Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Турция, июнь 2011 года


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 6

#1 glosha

glosha

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 14 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 10 июля 2011 - 16:32

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАШЕЙ ПОЕЗДКИ
Ровно один месяц путешествия по Турции обошелся нам в 300 долларов США без стоимости сувениров (200 долларов – транспорт до Турции и домой, 100 долларов – на продукты питания и транспорт внутри страны). По стране мы передвигались в основном автостопом (он там очень хорош), ночевали обычно в палатке.
Мы побывали в следующих провинциях Турции:
(указан город-центр провинции и города, в которых мы были, они могут не совпадать)
1) Артвин: Хопа, Артвин, Юсуфели;
2) Байбурт: Испир;
3) Эрзурум: Эрзурум, Олту, Тортумский водопад (Тортум шэлалэ);
4) Бингёль: Бингёль, Каракочан;
5) Элязыг: Харпут, Элязыг;
6) Дийарбакыр: только по дороге №885, сам город – проездом без остановки;
7) Мардин: Кызылтепе, Мардин, Мидьят;
8) Шанлыурфа (Урфа): Шанлыурфа, Харран;
9) Адыяман: Гёльбаши;
10) Малатья: Балабан, Деренде;
11) Сивас: Гюрюн;
12) Кайсери: Пынарбаши;
13) Невшехир (Каппадокия): Аванос, Зелве, Чаушин, Гёреме, Учхисар, Ортахисар;
14) трасса Е-90, Е-89, Е-80 - Аксарай – Анкара – Стамбул.
Мы не путешествовали по побережьям Черного, Средиземного и Эгейского морей. Посещенные нами регионы находятся в центральной (Каппадокия) и восточной (Курдистан) части страны.
Краткая характеристика посещенных нами городов – ниже, в соответствующем разделе.
Информация для данного текста была собрана в период с 31 мая по 30 июня 2011 года. В момент прочтения Вами данных рекомендаций некоторые факты неизбежно устареют, поэтому советуем проверять важную для Вас информацию.

ВИЗА
Граждане Украины в июне 2011 года получали турецкую визу на границе (в аэропорту либо на наземном КПП). Нам, например, визу выдали без проблем и вообще каких-либо вопросов, стоила она 30 долларов США. Виза многократная, дает возможность находится на территории Турции суммарно до 90 дней в период 180 дней с даты первого въезда.
Граждане РФ с 2011 года въезжают в Турцию без виз на срок до 30 дней. Иногда этот срок может продлеваться: подробности вы легко найдете с помощью гугла.


ПОПАДАНИЕ В ТУРЦИЮ ВОЗДУШНЫМ ИЛИ НАЗЕМНЫМ ПУТЕМ
В июне 2011 г. из Украины в Турцию летали две лоу-кост авиакомпании:
- венгерская WIZZAIR: рейс Киев-Анталья-Киев, билет в первом полугодии 2011г. можно было бронировать только сразу в обе стороны, в июне 2011г. –стоимость перелета туда плюс назад – около 1400 грн., в другие, «несезонные» месяцы бывает значительно дешевле. Учтите, что вылет WIZZAIR производится около 6 утра из аэропорта Киев-Жуляны, следовательно на регистрацию надо прийти в 4, а для этого либо ночевать в аэропорту, либо прибавить к стоимости перелета плату за ночное добирание в аэропорт. Сайт WIZZAIR: http://wizzair.com/ Есть телефон службы поддержки в Украине +380(44) 206-4-888;
- турецкая PEGASUS: рейсы Стамбул-Харьков, Харьков-Стамбул, билет в первом полугодии 2011г. можно было бронировать как в одном направлении, так и в обоих; в июне 2011 г. перелет Стамбул-Харьков обошелся нам в 102 USD, в несезонные месяцы PEGASUS стоит значительно дешевле, около 65 USD в одну сторону. В Стамбуле прилет и вылет производится не из основного аэропорта (имени Ататюрка), а из Sabiha Gokcen. Сайт PEGASUS: http://www.flypgs.com
Аэропорт Sabiha Gokcen находится в азиатской части города, в нескольких километрах от трассы Анкара – Стамбул, так что если ехать автостопом и не заезжать в сам Стамбул – размещение удобное. Мы же до этого аэропорта добирались из Стамбула: на метро до станции ?i?ane, пешком до Галатского моста, оттуда на кораблике до KADIK?Y (плывет где-то 30 минут), там в 100 м от причала много автобусов в разных направлениях. Маршрут Е-10 (экспресс, стоит 3,5 лиры) за 45 минут довозит до входа в аэропорт (не исключены пробки!!! Не планируйте время на добирание до аэропорта впритык!!!). Кстати, этот автобус около 30 км едет по основной трассе Стамбул-Анкара, его можно использовать для выезда из города и дальнейшего автостопа. Также до аэропорта ходит аналогичный экспресс-автобус Е-3 от метро 4 LEVENT, время добирания неизвестно. Впрочем, расписания автобусов Е-3, Е-10 и других можно посмотреть тут: http://www.iett.gov....er&hatcode=E-10
Аэропорт Sabiha Gokcen характеризируется положительно: людей не очень много, WC бесплатны. НО: в офисе обмена валют большая маржа (10 куруш), продукты и сувениры в аэропорту дорогие.
Для бронирования авиабилета достаточно компьютера с доступом в интернет и валютной карточки (валюта: лучше всего доллар США, иначе с Вас снимут комиссионные за конвертацию), VISA ELEСTRON тоже подходит, мы именно с нее платеж делали. Перед бронированием билета нужно позвонить в банк и установить лимит платежа, который Вам нужен (стандартный по умолчанию составляет 200 долларов). Очень хорошая статья по бронированию тут: http://www.indostan....m/2_6406_0.html , но УЧТИТЕ: несмотря на написанное в статье, VISA ELEСTRON обычно тоже подходит для этого дела, и на электронную почту НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО должны прийти два письма о бронировании, нам, например, пришло только одно. В общем, не воспринимайте как чистую абсолютную правду все, что пишут в Интернете :)
Также в Стамбул плавают корабли из Одессы и других портов, но мы подробной информацией о них не располагаем. Единственное, что можем сказать, так это то, что стоят они не дешевле бюджетных авиаперелетов, а времени плаванье занимает больше суток.
Мы же попали в Турцию наземным путем, поскольку кроме того путешествовали по Грузии: поезд из Киева до Минеральных Вод, поезд из Минеральных Вод до Владикавказа, автостоп из Владикавказа через КПП «Верхний Ларс» до Тбилиси, поезд из Тбилиси до Батуми (станция Махинджаури), автобус № 101 из Махинджаури до Сарпи, где находится грузино-турецкая граница. Подробнее часть этого пути описана в рекомендациях путешествующим по Грузии (2010 г.):
http://www.bpclub.ru...showtopic=34181
Отмечу, что по деньгам и по времени наземный способ попадания в Турцию (как и корабль) более затратен, чем лоу-кост авиаперелет.

ДЕНЬГИ
Турецкая валюта называется лира (TL, YTL). Одна лира = 100 куруш. Есть банкноты по 5, 10, 20, 50, 100, 200 лир, монеты по 5, 10, 25, 50 куруш и 1 лира. Монету достоинством 1 куруш мы не встречали. В начале июля 2011 года:
1 USD = 1.621 TL
1 EUR = 2.3262 TL
1 TL = 5 UAH
1 TL = 17 RUR
Таким образом, для понимания масштаба турецких цен надо цену в лирах умножить на 5 для получения примерной цены в гривнях и на 17 для получения цены в рублях.
Обмен валют осуществляется в банках (с предъявлением паспорта), в офисах обмена валют и на почте (на вывесках аббревиатура PTT).

ЦЕНЫ (июнь 2011 года)
Еда. В центральной и восточной Турции много продуктов стоят как в Украине, а иногда даже дешевле. Например:
- крупы: макароны – 2-2,5 лиры за кило; рис – бывает двух видов, по 4-5 и по 1,5-2, тот, который дешевле бывает горьким; некая желтоватая крупа, зерна по форме похожие на рис – 1,5; горох – 3,5;
- овощи: помидоры и огурцы – 0,85-1,5 лиры за кило; баклажаны, кабачки, перец, картошка – 1-1,5: морковь (мы видели ее редко) – около 2;
- фрукты, лир за кило: черешни – от 4; клубника – от 3; мальта или йэни дуньйа (смесь хурьмы с айвой) – 2-4; арбуз – от 0,5; персики, абрикосы, нектарины – около 3.
Хлеб и выпечка. По всей стране распространены белые батоны, стандартная цена – 0,5-0,6 лиры за батон. В Курдистане много лепешек, цена до лиры (в зависимости от размера) и различных бубликов-пирожков по стандартной цене 50 куруш.
Сладости. Турецкие конфеты обычно дорогие, но есть:
1) шоколадные батончики «Мaximus» и другие подобные; maximus весит 45-50 гр., стоит 50 куруш (цена написана на упаковке, поэтому везде одинаковая, чего не скажешь о других батончиках);
2) лукумы – цена варьируется от 4 до 10 лир за кило, в зависимости от вида и города, в котором Вы их покупаете.
3) различные сладкие и соленые орешки, семечки на развес – от 5-7 лир за кило.
Печенье: встречаются килограммовые упаковки за 4-5 лир, обычно же фасовка по 100 гр, кило получается примерно на лиру дороже.
Мороженное – от 50 куруш.
Шаурма: обычно 2-2,5 лиры.
СОВЕТУЕМ УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ТЕ ПРОДУКТЫ, КОТОРЫХ НА ВАШЕЙ РОДИНЕ МАЛО ИЛИ НЕТ:)))
Обратите внимание:
1. в Турции редко встречаются рыбные и мясные консервы, стоят дорого, мы их отсутствие компенсировали вкусными сырами – 6-8 лир за кило, плюс иногда мясными блюдами угощали водители;
2. алкогольных напитков мало, они очень дороги. За месяц мы не встретили ни одного пьяного. Все пьют из маленьких стаканчиков чай с сахаром-рафинадом. Кофе не очень популярно, но есть.

Интернет: обычно 1 лира за час (соответственно полчаса – 50 куруш), в особо туристических местах бывает по 2 лиры за час.
Проезд в городском транспорте в провинции: 0,5-1 лира. В Стамбуле жетон на транспорт (метро, трамвай, фуникулер, корабль) стоит 1,75 лиры.
Дешевые сувениры: магнитики 1-3 лиры, открытки: от 10 куруш до лиры, браслеты, сережки и другая бижутерия от 1 лиры, майки – от 5 лир. Самый большой выбор – в Стамбуле, причем даже в магазинчиках центральной части города весьма дешево.
Туалет – обычно 50 куруш. Туалеты есть в мечетях, там же можно набрать воды.

НОЧЛЕГ. ОТНОШЕНИЕ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ К ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ
Проблем с нахождением ровного и ничейного (имеется в виду неогражденного) места для палатки у нас не возникало. Взрослые люди нам всячески помогали, приносили еду, дрова, приглашали к себе домой.
Но вот с детьми в восточной части страны ситуация несколько сложнее: они чрезвычайно любопытны, почти приставучи, хотя деньги просят не очень часто и не настырно.
Мы очень любим детей, но иногда их излишнее внимание все-таки немного утомляет (например, Вы едите, а в это время на вас смотрят 6 пар любопытных и наивных глаз... :) Так что вот несколько рекомендаций по общению с детьми, до которых мы додумались.
1. Вам надоели вопросы по-турецки, содержания которых Вы абсолюно не понимаете? Чтобы быть в равных условиях – отвечайте им и спрашивайте что-то у них на своем родном языке.
2. Вам говорят «Мани-мани-мани!» – отвечайте и Вы так же. Проверено: если направиться к группе детей с протянутой рукой либо без таковой и словами: «Пара! Пара!» (что по-турецки означает деньги), то просители даже шарахаются в первую секунду от такого неожиданного поворота событий; но повторяю – деньги в Турции дети просят не очень часто, да и то – непонятно почему, а не от бедности.
3. Если вблизи Вашей палатки сидит и мешает Вам некий любопытствующий человек, установите временной лимит любопытства: 10, 15, 20 минут (время выберите сами) – не ожидайте, что он сам добровольно уйдет. Лучше вежливо, но убедительно попросить его об этом («извините, но мы хотим побыть одни» – ссылка на словарь – в разделе ЯЗЫК), или залезть в палатку и пожелать спокойной ночи. Вообще, как правило, дети отправляются домой с наступлением темноты.
Итак, в восточной части Турции палатку лучше ставить либо так, чтобы Вас не видел никто, либо сразу идти на вписку к людям (найти таковую несложно). Все средние варианты чреваты повышеным детским любопытством.
В центральной и западной части Турции особого интереса детей к нам не было замечено.
В Каппадокии мы без труда нашли красивые места для палатки в Аваносе, Чаушине, Учхисаре и Ортахисаре. В информационных центрах нас предупредили о том, что палатку нельзя ставить только в Гёреме и в его окрестностях.
Через сайт couchsurfing.org мы без проблем нашли вписку на два дня для троих человек в Стамбуле (лучше разослать просьбу о ночлеге минимум 10 людям, и делать это дней за 10-15 до приезда – летом многие в разъездах), в других городах – не пробовали, ставили палатку.
Несколько раз переночевав в палатке на окраине городов с населением больше 200 тыс. чел. мы пришли к выводу, что в таких случаях лучше все-таки ночевать не на вьезде в город, а километров за 20-30 до него – среди природы, а не вблизи городских застроек. Либо же проситься к людям. В любом случае, если Вы планируете подобную ночевку – запаситесь продуктами на вечер и утро, чтобы не бегать в поисках ближайшего магазина.

АВТОСТОП. ДОРОГИ. КАРТЫ
Автостоп чрезвычайно хорош: мы 31 день путешествовали неразделенной тройкой (два парня и одна девушка), как правило, время ожидания – не больше 15 минут.
Также хорош и ситистоп.
Часто нас подвозили фуры: три человека и три больших рюкзака в одной кабине плюс водитель:)) Ограничений на количество пассажиров в машине и способ их провоза в Турции не замечено, но соблюдение правил движения на порядок выше, чем в соседней Грузии. Водители часто угощают едой, чаем и другими безалкогольными напитками (бывает, до 10 раз за один день).
Почти все дороги имеют очень хорошее асфальтовое покрытие.
Возможные трудности при передвижении автостопом:
1. большие города типа Дийарбакыра – иногда сложно найти выезд из них. Если есть возможность, такие населенные пункты лучше проезжать без остановок или объезжать по второстепенным дорогам, проходящим через маленькие города (например, из Урфы в Кайсери (Каппадокия) мы поехали не через Газиантеп- Адану-Нигде, а через Бозова-Гюрюн-Пынарбаши).
2. горная дорога Юсуфели – Испир в июне 2011 года не имела асфальтового покрытия, траффик не очень велик.
В путешествии мы пользовались картой, скачанной отсюда: http://map-auto.ru/268658.html Ее страницы мы распечатали на цветном принтере, а потом склеили скотчем.
Водители-деньгопросы встречаются очень редко, но советуем всегда осведомляться о бесплатности проезда (ссылка на словарь – в разделе «ЯЗЫК»).
Таксисты не назойливые. Рейсовых автобусов много, проезд в них дорог. На востоке останавливались даже когда мы не поднимали руку, но, услышав наше «Пара йок!» (Денег нет!), сразу же и уезжали, хотя, вероятно, о бесплатном подвозе можно договориться.
Слушают турецкие водители в основном симпатичную музыку местного производства, любителей шансона не замечено.

ЯЗЫК
В восточной Турции люди, знающие английский язык, встречаются нечасто. Нам для общения хватало вот этого словарика: http://www.muhranoff....ru/turslov.htm В Каппадокии и Стамбуле знающих английский побольше.

СВЯЗЬ
В Турции есть три крупных оператора GSM-связи: TURKCELL (в Украине это Life), AVEA, VODAFONE. Можете с помощью гугла найти их сайты и попробовать выбрать устраивающий Вас тариф. Мы местных симок не покупали, поскольку путешествовали неразделенной тройкой; для редких звонков по стране просили на минутку телефон у людей (дают охотно и бесплатно). Домой посылали SMS-ки раз в несколько дней: Киевстар в роумиге – 3,5 грн, Life – 3,9 грн.
Покрытие у основных операторов хорошее, в посещенных нами местностях проблем со связью не было. Украинские симки в роуминге работали без перебоев.
Да, еще учтите такое: http://www.turpravda...stion-2574.html (относительно необходимости регистрации imei-кодов мобильных телефонов, если в них используется местная (турецкая) симка). Мы с этим не сталкивались, поскольку, повторяем, не покупали местных симок, поэтому комментировать не решаемся.

ПОЛИЦИЯ И ЖАНДАРМА (АРМИЯ). БЕЗОПАСНОСТЬ
Телефон полиции – 155, жандармы – 156, скорой помощи – 112.
Аптека по-турецки – ECZANE (читается «эджзанэ»), на вывеске – большая буква Е.
Во время нашего путешествия (31.05.2011 – 30.06.2011 гг.) в посещенных нами центральных и восточных провинциях Турции (перечень см. выше, в начале статьи) полиция и армия не создавали нам никаких препятствий.
Полиции к нам дела не было: документы за месяц путешествия не проверяли ни разу, иногда говорили «Wellcome to Turkey!», а однажды полицейский, увидев что мы автостопим, заплатил за наш проезд из одного города в другой. Спасибо тебе, безымянный друг!
В посещенных нами восточных регионах изредка встречаются блокпосты (в июне 2011 года мы не видели, чтобы там кого-нибудь задерживали для проверок) и немного чаще военная техника – дивные такие броневички. Нам от этих явлений ни вреда, ни пользы не было.
Отметим, что некоторые водители-турки могут удивляться Вашему намерению посетить Курдистан, утверждать, что там много террористов. Мы в своем путешествии (июнь 2011 года, провинции и города, которые мы посетили, указаны выше) не заметили никаких угроз собственной безопасности и усиленного режима со стороны правоохранительных органов Турции, кроме вышеупомянутых броневичков. И турки, и курды относились к нам очень хорошо, но, на всякий случай, лучше перед поездкой узнайте, все ли спокойно в регионе на данный момент.
Иногда местные жители предупреждали нас о наличии в их населенных пунктах змей. Мы за месяц таковых не встречали, но все же будьте осторожны!

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПОСЕЩЕННЫХ НАМИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Населенные пункты, которые лично нам очень понравились, отмечены большими буквами.
В процессе подготовки к путешествию рекомендуем посмотреть в интернете фото планируемых к посещению мест и поставить им какие-нибудь предварительные оценки. При этом следует учитывать, что и фотографии, и люди нередко бывают субъективными в своих оценках архитектуры и природы, так что чем больше источников информации – тем лучше.

1. Хопа (население до 20 000) – город возле грузинской границы. Особых достопримечательностей не замечено, есть магазины и банки.
2. АРТВИН (население: до 200 000) – замечателен красивыми горными пейзажами и необычной вертикальной застройкой – город находится на склонах горы. Основная трасса проходит по противоположному от города берегу реки Чорох, в город ведет небольшой мост, от которого до центра – 3-4 км серпантина. Банк обнаружен в центре, то есть вверху, внизу – только банкоматы и магазины.
Мы ночевали на склоне возле трассы, под линией электропередачи; где-то в 100 метрах от выезда из туннеля перед городом. Ночью – очень красивый вид на Артвин. Воду брали у местных жителей.
3. Юсуфели (население до 10 000) Есть банки, магазины.
Мы попали в этот небольшой населенный пункт, заинтересовавшись горной дорогой Юсуфели-Испир. Эта дорога оказалась неасфальтированной, с небольшим траффиком, но мы без труда проехали ее часов за 4-5. Относительно пейзажей: похожие или еще красивее виды присутствуют на асфальтированных и насыщенных транспортом дорогах Эрзурум-Испир, Эрзурум-Олту-Юсуфели, Артвин-Эрзурум. НО: вдоль трассы Юсуфели-Испир есть красивые рисовые поля, вблизи других дорог мы таких не видели.
4. Испир (население до 20 000) – небольшая крепость с мечетью на скале. Магазины и банки есть. Именно в Испире мы в первый раз попробовали интересный фрукт под названием не то «мальта», не то «йэни дунйа». Палатку мы поставили в саду на берегу реки, противоположном от основной дороги, ведущей в центр города. До самого центра оттуда можно дойти минут за пять.
5. Эрзурум (население до 400 000, высота 1800 м) – согласно справочной литературе, в Эрзуруме некие достопримечательности, но мы по городу не гуляли, поэтому оценок давать не будем. В Эрзуруме у нас возникли проблемы с нахождением позиции для автостопа на Бингёль – долго шли по какому-то длинному проспекту вдоль территорий университета Ататюрка. Советую это расстояние проехать на городском автобусе.
6. ОЛТУ (население до 20 000) – есть крепость на скале, красивая дорога Эрзурум-Олту-Юсуфели. Магазины, банки есть. Палатку мы поставили в парке под замковой горой, воду брали на находящейся вблизи автостанции. Там же заряжали аккумуляторы и телефоны.
7. ТОРТУМСКИЙ ВОДОПАД (по-турецки ТОРТУМ ШЭЛАЛЭ) – находится на трассе Эрзурум-Тортут-Узундере-Артвин, 16 км от Узундере в сторону Артвина. Встречаемая в Интернете информация о расположении водопада на другой дороге недостоверна! В июне 2011 года водопад был полноводный и очень красивый. Высота его впечатляет. По выходным около него собирается много народу на пикники, после 19.00 практически все разъезжаются. Мы переночевали в домике с садовым инструментом, куда нас впустил Мустафа – англоговорящий человек, собирающий с автомобилей плату за въезд на прилегающую к водопаду территорию. Вблизи от шэлалэ есть село, наличие магазина не изучено. Воду можно набрать из крана общественной поилки, находящейся недалеко от туалета на территории водопада, или у местных.
В километре от Тортум шэлалэ находится Тортум гёл – озеро Тортум. Большое окруженное горами озеро, тянущееся вдоль трассы в направлении Узундере. Если постараться, на его берегу можно найти места для палатки.
8. Бингёль (население около 100 000). Трасса Артвин-Эрзурум-Бингёль-Элязыг проходит по краю города, от въезда до позиции на выезд идти не очень далеко. Ночевали мы в 15 км перед Бингёлем и в километре от села, находящегося недалеко от слияния дорог из Эрзурума и Дийарьакыра, на невысокой горе по левую сторону от трассы. С горы – красивый вид на Бингёль и более высокие горы. Воду брали из находящегося у дороги ручья.
9. Элязыг (население до 500 000). Через город проходит трасса на Малатью-Кайсери, развилка на Бингёль-Дийарбакыр находится в 7 км от основного города со стороны Бингеля. Выезд на Харпут находится в начале основного города.
Мы поставили палатку на повороте на Диярбакыр, в промежутке между дорогой и пшеничным полем. Воду брали на автозаправке. Но, по нашему мнению, лучше было бы попроситься на ночлег к людям, или же добраться до места ночевки в Харпуте, описанного ниже (возле дороги ночью шумно).
10. ХАРПУТ (население до 10 000, высота 1400) – есть крепость, мечети, руины церкви. Очень красивые горные виды. Магазины есть, банков не замечено. Есть недорогая сувенирная лавка. Рюкзаки мы оставляли в кассе парка развлечений, там же брали воду и заряжали аккумуляторы, палатку поставили на заросшей деревьями терассе, находящейся справа и ниже выездного знака HARPUT (если идти в сторону Элязыга). Оттуда открывается красивый вид на Элязыг.
11. Дийарбакыр (население около 900 000) – этот город мы проехали без остановки. Учитывая размеры, можно предположить, что возможны проблемы с нахождением позиции для автостопного выезда. Мы его проезжали транзитом.
12. Мидьят (население до 20 000) – есть магазины, банки. Жаркий гостеприимный город.
13. МАРДИН (население до 20 000) – есть гора с интересной застройкой (красивые узкие восточные улочки) и видами на город. На горе сладости-вкусности стоят существенно дороже, чем обычно в Курдистане. Выезд на Кызылтепе-Урфу находится внизу, недалеко (километр-два) от горы.
14. ХАСАНКЕЙФ (население до 10 000) – город на берегу реки из учебников истории – Тигр (по-турецки Диджле). Достопримечательности: крепость, пещерный город, красивые пейзажи. В городе есть магазины, сувениры, банков не замечено. Три интернет-кафе, 1 час – 1 лира. Палатку мы поставили на берегу Тигра, противоположном от того, где находится крепость. Перешли мост, свернули перед кладбищем направо, и, спустившись вниз, прошли метров 300 по течению реки. Место красивое, прямо над ним были пещеры, но испытывали некоторые неудобства от детского любопытства. Воду брали у местных.
И еще один момент: недалеко от «нашего» места на берегу Тигра круглые сутки на привязи пасется ишак. Не ставьте палатку вблизи ишака, а если его хотят привязать возле Вашей палатки – попросите не делать этого, поскольку ночью сторожить ишака приходит большой пес, который людей боится, но гавкает очень громко.
Также можно попробовать поставить палатку на противоположном берегу, пройдя от моста против течения реки несколько сотен метров.
15. УРФА (население около 400 000). Достопримечательности: озеро со священными рыбами, крепость, большая мечеть. Все это находиться в красивом парке. Еще в городе есть интересные узкие улочки, вроде тех, что в Мардыне. Дорога из Урфы в Харран проходит в одном-двух километрах от парка, эта же дорога (в другую сторону) ведет в Дийарбакыр (через пять км от Урфы имется поворот на Бозова-Гёльбаши-Кайсери). Палатку мы поставили перед Урфой, на непокрытой травой площадке, попросив разрешения сторожа.
16. ХАРРАН (население до 10 000) – древний город, находящийся почти в пустыне, в 40 км от границы с Сирией. Для нахождения в исторической части Харрана мы, после настойчивых убеждений охранника, приобрели билет за три лиры, дорожной грамотой воспользоваться не пытались, а зря. Магазины есть при вьезде в город со стороны Урфы, в исторической части таковых в июне 2011 года не было замечено. Мы палатку поставили на поросшей травой площадке за школой, которая в свою очередь находится за крепостью. Пришлось общаться с любопытными детьми (некоторым из них было за 30:)) По воду, в туалет и для зарядки аккумуляторов ходили к сторожу находящейся рядом водонапорной башни.
17. Кайсери (население около 1 000 000) – имеет хорошую объездную. С объездной есть повороты на вулкан Эрджияс. Отметим, что основная трасса Малатья-Кайсери на участке Пынарбаши-Кайсери теперь идет прямо, без захода в город Бюньян. Ночевали мы за Кайсери, возле развилки дорог на Кайсери-Анкару-Нигде.

Дальше – о Каппадокии. В большинстве приведенных ниже городов есть центры туринформации, в которых можно бесплатно взять карту Каппадокии, оставить рюкзаки и зарядить аккумуляторы.
18. АВАНОС (население до 10 000) – город в Каппадокии, замечателен красивыми улочками, интересными видами на город с горы. Есть магазины, банки, центр туринформации находится в полицейской будке, интернет по 1 лире за час, быстрый. Палатку мы поставили на горе недалеко от кладбища.
19. Зелве – село в Каппадокии. Имеется open air museum, вход 7 лир. Мы туда не ходили, каменные интересности можно увидеть бесплатно перед входом в музей и в километре перед Зелве (Пашабаглары).
20. Гёреме – наиболее туристическое село в Каппадокии, и именно там, как мы поняли со слов работников информационного центра, нельзя ставить палатку где попало. В селе есть базарчик с нормальными ценами на продукты, интернет дорогой, по 2 лиры в час; в 1 км от села – open air museum, вход платный, но с дороги тоже можно увидеть некоторые его интересности.
21. ЧАУШИН – село в Каппадокии, интересно красивыми пейзажами (тропа на Sunsat Point, идти 40-60 минут) и пещерным городом. Магазины есть, но ассортимент в них неполный (проблемы с овощами-фруктами). Палатку мы поставили на хребте, параллельном тому, на котором находится пещерный город. Утром прямо над нами летало много-много воздушных шаров. Воду брали в центре из крана под пещерным городом.
22. УЧХИСАР – село на горе, интересно пейзажами на Каппадокию и пещерным городом в вершине горы (состоит из двух скал, большая – платная, та, что поменьше – бесплатная). При въезде в село – мастерская с множеством изделий из камня и глины, гостеприимный англоговорящий мастер выполняет функции информационного центра (то есть дает бесплатную карту), мы у него оставляли рюкзаки на несколько часов. В селе есть хорошие магазины. Палатку мы поставили на терассе за селом с противоположной по отношению к скалам стороны от основной трассы. Воду брали у местных.
23. ОРТАХИСАР – небольшой город в Каппадокии. Есть скала с пещерным городом внутри, в июне 2011 года мы наверх не поднялись (не хватало нескольких лестниц). Красивые виды на город и скалу с окружающих город горбов. Там, несмотря на то, что большая часть ровной земли используется под огороды, можно найти место для палатки, особенно красиво город будет выглядеть сразу после заката. В Ортахисаре есть банки, магазины с хорошими и недорогими продуктами, два интернет-кафе (1 лира за час). Лично нам этот город в плане красоты вида понравился больше всего. Дорога к месту нашей ночевки выглядит так – по основной дороге от скалы мы спустились дугообразной улочкой вниз к мосту, потом поднялись немного вверх, к тому месту, с которого от основной дороги есть небольшое ответвление вправо к смотровой площадке, там может быть небольшое кафе. Прошли эту площадку, дальше есть тропинка, пройдя по которой метров 50, мы поставили палатку на несколько заброшенном винограднике. Воду брали из крана, на противоположной от смотровой площадки стороне дороги.

Дополнительно:
Трасса Е-90 Аксарай-Анкара проходит только через редкие небольшие села, но траффик хорош. Вдоль трассы очень мало деревьев, судя по заграждениям – тут часто дует ветер. Мы палатку поставили в 90 км от Анкары возле села Язычайыры (магазина не обнаружено). Трасса проходит возле большого соленого озера Туз. Дул сильный ветер, вследствие чего мы на его берегу хороших мест для палатки не заметили (но это не значит, что их там нет:))
Трасса Е-89 – Е-80 Анкара-Стамбул. Дорога широка и быстра, проходит вблизи редких сел, с обеих сторон ограждена сеткой (чтобы люди и животные не выбегали на скоростную трассу), в которой, впрочем, бывают рукотворные дыры. На трассе есть редкие сервис центры с маркетами, цены в которых в 2-3 раза выше обычных. Палатку мы поставили недалеко от озера возле села Печенек (с основной трассы поворот на Чамлыдере). Магазинов не обнаружено, пейзажи красивые.
Анкару мы проехали по кольцевой, поэтому об этом столичном городе с населением 4 500 000 человек ничего сказать не можем.
24. Стамбул (население 12 500 000) – большой интересный город. Тут можно дешево купить интересные украшения, сувениры (порядок цен – выше, в разделе ЦЕНЫ), музыкальные инструменты. Цены на продукты – немного выше, чем средние по стране, но, естественно, в туристических местах фрукты-сладости значительно дороже.
Проход к транспорту (метро, трамвай, фуникулер, корабли) ведет через турникеты, жетоны стоят 1,75 лиры, продаются через автоматы, которые дают сдачу. Жетоны имеют разный вид, хотя один из авторов однажды использовал в метро жетон, купленный в трамвайном автомате – в общем, не знаем, было ли это исключение, или так можно поступать со всеми «жетонными» видами транспорта. Учтите, что при пересадке с метро, например, на трамвай, нужно опять проходить через турникеты и опускать новый жетон.
Кроме жетонов, существуют магнитные карточки, но насколько выгодно ими пользоваться мы не изучали.
Метро: состоит из непересекающихся (пока!) двух веток, М-1 и М-2. В 2012 году обещают ввести в действие еще три ветки. Если добираться до основных досторимечательностей (башня Галата, Галатский мост, Айа София и т.д.) пешком от метро М-2, то учтите, что с конечной станции Таксим под землей отправляются поезда на ?i?ane, а оттуда к достопримечательностям ближе (так нам показалось).
Фуникулер F-1 сообщает метро М-2 с трамваем Т-1, идет под землей и не очень интересен.
Корабли плавают между причалами в европейской и азиатской частях города. Пункты отправления – недалеко от Галатского моста. После прибытия судна в пункт назначения (например, цикл плаванья до KADIK?Y в одну сторону составляет 30 минут) можно не сходить на берег, а плыть назад – и так несколько раз. Главное – переждать 1 минуту, когда «старые» пасажиры уже сошли, а первые «новые» еще не пришли. Если же Вы сойдете на берег и захотите продолжить морские прогулки – придется опять покупать жетон за 1,75 лиры.
Аэропорт им. Ататюрка находится в европейской части города, к нему можно приехать на метро М-1.
О втором аэропорте, Sabiha Gokcen, написано в разделе «ПОПАДАНИЕ В ТУРЦИЮ».

И НАПОСЛЕДОК…
Для подготовки путешествия в Турцию мы использовали статьи и ссылки отсюда:
http://ve.free-trave...?country=turkey
Наши рекомендации для путешествующих по Грузии (2010 г.) можно посмотреть тут:
http://www.bpclub.ru...showtopic=34181
Рекомендации по Средней Азии (2009 г.) тут:
http://www.bpclub.ru...showtopic=35682
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ БЮДЖЕТНЫХ И НЕ ТОЛЬКО ПУТЕШЕСТВИЙ: во второй части текста, размещенного тут: http://www.bpclub.ru...showtopic=34181
Фотографии из Турции обещаем выставить позже.
Наше мнение или совет по нюансам, касающимся Турции, можно узнать, если отправить конкретный вопрос по адресу shashenok собака gmail.com с пометкой «вопрос по Турции» в поле «тема».

Успехов и приятных путешествий!

Андрей Шашенок
Денис Шашенок

июль 2011 года
  • Dozhdik, fynjy, LD7 and 2 others like this

#2 aletur

aletur

    Новичок на форуме

  • Новый путешественник
  • 3 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Запорожье

Отправлено 10 июля 2011 - 22:06

Спасибо, очень полезный и интересный отчёт :)

Есть вопрос о получении визы на границе,

ВИЗА
Граждане Украины в июне 2011 года получали турецкую визу на границе (в аэропорту либо на наземном КПП). Нам, например, визу выдали без проблем и вообще каких-либо вопросов, стоила она 30 долларов США. Виза многократная, дает возможность находится на территории Турции суммарно до 90 дней в период 180 дней с даты первого въезда.

Получается что у вас не спрашивали ни цели поездки, ни подтверждений места проживания в Турции и обратных билетов домой? И даже не требовали показать количество наличных денег? Интересует вопрос, как часто требуют показать деньги на таможенном контроле, и какая сумма в среднем необходима? По состоянию на июнь 2011 :)

#3 AlKa

AlKa

    Умудренный

  • Путешественник
  • 204 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 10 июля 2011 - 22:06

Ровно один месяц путешествия по Турции обошелся нам в 300 долларов США без стоимости сувениров (200 долларов – транспорт до Турции и домой, 100 долларов – на продукты питания и транспорт внутри страны).

100 долларов на двоих, на месяц? Это как вы смогли уложиться в такую круглую сумму?Размещенное изображение

#4 glosha

glosha

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 14 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 10 июля 2011 - 22:44

Получается что у вас не спрашивали ни цели поездки, ни подтверждений места проживания в Турции и обратных билетов домой? И даже не требовали показать количество наличных денег? Интересует вопрос, как часто требуют показать деньги на таможенном контроле, и какая сумма в среднем необходима? По состоянию на июнь 2011 :)

Так сложилось, что турецкая граница - самая простая, какую мне лично приходилось когда-либо проходить. Да, ни на въезде, ни на выезде пограничники нам ни слова не сказали (то есть вообще ничего не сказали, только штамп на визу поставили). В визовом киоске сказали стоимость визы. Таможенников не было обнаружено вообще.

#5 glosha

glosha

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 14 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 10 июля 2011 - 22:50

100 долларов на двоих, на месяц? Это как вы смогли уложиться в такую круглую сумму?Размещенное изображение


Простите, что не уточнил: нас было трое (я это указал в разделе АВТОСТОП), НО сумма подана в рассчете на одного человека.

Сообщение отредактировал glosha: 10 июля 2011 - 22:51


#6 Sviatt

Sviatt

    Умудренный

  • Путешественник
  • 212 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Киев

Отправлено 26 июля 2011 - 20:27

Читал так же ваши отчёты по Грузии и Средней Азии, молодцы. Умеете бюджетно путешествовать. Есть чему поучиться. Спасибо! И так держать.

#7 Skhidnyak

Skhidnyak

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 27 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Київ, Україна.

Отправлено 28 августа 2011 - 14:48

Переліт Стамбул - Донецьк Пегасусом, 18.09.2011 - 76$ на одного.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей