Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Берег Маклая 140 лет спустя


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 2

#1 Sandr

Sandr

    Безграничный Культуролог

  • Путешественник
  • 802 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Владивосток

Отправлено 15 апреля 2011 - 17:21

Размещенное изображение
Дети с того самого Берега Маклая

В сентябре 2011 года исполнится 140 лет с того дня, как молодой учёный Николай Николаевич Миклухо-Маклай высадился в Новой Гвинее близ деревни Бонгу. Команда корвета "Витязь" построила ему здесь хижину и оставила на берегу один на один с племенами местных аборигенов. 15 месяцев Николай Николаевич провёл среди них. Его дневники стали первым в истории подробным описанием быта и обычаев обитателей малоизученного острова. Существует ли по сей день деревня Бонгу? Если да, то как она изменилась за последние полтора века? И чем теперь живут её аборигены в условиях современного мира? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, совершив путешествие к Берегу Маклая, который находится на северном побережье независимого государства Папуа-Новая Гвинея.

Путешествие в прошлое
Солнце только-только встало, а жители Бонгу уже на ногах. Женщины, согнувшись в три погибели, подметают землю, а на кострах закипают котелки. Мужчины тем временем прохлаждаются на террасах своих традиционных хижин и курят брус (прим автора. местный табак). Среди них Багун Сет, двадцати восьми летний учитель и отец троих детей.

- Приезжали к нам русские недавно, Андрей и Настя. В августе этого года 2010-го. Неделю у меня гостили, - поведал Багун, - они к памятнику ходили. Андрей какие-то свои исследования проводил. Он студент исторического факультета МГУ. А так кроме вас никого из России у нас и не было с 70-х годов (прим. автора. В 70-х в Бонгу приходило два российских судна.)

Во время разговора на террасу поднялась жена Багуна, Мина, скромная женщина с коротко стриженными волосами. Она принесла бананы, сваренные в кокосовом молоке, жаренную рыбу, горячий чай и молча удалилась. Женщины в Бонгу не вмешиваются в дела мужчин и всегда остаются в стороне. В Папуа-Новой Гвинее по сей день сохранился обычай, когда жених платит налог родственникам невесты. На побережье сумма этого налога не превышает 3.000-5.000 кин (прим. автора. 3.000 папуасских кин приблизительно равны 1.000 долларам США). В горных же провинциях сумма может быть в 10-15 раз выше. Поэтому к женщинам в обществе порой относятся как к собственности.

- Вот видишь того свина? Это Кабол, - обратил мое внимание Багун на упитанную свинью с чёрной шерстью, которая вдруг ретировалась, спасаясь от домашних собак, - когда-то я купил свинью с пятью поросятами. Свинью кто-то убил, а вот поросята остались. Кабол один из них. Он пойдёт налогом за мою жену.

Когда на тарелках не осталось бананов, на террасу вернулась Мина.

- Извините, - произнесла жена. Она собрала посуду и удалилась с видом покорной рабыни, не сказав больше не слова. Дел у Мины каждый день полно. Ей нужно собрать дрова, нарубить их, развести костёр, приготовить обед и ужин, постирать одежду, сходить на рынок...

Тем временем с пляжа прибежал нагой Фэбиен с петушиным пером прикреплённым к затылку. Он гордость своего отца. Единственный сын. Остальные два ребёнка это дочки. Они родились первыми.

- Ему всего два года, а носится как пятилетний пацан, - впервые за время разговора на лице Багуна просияла улыбка.

Размещенное изображение
Дома в Бонгу строят на сваях

Папуа-Новая Гвинея это страна, где земля принадлежит не государству, а людям. Если быть точным, то кланам. В Бонгу, например, их четыре: Канилу, Булигу, Гомблом, Сураму или Румбау (прим. автора. основные кланы включают в себя ещё подкланы). У каждого клана есть свой лидер или старейшина. Когда в деревне образуется новая семья, ей выделяют землю под дом и плантации. За это не взимается никакая плата или налог. И права на землю, она может передаваться по наследству, имеют только мужчины. Поэтому в каждой семье обязательно должен быть сын.

Огороды в Бонгу обеспечивают семье не только пропитание, это ещё и заработок. Благодаря немцам местные жители научились выращивать какао. Они собирают зёрна, сушат их в самодельных печах, пакуют в мешки и отвозят в город Маданг на продажу. Вырученные деньги пойдут на школьные сборы, одежду и такие мелочи как сахар, соль, кофе, рис. Поэтому в полдень деревня пустеет. Все отправляются на плантации. И мужчины и женщины. Помимо какао местные жители ещё изготавливают копру (прим. автора. копра - сушёная мякоть кокоса), которая тоже в цене.

Размещенное изображение
Копра - сушёная мякоть кокоса

Дома в деревне, как и везде на побережье Папуа-Новой Гвинеи, строят на сваях. Все стройматериалы добывают прямо в джунглях. В ход идут саговые и чёрные пальмы. На свою хижину Багун Сет потратил восемь месяцев работы. Она прослужит ему лет семь-восемь. Потом ее даже не будут ремонтировать. Снесут и построят новую. Благо стройматериалов в джунглях предостаточно.

Приблизился вечер и предзакатное солнце своими лучами озарило берега Залива Астролябия. Женщины, опять согнувшись, подметали землю, а на кострах закипали котелки с ужином. Мужчины вернулись на свои террасы и закурили брус. Когда, наконец стемнеет, люди соберутся вместе и начнут рассказывать истории о далёких предках, межплеменных войнах, грандиозных охотах, чужестранцах и человеке с луны...

Человек с луны
Сегодня деревня Гумбу состоит всего лишь из пары десятков домов, которые являются частью Бонгу. И расположена деревня теперь не на своём прежнем месте. После Миклухо-Маклая в Заливе Астролябия высадились немцы. Они прогнали местных жителей, чтобы использовать их землю под свои плантации какао. С тех самых дней аборигены Гумбу переселились на новое место.

Размещенное изображение
Галупи рассказывает историю о Человеке с Луны

Пожилой папуас с густой бородой, уставшими глазами и голым торсом аккуратно устроился на канистре. Из одежды на нём одни шорты. Галупи Муар, так его зовут, завернул брус в обрывок австралийской газеты и закурил от уголька, который ему принесли прямо из костра. Выдержав паузу, он выпустил дым из лёгких и заговорил. Заговорил на языке Бонгу. Он начал историю о том, кто известен в этих краях как человек с луны, тамо рус или просто Маклай. Вокруг Галупи полукругом расселась молодёжь, которая слушала старика, не перебивая с открытыми ртами. Когда Галупи закончил своё повествование, молодой парень Раук, который сносно владел английским, перехватил эстафету и стал переводить прозвучавший рассказ:

- Когда Маклай впервые пришёл в эту деревню, наши предки встретили его враждебно. Они кричали, сотрясая воздух оружием, и даже выпустили в него несколько стрел. Одна из них пролетела прямо рядом с его ухом, - при этих словах Раук продемонстрировал рукой насколько близко пронеслась стрела, - но Маклай не испугался, не показал страха. Он молча достал своё ружьё и застрелил свинью, которая пробегала мимо. Ужас овладел нашими предками, и бросились они в рассыпную. С того самого дня мужчины Гумбу научились уважать Маклая.

У аборигенов Новой Гвинеи, которые говорят на семистах языках, никогда не было своей письменности. В связи с этим здесь был распространён обычай передавать истории из уст в уста из поколения в поколение. Такой способ не всегда был надёжным. Во-первых, истории мог переврать кто угодно и как угодно. Во-вторых, терялись детали. В-третьих, история могла погибнуть вместе с её носителем. Вот и сейчас, если обратиться к дневникам Николая Николаевича, легко можно найти не соответствия с рассказом Галупи Муара. В тот день, 1-го октября, аборигены действительно встретили учёного враждебно. Но у него не было при себе ружья. Он оставил его в своей хижине, потому что боялся ненароком им воспользоваться и тем самым испортить отношение с местными жителями.

В своих дневниках Николай Николаевич написал:

<<Отправляясь, я остановился перед дилеммою: брать или не брать револьвер? Я, разумеется, не знал, какого рода прием меня ожидает в деревне, но, подумав, пришел к заключению, что этого рода инструмент никак не может принести значительной пользы моему предприятию. Мне кажется, что заранее человек не может быть уверен, как он поступит в каком-нибудь дотоле не испытанном им случае. Я не уверен, как я, имея револьвер у пояса, отнесусь, например, сегодня, если туземцы в деревне начнут обращаться со мною неподходящим образом, смогу ли я остаться совершенно спокойным и индифферентным на все любезности папуасов. Но я убежден, что какая-нибудь пуля, пущенная некстати, может сделать достижение доверия туземцев невозможным, т. е. совершенно разрушить все шансы на успех предприятия>>

Размещенное изображение
Аборигенка Гумбу

Сегодня в Заливе Астролябия легенда о человеке с луны где-то приукрашена, где-то искажена, но ведь главное что помнят там, на Краю Света нашего выдающегося соотечественника! И старики с радостью поведают гостю не одну, а с десяток таких вот удивительных историй.

#2 Sandr

Sandr

    Безграничный Культуролог

  • Путешественник
  • 802 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Владивосток

Отправлено 15 апреля 2011 - 17:29

Хранитель памятника

Размещенное изображение
Вид на Берег Маклая, который открывается из деревни Эрима

В 1970 году команда научно-исследовательского судна "Витязь" установила на берегу залива Астролябия памятник Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. Сегодня же 40 лет спустя вокруг него развернулась целая история. Памятник учёному стоит на земле, которая принадлежит одному из кланов Бонгу. Лидер этого клана, Гассом Каму, почуяв легкий заработок, стал брать плату со случайных туристов, которые здесь и так большая редкость. Когда же он узнал, что в деревне объявился журналист, он тут же приказал: "Не пускать его!". Меркантильный Гассом посчитал, что на снимках памятника я заработаю, чуть ли не целое состояние, а ему не достанется из этого ничего. Так возникла проблема.

Решением моего вопроса занялся Багун Сет, который отправился на переговоры с другими уважаемыми членами клана. Через час я уже сидел напротив человека, который представился как Туй Ассель.

- Да-да, я прямой потомок того самого Туя, - загорелись глаза уже немолодого папуаса, который в прошлой жизни был школьным учителем. Несколько лет назад он вышел на пенсию и поселился в деревне Гарагаси. Дома в деревне можно пересчитать по пальцам и своё название она получила благодаря одноимённой речке, рядом с которой когда-то стояла хижина Миклухо-Маклая. А вот "тот самый Туй" был хорошим другом Николая Николаевича, многочисленные упоминания о котором можно найти в дневниках учёного.

- Я не собираю деньги с туристов, как мой брат Гассом, - продолжил Туй, - моё дело заботиться о памятнике. Для этого я здесь и поселился. Я его хранитель, - Туй замолк на минуту и затем перешёл к сути.

- Я стараюсь выйти на ваше посольство в Индонезии. Я хочу попросить Россию о финансовой и технической помощи. Памятник сегодня в опасном положении. Он стоит в том месте, которое в ближайшем будущем может уйти под воду.

Повисла тишина. Мы сидели наедине, и хранитель ждал от меня какого-нибудь ответа, не опуская своих добрых глаз.

- Боюсь что России нет никакого дела до памятника на Краю Света, - сказал я ему напрямую, - но я узнаю контакты нашего посольства в Джакарте.

- Хорошо, теперь мы спустимся к речке Гарагаси. Солнце уже заходит, а тебе ещё снимки нужно сделать, - улыбнулся он.

Размещенное изображение
Прямой потомок того самого Туя и памятник Николаю Николаевичу

Памятник не блистал изяществом. Простенький бетонный монумент с металлической табличкой на нём. Территория вокруг ухожена, и крохотные пальмочки, которые не достигли ещё и метра в высоту, посажены не так давно. Туй подошёл с душой к своим обязанностям. Но шагах в пяти от монумента начинался обрыв, за которым волны разбивались о камни.

- А вот там, - Туй вытянулся и указал пальцем куда-то в море, - стояла его хижина...

Там, где теперь властвовал океан, 140 лет назад поселился молодой учёный, который рискнул жизнью и пожертвовал здоровьем ради своих исследований. Благодаря им он увековечил своё имя и день его рождения стал праздником всех этнографов.

Там, где теперь земли не видно из-за толщи воды, 140 лет назад молодой учёный вёл свои дневники, страдал от лихорадки, готовил еду, принимал гостей и просто жил как человек среди тех кого в Европе тогда считали дикарями и людоедами.

Прошло 140 лет. Пройдёт ещё столько же и тогда, наверное, никто не сможет указать, где стояла хижина того самого молодого учёного, Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

Берег Маклая под угрозой
Самый простой способ добраться до Бонгу это отправиться по морю на моторной лодке с жителями Залива Астролябия, которые возвращаются из Маданга. Волны, брызги и качка - всё это прилагается. Альтернативным же маршрутом будет не асфальтированная дорога, которая уходит налево от национальной автострады (если двигаться из Маданга) в местечке под названием Богати. В сезон дождей на неё надежды нет. Реки выходят из своих берегов, и отсутствие мостов становится серьёзным препятствием. Но именно вдоль этой дороги тянется труба, которая как бомба с часовым механизмом таит в себе опасность. Если бомба сработает, то, скорее всего весь подводный мир Залива Астролябия будет обречён на вымирание.

Размещенное изображение
Моторная лодка в гараже

В этом году (прим. автора. 2010-м) на реке Раму китайцами было закончено строительство шахты Раму НиКО, на которой будут добывать никель и кобальт. Отсюда и берёт своё начало 135-километровая труба, которая соединяет шахту с перерабатывающим заводом. Все отходы производства будут сливаться прямо в море, отравляя его. И Майкл Сомаре, премьер-министр страны, дал китайцам зелёный свет. Но жители деревень Залива Астролябия через своих представителей в парламенте, подняли вопрос о заморозке проекта, пока не будет найдена альтернатива. Труба проходит по их земле, завод стоит на их земле, и загрязнять будут море, рядом с которым они живут уже не первый век. Так началось противостояние и шахта, которая должна приносить миллионы, простаивает без дела в убыток.

- Майкл Сомаре уже всю страну распродал азиатам и австралийцам. И местных жителей это не делает богаче, - поделился своим мнением Джон Техан, работник WorldVision. Он проживает в деревне Эрима, где после второй мировой войны его отец, гражданин Ирландии, женился на местной аборигенке и осел здесь до самой смерти. В результате брака на свет появились шестеро сыновей.

- Оппозиция в нашей стране набирает силу. И если она выиграет ближайшие выборы, то я не завидую китайцам. Им придётся покинуть Папуа-Новую Гвинею. Тогда и вопрос с шахтой будет решён.

В Бонгу же немногие разделяют надежды Джона. У них более пессимистичные прогнозы. Запуск шахты и завода это всего лишь вопрос времени, считают они.

- Китайцы добьются своего. У них это неплохо получается, - высказался один из местных.

Размещенное изображение
Lukaut! Труба Раму НиКо

Как же на самом деле развернутся события в дальнейшем остаётся только гадать. На карте судьба целого района, который в провинции Маданг носит официальное название Рай Кост. Слово "Рай" одно из тех немногих слов русского языка, которые аборигены используют со времён Миклухо-Маклая. И дай Бог, чтобы Рай Кост (Райский Берег) не переименовали в Деад Кост (Мёртвый Берег).

Молодёжь Бонгу
Крик одобрения раздался в деревне Бонгу и зазвучали аплодисменты, которые затихли потом так же внезапно, как и начались. Ночь полная звёзд, но никто в округе не спал. Тусклый свет нескольких ламп, которые питались от дизельного генератора, открывал лица людей, которые собрались вместе на одной из деревенских площадок. Современная музыка доносилась из двух динамиков старенького кассетного магнитофона. Оставалось всего несколько ночей до того как 2010-й год сменит 2011-й. Аплодисментами жители Бонгу сопровождали церемонию обмена подарками. Каждый кто принимал участие в этом мероприятие выходил в центр площадки и вручал подарок своему партнёру. Партнёров не выбирали. Их узнавали вытянув из шапки записку с именем. Простые подарки (преимущественно продукты) закупались в городе и в последнее время на них никто особо не тратился. В прежние же времена, когда жителям приходилось убивать свиней и собирать целые мешки таро (прим. местный овощ), дешёвые подарки считались дурным тоном.

Церемония подошла к своему концу. Жители стали расходиться по домам. И только лишь пьяная молодёжь осталась слоняться по деревне, не давая спать ни старикам, ни детям. Подростки не просто кричали всю ночь, они ревели подобно животным. Здесь в Бонгу они не посмеют никого тронуть, но в городе они не остановятся ни перед грабежом, ни перед убийством. Под действием алкоголя они становятся совершено неуправляемыми и благодаря им уровень преступности в Папуа-Новой Гвинее не уступает странам Латинской Америки или даже Африки.

Размещенное изображение
Гарамут - традиционный барабан

Посреди глубокой ночи раздался крик, который больше напоминал отчаянный плач. Молодой парень лет двадцати сокрушался о том, что жизнь его окончена, о том, что у него нет больше будущего, о том, что ему осталось только пить яву (прим. местная самогонка из бананов ява) и курить марихуану, пока он не сдохнет. В этом году ему не удалось сдать экзамены в школе. Это значит, что он никогда не сможет пойти в колледж или найти работу в городе. Такую же судьбу разделят с ним многие другие подростки Бонгу.

Молодой парень приходится племянником Багуну Сету.

- Он мыслит совсем неправильно. Я об этом не раз ему говорил, но он не хочет меня слушать, - поведал Багун, - я ему сказал забудь о городе. Живи здесь в Бонгу. Женись, построй дом, выращивай и продавай какао. Никто против не будет. Но нынешняя молодёжь стремится в города, где один только беспредел.

В новогоднюю ночь молодёжь Бонгу собралась перед хижиной, которая стояла на 3-х метровых сваях. На веранде хижины была установлена яркая лампа и мощная аудиосистема. Парни и девушки, человек пятьдесят, слились в хаотичном танце под современный бит западной музыки прямо под открытым небом Новой Гвинеи. Они плясали не зная усталости и передавали друг другу пластиковые бутылки с явой. Но за десять минут до двенадцати веселье сменилось дракой, в которую втянулись все присутствующие. Теперь они дубасили друг друга, не признавая ни друзей, ни братьев. Погас свет и хозяин хижины выключил музыку, дав понять, что праздник окончен.

- Ох, уж эта молодёжь! - произнёс с разочарованием Багун, - вот что нам с ними делать? На утро они даже и не вспомнят с чего началась эта драка.

Мы сидели на деревянной лавочке, потягивая из индонезийских стаканов имбирное вино, когда вокруг нас били морды друг другу разъярённые подростки. Вдруг запищал мобильник. На его дисплее часы показали ровно двенадцать. Эхом по заливу Астролябия зазвучали гарамуты (прим. традиционные барабаны). Так в деревне Бонгу наступил новый 2011-й год. Год, который возможно принесёт серьёзные перемены в быт местных жителей. Но какими именно будут эти перемены узнаем лишь со временем...

Размещенное изображение
Опубликовано в мартовском номере журнала ВЛАДАВИА
Александр Потоцкий

Сообщение отредактировал Sandr: 15 апреля 2011 - 17:42

  • kittivitti нравится это

#3 popados

popados

    пользователь №1125

  • Мастер
  • 3 766 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:железка

Отправлено 15 апреля 2011 - 22:54

:clap:
А что там происходило 140 лет назад, отлично написано в книге ''Человек с Луны''.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей