Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


Статья Олега Янчевського про внештатные и аварийные ситуации в походах


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 11

#1 deleted_user

deleted_user

    prince of persia

  • Путешественник
  • 2 708 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 марта 2009 - 21:08

Нашёл на risk.ru кросспост длинной, но очень полезной статьи двухлетней давности под названием «Почему мы попадаем в аварии?» (автор Олег Янчевський из турклуба киевского Политеха). Несмотря на то, что «заточен» текст под альпинистов, мне кажется, читать его необходимо всем, кто хотя бы раз в жизни руководил (или собирается руководить) туристическим походом, или просто организовывал мало-мальски сложное путешествие в коллективе.

В отличие от многих других подобных текстов, здесь кроме обычных напутствий про «писанную кровью предыдущих поколений технику безопасности», приводится довольно много реальных событий. То есть, примеров, где почти что на ровном месте случалась аварийная ситуация, как правило, повлекшая за собой жертвы. Объём статьи довольно велик, и пока я читал её, у меня перед глазами проносились все мои собственные туристические «фак-апы», которые в итоге закончились хорошо, но как резонно замечает автор, для некоторых ситуаций горький опыт — это только вопрос времени, то есть, статистики).

Я позволю себе процитировать ниже только пару фрагментов, статью целиком следует читать по ссылке: http://www.tkg.org.ua/node/2324 или (кросспост) http://www.risk.ru/users/padawan/6346/

Ещё раз скажу, что это это, пожалуй, один из самых систематических и содержательных «свежих» текстов о безопасности в походах, что встречались мне за последние несколько лет.

#2 deleted_user

deleted_user

    prince of persia

  • Путешественник
  • 2 708 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 марта 2009 - 21:14

Здесь и ниже — цитаты из оригинальной статьи:

***

Начав ходить в горах, каждый из нас успевает совершить (и совершает) немалое количество ошибок. Разного масштаба и значимости. Но мы легко забываем свои ошибки, если они известны только нам, продолжая повторять их снова и снова. И только аварии, в которых случается то, чего скрыть нельзя, заставляют нас ПОМНИТЬ собственные ошибки. И учат ЗАМЕЧАТЬ те, которые не привели к аварии.

***

Туристы МГУ совершают в зимний поход 1 к.с. в Дагестане. Решили подниматься на запланированный перевал (1А) не общепринятым путем, а по гребню через вершину. После ночлега на 3200 м (график маршрута предусматривал ночевки только в помещениях), группа продолжила подъем. В 14 часов в районе вершины участник сообщил об обморожении ног. Группа решает начать немедленный спуск в долину реки, (т.е. выбирает неизведанный путь при наличии в группе больного). Над скальными сбросами, которыми долина ручья обрывалась в долину реки, группа стала на бивак. 3 февраля туристы начинают спуск в обход сбросов. Примерно через 2 часа передовая пятерка спустилась на дно снежного кулуару крутизной 20-250, желая пересечь его. Шедший первым сообщил, что подъем на противоположный борт неудобен и попросил разрешения спуститься ниже, где, по его мнению, есть более удобный выход из кулуара. Участник спустился примерно на 80 м, оказался на участке с уплотненным фирном, сорвался и, не сумев задержаться, исчез за поворотом кулуара. Руководитель, приказав остальным оставаться на месте, вышел из кулуара и поднялся на гребешок, пытаясь понять линию падения участника. Тем временем трое из первой пятерки, несмотря на запрет, начали спуск по следам упавшего и, поочередно срываясь, исчезали за поворотом кулуара. Четверо оставшихся пересекают кулуар напрямую. В 19.30 при свете полной луны они вышли к участку снежного склона крутизной до 300 и шириной около 30 м, заключенному между гребнем, спускающимся в долину реки и скальными выходами. Решают пересечь этот склон и выйти на указанный гребень. Когда первый прошел половину пути, со склона сошла снежная доска, оторвавшаяся в нескольких метрах выше людей. Лавиной всех унесло вниз. Трое были засыпаны неглубоко и сами выбрались из снега, получив легкие травмы и ушибы. Тело четвертого было найдено спасотрядом лишь 7 февраля. Итог: из восьмерых вышедших на маршрут в живых осталось трое, обмороженных после холодной ночевки.


***

Два выпускника Львовского университета пошли под Новый 2003 год на гору Петрос в Карпатах. При выходе на вершинный гребень – мороз, сильный сырой леденящий ветер. Поскольку темнело, то сбросив 300 м по высоте, более “опытный” принимает решение стать на бивак. Не имея палатки и снаряжения. К утру руководитель не может обуть замерзшие сапоги и направляет товарища за помощью. Тот дошел до людей с обморожениями 3-4 степени, а тело руководителя нашли несколько месяцев спустя.


***

Заминка у группы туристов в Караугомском ледопаде: руководитель, не найдя кратчайшего пути, посылает участников в обход, а сам решает в одиночку подняться напрямую. На “неопасном” участке он поскользнулся, прокатился около 7 метров и упал в трещину, где заклинился вниз головой на глубине около 6 метров. Хорошо, что группа, встревоженная его отсутствием, вернулась назад и успела извлечь “гения руководящей мысли” из трещины. Всего лишь с черепно-мозговой травмой и ушибом грудной клетки.


***

Разве большая практика и мастерство дают основания для “двойных стандартов”, согласно которым правила поведения в горах обязательны только для “чайников”? участников? Как вы считаете, можно ли доверить человеку право отвечать за чужие жизни? (а за свою жизнь?), заявляющему: “на леднике надо связываться, ходить надо вместе... Ну вот лично я хожу по- другому (можно конечно загнуть пальцы и назваться мастером, я этого делать не буду)”. А собственно, что мешает? мозоли от загибания пальцев? Вы много видели мастеров, настоящих мастеров трубящих о своих достоинствах? Откуда эта убежденность, что “мастер – это тот, для кого закон не писан?”.


***

Сейчас выпускающие на маршрут органы не могут обеспечить проведение спасработ. И все же они значительно повышают безопасность. Проверкой соответствия маршрута возможностям группы, анализом его особенностей, прикрытием слабых мест группы указыванием на них. Группы, не прошедшие МКК, погружают себя в состояние СТАТИСТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ. Сие означает, что попадание в аварию (конечно, не всегда с необратимым исходом) происходит либо сразу, либо - становится только вопросом времени. Да, пока что человечество не придумало ничего лучшего, чем оценку со стороны. Со стороны людей с должной квалификацией. Вероятно, такая система не идеальна. По-видимому, в нынешних условиях не обойтись и без компромиссов. И готовность уступать в малом, чтобы сохранить главное, должна быть как у заявляющей, так и у выпускающей стороны. Вы думаете, старшее поколение, “окопавшееся в МКК” потому только любит давать хорошие советы, что уже неспособно подавать дурные примеры? Есть еще и такое словосочетание - “горький опыт”.


***

Цитата из другого дневника: “Если вам будут рассказывать, что альпинисты - полные идиоты, можете в этом не сомневаться – это, наверное, правда. Ну, в самом деле, кто в здравом уме может подойти к трещине в одиночку (каждый идёт своим темпом и мы уже растянулись на сто – двести метров) и, перекинув предварительно рюкзак, прыгнуть на ту сторону? А противоположный край отстоит от тебя на полтора метра и выше этого края на 20 – 30 сантиметров. Но… прыгаем. Ух… пронесло”.


***

Если исходить из предположения, что люди не ходят в горы, чтобы погибать, то, следовательно, большинство ошибочных действий (исключая страх) всегда мотивированны. Хотелось бы выделить два важнейших диалектических мотива аварий в равной степени присущие как новичкам, так и мастерам:

а) ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА;
б) ТЩЕСЛАВИЕ


***

Горные туристы героически штурмуют свой первый 2Б-перевал. “Напоминаю, как правильно крепить буры., - начинает руководитель. “Да знаем мы, знаем!”, - обрывают его участники. Один из “знатоков” выходит на всю веревку вверх и уверенно завинчивает бур в зафирнованную линзу: “Страховка готова!”. Первая же попытка нагрузить перила приводит к их вырыванию и травмированию участника.

Не менее “знающие” совершают восхождение простейшим маршрутом на Главный Домбай:

- “Августин, мой милый Августин….” Нет Вань, ты глянь: где они спусковые петли-то оставляют, а еще - аль-пи-нис-ты! Гы-гы!
- Хе-хе! И не говори! Да здесь же ногами запросто спуститься!

