Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Владивосток, осень 2009 года, форты первого крепостного обвода


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 8

#1 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:28

Считается, что во Владивостоке сохранилась единственная русская морская крепость начала XX века, но на самом деле в городе не одна, а две крепости.
О крепостных сооружениях второго крепостного обвода я уже писал, а вот исследовать укрепления первой крепости удалось только сейчас.

Интерес этих укреплений состоит не только в том, что это уникальные фортификационные сооружения, построенные по проектам, не использовавшимся нигде более, но и в том, что они в некоторой степени аналогична укреплениям Порт-Артура и Дальнего, что позволяет по-новому взглянуть на события русско-японской войны 1904-1905 годов.

Сообщение отредактировал Sergruss: 29 ноября 2009 - 21:40


#2 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:29

Поздняя осень во Владивостоке — время, когда туристический сезон замирает, золотая осень осталась позади, листья облетели, а северные ветра несут холод и пыль из Манчжурии. Пыль настолько мелкая, что забивается даже в самые малейшие щели, а иногда окрашивает солнце в голубой цвет, и в эту осень я оказался во Владивостоке именно в это время.
Одной из достопримечательностей Владивостока является единственная на территории России, сохранившаяся до наших дней Морская крепость начала XX века. Хотя на самом деле, во Владивостоке две крепости, старая и новая. Хотя каждая обязана своим возникновением, событиям русско-японской войны 1904-1905гг. история их возведения и инженерные решения, применявшиеся в ходе фортификационных работ, совершенно различны.
Не имея в наличии иного транспорта кроме ног, я решил обследовать укрепления первого крепостного обвода Владивостока, к тому же об этих укреплениях информации гораздо меньше, чем о фортах второго крепостного обвода, возведенных в 1910 – 1914 гг.
Итак, в конце XIX века Россия четко обозначила свои интересы на Дальнем Востоке, что привело к необходимости укрепления ее рубежей и строительства новых защищенных военных баз. К этому времени, Владивосток не рассматривался как первостепенно важный военный порт, поскольку основные силы флота находились на базах Порт-Артура и Дальнего, а только как второстепенная морская база. Город не имел сколько-нибудь значимой защиты от нападения врага с суши, за исключением нескольких полевых укреплений, вошедших к концу века в сектор городской застройки и как следствие этого, значительно утратившими свое оборонительное значение.
К концу XIX века, из-за столкновения политических интересов России и Японии в Китае. Владивосток стал рассматриваться как резервная база флота, что соответственно потребовало укрепления подступов к городу от атак со стороны суши и защиты бухты Золотой рог от обстрела вражеской артиллерией. Однако, отсутствие достаточного финансирования, а также определенные трудности с поставками строительных материалов, заставили Владивостокских фортификаторов использовать проекты так называемых полудолговременных укреплений, в которых основную часть защиты представляли земляные валы и отсыпки, а количество бетонных, казематированных сооружений было сведено к минимуму. К сожалению, большинство из используемых типовых проектов будущих укреплений разрабатывалось для использования в районах европейской части страны, и возведение их в условиях ландшафта южного Приморья потребовало не только доработки, но и увеличения финансовых затрат.
Типовой чертеж форта был разработан профессором Николаевской инженерной академии военным инженером полковником Н. А. Буйницким. Для придания возможно экономной фланковой обороны форту придали ромбовидное очертание. При этом два напольных рва получили закрытую фланковую оборону из головного кофра, прикрытого земляной маской, обнесенной рвом. Этот ров обстреливался с главного вала. Горжевые рвы, поскольку они были менее подвержены атаке, получили оборону с открытого капонира с барбетами, на которые могли выкатываться орудия. Под напольным валом был устроен каземат дежурной части, соединенный потерной с головным кофром. Кроме того, внутри форта имелась бетонная казарма-убежище, соединенная короткой потерной с убежищем для артиллерии, служившим также дополнительным выходом из казармы. В соответствии с рельефом местности допускалось видоизменение формы форта. Его стоимость исчислялась примерно в 100000 рублей.

#3 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:30

Однако, первоначальный проект размещения оборонительных сооружений на главных вершинах хребта Богатая Грива на удалении от города на 3-7 км был отвергнут по приказу военного министра генерал-лейтенанта А. Н. Куропаткина, нашедшего линию обороны слишком растянутой и требовавшей для ее занятия слишком большого количества войск. Для выработки проекта нового оборонительного обвода во Владивосток в 1899 г. командировали военного инженера полковника К. И. Величко, которому дали четкие указания о необходимости сокращения линии обороны, чтобы максимально уменьшить численность гарнизона крепости не считаясь с возможностью бомбардировки бухты Золотой рог со стороны суши. Эта директива, не отвечающая задачам Владивостока как морской крепости, служащей в качестве вполне безопасного убежища для флота, вызвала энергичные протесты местных инженеров, но К. И. Величко точно выполнил распоряжение министра.
В результате, Владивосток получил крепостной обвод, практически вдоль городской черты. Основными укреплениями новой крепости стали видоизмененные, полудолговременные форты Буйницкого, в которых с целью экономии средств, частично или полностью отсутствовали некоторые элементы первоначального проекта, что снижало их обороноспособность. Тем не менее, крепостной обвод был завершен, и Владивостоку был официально присвоен ранг военно-морской крепости.
XX век не пощадил укрепления первого крепостного обвода. Признанные морально устаревшими в 1906 году, они частично использовались военными, а частично исчезали под городской застройкой. Сейчас в относительной сохранности находятся только временное укрепление №1, форт Графа Муравьева-Амурского, Саперный редут и форт Графа Суворова. Сильно повреждены городской временное укрепление №2 и редут №5. Практически полностью уничтожены: Люнет №1, люнет №2, люнет №3 и форт Линевича.
Интерес к укреплениям проекта 1899 года заключается в том, что они не только представляют собой значительную историческую ценность как пример русской фортификационной архитектуры, но и в том, что они, в некоторой степени, идентичны укреплениям Порт-Артура, что позволяет понять некоторые действия русских войск во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

Для того, что бы начать осматривать оборонительные сооружения проекта 1899 года, вооружившись книгой «Владивостокская крепость» Н.Б. Аюшина с соавторами, я отправился на улицу Днепровская, поскольку именно там находится начало первого крепостного обвода. Крепостную ограду через долину первой речки даже не начали строить. От первого укрепления – люнета №1 сейчас осталась только горжевая казарма, а само укрепление давно исчезло под городской застройкой. В казарме располагается тир военно-морского училища ТОВВМУ, поэтому ее можно рассматривать только снаружи. Впрочем, на двери висит интересная табличка, гласящая, что проникновение (проезд) запрещено. Мне, конечно же, очень хотелось посмотреть на того, кто же будет именно въезжать в двери, но видимо в тире был выходной.
Временное укрепление №1 встретило меня раскрытыми воротами, на укреплении никого, только ветер пригибал сухой бурьян. Бетонные постройки более-менее восстановлены общественными силами, но уже размалеваны местными детишками, вкусившими блага грамотности.

#4 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:31

Временное укрепление №1 обладало наиболее полным набором элементов теоретического форта Буйницкого. Особенностью укрепления является превращенная в боевую галерею потерна между головным кофром и казематом дежурной части. Она проходит не под рвом, а поперек рва, и превращена в своеобразный капонир для обстрела смежных участков ограды. В стены вмурованы тела четырехфунтовых полевых пушек. С правой стороны они выглядят хорошо с внешней стороны, но у ближней к кофру полностью сбита казенная часть. Пушки левой стороны находятся в худшем состоянии, один ствол треснул в длину.
Других потерн на территории укрепления нет. Казарма-убежище в горжевой части укрепления и убежище для пушек, устроенное в виде бетонного арочного прохода, изолированы, а само убежище вынесено вперед от казармы на довольно большое расстояние.
Над укреплением №1, на вершине сопки Холодильник располагается форт Графа Муравьева-Амурского. Участок между укреплением и фортом прикрывал люнет №2, но теперь он полностью уничтожен.
Форт Графа Муравьева-Амурского занимает господствующую высоту и может эффективно препятствовать продвижению неприятеля по долине Первой речки. По условиям местности, вершину горы, на которой располагался форт, можно было надежно защитить лишь укреплением занимающим большую площадь. Полудолговременный "Форт Буйницкого" не мог обеспечить должной защиты этому участку ограды. В связи с этим К.И. Величко воспользовался основными элементами старого форта, несколько увеличив его площадь, превратив форт в пятиугольный и добавив еще один кофр к имеющимся двум напольным и горжевому. К каземату дежурной части, расположенному под напольным валом, он присоединил длинной потерной бывшую казарму, несколько сместив ее и превратив в закрытое (без окон) убежище для гарнизона. Участок рва, примыкающий к форту с левого фаса, стал обстреливаться из специальной фланкирующей постройки. Кроме того, позади форта, но под его защитой, Величко запроектировал два промежуточных полукапонира для обстрела западного участка ограды и долины Первой речки. По флангам форта были подготовлены позиции батарей крепостной артиллерии. Детальный проект переустройства форта разрабатывал военный инженер капитан Карпинский.
Дорога на форт проходит мимо предприятий промышленной зоны, петляя мимо заборов и оград. Вскоре миновав очередную свалку, я начал подниматься по тропе вверх, к белеющим на склоне бетонным постройкам литерных батарей. Батареи рассчитаны на 4-6 орудий и имеют по одному убежищу личного состава и пороховому расходному погребку. Орудийные дворики – земляные, и теперь настолько оплыли, что увидеть в них грозные боевые сооружения можно с большим трудом. По южному склону разбросано 4 батареи, которые должны были защищать форт от нападения с южной стороны, поскольку сам форт смещен от вершины сопки и при ее захвате противником становится чрезвычайно уязвимым.
На самой вершине горы, располагается 198 морская батарея ВЛОРа, на 4 100 мм орудия Б-13С. Сами пушки на удивление целые. Конечно, с них свинчены и унесены все малые части, но замки на месте, и несмотря на коррозию еще в работоспособном состоянии. Орудия установлены в современные бетонные дворики, но основание батареи старое, это видно по типовому убежищу личного состава, образца 1899 года, сохранившегося под батареей.
От батарей можно выйти к промежуточным полукапонирам, фланкирующим долину первой речки и западный участок ограды. Капониры заброшены и медленно разрушаются. На форте стоит военная часть, поэтому осмотреть форт можно только снаружи. На форте срыты брустверы и барбеты для протвоштурмовых пушек, частично засыпаны рвы, но все же, когда военные покинут это сооружение, он будет представлять большой интерес.

#5 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:31

Дорога от форта спускается к улице Выселковой, а оттуда на маршрутке можно попасть на площадь Баляева, а оттуда пройти к укреплению №2.
Временное укрепление N 2 имело форму искаженного ромба, причем тупой угол между горжевыми рвами делал его более похожим на треугольник. Головной кофр соединялся длинной и широкой потерной с внутренним двориком. Поскольку потерна могла служить убежищем для гарнизона, то для вентиляции и освещения ее оборудовали двумя световыми люками-колодцами. Укрепление не имело ни убежищ для артиллерии, ни казармы, но его горжевые рвы обстреливались ружейным огнем из бетонного капонира, который служил также мостом через ров. Мертвые пространства перед головным кофром обстреливались из передового открытого капонира, имевшего бетонное убежище для артиллерии и боеприпасов. Для сообщения укрепления с передовым капониром был оборудован траншейный ход сообщения, который соединялся с напольной стеной кофра. В амбразуры кофра были вмурованы четыре четырехфунтовых (87-мм) пушек образца 1867 г. Еще четырех таких орудия использовались в качестве противоштурмовых. Автор детального проекта и строитель укрепления военный инженер капитан Гнучев 1-й.
К сожалению, в настоящее время, территория значительно искажена. Капониры и барбеты срыты, ров засыпан. Сохранились только бетонные постройки, но они находятся в плачевном состоянии. Строители укреплений сильно экономили на бетоне и теперь это видно, особенно в местах, где внешний слой поврежден.
Наиболее хорошо сохранился Саперный редут, который находится на территории авторынка «Зеленый угол». Несмотря на то, что рынок уничтожил две батареи поддержки редута, само укрепление сохранилось в относительно удовлетворительном состоянии.
Саперный редут был построен на месте существовавшего с 1895 г. полевого укрепления и представляет собой в плане ромб. Левый боковой и напольный рвы обстреливаются из кофра, в амбразуры которого были вмурованы четыре четырехфунтовые (87-мм) пушки обр. 1867 г. Сейчас два орудия полностью выломаны, а два, простреливающие северный ров спилены. Правый боковой и горжевой рвы обстреливаются из открытого горжевого капонира. В отличие от типового решения на редуте отсутствует земляная маска, защищающая головной кофр. Однако пространство перед кофром обстреливается с правой стороны из открытого капонира, примыкающего к углу напольного и правого бокового рва. Открытый капонир имеет сообщение по траншее с прикрытым путем, оборудованным над контрэскарпом правого бокового рва. С левой стороны подступы к кофру можно обстреливать с примыкающего участка ограды. Кофр соединен потерной с казематом дежурной части, который может также служить и убежищем противоштурмовых орудий. Убежище-проход для противоштурмовых орудий на редуте отсутствует и казарма-убежище, расположенная у горжи редута, таким образом, не имеет выхода в центральную часть редута. Однако, в отличие от типового проекта, позади редута устроены позиции для двух батарей для крепостной артиллерии, на которых имеется по одному бетонному казематированному погребку.
Сейчас, еще можно рассмотреть оплывшие капониры и барбеты для выкатной артиллерии. Горжевая казарма используется коммерсантами под кафе и здание более-менее приведено в нормальный вид. К сожалению этого нельзя сказать ни о каземате дежурной части, ни о головном кофре. Но в сравнении с укреплением №2 они все же выглядят намного лучше и небольшая реставрация может сделать его вполне приличным экскурсионным объектом.

#6 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:32

Впереди редута, находится самый большой форт проекта 1899 года – форт Суворова. Дорога на форт проходит через автомобильный рынок, заполненный японскими праворульными авто. После введения нового тех. регламента, спрос на них упал, но продавцы стоят практически «насмерть», отказываясь снижать цены. Конечно если денег не считать и думать о «японской» сборке, то можно и что-нибудь посмотреть, но все же в голове вертится только одна фраза, очень популярная на китайских рынках: «Нереально дорого!».
Между прочим, дорога на форт используется довольно интенсивно, так как позволяет напрямую выйти на горностаевскую трассу. При этом состояние самой дороги вполне достойное, без выбоин и ям. Впечатление, что дороги в России не всегда были бедой, и в конце позапрошлого века их все же умели строить.
Упразднив форты "Северный" и "Северо-Восточный" К. И. Величко запроектировал в двух километрах впереди восточного участка ограды передовой форт, получивший впоследствии название форт Суворова. Он был близок по устройству к форту Графа Муравьева-Амурского, но отличался большими размерами, поскольку промежуточные полукапониры из-за изолированного положения форта пришлось разместить на его территории. Форт имел значительно большую площадь казематированных помещений. В главный вал на правом фланге форта врезан промежуточный полукапонир для обстрела долины Первой речки, имеющий выход во внутренний дворик через короткую потерну. Другой промежуточный полукапонир, предназначенный для обстрела западного участка ограды, пристроен к горжевой казарме. В центре форта расположена казарма-убежище дежурной части, соединенная с горжевой казармой короткой и широкой потерной. Кроме того под напольным и левым фасом главного вала имеются отдельные небольшие казематированные убежища. Автором детального проекта и строителем форта был военный инженер капитан А. М. Новицкий.
Перед фортом расположена большая литерная баиарея «И» на шесть орудий. Она построена типично для всех литерных батарей, за исключением «А» и «Б» на которых были оборудованы пещерные убежища для личного состава. Батарея поддерживала форт своим огнем и препятствовала штурмовым атакам на форт.
Вообще, в укреплениях проекта 1899 года, литерным батареям отводится практически основная роль противоштурмовой защиты и обороны. Особенно это видно на южном склоне сопки «Холодильник», сполшь усеянной такими батареями. Между фортом и батареей возвышается ангароподобная постройка из бетона, закрыающая собой левый фас форта. Это здание бывшей дизельной, питающей электричеством коммандный пункт ПВО, располагавшийся на форте в советсткое время. Сейчас здание заброшено и поражает своими размерами и необычной формой.
С обратной стороны форта расположились еще две батареи, это литерная «К» и литерная «Л». Последняя сильно разрушена, но это не следствие Советского прошлого. В 1906 году на батареи проводились испытания новых боеприпасов, которые и оставили свой след.
Дллее начинается сам форт.. Дорога ныряет в горжевой ров, откуда по пандусу или по лесенке, можно подняться в центральное укрепление, минуя южный артеллерийский полукапонир. Постройки форта сильно искажены, южный артеллерийский полукапонир почти не виден под более современными строениями из кирпича и бетонной опалубки. Крыло почти разобрано, только небольшая часть, характерного для проекта 1899 года, позволяет понять, что под всей массой современных конструкций скрывается старинное укрепление. Но я не поднимаюсь в форт, а иду по горжевому рву к одиночному фланкирующему кофру. Постройка сильно разрушена. Лицевая стена кофра проломлена, а сам кофр превращен в помойку. Под ногами валяются гильзы от ружейных патронов, а иногда попадаются и латунные, от нарезного оружия, по маркировке тоже охотничьи. Ближе к кофру, вижу, что использование рва в качестве стрельбища проводилось довольно давно, возможно, что ее и в советское время, столько пулевых отметин на стене кофра.

#7 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:33

Сворачиваю в правый головной ров и выхожу к двойному кофру, кстати двойной кофр, это именно кофр в полном смысле этого слова, одиночный, называется полукофром. У головного кофра стены целые, хотя тоже сильно побиты стрелковым оружием. Все кофры форта Графа Суворова — изолированные, они не соеденены потернами с головным укреплением, то есть, личный состав, закрывая за собой бронедверь оказывался один на один с неприятелем, и не мог расчитывать на помощь из форта. Только на поддержку огнем противоштурмовых пушек из открытых угловых капониров. В западном рву находится два одиночных кофра, изгиб рва заставил установить еще один фланкирующий полукофр, для мертвой зоны, вызванной угловым изгибом.
Обойдя форт по рву, я поднялся в форт. Пандус вывел меня к казематированному пороховому погребку западного артеллерийского полукапонира и к каземату входа. Западный полукапонир сохранился лучше, чем южный, по крайней мере видно крыло и еще можно различить четыре заложенные кирпичом амбразуры, перед которыми видны остатки какой-то легкой постройки. От капонира поднимаюсь на противоштурмовой барбет., минуя колодец наблюдателя корректировщика. На барбете есть небольшой кольцевой окоп, выложенный камнем. Это убежище личного состава орудия и стрелковая позиция. Других мест для стрелков я не заметил. В форте нет специально оборудованного бруствера для стрелков, как на фортах более позднего проекта. Возможно он был земляным и время его размыло, но может он и не планировался как отдельное сооружение, а стрелки сами выбирали себе позицию где было удобнее. Ведь основная противоштурмовой защитой считалась артиллерия. В 1904 году это дорого обошлось русским войскам в Порт-Артуре. Японцы. Укрываясь в траншеях и галереях от артиллерийского огня выкатных орудий подходили к кофрам и подавляли их. После этого, занимали ров, а после штурмовали гласисы форта, в мертвых для противоштурмовых орудиях зонах.
Центральные капониры еще угадываются, хотя и капитально оплыли. Выход из казармы на центральное укрепление сохранен почти в первозданном виде, а вот каземат дежурной части трудно рассмотреть под более новыми постройками.
Несмортя на заброшенность, форт Суворова вполне сохранный и интересный объект. Как и все укрепления проекта 1899 года, он выглядит слишком академичной постройкой, словно сошедшей со страниц учебника по полевой фортификации. Возможно на равнине, эти укрепления действительно бы представляли грозную силу, но холмистый характер Владивостока создал массу неудобств как для строительства, так и для обороны этих интересных фортификационных сооружений.
Возвращаясь в город, я последний раз бросил взгляд на форт с правого траверса батареи «И». Форт стоял на ровном участке горы Суворова, присыпанный снегом, аккуратно возвышаясь над окружающим ландшафтом, словно старинный замок. Видимый со всех сторон как гордая и неприступная крепость. Какая хорошая мишень для полевых гаубиц.
Следующим укреплением первого крепостного обвода является редут №5. По своим размерам и устройству это укрепление вполне могло бы считаться фортом.
Редут N 5, построенный на месте существовавшего с 1895 г. полевого укрепления, имел в плане ромбовидную форму, характерную для форта Буйницкого. На его территории предполагалось разместить два промежуточных полукапонира для обстрела распадка между редутом и фортом Суворова, а также фланкирования долины речки Объяснения в промежутке между редутом и фортом Линевича. Условия местности, допускавшие глубокий обход редута, а также его относительно большие размеры, затрудняющие обстрел рва с открытого капонира, потребовали размещения в противолежащих углах рвов двух кофров, а не одного, как в типовом проекте. Во внутреннем дворике редута под напольным валом размещается каземат дежурной части, но казарма, убежище для противоштурмовой артиллерии и потерны, связывающие кофры с внутренним двориком, отсутствуют. Правый промежуточный капонир и потерна к нему построены не были. Автор детального проекта и строитель редута военный инженер капитан А. М. Новицкий.

#8 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 29 ноября 2009 - 21:33

В настоящее время осмотреть укрепление можно, оно располагается на сопке, выше остановки «Бомбоубежище» среди гаражной застройки, похоронившей под собой ров и кофры. Капониры и земляной бруствер срыты почти до основания, остались только бетонные постройки казармы и каземата дежурной части. Смотреть почти что не на что.
Форт Линевича, последний форт первого крепостного обвода сейчас практически полностью уничтоден. Чудом сохранившиеся бетонные постройки скрыты под гаражами и более современными строениями.
Форт Линевича представляет собой в плане ромб, по своей конструкции он больше всего соответствовал проекту Буйницкого и имел большинство исходных элементов. Его напольные рвы защищал головной кофр, соединенный потерной с внутренним двориком и прикрытый земляной маской, опоясанной рвом, обстреливаемым с главного вала. Здесь же располагалась казарма, соединенная потерной с убежищем для артиллерии, которое также служит дополнительным выходом из казармы. Горжевые рвы защищалт открытый капонир, орудия которого можно было укрывать на время бомбардировки форта в двух небольших казематах-убежищах. Автор детального проекта и строитель форта военный инженер капитан А. М. Новицкий. Основным отличием форта Линевича от типового проекта было наличие двух казематов-убежищ для артиллерии в открытом капонире и отсутствие каземата-убежища для дежурной части под напольным валом.
Еще два укрепления проекта 1899 года расположены на острове Русский, это форт Царя Иоанна Грозного и форт Поспелова. Но для их исследования нужно отправляться на пароме и иметь хоть какое-нибудь транспортное средство, какового у меня к сожалению не было. Вскоре на остров построят мост и вот тогда можно будет исследовать его укрепления беспрепятственно.
Укрепления первого крепостного обвода крепости Владивосток показывают, что к началу прошлого века Россия не была готова к боевым действиям на Дальневосточном театре боевых действий. Плохое представление ландшафтов и использование фортификационных сооружений разрабатываемых для равнинной части средней полосы России и степных регионов. Отсутствие строительных материалов и техники, а так же недооценка реальных сил противника и привели к поражению России в Русско-Японской войне, а совсем не политические коллизии, как пытались представить это некоторые историки.
Все это попытались исправить возведением второго крепостного обвода, но к сожалению любую крепость можно сдать, особенно когда враг стоит в главном коммандном пункте.

#9 Sergruss

Sergruss

    Опытный

  • Путешественник
  • 63 сообщений

Отправлено 30 ноября 2009 - 11:38

Думаю, что нужно кое-что добавить из технической стороны вопроса, поскольку я был во Владивостоке поздней осенью, что сильно повлияло на характер моего путешествия. Точных координат и карты не предоставляю, поскольку они есть на wikimapia.org.
В городе уже довольно холодно, температура колеблется от 0 до – 7 по Цельсию, а в сочетании с сильным пронизывающим ветром, это совсем не та температура, в которой чувствуешь себя комфортно. К тому же, крепостные сооружения находятся на вершинах естественных возвышенностей, где ветер не просто дует, а свирепствует.
Из одежды лучше всего себя показала китайская кожаная куртка с подстежкой. Во-первых, она не продувается ветром, а во-вторых, к ней не цепляется бурьян и репейник, заросли, которых окружают старые постройки. К тому же она выглядит довольно прилично и не привлекает лишних взглядов в транспорте.
Обувь самая обычная, но лучше все же ботинки с высоким берцем и нескользкой толстой подошвой. Иногда приходится лезть в гору или спускаться по крутому склону, заросшему бурьяном и заваленному мусором.
Если осматривать внутренние части капониров и казематов, нужно взять фонарик с новыми батарейками, но еще лучше – проводника, который в случае травмы, окажет хоть какую- нибудь помощь.
Еще на фортах можно встретить стаи бродячих собак, которые весьма недружелюбно относятся к одиноким странникам, так, что позаботьтесь о хорошей и удобной палке для этих «друзей» человека.
Бомжи и бродяги осенью уходят поближе к городу, так, что шанс встретить какого-нибудь бедолагу в старых казематах, минимален. Скорее вы столкнетесь с разного рода стрелками из охотничьего оружия, использующими покинутые военные объекты в качестве тира или с сотрудниками ЧОПов, тренирующих навыки на природе. Особо общаться с ними смысла нет, поскольку данные люди заняты сугубо своим делом, и лишних глаз не любят.
Разбивать привал и отдыхать на фортах первого крепостного обвода Владивостока, мне не пришлось. Все укрепления (за исключением фортов Муравьева-Амурского и Суворова) находятся в пределах городской черты, так, что лучше воспользоваться кафе или просто скамейкой возле супермаркета, чем тащить на себе лишний груз. К тому же осень, и световой день короткий, так, что времени особо задерживаться на одном месте нет.

Сообщение отредактировал Sergruss: 30 ноября 2009 - 11:39






Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей