31.08.
С утра выехал в Кабардино-Балкарию. У поворота на Баксанское ущелье рядом с постом ДПС стоит БТР – по словам местных этот пост иногда обстреливают. Неподалеку расположена Баксанская ГЭС, на которую недавно напали боевики. В общем, не самый спокойный район, хотя именно по этому ущелью проходит дорога к Эльбрусу, по которой перемещаются многочисленные туристы/альпинисты, горнолыжники/сноубордисты.
Довольно быстро застопил машину до Тырнауза, который у меня в дорожном атласе обозначен как Тырныауз, хотя его так никто не называет. Вроде бы, такое официальное название это дань какой-то местной языковой традиции. Водитель – чеченец. Раньше жил в Грозном, но во время какой-то из войн, решил уехать и теперь живет здесь. Купил мне газировки и довез почти за пределы населенного пункта, сказав, что в городе я могу нарваться на каких-нибудь нехороших людей. Я разумеется не возражал.
На выезде была автобусная остановка, от которой ходил транспорт дальше, в сторону Эльбруса. Но сам автобус отправлялся только через полтора часа, так что я решил, что автостопом будет быстрее. Да и интереснее. Рядом с дорогой была небольшая полянка на которой отдыхали местные. Детишки лет десяти увидев меня подбежали и начали спрашивать откуда я. Получив ответ, убежали куда-то обратно.
На очередной машине доехал до поселка Эльбрус. Поселок так называется, потому что от него можно увидеть кусочек Эльбруса, который не видно из остальной части ущелья. В поселке тоже чего-то взрывали несколько лет назад. Кроме того в нем расположена кафешка, в которой мы когда-то отмечали успешное возращение после нашего фееричного восхождения на Эльбрус. Так что я решил прогуляться от поселка пешком – по местам где мы тогда шли с горы. И заодно добраться таким образом до нарзанного источника, про который вычитал в интернете.
// Гостиница, видимо для тех кто приезжает зимой покататься с Эльбруса.

// Дорога в ущелье.



// Плакат с известным местным альпинистом

// Водопадик вдоль дороги

Источник оказался довольно известным, и на подходах к нему располагалось несколько кафешек, где можно отдохнуть-перекусить. Нарзан оказался вкусным, так что я набрал еще пару бутылок про запас, после чего пошел обратно.
// Нарзанный ручей

// Около источника

// Сам источник

Дойдя до поселка Эльбрус решил зайти в «Саклю» - кафешку где мы отмечали восхождение, и заказать там хычины, которые мне когда-то так понравились, и которые я потом нигде не мог найти - тут они были тонкими, а в остальных местах их почему-то делали толстыми. Внутри помещения оказалось много флагов и прочей альпинистской атрибутики и три туристки, которые вскоре уехали договорившись с хозяином о такси. Про хычины я выяснил, что их оказывается существует два вида – стандартные толстые, и балкарские (тонкие, которые я как раз и искал). Кстати, осетинский пирог, по сути, это тоже хычин, только большой. Цены на еду были довольно высокие, но все равно заказал две порции и сидел вспоминая как было прикольно после холодной ночевки и прочих сопутствующих приключений на Эльбрусе, сидеть с товарищами в этом зале и пить вино с хычинами, отмечая нашу победу.
// Кафешка пользуется популярностью не только у россиян

// Многие флаги исписаны всякими приветами и подписями

Перекусив пошел дальше - смотреть памятники первым местным альпинистам.
// Мечеть в каком-то поселке

// Участники первых экспедиций на Эльбрус - кабардинец Киллар Хаширов и балкарец Ахия Соттаев встречают современных покорителей

// Два альпиниста. Говорят, что Килар Хаширов в головном уборе, похожем на папаху.


// Рядом находится памятник Пастухову, который помимо восхождения на Эльбрус, разработал систему подготовки альпинистов и первым применил ботинки с железными шипами на подошвах - первые кошки. Также он провел топографическую съемку вершин и перевала.

После памятников застопился джип с питерскими номерами. Я разумеется первым делом спросил у водителя не из Питера ли он, но ответ был отрицательным - сказал, что просто нет времени перерегистрировать машину. Помня истории про угнанные машины на Кавказе, углубляться в расспросы не стал. Водитель оказался довольно начитанным и хорошо ориентировался в ситуации в стране в целом и на Кавказе в частности. В разговоре об истории взаимоотношений России и Кавказа дошли в итоге до современных террористов и пришли к общему выводу, что основная причина терроризма это бедность и неустроенность региона. И судя по тому, что у нас вместо создания рабочих мест в регионах, власти предпочитают просаживать деньги на всякие провальные и ненужные нацпроекты, ситуация здесь изменится не скоро.
После ущелья поехал на Нальчик. Уже вечерело, и надо было начинать думать о месте ночевки. Сначала решил, что имеет смысл заночевать где-нибудь в лесочке рядом с городом, но увидев поворот с указателем на Чегемские водопады решил, что это более интересный вариант. У поворота сидел местный, который узнав, что я еду в сторону водопадов предложил ждать вместе с ним. Но я отказался, так как уехать в одиночку было гораздо больше шансов – турист это гость, а местный это местный – чего его подвозить. Отошел метров 500 за поворот и почти сразу застопил очередную машину, ехавшую километров десять в нужном мне направлении.
На прощанье мне посоветовали не ночевать непосредственно у водопадов, потому как место довольно людное, а люди бывают разные. Поскольку Солнце уже село за горизонт и начало темнеть, решил просто идти по дороге, пока не встретится адекватное место для ночлега. Но повезло – хотя машин уже почти не было, остановился уазик ехавший до водопадов, и даже, как выяснилось в процессе общения, дальше. В машине оказались парапланеристы - водитель, местный, один из лидеров этого движения в России, как я понял. Он организовал в горах за водопадами базу, где можно заниматься этим самым парапланеризмом и к нему приезжают любители полетать из России и близлежащего зарубежья. В общем, он разрешил мне переночевать на базе и заодно рассказал, что дальше по дороге, за базой, есть город мертвых и старинная башня, которые я решил посмотреть на следующее утро.
На базе оказалось несколько человек собирающихся ужинать. Меня разумеется тоже позвали к столу. Один из парапланеристов был из Азербайджана и угощал всех чаем привезенным из дома. В принципе, на мой взгляд, неплохой чай, хотя я в этом не особо разбираюсь.
Небо в горах было ясное и звездное, так что я еще с полчаса просто провалялся на пенке рядом с палаткой глядя на созвездия и млечный путь.