Проходит несколько часов, “не альпинисты” успешно достигают высшей точки Западного Кавказа, но - погода меняется! Начинается снегопад, скалы покрываются льдом. И тогда “асы” ПОНИМАЮТ, зачем на 45-градусных скалах нужны спусковые веревки.


***

Можно обучить человека определенной системе понятий, но нельзя заставить человека ЗАХОТЕТЬ ИХ ПРИМЕНЯТЬ. Человек всегда решает сам, что есть что, и что применить к себе. На одном из тыловых советских военных заводов изготавливали боевые отравляющие вещества. Работали там преимущественно девушки и молодые женщины. Смертность жуткая – более 2-3 месяцев мало кто прорабатывал. Но одна работница проработала до конца войны и прожила еще несколько десятков лет. Когда ее спросили, как ей это удалось, она ответила: “Так ведь в регламенте было предписано находиться ВСЮ СМЕНУ в противогазе. Вот я по 8 часов его не снимала. Тяжело, конечно. А девчата на перерывах, выйдя из цеха – снимали. Ведь сразу-то никто не умирал”.


***

Дисциплина – это и форма достижения общей цели, и мера безопасности. Для достижения одной цели нужны одни дисциплинарные нормы, для достижения другой – совсем иные. Следовательно, дисциплина не может не быть гибкой и умный руководитель не станет злоупотреблять своей властью. С другой стороны, дисциплина - не только одно из правил хорошего тона участника но, прежде всего, достоинство, завоевание конкретного коллектива. А это уже – не что иное, как команда. Иначе: КОМАНДА– ЭТО СОЧЕТАНИЕ ДУМАЮЩЕГО О БЕЗОПАСНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ГРУППЫ, СОЗНАЮЩЕЙ НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА НОША РУКОВОДИТЕЛЯ. Такой руководитель обязательно побеспокоится о надлежащей допоходной подготовке группы. В команде руководителю нет необходимости повышать голос и “командовать”. Все понимают друг друга с полуслова. Правильно делают те руководители, которые задолго до выхода на маршрут посвящают каждого участника во все нюансы восхождения. Потому, что дисциплину делает не руководитель, а “критическая масса” согласных с “правилами игры” членов группы. Большая “критическая масса” без проблем ставит на место зарвавшегося участника. И напротив, никакие усилия руководителя не приведут к желаемому, если он в меньшинстве, в изоляции. “Критическая масса” группы, как правило, резко уменьшается при разделении, сокращении группы, особенно несхоженной. Например, в группе из двух человек несогласие одного автоматически будет означать распад дисциплины: 50%-ное согласие – не “критическая масса”. Такие ситуации надо предвидеть и заранее просчитывать. Иногда возникает необходимость доукомплектовать группу для не очень сложных маршрутов по объявлению. Объявление можно вывесить в январе–марте, но обычно раньше мая – никакой реакции. А основной поток желающих появляется за месяц – две недели до выезда. Неужели не знали, не видели, не интересовались раньше? Если даже и так, то где гарантия, что такая категория “пассажиров”, ничего не вкладывающих в “общий котел” будет соблюдать дисциплину? Нет, человек всегда ценит только то, во что сам вложил усилия, заботу, душу. Уважаемые руководители! Если вы видите, что еще задолго до наиболее сложного участка маршрута в группе имеются проблемы с дисциплиной, или боитесь, что вас могут не послушать – спросите себя : “зачем продолжаю маршрут и кому я делаю одолжение?”.

#3 deleted_user

deleted_user

    prince of persia

  • Путешественник
  • 2 708 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 09 марта 2009 - 21:54

Напоследок я добавлю, что статья эта (по-видимому, из-за своего большого объёма) на блогах и форумах почти не обсуждалась. То есть, было бы круто среди своих знакомых этот текст популяризировать (благо, повествование преисполнено драматическими историями, которые всегда привлекают читателей).

От себя расскажу по теме небольшую фамильную историю о том, как команда моего отца на ровном месте получила странную серебрянную медаль на первенстве Ленинграда. Был 1988-й год, и пошли они в байдарочный поход по реке Казыр в предгорьях Саян. Поход должен был быть технически непростым — пятая категория по ненормально высокой воде плюс полная «ненаселёнка», а средний возраст группы был уже изрядно за 40. И несмотря на ропот участников, отец от греха подальше настоял на том, чтобы обнести чуть ли не треть всех основных препятствий (в частности, вместо того, чтобы со свистом проскочить 10-километровую шиверу перед водопадом, группа несколько дней обносила её чуть ли не 30-километровым волоком). Над руководителем, понятное дело, подтрунивали — вплоть до момента, когда вернулись назад в Ленинград и не узнали, что за две недели до них именно на этом участке насмерть полегла команда молодых профессиональных спортсменов, для которых байдарочные походы были далеко не хобби. Из 8 человек выжило двое.

Так что, мало предосторожностей не бывает. Берегите себя (и других).

Сообщение отредактировал darii: 09 марта 2009 - 21:56


#4 alpinist

alpinist

    Старожил

  • Путешественник
  • 611 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мюнхен

Отправлено 09 марта 2009 - 21:57

Здесь и ниже — цитаты из оригинальной статьи:

Не менее “знающие” совершают восхождение простейшим маршрутом на Главный Домбай:


Прям фильм Северная Стена (Nordwand) вспомнился, хотя ситуация там немного другая была...

#5 Аскет

Аскет

    Блестящая плешь

  • Модератор
  • 5 398 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 09 марта 2009 - 23:04

Отличная статья, прочитал полностью, сохранил у себя. И хорошо написана, и очень уместна на нашем форуме. Лично у меня за все путешествия не было ни одной неприятной или потенциально опасной ситуации, которая была бы абсолютно непредсказуема и которой нельзя было бы избежать заблаговременно. Более того, большая часть таких ситуаций возникла, когда уже появился опыт и готовность рисковать.

#6 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 11 марта 2009 - 10:24

Вопрос двойного стандарта, вообще можно применять к любой сфере деятельности, и не только в горах.
За послединие три года, сам наблюдал изрядное количество случаев, когда основной причиной гибели "весьма опытных" товарищей был именно тот самый двойной стандарт, но на то он и дурак, раз ему закон не писан.

#7 letnyaya_noch'

letnyaya_noch'

    Опытный

  • Путешественник
  • 62 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва-Львов

Отправлено 11 марта 2009 - 10:40

Спасибо! Прочитала статью от и до.
Очень полезная информация.

#8 Annyshka

Annyshka

    Умудренный

  • Путешественник
  • 263 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Вятка

Отправлено 11 марта 2009 - 12:22

Для себя отметила вопрос взаимоотношений в группе и структуры подчинения. Спасибо за статью. Прочитала всю, сохранила у себя.

Сообщение отредактировал Annyshka: 11 марта 2009 - 12:23


#9 ЩукинП

ЩукинП

    Старожил

  • Путешественник
  • 580 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 11 марта 2009 - 12:34

Очень актуально, особенно для данного форума, где много людей не любящих подчиняться, командоров и прочих руководителей. А в некоторых ситуациях подчинение необходимо. Порой бывают ситуации, когда лучше послушаться неверной команде руководителя, чем противится ей.

#10 Венера

Венера

    Умудренный

  • Путешественник
  • 288 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 17 марта 2009 - 17:59

Вот тоже полезная статья о выживании в различных условиях. Думаю к теме
http://www.complexbs.ru/?id=271
Там внизу можно еще выбрать разделы

#11 LD7

LD7

    Тайный советник

  • Заслуженный
  • 6 466 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:за МКАДом

Отправлено 17 марта 2009 - 18:11

darii и Венера - спасибо за ссылки, информация весьма полезна. :thumbsup:

#12 штиль

штиль

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Калининград

Отправлено 24 января 2010 - 13:41

С точки зрения психологии, все дело в критическом напряжении, которое работает до определенного предела. Стресс проявляется как необходимая, полезная и защитная реакция организма на резкое увеличение числа опасностей, трудностей и различных помех.

Критические формы психического напряжения вызывают дезинтеграцию психической деятельности, нарушается механизм саморегуляции, утрачиваются живость и координация действий, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления: ухудшение ориентация; неверная оценка ситуации.

Об этом всем нам нужно помнить всегда. Одной физической и специальной подготовки мало, важна психологическая устойчивость, которую нужно развивать.
А может ли хоть один из нас твердо сказать, что всегда адекватно оценивал ситуацию и не терял головы?





Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей