дымное облако. Посему если хотите посмотреть на настоящее звездное небо, не задирайте голову, а покупайте билет на электричку в любое направление и на километров 20-40 вон из города.

Простояли мы под Слуцком около часа, после чего нас на километров 10-15 на иномарке подвез еще один мужик и высадил на разворотном кольце возле Солигорска, прямо напротив завода калийных удобрений. К сожалению, в темноте из окна автомобиля не удалось рассмотреть знаменитые соленые горы, на которых зимой не бывает снега, зато была ярко видна транспортирная дорога, по которой подымается руда. Выглядела она завораживающе: яркая лестница из маленьких огоньков, под углом в 45 градусов уходила если не в небо, то очень высоко. Наш драйвер сказал, что в году две тысячи каком-то все эти горы пород, в которых между прочим находится вся таблица Менделеева, хотели купить японцы для дальнейшей переработки, золото там добыть и прочие драгметаллы, однако продать все это добро наши не захотели. По дороге мы заметили множество указателей направляющих в сторону Бобруйска. На что наш водила ответил - «Все дороги ведут не в Рим, а в Бобруйск!» и добавил, что жителей Бобруйска правильно называть - бобруинами, как сказала ему коренная жительница самого Бобруйска. Вылезли мы вобщем на Солигорском кольце и сразу же стали любоваться заводскими огнями, индастриэл!

21.05. Снова темно, снова на дороге почти пусто, большинство машин сворачивают на Солигорск. Спустя минут сорок, какой-то чувак на микроавтобусе соглашается подбросить нас на семьдесят километров в район Микошевичей, однако мы попросили остановить его на трассе Гомель-Брест (М10), на которую он и благополучно свернул. Вылезли мы в первой попавшейся деревне, парочку горящих окон говорили нам, что это действительно какая-то деревня, а не пустое поле.

22.15. Деревня Черебасово, Лунинецкий район, Брестская область.


Можно сказать налегке, и весьма удачно мы добрались до первой нашей деревушки, в которой нам предстояло собрать первый фольклор. Конечно, тяжело представить, что бы кто-то в столь поздний час (из всех домов, которые попали в наше поле зрения, только в двух горел свет) обрадовался визиту двух подозрительных людей с просьбой спеть чего-нибудь или рассказать. Но мы не растерялись, и после небольшой передышки пошли по деревенской улице, в надежде хоть кого-нибудь да встретить. Сама деревня Черебасово маленькая, одна треть которой находится на другой стороне шоссе, что мы поняли уже утром, когда рассвело. В эту отсеченную дорогой часть Черебасово мы и направились. Дима еще не терял надежды переночевать в доме, а я уже предвкушал ночевку в лесу. Шли мы по одной улице, которая, к сожалению, быстро окончилась, из всех 10-15 домов, свет горел лишь в одном, во дворе которого стоял джип и совсем не пахло фольклором. Потершись возле него минут пять, не рискуя открыть калитку и быть «неправильно понятыми», мы решили уйти. Кроме многочисленных собак, нам никого другого не удалось разбудить. Собаки же лаяли как резаные. Направляясь в сторону шоссе, встретили подвыпившего мужичка лет пятидесяти пяти-шестидесяти.

- Здравствуйте, мы студенты из Минска, приехали минут двадцать назад. Нам для экзамена надо собрать фольклор, может вы что-нибудь знаете?

-- Ну это, вам надо обратиться к нашей завклубше (зав. клубом – прим. ред.).

--Хм..

--Да, она трохи в этом деле шурупить.

--Понятно, а где она?

-- Так, короче, по этой улице идете, на перекрестке поворачиваете налево, переходите через мост, за мостом еще один перекресток и там направо и дом там…ну…эх, опаньки надо вам помочь хлопцы…Фоль…фоль фолкрол…

--Фольклор.

-- Ха-ха…Типа як и в фильме, бляха, интересно…как вы так умудрились? Правда темно сейчас…может и не найдете.

-- Наверное. Может тогда вы нам дров дадите? Мы скорее всего пойдем в лес палатку ставить, а утром уже разберемся что делать.

--Ой, да что вы, здурэли што ли…ммм…это….Наверное надо сделать так: вы меня тут подождите, я сейчас схожу домой и провожу вас к …завклубшэ

--Хорошо, так и сделаем.

Наш таинственный незнакомец ушел, а мы сняли рюкзаки и стали его терпеливо ждать посреди дороги. Начало нам показалось неплохое. Однако и через 15, и через 30 минут он не вернулся. Стало понятно, что он про нас или забыл, или его не отпустила жена, решив что слова «там надо студентам из Минска, которые собирают фолькрол показать где живет завклубша» - типичный симптом белой горячки. Поняв, что дело – фигня, снова одели рюкзаки, и медленно пошпирляли в ближайший лесок. На удивление лес оказался хвойным и совсем сухим, ветки валялись на каждом шагу, кругом росли какие-то странные маленькие грибочки, а ели готично скрипели в тишине. Поставить палатку и приготовить ужин было проще простого. Поев и выпив пива, мы залезли в спальники и начали спать, предвкушая обновить завтра фонд белорусской фольклористики. Помню что посреди ночи я проснулся, от ощущения того, что кто-то тихо ходит вокруг палатки и пытается совершить какую-нибудь пакость, ну или на худой конец просто нас сожрать без соли и хлеба )) Если честно, то ночуя в палатках я всегда просыпаюсь от таких ощущений, и сразу же вспоминаю веселый фильм «Ведьма из Блэр», кто не смотрел, очень советую, после него вам сразу захочется на природу, в лес, в палатку =) Фильм о трех таки же «фолькролистах», решивших изучить легенду о ведьме, жившей когда-то в тех лесах, куда они поехали. Ведьма из Блэр занималась тунеядством, ела маленьких детей, а когда она умерла, ее дряхлое привидение шастало по окрестным кустам. Фольклористы- документалисты снимали свои поиски на видео камеру, брали интервью у местных старожил, и забрели в какой-то лес. Естественно они заблудились и, в конце концов, пропали без вести. Камеру нашли спустя год, а на ней весь «ужас» и «кошмар» который с ними происходил. Последние кадры на пленке – хаотичный испуганный бег по лестнице какого-то заброшенного дома, в котором яко бы в жила сама ведьма, крик, вопли, истерика… Если серьезно, то фильм неплохой, местами действительно становится страшно.
Еще раз прислушавшись к скрипу елей и не услышав за стенкой палатки рычания, хруста веток и чавканья, я снова отключился.

