Памитский Тракт.
Въехав на Памирский Тракт от Сары-Таша, я сначала сомневался, а по той ли я дороге поехал. Не так я себе представлял тракт. Очень долго я не видел ни одной машины, дорога с кучей ям, местами без асфальта. Я просто ещё не знал, какая дорога ждёт меня впереди. Прошёл кыргызских пограничников. Не заметив дальше таджикского поста, спросил у кыргызских пограничников, где он. Сказали, что через 26 км. За мной долго гнались пограничные собаки и одна, всё-таки, укусила за ногу. Потом я понял сущность Памирского Тракта. Когда впереди вместо дороги бежала река. Дорогу просто смыло. Пришлось штурмовать вброд. Дальше это стало обычным делом.
Граница на перевале Кызыларт 4280. Это первый перевал для мопеда выше 4000. Здесь я учился преодолевать такие перевалы. На такой высоте воздуха не хватает, и двигатель мопеда работает очень плохо. Немцы на мотоциклах удивлялись, как он вообще работает. Пришлось осваивать новые способы движения. Движение зигзагами, подталкивание ногами и мопед едет, я иду.
Перевал Кызыларт 4280 м.
Вдоль дороги тянулся забор из колючей проволоки – граница с Китаем. Я спрашивал у мопеда, не хочет ли он домой (он же китайский). Он ответил, что хочет в Украину. Ну а с кем мне ещё разговаривать.
Ночевал на озере Каракуль (высота 3914).
Озеро запомнилось своими большими, красивыми островами. Запомнил бабушку, помогавшую мне набрать воду и показавшую где можно переночевать. Она не говорила на русском. Ночевал у неё во дворе. В темноте вышел попить чая, посмотрел на небо и обалдел. Какие там звёзды. В несколько раз больше по размеру и раз в десять по количеству. Млечный Путь идёт широкой, сплошной полосой. Красотище.
Вся эта территория безжизненная высокогорная пустыня. По ней доехал до самого высокого автомобильного перевала бывшего Советского Союза. Тяжёлый перевал для мопеда.
Перевал Акбайтал 4655 м.
После Акбайтала, перед Мургабом красивейшие горы. Разных форм и цветов, совершенно не похожие друг на друга. На некоторых скалах мое воображение сразу рисовало какие-то дворцы. Но так ничего и не сфотографировал. Не мог выбрать, что именно. Непередаваемая красота. Только из-за этого стоило ехать.
Мургаб – самый высокогорный районный центр бывшего СССР. Мне кажется на Памире всё с приставкой «самый». В Мургабе электричество как бы есть, и как бы нет. Днём лампочка немного светится, а ночью волосок накала ели видно. Везде солнечные батареи и генераторы. Приехал туда рано, но всё равно пришлось ночевать. Надо было делать регистрацию за 20 долларов. На ночлег меня пригласила семья военкома.
Очень гостеприимные люди. У них ночевало много путников. Рассказали об индусе, который с повозкой идёт 8 лет и 12 осталось (или наоборот). У него подкованные ботинки по 5кг. Он не ест и не пьёт ничего горячего – отвык.
За Мургабом перевал 4137м. Видел смерч. Свернул с асфальтированной (местами) дороги на южную ветку Памирского Тракта. Здесь я понял, что до этого ехал по хорошей дороге. Дальше, с неделю, ехал со скоростью 10- 20 км в час. Хотя, по Ваханской долине ехать с большей скоростью - кощунство. И при этой скорости не успевал всё рассмотреть. Был перевал Харгуш 4344м.
Самое чистое озерцо.
После Харгуша ехал вдоль афганской границы. Сначала вдоль р. Памир, потом р. Пяндж. Начался многодневный сброс высоты. Дней 5 ехал вниз. Недели две я не видел ни деревьев, ни кустов (на той высоте не растут). И как я радовался, когда увидел первые кустики, а потом деревца. Долго не было людей и мест для стоянки. Посмотрите фото снизу, там дорога слева и справа. Где там можно стать? И так почти везде. На заднем плане – горы Афгана.
Эти люди – дорожные рабочие. К их жилищу я выехал уже в темноте. Посёлка рядом нет. Они работают по недели. Убирают камни, падающие на дорогу. В доме есть кровать, но они спят на полу. Они памирцы. Памирцы делятся на кучу народностей. Совсем не таджики. С ними пили шир- чай(шир – молоко).
Святилище памирцев.
Это святилище на окраине посёлка, небольшие есть во дворах.
Ваханская долина.
Это уникальное место, я думаю, на планете осталось таких не много. Туда едет очень много иностранцев. Изображения флага Евросоюза там намного больше, чем Таджикистана. Евросоюз им помогает. Туристов много, но не русскоговорящих. Советую почитать информацию о Ваханской долине в интернете. А я расскажу, что бросилось в глаза. Вот там действительно другой мир. Там живут в другом столетии. Поражают террасы домов и огородов. Всё делается вручную. Женщины стирают руками в реке или ручьях. Была уборка урожая. Люди маленькими косами, как серпом жали зерновые и ставили снопы. До этого снопы я выдел только на картинках. Так же, сидя на корточках, косили траву. И всё это носили домой на спине или верёвками, или специальными деревянными приспособлениями. Позже видел, ещё возили ослики, причём сами. Можно встретить ослика, везущего дрова, сено или ещё что-то и никто его не сопровождает. Видел осликов, возивших грузы на Пике Ленина, а теперь здесь. Вы бы видели, с каким выражением лица они это делают. Я очень зауважал этих животных. В Таджикистане ослики, как члены семьи. И таджики обижаются, что китайцы их едят.
Были вдоль дороги песчаные наносы, как дюны. Часто выползали на дорогу.
Очень понравилось большое количество нарзановых ванн и источников. Ванны они называют банями и ходят туда купаться. Повыше бани очень горячие, пониже нормальные. Вдоль дороги много ванн и источников. Есть платные, но в основном бесплатные и никого нет. Есть знаменитые здравницы. Можно ехать лечиться.
Поражает способность людей выживать в этих условиях. Кругом каменистая пустыня, а у них дома город – сад. Им дают голую землю, без воды и много камней. Маленькие камни выносят, большие нагревают и разбивают молотом. С гор подводят воду. В каждом дворе течёт вода к каждому деревцу, к каждому кустику, каждой грядке. Иначе ничего не растёт.
Дальнейшей достопримечательностью были овринги на афганской стороне. «Овринг это когда в отвесную стену вбиваются колья, на них кладется хворост, делается настил - и так над пропастью образуется тропа». Дальше на фото смотрите тропу.
Виды Памира.
Опять овринги.
Афганцы с помощью отбойного молотка и динамита делаю новую тропу.
Самое интересное, что овринги для многих – единственное средство сообщения с внешним миром.
Вот такой он Памирский Тракт.
Сообщение отредактировал Юра Кудрявцев: 09 января 2012 - 10:55