День Х. За полярный круг
От Усинска до начала зимника, ведущего в Нарьян-Мар, еще около 200 км на север. И эти двести километров знаковые: именно здесь нам предстоит пересечь Полярный круг, именно здесь происходит четкая смена климата и пейзажа вокруг. Говорят, когда в мае в Усинске уже сходит снег, на другом конце этого недлинного пути порой еще стоят тридцатиградусные морозы.Итак, нас ждет Тундра! Город и поселки остаются где-то на юге. По бокам от трассы то тут, то там отвороты к буровым вышкам и на «закрытые» зимники. Также рядом с трассой расположены и комплексы из гигантских бочек с нефтью, высотой в десятки метров и диаметром, не уступающим высоте. И на этих огромных белых цистернах так непривычно смотрятся названия тех же компаний, которые мы каждый день видим на бензоколонках в любом городе средней полосы. Вот где они хранят свою нефть! (улыбка)
Кто живет на севере?
За рулем легковушки (точнее, внедорожника, коих в городе большинство), подбросившей нас как раз до нефтенакопительного комплекса, была дама, очень вежливо общавшаяся с нами все двадцать километров, которые мы с ней ехали. Вообще, если не брать приезжих с «Большой Земли» вахтовиков, работающих здесь сезонными водителями и добытчиками, то у живущих, именно живущих здесь людей, вежливость, кажется, является жизненным кредо. И пусть все они ездят на больших и дорогих машинах, нет здесь и намека на ту заносчивость, которая присуща многим владельцам подобных авто в больших городах. Нет смысла эти города перечислять – это почти вся Россия, за исключением этого самого «нефтяного» севера и некоторых удаленных, опять же, северных регионов. Остаются ли еще вопросы, почему путешествовать по северу я люблю больше, чем по югу? Мне нравится общаться с вежливыми людьми (улыбка).На многочисленных «цистернах»-нефтевозах здесь работают те самые вахтовики. Приезжают осенью, уезжают весной. Отовсюду: от южных районов Коми и прилегающих областей – Кировской, Пермского края, до совсем уж кажущихся недостижимыми отсюда – Ростовской области, Ставрополья, Украины, Беларуси. Сибиряков здесь мало. Сибиряки добывают нефть по ту сторону Урала (улыбка). Простые работяги, готовые помочь. Не грубые, но не стесняющиеся ни в выражениях, ни в оценках. Да и работа их, и жизнь потяжелее будут, чем у тех, кто стал здесь коренным.
А кто же ими стал? Не знаю, какие на то причины, но исторически сложилось так, что на «нефтяном» севере к западу от Урала больше всего народа обосновалось из Башкортостана и Украины. Помимо русских, конечно, которых все равно большинство. Даже посмотрев на номера регионов на автомобилях, чаще всего после основного «11-го» - Коми увидишь «02-й» - Башкортостан. Задавая тот же вопрос – кто, в основном, живет в Усинске и «вообще, здесь на севере», всем, с кем удавалось пообщаться, мы получали ту же картину. Некоторые, при этом, сами оказывались украинцами или башкирами (улыбка). Конечно, другие национальности нефть и газ здесь тоже добывают, но о специфическом национальном составе вполне можно говорить. Прошу прощения, как всегда, увлекся социологией. Это профессиональное (улыбка).
Кстати, я еще не упомянул, что основным и единственным грузовым транспортом, перевозящим нефть, здесь являются КАМАЗы повышенной проходимости? Это на «Большой Земле» им все чаще на смену приходят блестящие иностранные фуры с несоизмеримо большим уровнем комфорта. На крайнем севере, в условиях сверхнизких температур и сурового климата, «выживают» только Уралы и КАМАЗы. Впрочем, они здесь не чета своим южным собратьям: увеличенные колеса, предназначенные для передвижения по очень пересеченной местности, увеличенная мощность, позволяющая тянуть по этой местности не только себя, но и многотонную цистерну. Думаю, там и другие части усилены в соответствии с условиями. Работать на них нелегко – большую часть суток за рулем, выходных минимум. Но и зарплаты соответствующие. Ни в одной области, откуда приезжают вахтовики, за то же время не заработать и половины этих денег.
Главной головной болью руководства, в свою очередь, является пьянство на буровых. Причем, масштабы борьбы с ним поражают. Единственной возможностью провезти спиртное на объект являются эти самые «цистерны». Поэтому, хотя здесь, разумеется, и нет ДПС, на въезде на буровые стоят внутренние посты охраны, обыскивающие машину и водителя на предмет наличия спиртного. Но даже с таким подходом к соблюдению «сухого закона» на добыче, говорят, люди находят способы, чтобы достать выпивку. Какие – нам не сказали (улыбка). Поражают и штрафы за пьянство – подчас исчисляются сотнями тысяч рублей и немедленной отправкой домой, если застанут в пьяном виде. Что ж, какие зарплаты, такие и штрафы…