Суббота. 10.00

Утро выдалось отменное и ясное как трезвая память. Уже были слышны петухи, Черебасово проснулось. После быстрых сборов и уборки мусора, мы снова вернулись в деревню, в ту часть, которая находилась на другой стороне шоссе и где располагалась основная часть домов. Первым делом зашли в сельмаг. Рассказав продавщице о наших миротворческих целях визита, она посоветовала сходить к какому-то деду Кербаю, который живет где-то на отшибе. По дороге встретили старичка, и на нашу просьбу рассказать что-нибудь «фолклористичное», он застремался, и, со словами «ничога не ведаю, ничога не расскажу», ушел. Мы подошли к домику, в котором яко бы должен жить дед Кербай, но дома никого не оказалось. Стало понятно, что наш недавний встречный и был тем самым Кербаем. Делать нечего, заходим в соседний дом. Седоволосая бабушка, выбивавшая во дворе подушки, так же нас немного испугалась, и сказала что, ходили тут недавно такие, фольклористы, а оказались мошенниками. Вздохнув, мы решили вернуться в «центр» деревни. По дороге зашли еще в одну хату, однако и там нам ничего не удалось услышать. Нас потихоньку начинают терзать смутные сомнения о гостеприимстве и чуткости белорусского народа. В чем дело? Или это деревня попалась такая «нежвавая», или это мы такие волосатые и бородатые наводим ужас и сомнения на сельских жителей. Последний вариант - решили пойти в клуб. Клуб оказался закрыт, на окне висела записка «Ушла сканировать документы. Скоро буду». Заприметив рядом с клубом еще одно административное здание, мы решили пойти туда. Этим зданием оказалась школа, на ступеньках которой мы встретили двух женщин. Раз пятый за день сказав привычное «Здравствуйте, мы студенты из Минска, собираем фольклор…» нас тут же направили к преподавателю белорусского языка.

В школе пусто, детей нету, и учительница белорусского языка Шелягович Мария Васильевна провела нас в свой кабинет для основательной беседы. Скажу наперед, что особо уникальных легенд и песен мы не услышали, Мария Васильевна человек еще не старый, не здешний, и по этому больше говорили о самой школе, о детях и о нас. Зато она нам поведала историю возникновения Черебасово.

“У 20-я гады, калі на Палессі адбывалася мілеарацыя палесскіх балот, веска Чарабасава была такім агульным балотам. На асушэнне балота і каналаў з Масквы быў накіраваны інжынер-міліаратар па прозвішчу Чарабасаў. Паколькі ен прыехаў сюды працаваць, ен адразу пабудаваў сабе жылле, і, на узвышку, бліз чыгункі, Чарабасаў збудаваў сабе маентак. Працы было шмат. У гэтую мясцоваць пачалі прыязджаць людзі з розных канцоў краіны. Зямля была ўрадлівая, добрая, і рабочыя заставаліся тут жыць. Карэннага насельніцтва тут амаль не існуе. А ў час вайны, тут быў разгорнуты вялікі партызанскі рух. Людзей жыве ў нас нешмат, дарослыя амаль ўсе працуюць у Мікашэвічах, а ў школе вучыцца пяцьдзесят дзетак.”

Тут в кабинет заглядывает какой-то высокий здоровый мужик с массивной нижней челестью, по-видимому завхоз или сторож, но больше похожий на секьюрити местной дискотеки. Дядька начинает интересоваться нашими планами дальнейшей поездки, в частности где мы собираемся ночевать. Отвечаем ему что с ночевкой мы еще вопрос не решили, но в любом случае наша палатка нас спасет. Офигев от такого ответа, он настоятельно рекомендует нам остаться в школе, бо ночевать в такое время в палатке – это полный п…ц. Мы улыбаемся, говорим что уже одну ночь так провели и вроде здоровы. Тогда он советует нам в соседней деревне Дворец зайти в школу, обратиться к сторожу, и заночевать там. Перспектива неудачная, т.к. школы работаю до 15.00, но заботой мы были тронуты.

Все же вернемся к беседе с Марией Васильевной, которая за это время вспомнила одну легенду, правда не Черебасовскую, но все же.

“Калісці у адным лесе жыла жанчына. Аднойчы яе муж пайшоў на паляванее і быццам яго забілі. Праз пэўны час яна пачала нарджаць дзяцей. Месныя жырхары казалі, што часта бачылі каля яе хаты ваўка, які слуняўся па двары. Людзі пачалі лічыць, што яе муж ператварыўся ў ваўкалаку, прыходзіў да яе ў выглядзе воўка, абараняў хату, а ноччу зноў станавіўся чалавекам.”

Практически и все, что нам поведал преподаватель общей средней школы д. Черебасово – Мария Васильевна. Воодушевившись тем, что хоть что-то нам удалось записать и узнать, мы решили оставить в покое остальных жителей деревни, и направились на трассу, ловить машину до следующей деревни под названием Дворец, находилась она в двадцати минутах езды.

12.20. Облачно, осадков нету, машин тоже нету. Я достал сборник стихов Блока и немного почитал вслух, а через минут двадцать, молодой парень, едущий со своей мамой, подвозит нас до Дворца.

Деревня Дворец, Лунинецкий район, Брестская область.

Поселок Дворец заметно больше чем Черебасово, на улицах полно народу, бабки небольшими толпами стоят у магазинов, а па улицам дети катаются на своих велосипедах. Еще во Дворце растет виноград, настоящий, темно-синий. Остатки урожая мы заметили во дворе одного дома. Сочетание холода, безлиственного кустарника и сочных гроздей, нас мягко сказать удивило. Постапокалипсичный Эдамский сад, вот что это было. Жаль только попробовать не удалось…

Высадили нас прямо возле школы, и снова посоветовали обратиться к учительнице белорусского языка Наталье Михайловне, что мы и cделали. Однако досада: узнаем у вахтера, что Натальи Михайловны сейчас в школе нет, но вахтер соглашается нам помочь, и готов провести до ее дома. Идем через деревню, наблюдаем за жизнью сельчан и чувствуем себя пришельцами. То справа, то слева нас обстреливают косыми взглядами, но напряга мы не чувствуем. Перед поездкой пролетала мысля, о том, как будем вести себя, если к нам подвалят «местные», со словами «э-э-э…вы с какой деревни?» и проч. Но мысль была такая беглая, мимолетная, что я даже не успел за нее схватиться. Да и вообще не думали мы об этом, и таких ситуаций не случалось, хотя нет было, в Пинске, ночью, но об этом позже. Неспешно подошли к дому нашего информатора, и….ха-ха-ха, его тоже не оказалось дома! Зато оказалось дома учительница русского языка! Вышла к нам, поговорила и сказала, что надо идти к Екатерине Никитишне, которая уже давно на пенсии и может поведать кое-что. Жила она рядом, в минуте ходьбы. Подойдя к калитке, мы снова не решались зайти, надеясь на то, что она сама выйдет, увидев через окно незнакомцев. Не вышла, вошли мы. По двору дружелюбно бегало около десяти утят, гуси и прочая живность. Постучали в дверь, вышла смуглая суховатая старушка лет 65-ти и насторожилась. Объяснив ситуацию, она согласилась впустить нас в дом. Мы пришли в весьма неудобное время, как раз в этот момент Екатерина Никитишна давала уроки репетиторства какому-то школьнику. Ее это не смутило, и, сказав «Что же вы не предупредили, я бы подготовилась к вашему приезду!», начала рассказывать различные присказки и легенды. Услышали мы немного, самую малость из того, что у нее было записано в толстенном альбоме, но и за это спасибо.
Пожалуй самое интересное.

“У адной маладой жанчыны паміралі дзеці. Вось дзіця здаровенькае, нармальнае і раптам праз ноч яго ўжо няма. Так памерла адно дзіця, потым другое, памерла і трэцяе. Маці ўжо рве на сабе валасы, не ведае куды дзявацца, а бацька яе кажа “Паеду шукаць раду”. Запрог ен каня і паехаў. Ведаў ен што недзе за некалькі весак жыў адзін стары чалавек, які быў знахаром. Ен добра гадаў па зорках і мог сказаць вельмі багата. Прыязджае гэты дзед да яго і расказвае пра свае гора. “Не ведаем ад чаго дзеці паміраюць. Нараджаецца здаровым і раптам памірае”. Знахар прыняў яго добра, пакарміў, сказаў каб застаўся начаваць, бо вечарам яму трэба выйсці паглядзець на зоркі. Мыжык застаўся начаваць. Знахар вечарам паглядзеш на зоры і раніцой кажа мужыку. “Я ведаю ў чым прычына. У вашым сяле есць такая жанчына, якая зводзіць дзяцей і гэта адбываецца не толькі ў вас.” А мужык адказвае “Але толькі ў нас загінула ўжо трое дзетак”. Знахар паразважаў і кажа: “Едзь ты мужык да хаты, усе будзе добра, дзеці больш не будуць паміраць.” Бацька быў абнадзееным, аддзякваў знахара, заплаціў грошы і ужо сабраўся выходзіць з хаты, як знахар кажа яму “А ты можаш узяць грэх на сваю душу? Як только возмеш грэх на сваю душу, то пакуль даедзеш да хаты, тая вядзьмарка ўжо будзе мертвая. А каб упэўніцца ў тым, што гэта яна звяла вашых дзетак, схадзі да ей і палядзі колькі пчол будзе летаць над яе целам, колькі пчол, столькі і душ яна загубіла.” Бацька цверда адказаў “Вазьму, не пабаюся”. Развіталіся яны, і ен вяртаецца дахаты. Пытаецца ў жонкі як справы, чаго чуваць у сяле. А жонка і адказвае что такая-та жанчына памерла. Пайшоў бацька з цікавасцю паглядзець на гэтую мертвую жанчыну, а калі ўбачыў яе, то над ей віўся цэлый пчаліный рой. Пасля гэтага, больш ніводнага дзіцяці не памерла.”

Вот такая вот сказочка. Только непонятно что за грех взял на себя отец, и что ему за это было. Об этом я не успел спросить.
Так же услышали краткий словарь диалектных слов, и пару народных мудростей.


Кобула – кобыла
Вугнаў – выгнал
Буў- был
Була – была
Вубраў – убрал
Вунес – вынес
Ковеня – кочерга

Як не удався, то коб і не ўроджався.

Не той піво п’е хто варыць, а той кому бог судзіць

Да своей родзімы няма ліхой гадзіны

Усе ў сякерку і я ў сякерку.

У сваей хаце і ковеня маці

Ленівому коню і грыва важка

Бог за душу, а чэрці за добро.

Не ела душа чыснаку, так і воняць не будзе

Як чорт хвастом замеў

Як добрае плячэ, то і тупіца сячэ

Смерць бярэ не па барадзе а па чарзе

Маленькі сабачка да смерці – шчаня

За хорошым чаловекам і свінка гасподынька

Не грыва колеца а гразь


После всех распросов-допросов решили оставить нашу госпажу и направились перкусить в придорожное кафе с созвучным названием “Падарожнік”

14.30. Едем в деревню Лунин. По дороге заезжаем в Лунинец, но город посмотреть не успеваем, да и тягаться в поисках неизвестно чего не особо хочется. Выходим на трассу и снова стопим того парня, который подвозил нас двадцать минут назад, приятное совпадение.

Деревня Лунин, Лунинецкий район, Брестская область.

Впервые упоминается в летописях 1432г.
На въезде в деревню стоит высокий деревянный крест, украшенный разноцветными ленточками. Такие же кресты мы будем встречать уже на всем протяжении пути, в каждой деревне, причем по нескольку сразу. Как мне стало известно уже потом, их ставили в целях «религиозной индификации» села, т.е. православный крест – большинство жителей являются православными, католический – католики. Иногда ставили два креста. Еще по одной версии, кресты ставили на перекрестках дорог, считавшихся местами нечистыми и дьявольскими. Такая традиция, судя по всему, осталась лишь в южной и западной части Беларуси. Если кому-то известна более подробная информация о значении подобных крестов на селах, буду рад услышать.

