В самолете удалось поспать только два часа, итого – пять часов за двое суток. Мы приземлились очень рано утром. Пока стояли в очереди на паспортный контроль, гадали, чем займемся, выйдя из аэропорта: нам предстояло решить, на какой из двух вокзалов Алматы ехать, чтобы покупать билеты на поезд. Но развлечения не заставили себя ждать: после сканера подошел человек в форме и попросил открыть чемодан.
– Какую литературу везете?
– LP, словарь, еще несколько книжек туристического содержания…
Не успели мы загрузить свою поклажу на тележку, как подошел другой человек:
– Что везете в этих сумках? – Показывает рукой на сумки с пилюлями. – Лекарства?
– Да, пилюли…
– Пройдемте со мной вон в ту комнату. И сумки эти с собой прихватите.
Тут и завертелось. Нас начали грамотно «разводить» на то, что мы не декларировали провоз медикаментов (которые могут быть вовсе не медикаментами, а сильнодействующими психотропными препаратами или наркотиками!), норма которых на одного человека составляет 500 г; что наши документы (заключение таможенной экспертизы на подобные средства, которые провозились нашими друзьями в прошлом году) – филькина грамота, а сей груз – коммерческий (если это вообще лекарства, а не наркота, что, собственно, еще покажет экспертиза, а потому груз подлежит аресту); что нам предстоит задержаться здесь минимум на неделю. «Разводили» двое. Невзирая на запугивания, мы спокойно стали заполнять необходимые документы, а старший по званию ушел. Постепенно разговор перешел на «более дружелюбные тона», нас охарактеризовали честными ребятами и стали предлагать решить эту ситуацию по-другому.
– Юрьич, ну зачем тебе эти проблемы? Экспертиза может затянуться, жилье у нас недешевое…
Мы решили договориться. Начальная цена составила 200 долларов. Они так и написали на бумажке – $200, – делая вид для случайных прохожих, что проводят наглядную агитацию правильного способа прохождения зеленой линии. Таможенники были удивлены, что у нас нет этой суммы, есть только на билеты на поезд. Сошлись на 3000 рублей, а когда мы под видом разглядывания плаката с описанием наркотических веществ передавали деньги, нас пожалели и взяли только 2000 рублей. («Юрьич, вся ответственность теперь на тебе!») И отпустили, на дорожку снабдив инструкциями о том, как не привлекать внимание, где лучше переходить границу и каким образом «договариваться» с очередной группой таможенников.
– А вы как планировали двигаться дальше?
– На вокзал и домой, через Астану или Караганду.
– Да вы что! Это же до первой проверки документов! Да и пост тот я знаю, я там работал, там наркоту с Чуйской долины везут. Вам в Новосибирск надо, а потом уже домой.
Первая цена на такси до вокзала Алматы-1 была 1500 рублей, и нам сразу почудилось, что мы и не уезжали из Индии: ведь это так естественно – сказать завышенную раз в пять цену и потом торговаться!

На вокзале началось наше очередное казахское испытание: билетов на текущий день в кассе не было. Только по брони. Сразу же к нам подошел подозрительный тип, который поинтересовался, куда мы едем, и предложил дать ему паспорта и купить у него билеты. Паспорта мы, конечно же, не дали.

Несколько часов фарцовщики тянули с продажей билетов («Подождите до 15.00, надо бронь снять… Да не волнуйся ты, если какие-то дела – оставляй вещи в вагоне и иди!»), потом оказалось, что билетов вообще нет: «Вот проводник, заплатите ему 15000 тенге, и он посадит вас прямо сейчас на 53, 54 места, там поезд как раз готовят. Билеты?.. Зачем билеты? И так нормально. Таможня?.. Да не проверяют они никаких документов!»
В справочной: «Да, есть такие места – 53 и 54, – только плохие они, боковушки… Тебе билеты предлагают? Возьми купе, у меня бронь есть!»
В кассах: «Билетов нет, только по брони».
И тут я решаюсь на новый маршрут и спрашиваю билеты до Петропавловска.
«Есть несколько мест. Поезд в два часа, билет – 3700 тенге. Прибытие в 18.20 Москвы, поезд в Уфу в 19.00».
Денег хватает только до Петропавловска. В кассе предупреждают: поезд может опоздать. С собой два телефона и две симки с копейками на счете – индусская (на 1 СМС) и русская, с «Билайном» (на 3 СМС, причем местные автоматы не принимают оплату за российский номер). Но этого хватает, чтобы попросить помощи в России. (И она пришла, когда мы уже ехали в поезде в Петропавловск.)
На вокзале Алматы-1, у выхода на перрон, стоят большие весы, рядом чиновник в форме.
– Сколько килограмм ручной клади допустимо на одного человека?
– 35. Один килограмм перегруза – 80 тенге.
– Кому платить?
– Мне платить. – И – ни официальных расценок, ни квитанций об оплате. – У вас 140 кг.
– Сколько?! Да у нас в аэропорту было 68 плюс два рюкзачка ручной клади! (Между нами, был еще чемодан…)
– Они могли и 25 кг весить.
– Так сколько все-таки перегруз? Семь? Восемь?..
– Восемь, – говорит, не моргнув глазом. Ставит штампики на билеты, проставляет на каждом норму веса – 35 кг. И – нет, чтобы согласиться, заплатить ему за эти 8 кг, интересуемся:
– Ну а между нами, какой все-таки перегруз?
Нажимает на какой-то рычажок на весах и говорит:
– У вас вес 90 кг. Платите за 20! А то вообще в багажный вагон вещи сдавать будете, и по другой цене.
Попали! Иду в банкомат. 20 кг – это 1600 тенге. Спрашиваю:
– Может, сойдемся на меньшей сумме? 1000 тенге вас устроит?
– Давай.
Дотащив наши 90 кг до поезда, загружаемся. Хорошо, хоть хватило денег… Помощь поспевает, когда мы уже в дороге. Зато теперь у нас есть деньги на билеты в Уфу (только бы они еще были!), на еду, на проезд через границу (только бы их хватило!), оплаченный телефон и координаты друзей в Петропавловске. Спасибо друзьям из Екатеринбурга, Улан-Удэ и Омска за своевременную и оперативную помощь!

Поезд в Петропавловск, который оказался на удивление чистым, опоздал на 15 минут. Оставив Наташу с вещами на перроне, бегу на вокзал, в кассы, в надежде успеть купить билеты на семичасовой поезд. Везде очереди, везде – типы подозрительной наружности, по громкоговорителям – предупреждения, чтобы покупали билеты в кассах, иначе можно потерять и документы, и деньги. Прошусь без очереди – пропускают. Передо мной – фарцовщик, он покупает целую стопку билетов… За 12 минут до отправления поезда он отходит, я уговариваю кассира продать мне билеты, но их уже нет…
В итоге нам все же повезло: через 40 минут у меня в руках были два билета на 14-часовой поезд на следующий день (два из трех оставшихся), мы ехали в такси на вписку, ночью попарились в баньке, а на следующий день, угостившись вареной кониной, погрузились в поезд, и таможенники даже не обратили внимание на нашу поклажу. Только российские пограничники, посмотрев на наши паспорта, дежурно спросили:
– Что-нибудь запрещенное везете?.. Кинжалов, типа джигитских, у вас нет?..
– Нет… только ножичек складной, типа перочинного…
– Нее, перочинные ножики нас не интересуют!»

Здравствуй, Россия! И тут – свои интересы.
В Уфу мы прибыли благополучно. Помидоры здесь стоили 75 рублей за килограмм…