Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Валаам, Кижи, Соловки


  • Вы не можете ответить в тему
В этой теме нет ответов

#1 Sun is shining

Sun is shining

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 15 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Владимир

Отправлено 06 октября 2009 - 14:19

Путешествие наше началось во Владимире, продолжилось в Калининграде, но в данном случае повествование начну с северной столицы.

Всё путешествие планировалось заранее (планирование – классная штука). Информация собиралась в основном в Интернете. Опробовалась и корректировалась по ходу на практике.
Скрепив свой союз узами брака по благословению ЗАГСа города Калининграда (расписаться можно без проблем в любом городе России) два новоиспеченных супруга отправились в свадебное путешествие на русский север. В качестве опорных пунктов были выбраны острова Валаам, Кижи и Соловки. Не Сейшелы, конечно, но посетить места, которые стремятся увидеть не только россияне, но и европейцы, все же стоит.
Итак, Питер, 5 августа, Финляндский вокзал. Нам нужна электричка идущая в направлении ст. Кузнецкое. Время отправления уточняем в инете. У нас было 7.38. Если выезжать позднее, можно не попасть на теплоход до Валаама. Покупаем билет до станции Приозерск (зная названия станций, можно немного и сэкономить, взяв, к примеру, билет до станции – поближе, контролеры ходили один раз, где-то в середине пути). В небольшой городок на берегу Ладоги электричка приходит примерно в 10.40. А метеор на острова отходит в 11. Что делать? Как успеть?
И тут, о счастье! Видим человека с бородой. Ну, если и не монах, думаем, то всё равно на Валаам. Движемся за ним к выходу.
- Добрый день! – говорю, - Вы, случаем не на Валаам?
- Да,- отвечает он.
- А как успеть? Корабль отходит в 11, а времени всего 20 минут остается?
- Поедем на такси, - отвечает он. Вас сколько?
- Двое.
- Скинемся.
Выходим из электрички, идем к таксистам. Просим отвести на пристать, только быстро. Заряжают 200 рублей. Рюкзаки - в багажник. Едем, вернее летим. До пристани 7 км. Уже через 10 минут мы на месте. Наш бородатый попутчик, лет 30 на вид, даёт водиле 300 рублей и бежит на пристань. Успели!
Метеор подошел минут через 15, выгрузил людей и начал посадку. На такие судна первыми обычно пускают интуристов, потом тургруппы, поломников, туристов одиночек по билетам, а потом всех остальных. Пропустив сотню человек, проходим на борт. Платим по 850 рублей «с носа» и вот мы на кормовой закрытой палубе. На Ладоге мы оказались впервые, поэтому полпути я крутил головой, разглядывая синие водные просторы, а моя дама сердца Дарья стала замерзать и засыпать.

Через час двадцать, тирЕ полтора показались острова. Красота – это первый и самый скудный эпитет, который рождается сам собой. Скалистые берега, сосны и ели встречают подходящие корабли, маня туристов своей зеленью.
Выходим на берег. Наш попутчик, плывший не как мы в кормовой части, а в носовой, добрался до острова бесплатно (по благословению на борт пускают без билетов и денег не берут) и отправился в скит Всех Святых. А мы пошли искать палаточный лагерь, километрах в двух от пристани (как туда пройти подскажет план, он висит слева близ причала). Дорожка, ведущая в никуда – это к лагерю. Говорят, что по-прибытии на остров, туристы должны зарегистрироваться в каком-то центре гостеприимства, но мы его не нашли (потому что и не искали) и отправились на берег Ладоги.

До лагеря добрались минут за 20. На поляне стоят палатки. Подходим к парню, он, по-моему, костёр разводил. Расспросили, что и как. Оказалось, что почти каждый день сюда приходит дядя и собирает денежки (по 100 рублей с палатки). Нафиг надо,- подумали мы. Платить не понятно за что, потому как, кроме небольшого клочка земли, который занимает палатка, никаких благ там не имеется (ни тебе питьевой воды, ни источников электрич. питания, ни элементарно - обустроенного места для приготовления пищи, а про какую-нить мало-мальскую летнюю душевую кабиночку вообще молчу), да и еще по соседству с людьми незнакомыми тусить…

А тут как раз справа в лес тропинка уходит мимо туалета. По ней и пошли. Метров через 70 нашли местечко в лесу, ветра нет, рядом дерево поваленное, до озера идти десять секунд (оно нам по ночам ещё колыбельную пело). Тут и остаёмся.
В первый день пошли в Спасо-Преображенский собор. Это основная достопримечательность, куда привозят туристов-однодневников. Описывать не буду, сами все увидите и услышите (советую послушать песнопения в надвратной церкви). Стоит это рублей 50, но если примкнуть к какой-нибудь экскурсии, то можно увязаться без денег. На выходе из монастыря, есть магазин. По-моему, вообще, единственный на острове. Там можно картошки купить поштучно, и снеди всякой. Но цены выше, чем на материке. Поэтому основной запас продуктов, как будто зная наперёд, мы привезли с собой.

Теперь о быте.
Готовили мы на газовой горелке – очень быстро и удобно, воду черпали прямо из Ладоги, кипятили и пили. Мылись тоже в озере. В лесу можно набрать грибов и сварить суп. Говорят, что в озерах ловится лещ, в Ладоге хариус. Но я ничего не выудил, только блесной периодически цеплялся за камни - мелковато там у берега.
А чтобы осмотреть достопримечательности – купите карту, лучше в виде книжки (там информация полезная есть), все дорожки нарисованы. На осмотр всех скитов достаточно двух дней, если взять велосипеды на прокат, может, и за день успеете (но это без экскурсии). Хотя есть люди, которые приезжают сюда и на 2 недели. Наверное, чтобы отдохнуть от мирской суеты и побыть в лесном безмолвии. Там в лесах (по рассказам) живут отшельники. В чаще почти нет никаких звуков. Из птиц я слышал только дятлов.
А вообще отдыхать на Валааме, слушая тишину – истинное удовольствие. А какие там закаты… Но это, скорее, для тех, кто любит безмятежный рЭст. Наш же путь лежал дальше на север.
Далее…
Утром 7-го августа в 9.45 мы уже стояли на пристани в ожидании метеора в Сортавалу.
- Ты билет купил? – услышал я голос молодой девушки, которая обратилась с характерным местным акцентом к одному из юношей, сидящему на скамейке справа от нас.
- А сюда надо билеты заранее покупать, - поинтересовался я.
- Да, - ответила она – вон у той женщины в белой футболке.
Я направился к той самой тёте.
- Здравствуйте, - говорю, это вы билеты продаете? Надо два.
Сам тем временем с любопытством начинаю заглядывать в бумажки, которые она держит в руках. А там цены прописаны «250 рублей», «120 рублей».
Она: - Да, я. Но для Вас один билет остался по 550 рублей. Остальные по 250.
- А почему так? – поинтересовался я. – Потому что мы туристы?
- Да, ответила она.
Я заплатил 800 рублей, и, радуясь, что удалось немного сэкономить, направился к Дарье. Через минут 10 объявили посадку. Впускали сначала группы, потом всех остальных. Что интересно, билеты при посадке не проверяли. Но у трапа стояла та самая тётя в белой футболке (может, она всех в лицо помнит?). На борту билеты тоже никто не спрашивал. Так мы добрались до Сортавалы с девственными билетиками. Возникла, мысль, что, может, и вовсе можно было зайцем добраться. А если кто-то подойдет и скажет: «Ваши билетики!?», можно отмазаться, типа «А где их продают», «Не успели купить» или «…свой вариант…» и дать денежки. НО! Предварительно поинтересуйтесь у местных о стоимости проезда.

Приехав в Сортавалу пошли на вокзал. Это вверх от набережной, а далее направо. Нас проводил местный паренек (он плыл с нами с Валаама). Ему спасибо! Покупаем билет до Петрозаводска на ближайший автобус.
К 12 часам к этим же кассам подошел … внимание!!! ПАЗик. Ребята, это жесть! Отдать 370 р. за удовольствие потрястись 5,5 часов до Петрозаводска по карельскому бездорожью – это, я вам скажу, в прямом смысле дорогого стоит. Советую места брать в начале салона. Мы ехали на самых последних сидениях. В пути нас вытрясло всех. Рвоты не было. 

В Петрозаводске – городе с населениемо около 270 тысяч человек (думал больше) вписались у двоих ребят. Сплавились на рафте по Шуе (однодневный тур). По-возвращению в город, заглянули в музей кукол. А придя вечером на пристань, откуда отходят ракеты на Кижи, и, узнав стоимость билета, быстро, но неохотно передумали. 1890 рублей – туда и обратно. При этом возможности остаться на острове никакой. 2 часа экскурсии и назад. Не вариант! Барыги.