Подходим к первому приглянувшемуся дому, и, приветливая, но слегка удрученная бабушка говорит что совершенно ничего не знает, а сама деревня Лунин – «наверное самая плохая…». Пытаемся «выбить» из нее более «развернутую» картинку впечатлений и мнений почему же все так плохо, но вместо этого, она рекомендует нам сходить к директору клуба. Делать нечего, идем искать дом директора. Встреченная по дороге женщина дает еще инфу, а именно – «Ехать вам лучше в соседнюю Богнановку, люди там более добрые, верующие, чего-нибудь да и расскажут…». Богдановка находиться на отшибе, в 16 км. от Лунина, но дорога туда совершенно не «трафицированная» и уверенности в том, что мы сможем туда быстро добраться туда и не шататься ночью как по Черебасово, не было. Не рискнули, шампанского не испили, и решили продолжить путь по Лунину. Еще одна старая жительница повествует нам о послевоенной жизни, кулачестве и других реалиях соцреализма, в наш багаж снова ничего из сказанного не попадает. По дороге к дому Марины Андреевны (директору клуба) было еще пару попыток услышать что-то, хоть отдаленно относящееся к фолку, но безрезультатно. Бабушки ничего не помнят, ничего не знают, но поговорить с нами соглашаются с охотой. Признаться, мы к такому и были готовы, не будут же нас через дом заваливать пластами белорусской фольклористики и радушно приглашать в дом «на блины». Тут дело в везении и терпении ищущего. За время поездки, ни разу не возникло желание все бросить, купить билет на электричку и, проклиная всех и вся, двинуть в Минск. Дима молодец, отличный попутчик, «не ныл, не выл а шел», как говорится. В Пинске правда пришлось его троху потаскать по ночному городу, но это мелочь =).
Вот и дом нашей «фольклористической жертвы» (директора клуба Марии Андреевны). Чего и следовало ожидать, ее тоже не оказалось дома, простояли у запертой двери около пятнадцати минут и ничего другого, как кроме идти в сам клуб, придумать не смогли. Направились к сельсовету, интуитивно пологая, что клуб где-то там. Хм, поняли одно – интуиция у нас фиговая, клуба нет, клуб сгорел, его спалили! Узнали об этом у местной жительницы, которая очень трагично переживала те события. «Клуб был большой, красивый, много людей туда ходило, но спалили…я сама даже плакала…». Зачем, кто и почему спалил клуб, мы узнали уже от самой Марии Андреевны, которую сжечь, к счастью, не успели, и к которой нас и привела старенькая лунинчанка. Мария Андреевна в это время находилась в доме своей невестки, которая живет как раз напротив ее дома.
Дверь отварила невысокая женщина лет 45-ти, и сразу же вошла в наше положение. Зашли, разделись, прошли на кухню, и за чашками чая начали вести беседу. Мария Андреевна – человек приятный, веселый, позитивный. Всю деревенскую самодеятельность крепко держит в своих мужественных руках и ради культурных мероприятий, готова ночами не спать. А клуб сгорел? Так ничего, и без клуба можно что-то сделать. Ярмарки, выставки, народные праздники и культ. поездки, везде она принимает самое активное участие, при этом успевает что-то коллекционировать, вышивать и вести домашнее хозяйство. Клуб же спалил один местный рецидивист. Решивши разжиться казенной аппаратурой, он спрятался в кулуарах здания, дождался пока администрация уйдет домой, и, взяв музыкальный центр, поджог все нахер. Подозревали конечно Андреевну, но правосудие восторжествовало, и виновника посадили.
Что же касаемо наших просьб о фолке, то Андреевна стала перебирать в памяти все свои культурные вечера, мероприятия, но ничего конкретного не вспомнила. Вместо этого, она рассказывала различные смешные бытовые байки. Разговор плавно перетек в обычную беседу о житии-бытии на селе и прочие социально-бытовые темы. Провела она нас и в свой дом, показала вышивку, фотографии из различных поездок и мы снова вернулись домой, на кухню. На улице уже к тому времени полностью стемнело, начал моросить дождь.
-- Так а теперь куда вы пойдете? – интересуется Андреевна.
-- Ну-у-у….в лес, в палатку. – с улыбкой отвечаем ей.
--Вы что!?
--Да мы привыкли уже, не первый раз)))
--Оставайтесь лучше тут, места хватит!!!
Переглядываемся с Димой, понимаем что нам повезло с впиской и конечно решаем остаться. Уже в приподнятом настроении допивая по второй чашке чая, Андреевна говорит нам, что видела как мы ходили по деревне от дома к дому, как топтались у ее хаты и она решила что мы наркоманы какие-то! Т.к. тут недавно тоже ходили молодые люди с рюкзаками, спрашивали не растет ли у вас канапля и мак, а если росли, то выкупали или просто вырывали. Однако, таких «ботаников» быстро вычисляли=) Да и у самой Андреевны как-то росла дичка, но узнав что этот «непонятный кустик» - канабис, она в ужасе вырвала его и….нет, не скурила а просто выбросила. С этого момента мы стали более внимательно присматриваться к растительной фауне Лунина.
В этот вечер к Андреевне приехали какие-то гости, она ушла «гулять» с ними в свой дом, а мы остались с внуками смотреть телек, по которому показывали х\ф «Авиатор». Звали и нас выпить немного, но вежливо отказались. Кровати свободные были, но решили спать на полу в спальниках, ничем не хуже. Спасли как убитые.

Воскресенье. 9.00.
Рота подъем! Мытье-бритье-туалеты. Чашка чая на посошок и мы прощаемся с гостеприимной Марией Андреевной и ее двумя внуками. В благодарность оставляем ей флянец «Аквадива», купленный именно для этой цели, и выходим на трассу, ведущую в деревню Лобча. В Лобче Андреевна посоветовала нам зайти к некой Насте-баечнице. В голове тут же возник образ маленькой старушки-шептухи, одетой в различные лохмотья и феньки, то что нам надо.

Дервня Лобча.

До Лобчи мы добрались быстро. Через минут 20 застопили какой-то микроавтобус, нас посадили в «грузовой отсек» с решетками на окнах и молча высадили в центре деревушки. На улицах пусто, жителей практически не видно. Подходим к первому попавшемуся мужичку с целью узнать где же живет Настя-баечница, и он нам указывает путь. По традиции, бабы Насти дома естественно нету)). Какой-то встречный мужик решает отвести нас в дом к ее родителям, у которых она предположительно и находится. Ну что делать? Конечно идем, заодно и осмотреть деревеньку успеваем. Из местных достопримечательностей, пожалуй только голубой православный крест украшенный разноцветными лентами (про которые я уже писал), так же церквушка, находящаяся в постройке бывшего магазина ну и старая, обветшалая «польская» школа, работавшая еще в довоенное время. Больше ничего примечательно увидеть нам не удалось. Поговорим с родителями бабы Насти, выясняется, что она только что пошла обратно к себе домой и мы с ней видимо разминулись где-то…брррр. Снова возвращаемся к ее дому. Не успели сказать ей кто мы такие и что нам нужно, как она сразу же провела нас в дом, посадила в гостиной за стол и отошла на короткое время. Никаких сушеных трав, божков и непонятных зелий мы в доме не заметили. Да и сама баба Настя с виду вполне типичная и обычная женщина. Сели за стол. Баба Настя вернулась, села с нами за стол и, приготавливая тесто для блинов, начала неспешно «предоставлять» предметы устного народного творчества. Диктофон жадно записывал каждое слово.
Дело в том, что нам очень-очень повезло. Каждое лето к Настасье Ивановне приезжают такие же люди как и мы, просят что-то рассказать, и подобные гости стали для нее давно привычными. Прошлым летом к ним в деревню приезжала целая «экспедиция» (человек 15) из какого-то минского вуза. Тормошили всю деревню, а баба Настя стала для них главным источником и гидом. Сведенья о Яковец Настасьи Ивановне даже находятся в «Большой энциклопедии белорусского фольклора» и других изданиях. Записали много, и присказки, и легенды, и даже песни. Все на диалекте. Вот кое-что.

Дажыначная

Ой пойшла б я жыто жаты
Ой пойшла б я жыто жаты
Як Романа упрохат

Ой ты Роман-Романочку
Ой ты Роман-Романочку
Выплэть жы мні колысочку

Выплэть жы мні колысочку
Выплэть жы мні колысочку
Я повісю на дубочак

Будэ віцер повываты
Будэ віцер повываты
Будэ дыця колыхат

Будэ дыця колыхаты
Будэ дыця колыхаты
А я жыто дожынат

Коб свекроўка не сворыла
Коб свекроўка не сворыла
Шчо я дзіла не робіла

Бо свекроўка чужа маты
Бо свекроўка чужа маты
Будэ жэ мні докорат


Троіца

Ой ты Троіца, заўтра троічынама
А ты дайвона вэліла до нэдылькі гулят

Ой гуляй доню да пока жы гуляеца
Пойдзеш до свекроўкі
То ўсе гэта ж немы дзец

Ой зародывся да коколе з лыбеду
Ой-ё ее жэнывся да старый з молодой

Ой ты сытары да з сывою бородой
Ой-ё не лажыся спаты да зо мною молодой
Не лажыся спаты да зо мною молодой
Ой-ё да зо мною молодой на посцеленькі мой


Мы ў цэрыкві бувалі
Ой мы ў цэрыкві бувалі
Трое зілія вывідалі

Одынае зіліе – рута
Ой одно зіліе – рута
А другэе – мята

А трэйцее – квэтыкі
Ой а трэйцее – квэтыкі
Шчоб любылыса жэ дэтыкі

Любыліса ды кохалыса
Ой любылыса да кохалыса
В білэ лычко цоловалыса



Деревня Парахонск.

Ближе к трем часам, мы пешком отправились в деревню Парахонск. Сытые, слегка захмелевшие и в прекрасном настроении, мы готовы были идти пешком хоть до самого Бреста. Погода стояли отличнейшая, на небе ни одного облачка, а запас энергии и сил был восполнен по максимуму. Д. Парахонск находилась в весьма неудобном положении от трассы. Почти полтора часа пришлось идти сперва через поле, а потом по не асфальтированной дороге, на которой не то что машину, кота или собаку нельзя было встретить. На обочине, под елью снова заметили украшенный крест, судя по внешнему виду, стоящий здесь уже не первый год. В Парахонск шли скорее не с целью записать какой-то материал, мы решили что нам записанного вполне хватит для первого раза, а навестить одну Димину знакомую. Пришли мы туда уже под вечер, а когда дошли до главного тусовочного места, совсем стемнело. Парахонск даже и не деревня, а обычной поселок городского типа, с множеством автомобилей и молодежи. Особых достопримечательностей кроме как вездесуще-привычного креста и симпатичной церкви не увидели. Пока дожидались нашу знакомую на “площади” возле библиотеки, завели беседу с одной бабушкой, которая узнав что мы из Минска, тут же спросила не знаем ли мы что-нибудь про зэков в Минске (!!!). Такой вопрос нас, если честно, поставил в тупик. Оказывается, сын этой бабули сидит в какой-то минской тюрьме и ожидает якобы амнистии. Посадили его то ли за поножовщину какую-то, то ли за что-то другое, дело темное, и мы решили не вникать в подробности этой криминальной разборки. Прогулявшись со Светой по ночному Парахонску и обсудив всякие насущности, мы решили обдумать дорогу домой. Решили ехать сразу в Пинск, затем в Брест, встретиться там с еще одной Диминой знакомой, и уже двинуть прямо в Минск. Парахонск тем самым, стал нашей последней точкой в этнотуре по Полесью. Можно было конечно и в Богдановку заехать, и в Дубовку, уверен, что там мы точно нашли бы что-то оригинальное, но время поджимало, и нам уже было пора думать о дороге домой. По-тиху начали чувствовать неизбежное ощущение перенасыщения. Дорога домой лежала по “железке” до Пинска, затем по той же “железке” до Бреста, а там снова стопом уже в сам Минск. Пришли на станцию Парахонск где-то в 18.45 и узнали, что электричка в Пинск ушла минут 5 назад, а следующая аж через два с половиной часа. Решаем выбраться на трассу М10 ведущая до Кобрина, тем самым не заезжать в Пинск, но в кромешной тьме и пустоте никак не можем понять где она находиться, и как долго нам предстоит идти по ее “ветке”, которая тянется посреди леса. Идем, освещаем себе дорогу фонариками, вдруг на торможение идет легковушка, но едва успев к нам подъехать, тут же бьет по газам и смывается. Реакция водителя понятна: “Что за хрень светится? ГАИшники что ли? А епт!!...” Подобные ситуации случались не раз, видать не все еще водилы привыкли к тому, что пешеход может себя “обозначить” на ночной дороге. Поняв, что тут полный “безперпективняк”, и не известно что нас ждет на трассе такой теменью, а самое главное - как долго на предстоит до нее идти, мы решаем вернуться на станцию и мирно дождаться электрички. Эх, люблю я такие полупустынные ж\д станции, особенно в темное время суток! Размещаемся в ж\д будке, где располагается касса, и спрашиваем через кассовое окошко кипяточку =)). Решаем сварить себе какие-то стремные супы в пакетиках, купленные как раз на случай голодовки и для общего сугрева тела. Кипяточка нету, но находится кипятильник! Чашки у нас железные, так что опускаем кипятильник прямо туда, и кипятим воду. На второй (моей) чашке казенный кипятильник сдох. Подхожу к столу, и вижу, что из ручки кипятильника валит едкий дым, а сама ручка плавится. Выдергиваю вилку, и сообщаю билетерше скорбные известия о трагической гибели ее любимого кипятильничка. Мол, он погиб в неравном бою, погиб за бравое дело, и тэдэ, и тэпэ. Билетерша с пониманием приняла эту новость и совсем не огорчилась. Сказав Диме о случившемся, он мне ответил примерно такое: “Дурак, зачем ты сказал ей? Мы могли бы еще чая заварить!” Я со смеху чуть не упал. Думаю, это стало бы последнее чаепитие на этой станции. Решив пополнить запасы воды, я выхожу на улицу и пытаюсь найти колонку с водой. Кроме 3-4 детишек, играющих возле железной дороги, никого не видно. Если честно, то эта картина - “Ночь, падающий желтый свет от фонарей, железная дорога, опавшая листва, тишина и дети” вызвала какие-то непонятные эмоции. Все это смотрелось настолько непривычно, ирреально и даже жутко, что я с долей опасения решил к ним все-таки подойти и узнать где можно набрать воды. Ничего странного, дети как дети, с радостью отвели меня к колодцу и....=) помогли налить воды. Они нас давно заприметили, в их глаза конечно бросились все эти рюкзаки, фонарики и светоотражатели, посему пришлось им объяснить что мы за пришельцы. Было видно, что их это очень восхитило, не часто они таких встречают. Сами они из Пинска и я решаю узнать у них о наличие в городе интернет кафе или компьютерных клубов. Клубы в Пинске есть, вот только не известно работают ли они ночью. Набрав воды, возвращаюсь в будку. Через минут 15, в “зал ожидания” входит какой-то мужичек, и интересуется не нужна ли нам вписка? Мы такого никак не ожидали. Благодарим его конечно, и говорим, что нам желательно в Пинск уехать и засиживаться тут не имеет смысла. Мужик уходит. “Наверное дети рассказали.” – подумал я.

Оставшееся время до приезда электрички коротаем бездельем, и дремой. Я пялюсь на лампу, висящую на потолке и пытаюсь понять как там могли оказать мухи. Дима пытается поспать. Решив спеть ему “колыбельную”, я начинаю монотонно и медленно читать стихи А. Блока, чей сборник мы взяли с собой. Блок работает, Дима почти спит.
В часов 9 вечера, приезжает наша электричка, через минут 30 мы оказываемся в Пинске.
Слегка отвыкши от “цивилизации” и “общества”, на нас обрушивается мало-мальские характеристики провинциального города. На вокзале узнаем, что ближайшая электричка на Брест в 3.40 ночи. Но это только пол беды, денег на электричку у нас конечно же нету. Вернее хватает только на один билет, но смысл его покупать? Оставшиеся у меня 10.000р. решаем оставить на случай штрафа или взятки. Время в запасе много, сидеть на вокзале терпения не хватит, и мы решаем (я решаю) совершить прогулку по вечернему Пинску. Дима в Пинске второй раз, и ему рассказывали, что год назад тут выловили всех волосатых, избили их и обстригли! Меня это, если честно, рассмешило. Очень удивился, что такое еще случается, хотя чему тут собственно удивляться? Любера, гопота и прочие “структуры” продолжают существовать и культивироваться везде, где есть молодежь. В столицах это не так заметно, а вот заедьте в какой-нибудь Пинск, все как на ладони. Тошнит от этого всего. Самому еще никогда не доводилось получать, за свой относительно недлинный хаер от различных ублюдков, но какие-то косые взгляды приходилось чувствовать. Вобщем фигня. Взяв Димона за шманты, мы отправились искать интернет кафе, которое так и не нашли, и осматривать город. Без сомнений можно сказать, что Пинск по-настоящему красив и аккуратен. Может такое впечатление сложилось именно вечером, когда во всю работала подцветка, освещалось каждое старое здание и город был пустым, тихим и ясным. Зашли на главную площадь и коло часа сидели на лавке возле иезуитского коллегиума, в котором теперь размещается краеведческий музей и хореографическая школа. Более подробную информацию о архитектурных памятниках города можно прочитать тут http://b4w.narod.ru/pinsk/index.htm. Когда уже возвращались снова на вокзал, на какой-то улочке встретили А. Блока.:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Канала, а точнее реки Пины, к сожалению видно не было, но это не важно, красиво и так.
Оказавшись на привокзальной площади, решили зайти в какую-то забегаловку и выпить чаю. Тут-то с нами и приключился интересный казус. Забегаловка представляла собой большую палатку, со скамьями и длинными деревянными пивными столами. На месте барной стойки находился обычный киоск. Дверей не было, посему в “помещении” бегал какой-то бездомный песик, валялось много мусора, а температура была не выше чем на улице. И вот значит стоим мы в очереди, никого не трогаем и подходят два молодых субъекта лет 22-24 в кожаных куртках. Один высокий, худощавого телосложения, лицо типичного американского студента-раздолбая, но симпатичное и “доброе”. Студент был немного захмелевшим. Второй чуть пониже, с острыми чертами лица и трезвый.

--Парни, вы откуда? – спрашивает “студент”.
-- А в чем проблема? – отвечает Дима.
--Да ничего, вы не бойтесь, просто мы первый раз видим таких чуваков с такими рюкзаками, хотели просто спросить откуда вы и прочее.

Тут как от сердца отлегло)) Чуваки купили нам пива, каких-то чипсов, и мы вместе сели за стол. Короче, рассказали им все: кто мы, чем занимаемся в здешних краях да и вобще какова наша молодая житуха. “Студента” звали вроде Саша, второго – Леша. Оба живут в Пинске, занимаются каким-то бизнесом. Типичные “пацаны”. Было хорошо заметно, как Саша просто восхищался нами, говорил какие мы классные, редко таких тут увидишь и на его лице сияла по-настоящему искренняя улыбка. Просидели мы в разговорах около сорока минут и Саша просто настоятельно предложил рвануть на их машине в какой-нибудь кабак, бильярд или клуб. Мы конечно поблагодарили его, и ссылаясь на большую усталость и сонливость, естественно отказались. Не известно чем это все могло окончится. Не было бы рюкзаков, мы может быть и поехали, но... После многочисленных уговоров, и не дождавшись положительного ответа, ребята купили нам еще пива и мирно уехали. Даже телефонами обменяться успели. Мы остались в забегаловке одни, в расслабоне допивали пиво, кормили бездомного щенка какими-то объедками и что-то думали о человеческих взаимоотношениях.
Сидеть становилось все холоднее и холоднее, и оставшиеся часы до электрички, решили добить в деревянных креслах зала ожидания. План был такой: если буду контролеры, объяснить им что мы – ученые, экспедициологи, фолклористы, как плодотворно и усердно изучали их край и по нелепой случайности остались без денег. Решили давить на жалость, и любыми путями остаться в вагоне. До приезда электричке корчались на креслах, и сматривали спящий люд. В особенности мне запомнилась спящая старенька бабушка, которая с каждым часом спускалась все ниже и ниже со своего кресла, а в конце просто завалилась на бок через перила. Долго я смотрел на нее, и представлял, как я схвачу ее за плечи, быстро панически разбужу и начну кричать на ухо: “БАБУШКА-А-А-А!!!! МОЖЕТ ВЫ ЗНАЕТЕ КАКИЕ-НИБУТЬ СТАРЫЕ ПЕСНИ ИЛИ ЛЕГЕНДЫ!!!??? РАССКАЖИТЕ НАМ ИХ!!!! МЫ – ФОЛЬКЛОРИСТЫ ИЗ МИНСКА!!!”. ...=)). А что, вполне возможно что я бы так и поступил, если бы мы совсем уж ничего не записали.
Приезжает электричка, мы загружаемся в вагон и едем в город-герой Брест, по крайней мере планируем туда приехать утром, в 7.00. Первые полчаса едем в вагоне совершенно одни, пытаемся уснуть в этой “электрической” мерзлоте и совершенно забили на свой неоплаченный проезд. Появляется женщина с билетами, не ревизор, а как у нас в автобусах. Мы ей, мол таки-так, нэт билэт, нэт дэнэг. На что она заявляет о будущих проблемах с ревизорами. Окей, будут ревизоры, будут и проблемы, а сейчас дайте спать. Она уходит. Ближе к Бресту вагон заполнился до отказа, народу много, уже не развалишь свои костыли как в начале пути, а ревизоров все нет. Последняя станция перед Брестом, а ревизоров снова нет! Вокзал, ревизоров нет! Блин, я так готовился к длительной беседе с ними, обдумывал каждое слово, все взвешивал, просчитывал, а тут такое....Ну да ладно, доехали и слава богу. Уже на вокзале решили зайти в киоск, купить чая, каких-нибудь булочек и скупо позавтракать. Мы уже сделали заказ, нам налили чай, завернули коржики, и тут выясняется, что я потерял те самые 10.000р.!! Ирония жизни, скупой платит дважды, метафизические ревизоры все-таки настигли нас, и мы заплатили штраф уже реальными деньгами. Пытаюсь снять с карточки последние 5.000р, но проклятый банкомат, ниже 10.000р не выдает. Скребем по всем карманам, и как-то умудряемся собрать хотя бы на чай, коржики остаются для более социально-обеспеченных людей. Бродим по брестскому вокзалу, находим свободные кресла и снова заваливаемся спать. Лично я спать не очень хотел, быстро разгоняю сонливость, а вот Димон точно соня. Ближе к часам 11.00 приходим в нормальный общечеловеческий вид, и пытаемся дозвониться до Диминой знакомой, которая живет в Бресте и ради которой мы собственно и сделали небольшой крючок. Могли ведь выйти и в Кобрине. Шесть попыток вызвонить этого человека оказались безрезультатны. Поняв что ловить тут больше нечего, решаем выбираться на трассу М1 в Минск. В Бресте мы не первый раз. Город нравится, но дома лучше))

Понедельник. Брест.

12.00.

Стоим на выезде из Бреста. Погода пасмурная, ветреная, трафик хороший, и очень надеемся сразу же на одной машине приехать в Минск. Первый час стопа результатов не принес. В метрах 200-250 стоит женщина, тоже ловит машину. К ней подъезжает микроавтобус и забирает ее, мы в зависти кусаем губы. Аннет, этот же микроавтобус останавливается и возле нас.

-- Вам куда?
-- Нам в Минск...!
-- Я тоже в ...инск, залазайте!

Обрадовались что на первой же машине, причем в отличных условиях и с множеством пустых сидений едем прямо в Минск. Расслабились, уже приготовились снова вздремнуть, но тут мужик высаживает свою первую пассажирку и спрашивает у нас: “Так вам тоже в ПИНСК?” Нас передернуло...оказывается, кто-то чего-то недослышал и наш водитель едет на самом деле в Пинск а не в Минск. Ну что делать, не судьба. Вылезаем на повороте под Кобрином и продолжаем ловить машину. Погода улучшилась, даже Солнце засветило, а мы стоим почти на пустой трассе. Проходит первый час. Мы решаем пройти вперед. Проходит второй час, настроение падает, начинается мелкая нервозность. Хочется есть. Решаем зайти в лес, быстро развести костер, сварить макарон и добить последнюю банку тушенки. Ну не везти же ее обратно, да и вода на макароны есть. Идем на обочину, спускаемся с пригорка и забираемся в какой-то “кустарный” лес, с множеством сухих веток. Пока Дима разводил костер, я искал стойки и поперечную палку для котелка. Каждая крепкая с виду палка, стоило ее только взять в руки, рассыпалась. Ломается первая, вторая, и вот что-то удается найти, более-менее крепкое и пригодное. От предвкушения сытного обеда, мы буквально захлебываемся слюной и делаем все темпе вальса. Вот и костер разведен. Я беру котелок, выливаю туда практически всю оставшуюся воду и ставлю на огонь. Ветки разгораются, и тут я решаю немного поправить поперечную палку, на которой висит сам котелок и внезапно палка с хрустом разламывается, котелок падает, и вся вода в миг выливается на землю. На секунду мы просто замерли в скорбном молчании. Я только успел сказать “бля...”. Сглотнув скопившуюся слюну, мы стали быстро и нервозно собираться и снова выходить на трассу. Неподалеку расположилась кафешка, и мы решили хотя бы попить чаю и снова съесть по этому стремному “быстросупу” в пакетиках. Более-менее утолив голод, снова стоим на полупустой дороге. Минут через 40 останавливается мужик на легковушке, и подвозит нас до Ивацевичей. Подобрал он нас по тому, что сам нередко оказывался в таких ситуациях, когда приходилось ловить машину и добираться на попутках. В дороге слушали какой-то маразматический “блатняк” и мне запомнилась строчка из одной песни: “Мы с Серегой отдыхаем/ Не ворчи жена, мы меру знаем/Отойди и не мешай!/ Наливай, наливай!” Жуть…
Вылазим на АЗС под Ивацевичами и решаем немного пройти вперед. На заправке ходить от машины к машине не решаемся, а через 200-300 метров добавляется трафик из Ивацевичей. Тут и случается самый большое и мрачное зависалово во всем путешествии. Уже стемнело, на часах где-то 17.00, машины есть, но они нас не замечают, не смотря на все отражатели, фонарики и жесты. Пару машин остановилось, но и они ничем не смогли нам помочь. Через час усиленного стопа, становится серьезно холодно. В метрах 50 выходит женщина и тоже начинает ловить тачку. Ее забирают через 20 минут. Вскоре еще две дамы становятся на ее место и их как по взмаху волшебной палочки тоже забирают, и 20 минут не простояли. Я уже начинаю бросать реплики в адрес мимо проехавших машин, у меня начинается привычный тик. Странное ощущение начинает копошиться где-то в груди, когда злость, надежда, уверенность, и призрение ко всем кто мог остановиться, но не сделал этого, сплетаются во что-то одно непонятное. Ты то скрежетишь зубами, проклиная стекшиеся обстоятельства, сжимаешь кулаки, а через секунду напеваешь какую-то песенку и понимаешь, что невозможно здесь так долго стоять, и что вот-вот остановится машина и через два часа мы будем в Минске. Однако “вот-вот” никак не наступает, и вместо “вот-вот” на дорогу выходит еще одна дама. Сегодня какой-то час пик от желающих уехать из Ивацевичей! И конечно же ее через минут 15 забирают. Хочется кричать матом и бросать в проезжающие машины камни!! Хватаем рюкзаки, которые уже успели покрыться коркой инея, и быстро становимся на место всех давешних “автостопщиц”. И вы знаете, помогло, чудо случилось! Нас через минут 10 забирает микроавтобус. Водитель сказал, что он видел нас, когда еще ехал из Минска, и очень удивился, снова увидев нас, никуда не уехавших спустя столько времени. В кабине усиленно работала печка, и после продолжительного зависалова на два с половиной часа на хорошеньком морозце, ничего другого не надо. Ехали молча, я успел немного поспать, и через часа два, мы были в Минске. Успев соскучатся по огням родной ТЭЦ-4 и МКАДу, мы въезжаем в Минск и ставим жирную точку всей поездки на остановке “Мед. институт”.

Могу уверенно сказать, что поездочка удалась. Я заметил, что на протяжении всего пути нас постоянно окружало три символа: грибы, коты и кресты. Грибы начались в лесу где мы поставили палатку, и продолжили уже встречаться в форме деревянных декоративных изваяний и поделок. Коты были в каждом доме, на каждой улице и даже в зале ожидания на Пинском вокзале. Ну а про кресты и так все понятно. Удалось своими ушами услышать настоящий, сочный полеский диалект, и записать весь материал на flash. Конечно, такие road tripы лучше совершать летом, когда тепло, когда можно совершенно не думать о ночлеге и борьбе с холодом, и полностью “отдаться” дороге и более подробному изучению местных “форм” национальной культуры. Но что тут поделаешь, когда экзамен в январе)) Уверен, что подобные поездки по Беларуси у меня будут, и это только начало.

Спасибо за внимание, надеюсь вы не зря потратили время на прочтение этой поездки.

Аро!

#2 Маратовна

Маратовна

    Олдовая клошарка

  • Путешественник
  • 600 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Ярославль

Отправлено 29 ноября 2007 - 22:44

Прочитала примерно половину и последнюю фразу, подумала "Эх, не зря..."

На самом деле интереснро. Я когда пишу, получается сначала подробно, а потом надоедает... А тут вон как! Жаль, самого фольклора-то не понять((

#3 Vovidzh

Vovidzh

    Умудренный

  • Путешественник
  • 121 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Минск

Отправлено 29 ноября 2007 - 22:54

У меня тоже так случается. Когда уже надоедает писать, лучше остановиться. Я этот отчет месяц где-то писал, пару дней назад нашло вдохновение и все подробно дописал. Так что "надоедает" - это временно.

#4 Александр Александрович

Александр Александрович

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 1 сообщений

Отправлено 29 января 2011 - 21:57

Анастасия Ивановна из Лобчи - моя мама. Спасибо за добрые слова!!! Живу в Екатеринбурге, случайно нашел вашу статью.

#5 Друня

Друня

    Умудренный

  • Путешественник
  • 175 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Дания, Копенгаген

Отправлено 01 февраля 2011 - 04:13

Файнае апавяданьне. Дзякуй! Замечательный рассказ. Спасибо :)





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей