«Ягорлыцкий каботаж» III: «Аки посуху»Я с велосипедами разместился в прицепе, остальные участники экспедиции - в салоне автобуса. И мы поехали через пески. Я смотрел за борт и оценивал, с какой же скоростью мы протащимся планируемые 8 км по песчаной трассе.
Местные (которым не по карману джип) ездят на таком вот транспорте.
Изначально мы планировали долго ехать на джип-автобусе, доехать до самого узкого места Кинбурнской косы, затем пройти 8 км по пескам, толкая велосипеды (у нас уже был прошлогодний опыт), а затем километров пять - вброд по Ягорлыцкому заливу, до выхода на берег у села Ивановка. Однако, чем больше мы ехали по пескам, тем меньше нам хотелось тащзиться по ним двое суток. В Покровке мы решили остановиться и разведать обстановку. Вечерело, мы выползли на берег Ягорлыцкого залива. В отличие от Днепровского лимана вода в нём была прозрачна и чиста, на берегу не было никого, дно было гладкое и песчаное. Тогда я предложил нашей маме:
«А давай-ка стартуем наш лодочный проект прямо отсюда! Зачем нам жаркие пески, если тут такая красота! И ходу - чуть больше 30 километров, неужто не пройдём?!"
Она неожиданно быстро согласилась, мы закупили провизии на пару дней в местном магазинчике, надули лодки и поставили на ночь палатку прямо на берегу.
Поутру обе шлюпки были загружены, детям сделан солнцебрызгозащитный тент из фольгированного изолона - одного из наших ПСов, и мы отправились в путь.
Каботаж стартовал! Погода стояла отличная, и, хоть нам и предстояло пройти более 35 км, море нам было по колено во всех смыслах этого выражения!
Да, а что такое «каботаж»? Вот цитата из Википедии:
«Изначально под термином "каботаж" понимали плавание "от мыса к мысу" без выхода в открытое море»
Именно этим нам и предстояло заниматься, как выяснилось, добрых 4 дня... В море плавали медузы размером с большую болотную кочку, было их довольно много, но особых неудобств они не доставляли. Мы обходили их, а, если и задевали, то жгли они заметно слабее, чем крапива. Дети были вполне довольны:
Вот только скорость наша оказалась заметно ниже, чем мы рассчитывали... К концу первого дня стало ясно, что скорость наша заметно ниже запланированной и что имющихся у нас запасов провизии явно не хватит - идти предстояло дня три! Я объявил днёвку и отправился с рюкзаком обратно в Покровку, где накупил еды и - о ужас, позор на мои седины - как последний буржуин (коих я так люблю высмеивать) купил 5-литровую бутыль воды - нам на четверых этого с запасом хватило больше, чем на 3 дня. И разумеется, пару литров «Каберне». Расчёт оказался правильным, ни в чём недостатка мы не испытывали.
Полные решимости, вечером «сидельного» дня мы отправились в дальнейший путь, и тут случилось крайне неприятное событие - кораблекрушение! Грузовое «Вымя-1» рыскало, рыскало, а затем вдруг резко опрокинулось. В частности, в воде оказалось «всё, всё, что нажито непосильным трудом»: наш офис-рюкзак с документами - паспортами, свидетельствами о рождении, билетами, мобильником, и т.д. Отправляясь в многодневный каботаж, мы не удосужились поместить их в водонепроницаемую упаковку.
Это неприятное происшествие ещё раз показало, что Вода, как и Трасса, шуточек и раздолбайства не любит, а тех, кто зарывается - наказывает. Когда я укладывал велосипеды, старпом неоднократно замечал мне. что как-то странно качается лодка, на что я отмахивался - а, ладно, обойдётся, ведь полный штиль!
Не обошлось.
Оставшимся вечером нам было совсем не скучно - образовалась масса срочных дел, первым делом - документы и билеты высушить. И к вечеру мы с радостью осознали, что - таки обошлось!
На следующий день, кое-как подсушив основное, мы с самого утра выступили в путь. В середине дня было решено остановиться, покормить команду и досушить вещи. С некоторым трудом мы нашли место, где можно было остановиться на обед - это был погранпункт: заброшенный погранпукт, и болтающийся пограничный катер с новенькой 85-сильной «Ямахой». Советское прошлое Украины ещё живо, и как следствие, Ягорлыцкий залив - это погранзона. К счастью, в отличие от Паспортлэнда (в частности, Ленобласти), про случаи приставания и вымогательства со стороны украинских погранцов за нахождение в «погранзоне» я не слыхал.
Во второй половине дня разыгрался шторм. Нам пришлось буксировать лодки отдельно - Командир тащил грузовую, а Старпом - пассажирскую. По дороге нам попался унесённый ветром надувной матрац. Однако, не надо желать чужого! Вскоре после этой находки я нашёл для себя неприятное и даже опасное приключение.
По карте в этом месте должна была выходить протока, но её не было - только тростник на берегу был заметно гуще. Дно стало немного более мягким, глубина была по колена.
Тут я неожиданно проваливаюсь по пояс в дно - оно состояло из чёрной жижи, запахло сероводородом. Мне надо было держать лодку, чтоб она не опрокинулась, и выбраться самому никак не получалось. К счастью, старпом (с некоторым трудом) вытащил меня за руку.
Чтобы поправить крепления, мы придерживали лодки, и в этот момент найденный матрац вновь оторвался и - уплыл на ту же самую жижу. Снова лезть в неё, чтобы достать матрац, я не рискнул. Близился вечер, шторм всё крепчал. С трудом мы нашли на берегу место для палатки. Проблема была в том. что я не хотел ставить палатку совсем в дикой степи - и трава высокая, и всякие там обитатели.. Поэтому последние полчаса перед остановкой мы тщательно высматривали рыбацкие входы на сушу. Палатку поставить тоже было сложно - но нашли укромное местечко. Палатка у нас из магазина «Пятёрочка», половина дуг у неё уже треснула и перемотана скотчем, так что испытывать её на прочность в нашей ситуации было бы совсем неразумно. Лодки мы выставили на безопасное расстояние от полосы прибоя.
Утром шторм продолжался с той же силой.
Достаточно было чуть отпустить лодку, как ветер заталкивал её в прибрежные водоросли:
Так мы прошли полдня и остановились пообедать на острове Орлов. Остров этот - сплошная болотина, мы разместились на маленькой полоске суши между морем и мелководными сероводородными озерцами. Детей мы решили не укладывать после обеда - в лодке поспят. Наевшись, они решили показывать зарядку, которую они делают в садике, которая вскоре превратилась в групповое исполнение "Сиртаки"!
Наконец, каботаж наш завершился! Досушиваем вещи:
Во вторник вечером мы пришли на берег Ягорлыцкого залива, а в субботу вечером мы добрели до Ивановского берега. Полтора дня детей болтало штормом, поливало брызгами солёный воды и нам поначалу было их очень жалко. Однако, "опрос общественного мнения" уже в вечер прибытия показал, что ребята были вполне довольны. Тут же стали играть. А пока я готовил ужин, ребята взяли мой фотоштатив и стали изображать из себя эстрадных певцов, горланя на весь лес:
Расположились мы на ночёвку в сосновом лесу (он там искусственно посажен), сразу же за пределами Черноморского заповедника: хоть мы и сторонники traceless stay, конфликты с природоохранными органами нам ни к чему.