На следующий день нас присоединили к экскурсии на Кивач. Спасибо Насте, у которой мы вписались. На автобусе доехали до водопада (который, как оказалось, вовсе не самый высокий в Карелии, просто самый легкодоступный и раскрученный). А на обратном пути попросили водителя остановиться при выезде на трассу. Попили чаю и начали стопить. Тухляк! Скорости большие. Остановиться даже если бы хотели, не сумели.
Через полчаса сменили позицию. Дошли до деревни Солоха, и там застопили дядьку на микроавтобусной Тойоте. Он высадил нас на повороте на Гирвас, и посоветовал пойти на заправку, попроситься к кому-нибудь из водил. Зачем? Но это ж не трудно. Водитель автобуса до Медвежьегорска не взял, дядьки на джипе с лодкой в прицепе тоже отказали. Но в нашем деле главное – не унывать. Вышли на трассу и уже через 5 минут застопили УАЗ Патриот. Он вырулил с того самого поворота, куда уехала Тойота.
Подбегаю к нему, говорю: «Мы едем на Соловки, может нам по пути?». «Садитесь», - говорит. Кидаем рюкзаки в багажник, садимся: я вперед, Даша на заднее сиденье.
- А Вы куда едите? - спрашиваю его.
А он отвечает… ЧТО БЫ ВЫ ДУМАЛИ???
«В Рабочеостровск.»
Ха-ха! Это ж как раз, куда нам надо. Оттуда и отходит теплоход на Соловки.
В тот день нам явно помогали Высшие Силы!
Я вам больше скажу: этот дядя по имени Андрей сам занимается туризмом и ехал в Рабочеостровск встречать группу с Соловков.
- Сколько у вас дней? – спросил он.
- Четыре, - говорю.
И Андрей выдал нам как на блюдечке план нашего пребывания на островах. Рассказал про цены на экскурсии и когда лучше куда отправиться, а чтобы всё успеть, порекомендовал взять на прокат велики.
Говорили мы с ним около часа, а потом как отрезало. Всю дорогу молчали. Я от укачиваний по карельской дороге начал было засыпать, но Андрей включил музыку и мы на протяжении 3 часов слушали, как я понял, сборник романсов.

Прибытие на побережье.
К причалу, куда в это время как раз швартовался «Василий Косяков» – теплоход с Соловков, мы подъехали в начале девятого вечера. И сразу отправились в администрацию гостиницы брать билеты на завтра. Сделать это лучше заранее. Где купить билеты, подскажут охранники. Далее идем искать палаточный лагерь, уже дико хотелось есть и спа-а-а-ать. Можно переночевать и в гостинце, но это при наличии забронированного номера. Выходим за территорию гостиницы, минуем шлагбаум и возле колонки слева (там можно набрать питьевой воды) поворачиваем направо. Проходим мимо деревянных домов, справа на полуострове видим церковь, где снимался фильм «Остров», идем дальше в строну красно-белой вышки. Где-то рядом с ней и можно разбить палатку.

Утром теплоход отходит в 8.00, на пристань лучше подойти заранее. Посадка на «Косякова» по принципу: сначала интуристы, потом группы, далее по билетам, а уж после – все остальные. Я так понял, что на борт берут всех, если билетов на руках нет, можно оплатить на входе. Места занимать лучше в трюме – там теплее, или на корме, там меньше дует. По пути на острова можно покормить чаек прямо с рук и увидеть в море белых китов – белух, и морских котиков.

Прибываем на Большой Соловецкий остров в 10 и идем в «центр занятости туристов» - так мы его обозвали. А так это офис Соловецкого музея-заповедника. Покупаем экскурсию за 350 рублей, она длится 3,5 часа, рассказывают об истории монастыря от основания до времен СЛОНа (соловецкого лагеря особого назначения). Однако! Если обратитесь в паломническую службу (на территории монастыря, вход со стороны Святого озера), они тоже проводят обзорную экскурсию. Но стоит это несколько дешевле (порядка 150-ти рублей). И там, и там можно заказать экскурсии и по другим островам архипелага.

Сами мы в этот же день после экскурсии взяли велосипеды в прокат (50 рублей за час – самые простые) и отправились на дамбу. Это километровое сооружение в море, соединяющее два острова (Большой Соловецкий и Большую Муксалму), построено монахами в 19 веке. Ехать надо всего 8 километров. Но по болотам и в компании назойливых комаров дорога занимает почти полтора часа. Зато можно прокатиться и по соседнему острову (Малой Муксалме), набрать грибов и морошки. Нам сказали, что там самые морошковые места. По дороге обратно нас накрыло дождем, и путешествие превратилось в настоящее испытание. Возможность ехать есть не везде, поэтому велосипед иногда приходится катить рядом, переходя топи по бревнышкам. Велосипед утопает в трясине на полколеса, удержать равновесие порой не удается и померить глубину можно уже ногами. Я померил – провалился по колено. Посему по приезду к поселку отмывали не только велосипеды (сдать обратно в прокат их нужно чистыми) но и отмывались сами.

На следующий день взяли велики на целый день, о цене в прокате договариваемся заранее. И поехали на Секирную гору, в 20-30 годы там был лагерь для штрафников. Мы взяли с собой рюкзак с провизией, котелок и горелку с намерением провести в разъездах целый день. На обратном пути заехали в ботанический сад. Виноград тут, кажется не выращивают, но погулять и посмотреть можно. Хотели заехать еще на лодочную станцию поплавать по каналам, но как-то проглядели поворот. Ближе к поселку расположены Филипповские садки («загон» для рыб, построенный опять же неуёмными монахами). Заехали и сюда. Дорога в направлении Секирки получше – проходят даже автобусы. Поэтому отправиться туда можно в составе экскурсионной группы. Получиться быстрее,и на 1\2 дешевле, а вот как интереснее – каждый для себя определяет сам. Как и то, брать ли 11 часовую экскурсию на остров Анзер или отправиться на Заяцкий остров. На последнем мы побывали. Там есть церковь, которую построил Петр Первый в 1702 году, и где освятил Андреевский флаг. Плюс из-за сильных ветров тут интересная природа – растительности почти нет, а то что есть - стелется низко к земле. Здесь же можно увидеть загадочные лабиринты, построенные язычниками за 2 тысячи лет до нашей эры, и непонятно откуда взявшиеся курганы, наваленные в россыпи камней.

Про быт.

Приезжающие на остров могут разместиться в гостиницах, у частников в квартирах или в палатке. Палаточный лагерь находиться слева от монастыря по дороге за магазинами. Туда, говорят, приходит тётя и берёт по 60 рублей с человека в сутки. При этом на его условной территории есть туалет и, пожалуй, это всё. Трава не покошена - в дождь очень сыро, ручей с пресной водой далеко (я не видел, чтобы кроме нас кто-то из него брал воду). Говорят, что у той же тёти-сборщицы можно купить дрова. Мы на окраине этого лагеря пробыли до следующего утра. И поспешили оттуда удалиться. Не понравилось место как таковое. А желание нажиться на приезжих практически на халяву принесло сборщикам в июле 130 тысяч рублей. Я слышал, как такую сумму назвала женщина в беседе со своей подругой на борту «Василия Косякова», когда мы плыли обратно. Верить этому или нет – не принципиально. Но тётя к нам никакая подойти не успела, денег никто не брал. А мы бы и не дали. Собрали вещи, и пошли мимо причала в сторону Филипповских садков. Палатку поставили в лесочке на побережье, и каждый день наблюдали приливы и отливы.

Еду готовили на газовой горелке – быстро и дрова не надо искать. Баллонами запаслись заранее, на острове их не продают. На 4 дня на двоих с двух-трехразовым питанием хватило двух баллонов по 450 миллилитров. Воду носили с колонки, в море мылиться не очень получается (Белое море самое соленое в России 36 граммов соли на 1 литр воды). Мылся я один раз в озере, потом грели воду и мылись из котелка. Баня в поселке работает в пятницу для женщин и в субботу для мужчин. В остальное время у частников. Банные объявления можно найти на пристани или у колонок. Стоит банька от 150 рублей с человека на час. Когда мы звонили, нам назвали цену 600 рублей за час, потому что нас только двое. Так и ходили мы с немытыми волосами до самого дома. Но спустя неделю смывать дома наросший защитный слой как-то не очень хотелось.
Брали с собой спиннинг, но поймать ничего не удалось. Продукты привозили с собой. В местном магазине, куда еду доставляют на самолете, покупали картошку, яйца, булки, воду.
В
озвращались на материк всё на том же «Косякове» но уже не по 550 рублей платили за человека, а по 500 (билеты обратно взяли еще в Рабочеостровске). Прибываем обратно в 20.00, садимся на автобус до станции в Кеми и уже там, в зале ожидаем свой поезд. У нас билеты были куплены заранее, но были и те, кому удавалось взять 4 билета в одном купе на поезд до Москвы как раз в день отправления.
В ИТОГЕ на путешествие из Питера у нас ушло 9 дней. По деньгам уложились в 20 тысяч на двоих. Отдых был активным и мало походил на тот отдых, который бывает на Черном море. Здесь в буквальном смысле чувствовалась жизнь. Погода на Соловках резко менялась. За 4 дня я успел походить и в шортах с футболкой, и в резиновых сапогах на шерстяной носок, в свитере и в куртке. А Даша умудрилась загореть, как будто ездила не на север, а на юг.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей