Автор: Козловский Александр.
Источник: http://sanyok-belarus.narod.ru
Краткая информация о моем путешествии.
Даты: 20 июля 2011 - 25 декабря 2012 (159 дней).
Старт и финиш: г. Орша, Витебская обл., Беларусь
Основные страны: Россия (1 мес), Азербайджан (1 мес), Иран (2 мес), Узбекистан (1 мес)
Расстояние: 25 000 км, за небольшим исключением все пройдено автостопом
Бюджет: $1170.
Средний расход: ~$7,35/день.
Книга I. Другая Россия
100% НАТУРАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ без искусственных ароматизаторов и добавок, идентичных натуральным:
- без коврика, спальника и палатки
- без гидов, гостиниц и гест-хаусов
- без рейсового платного транспорта и такси (более 90% расстояний пройдено автостопом)
Это моя первая книга - никогда раньше их не писал. Будут ещё книги о моём автостопном путешествии в Иран, Азербайджан и Узбекистан. Очень жду Ваших комментариев, пишите, что нравится, что не нравится (в форме передачи речи, в стиле или по смыслу). Сразу оговорюсь, в моих рассказах я максимально буду избегать описывать историю и достопримечательности, сконцентрировавшись на диалогах. Оставляйте свои комментарии, я буду их учитывать и корректировать свои следующие рассказы.
Все путешествие по России 4 500 км. Интерактивная карта здесь: http://g.co/maps/6ue3u
Часть IV. Дагестан
Рассказывая о Северной Осетии, Дагестане и Чечне, очень тяжело сфокусироваться на достопримечательностях, если ты действительно интересуешься и хочешь узнать больше. Ведь в сознании многих уже сформировались готовые образы: в Чечне отрежут голову, сколько мне раз показывали этот жест и спрашивали, не боюсь ли я ехать в Чечню, в Дагестане обязательно что-нибудь взорвут и снесут полгорода, а в Северной Осетии живут террористы, там был Беслан. В-общем, когда туда приезжаешь, сначала не до достопримечательностей.
Но, допустим, вы уже в Дагестане, и как губка впитываете впечатления от памятников, красивой природы, видов гор и моря, местные жители с удовольствием приглашают вас домой, рассказывают о своих традициях и обычаях, об истории родного края, объясняют, чем отличается их национальность от другой, и как отличаются их языки. Потом, немного помолчав, вам с прискорбием пожалуются, что на прошлой неделе действительно взорвали бомбу, и много человек погибло, или где-то в Москве на «Марше Русских» убили их знакомого, или в Петербурге друга уволили с работы, потому что он, имея русский паспорт, остается нерусским.
Сложно писать про Кавказ, потому что беседа всегда норовит вот-вот скатиться либо в политику (мол, у нас все чиновники плохие), либо затронуть какой-либо болезненный национальный вопрос (этот народ хороший, а этот – плохой). Я всячески старался быть объективным и много записывал, чтобы через общение с местными людьми открывать для себя что-то новое и узнавать больше про их культуру. Но чем больше я общался, тем больше понимал, насколько мало я знаю про Кавказ.
Галопом по Востокам.
Моя иранская виза истекала уже сегодня, а оставалось еще проехать из Тегерана в Астару. Я купил билет на самый ранний автобусный рейс, так как боялся опоздать, если поеду автостопом. Но автобус как назло плелся очень медленно и постоянно, как мне казалось, останавливался на перекуры. Когда мы приехали в Астару, было без пяти шесть по иранскому времени, значит на полтора часа больше, чем в Азербайджане, и переход уже мог быть закрыт. От нервов я уже давно искусал ногти. К счастью иранцы меня пропустили, хотя закрывались, но на азербайджанской стороне уже пришлось стучаться в окошко и энергично размахивать паспортом.
- Виза йох? - спросил пограничник
- Виза мне не нужна, только штамп - объяснил я, но он пошел проверять.
Через несколько минут мне вернули документы, и я оказался в Азербайджане.
Зашло солнце, не было ни одной машины. Только таксисты спрашивают куда ехать. Домой, - отвечаю я и иду вдоль дороги. Проезжающий таксист предлагает мне помощь и бесплатно довозит до заправки.
– Оттуда легко доедешь на фуре – объяснил он.
Охранник на заправке проявил участие и отвел меня в какой-то гараж, где ремонтируются грузовые машины. Там я познакомился со своим дагестанским водителем, который уже несколько часов ремонтировался в этом гараже. Я объяснил, что еду в Махачкалу.
- Сейчас отремонтируюсь, и довезу тебя до границы, - ответил он, – но по России я тебя везти не могу, есть закон, что дальнобойщикам нельзя перевозить пассажиров, теперь количество человек в кабине указывают в путевом листе, сейчас у меня вписан только один человек. А по Азербайджану мы едем транзитом, поэтому не думаю, что будут проблемы.
Так это или нет, ехать до границы меня полностью устраивало.
- В Махачкалу едешь? – обратился ко мне другой водитель, - я сам только что оттуда. Там на прошлой неделе взорвали целый квартал, где менты живут. В Махачкале когда милицейская машина рядом останавливается, все сразу направо-налево разбегаются, на светофоры даже не смотрят, только чтобы близко к ней не находиться, а то бомба - она выбирать не будет.
- Это шутка, - успокоил меня мой водитель, - никто там не разбегается, но все-таки смотри аккуратно и по центру рядом с правительственными зданиями поменьше ходи.
Астара - КПП Яраг-Казмаляр
Иранский автобус
Моя религия и мои законы
Моим дальнобойщиком оказался молодой парень из Махачкалы. Он ехал он на собственной машине в великую столицу дальнобойщиков - город Избербаш.
- Это моя красавица, мой дом и моя работа, - сказал он, демонстрируя свою машину: аккуратно сложенный спальник, неоновую подсветку и непревзойденную чистоту в салоне. Неудивительно, что на входе он попросил меня снять обувь. Мы разговорились про девушек.
- У нас в Дагестане строгие порядки, брат. У нас девушка не должна нигде с незнакомым мужчиной быть. В кафе или еще куда-нибудь, если там есть другой мужчина, ей ходить нельзя. Даже если, например, ее сестра со своим братом идут в кафе и ее приглашают, она не должна с ними идти. Я не возражаю, пусть она к своим подружкам ходит в гости. Но в компании с мужчиной она быть не должна.
- А как же у вас парень вообще может познакомиться с девушкой? – спрашиваю я.
- Например, понравилась парню девушка, и он хочет с ней познакомиться. Он должен пойти к родителям и сказать, что ему нравится такая-то девушка, и он хочет с ней познакомиться, его родители идут к ее родителями и разговаривают. Если ты нравишься той девушке, то тебя приглашают в гости. Так можно с ней несколько раз увидеться, а потом ты говоришь, если согласен, чтобы она стала твоей женой.
- А как же можно определить, нравится она тебе или нет за несколько свиданий?
- У вас девушка сегодня идет с одним парнем в кафе, а завтра с другим. У нас так нельзя. Вот, если я хочу, жениться, я встречаюсь с ней, разговариваю. Потом, как у нас говорят, девушка должна пройти испытание. Например, так получается, что мне нужно уехать на несколько месяцев, я прошу, чтобы мои друзья смотрели за ней, как она себя будет вести. Если они, когда я вернусь, скажут, что она вела себя достойно, никуда не ходила, ни в чем таком замечена не была, то я могу на ней жениться.
- Ты женат?
- Нет, но у меня есть девушка. Мы с ней уже несколько лет встречаемся. Но сегодня мы с ней опять поссорились - она постоянно недовольна тем, что я в дороге. Я как то сказал, что останусь с ней дома, если она этого хочет. Сидел дома полгода, только развозил товар по городу. Она стала недовольна тем, что я денег мало зарабатываю. Тогда я сказал, что буду опять ходить в рейсы. Я ее люблю, но сейчас мои чувства уже стали угасать. Если она будет поступать так, как сейчас поступает, то я ее брошу.
- А что, если ты женишься на ней, а потом разлюбишь, так ведь тоже бывает? Ее ведь уже никто не возьмет замуж, зная, что она разведена.
- Я не возьму женщину в жены, если она уже была замужем. Во-первых, она уже не девственница, а это у нас недопустимо. Во-вторых, у нас считается так, если муж бросил свою жену, значит, она была плохой женой - не смогла понравиться мужу, не старалась. Пусть тогда возвращается домой к родителям, и пусть это будет для нее позором. Может, кто-нибудь другой возьмет ее в жены, а я не буду.
Если у нас будут дети, и я разлюблю свою жену, то я никогда с ней не разведусь, я буду терпеть ее ради детей. А пока детей нет, если я ее разлюблю, то я могу от нее отказаться. Это ее проблемы, значит, пусть сделает так, чтобы мне было с ней хорошо. Моя жена должна слушаться меня и соблюдать мою религию и мои законы.
- Что ты имеешь ввиду, мою религию и мои законы? – спрашиваю я.
- Во-первых, моя жена должна быть мусульманкой, должна быть моей национальности, знать мой язык и растить моих детей в соответствии с традициями моего народа, ходить в мечеть, совершать намаз и делать для мужа все, что он ей прикажет. В Коране написано, что жена должна беспрекословно слушаться своего мужа. Это я и имею ввиду.
Мы ехали всю ночь. В салоне на всей громкости играла песня: Хатуба - Караван ( ), а мы боролись со сном и с нетерпением ждали рассвет.
Мы – дагестанцы, народ гостеприимный
На выезде из Азербайджана пограничник спросил меня, зачем я ездил в Армению. Я был удивлен таким вопросом, так как уже четвертый раз пересекал границу с Азербайджаном, и никто раньше не спрашивал. Для себя я убедился, что самый строгий КПП – именно здесь, и в следующий раз я постараюсь ехать как и раньше через Грузию. Пограничнику я ответил, что полгода назад был в Ереване на экскурсии, он попросил меня отойти в сторонку, но после нескольких вопросов пропустил.
Пересечь КПП в сторону Дагестана невозможно пешеходным способом. Плата за проезд пятидесяти метров через мост следующая: маршрутки - 150 рублей, легковушки - 200 рублей. Мой план был попросить нетаксующего водителя взять меня бесплатно. Но таких водителей я не нашел.
- Зачем не едешь со мной, брат? Всего двести рублей, дешевле только Газель - обратился ко мне водитель.
Я ответил, что путешествую уже очень давно, денег осталось мало, поэтому ищу того, кто может подвезти бесплатно. Водитель сказал, что раз я путешествую, то он приглашает к нему в машину проехать бесплатно. Было как-то невежливо сразу принять приглашение, я отказался и еще раз объяснил, что деньги заплатить не могу.
- Так садись со мной бесплатно, – предложил водитель - Если ты путешествуешь, ты мой гость. Мы - Дагестанцы, народ гостеприимный.
Я сел в машину, рядом со мной девушка с матерью ехала домой в Ахты. Она рассказала, что это крупнейшее село Дагестана известно минеральными источниками, мечетями, музеями, итальянским мостом, крепостью и первым театром в Дагестане. В нашу девятку, хихикая и пытаясь поместиться на переднем сидении, подсели двое дагестанцев крупного телосложения, видимо спортсмены. Перейдя границу, они собирались уехать в Махачкалу уже на своей машине. На просьбу подвезти до Дербента ответили «посмотрим», а после перехода границы ушли по своим делам, так что я потерял из виду.
КПП Яраг-Казмаляр - Махачкала
Ты везде найдешь дагов, брат
После границы меня сразу же подобрала проезжающая машина и подвезла до заправки, до Дербента оставалось всего пятьдесят километров. Следующая машина оказалась черным мерседесом. Я уже приготовился сказать приготовленную для автостопа фразу, но, открыв переднюю дверь, засмеялся – в машине сидели те самые спортсмены из девятки.
- А мы уже думали, зря парня не взяли, – сказал мне водитель – И тут увидели, что ты стоишь на обочине!
Я им даже обрадовался. Тем временем погода сильно испортилась – начался моросящий дождь и быстро темнело. Ночевать в Дербенте было негде, а искать ночью гостиницу совсем не хотелось. Ребята предложили довезти меня до Махачкалы, где у меня был вписка, и я согласился.
- А как в Дагестане столько разных народов уживаются? Дружно живут? – спрашиваю я.
- Для меня кто он: лезгин, аварец или другой национальности, не имеет значения. И чехов здесь много после второй кампании осталось (прим. авт. имеет ввиду чеченские семьи, беженцами попавшие в Дагестан в 1999 году). Все дружно живем. Да и не только в Дагестане. Ты везде найдешь дагов, брат, и в Москве и в Питере и по всему миру. А видел, какие у нас сильные спортсмены? Всегда России привозят золото.
Я только не люблю, когда кто-то начинает говорить, что его нация самая лучшая. Сидел тут один такой в ресторане - мы своей компанией гуляем, а они через столик - своей. Ну, у нас язык другой, там, песни другие. И вот он за соседним столиком сидит и вдруг громко говорит: вот, типа, у них нация (показывает на нас) - одни бабы остались, мужиков уже настоящих нет. Я мастер спорта по вольной борьбе, подошел к нему и говорю: давай выйдем и я тебе покажу, остались у нас мужики или нет. А он сам самбист очень крутой, поэтому и борзый. В итоге поломал я его, да еще и свечку сделал, и колесо, и все приемы самбо на нем перепробовал. Мне рассказывали, как пришел он через месяц на тренировку, его тренер спрашивает: «Ну, что? За что получил, за борзость? А от кого получил, от вольника? Он тебе и свечку сделал, и колесо? Так пошел вон из моего спортзала, чтоб я тебе не видел больше!». Так его и выгнали, потому что несправедливо поступил.
Мой пахан, известный спортсмен в Дагестане и очень влиятельный человек, всегда учил меня поступать справедливо. Он всегда мог рассудить, кто прав и кто виноват. Когда к нему обращались за помощью или за советом, он всегда давал совет не ради денег и уважения, а по справедливости. Потом его стали уважать, и он стал авторитетным. Даже было такое, что кровную вражду останавливал, когда уже целые семьи вырезают. Ты знаешь, что это такое, когда один убил другого, пострадавшая семья объявляет кровную месть, обещая отомстить обидчику и всей его семье, собираются и составляют планы, кого сегодня, а кого завтра. Мой пахан - крепкий мужик, и даже такие споры разрешал. Было дело, на него покушение организовали, в наш дом забрались люди в масках с автоматами, но он успел укрыться. Мы выяснили, что одним из нападавших был брат нашего соседа. Его нашли, он признался, но мы ему, конечно, отомстили. За это его семья была в обиде на нас и объявила кровную месть, но мой пахан все решил и сделал так, что мы помирились и поклялись больше не проливать кровь.
- Ты тоже смотри в Дагестане вечером сильно не ходи, - продолжил он, - Недавно приехали ко мне два парня из России, оставил их на минутку у подъезда – пошел сигарет купить, возвращаюсь, а рядом с ними уже шестеро крутятся, и у одного мобильный в руках, в смысле уже забрал себе и присматривает. И такой разговор, подари мобильный, подари часы. Я подхожу к этим парням говорю: зовут меня так то, так то, живу я здесь, а это мои гости, приехали ко мне, поэтому обидеть их не получится. Верните мобильный и убирайтесь отсюда. Такой вот случай был.
- Расскажи про дружбу и семью – попросил я.
- У нас очень крепкие связи между друзьями, даже бывает так, что друзья помогают друг другу больше, чем родные. Друзьям одолжают крупные деньги даже без расписок. Потому что даги, самые верные друзья. Если ты друг для дага, то он для тебя друг до конца жизни. А если ты его предал, то будет он твоим врагом. По-разному, конечно, у меня бывало. Но сам я если слово даю, то держу его, держу свою марку, чтобы любой мог за меня сказать и поручиться. Братья тоже много значат, если тебя оскорбили, то за тебя всегда обидчику ответит твой брат. А для семьи нужно выбирать жену, чтобы она была твоей национальности, чтобы язык твой знала, чтобы детей воспитывала в твоих традициях. У меня жена моей национальности.
- Наверное, не работает?
- Она работает и учится в аспирантуре, защищает кандидатскую. Я подумал, зачем буду мешать, если ей нравится? А вообще женщина у нас не должна работать. Ну, может быть, каким-нибудь врачом или учительницей. А больше она не должна нигде работать, например, официанткой или на ресепшн в гостинице, там она будет с мужчинами общаться, поэтому на такую работу и на нее уже будут плохо смотреть.
- А ты религиозный человек?
- Я верю в Аллаха, но намаз пять раз в день не делаю, с такой работой тут и матом приходится сказать, и выпить, и какие-то вещи делать, сам понимаешь. Но жена моя ходит в мечеть постоянно, и я когда-нибудь стану на правильный путь.
Махачкала – город контрастов
Для меня знакомство с новой республикой всегда означает поездку в столицу и посещение национального музея. В Махачкале на главной площади есть такой музей: «Дагестанский Государственный Объединенный музей». Там вы и сможете ознакомиться с достопримечательностями и историей Дагестана. Посмотреть на ювелирные изделия, ковры и национальные костюмы народов Дагестана, а также почитать о спортсменах и посмотреть на флаги Шамиля вы сможете в этом музее.
Сабля Тимура и Надиршаха, 1398 г.
Сцена пленения И. Шамиля
Изделия дагестанских златокузнецов
Сообщение отредактировал Александр К.: 03 мая 2013 - 23:44