Мимо пафосных котов сложно пройти
http://fotki.yandex....ka/view/476841/http://fotki.yandex....ka/view/503553/http://fotki.yandex....ka/view/503568/http://fotki.yandex....ka/view/479480/http://fotki.yandex....ka/view/503569/http://fotki.yandex....ka/view/476649/http://fotki.yandex....ka/view/479481/А теперь мы садимся на маршрутку и едем ко мне домой. Там можно сварить джомбу (если кому-то из вас она понравилась), сыграть в монополию, сходить в баню... А если на улице апрель, то обязательно сходить полюбоваться цветущей степью, благо вышел за двор - и наслаждайся просторами.
http://fotki.yandex....ka/view/503547/В детстве любимым развлечением в тёплое время года было "ходить в походы". "Походы" представляли собой примерно такое: собрать в узелок чуть-чуть еды, отойти от дома километр-два, разложить свой нехитрый обед и наслаждаться свежим воздухом, ветром, солнцем. Загорать, играть в мяч, догонялки. Ходить за стадом овец, а потом получать люлей от пастуха. Залезать в песочный карьер, а потом получать люлей от родителей.
А если далеко забрёл и очень повезло, то можно увидеть стадо сайгаков. Я видела стадо только один раз - их осталось очень мало. Как известно, сайгака занесли в Красную книгу. Но с браконьерством в Калмыкии раньше не сильно боролись, и этих дивных животных отсреливали так, что ещё чуть-чуть, и их бы пришлось заносить в Чёрную книгу.
Однажды мама приготовила на ужин мясо. Я ела и удивлялась: оно было дивно-вкусным, просто какой-то манной небесной. Я спросила: "Что же это?". Ответ был такой: "Папе за работу привезли пол-туши сайгачатины". Мои эмоции нельзя передать, до сих пор вспоминаю это с горечью. Каждый раз, когда в моей голове возникает вопрос к вегетарианцам "почему", я вспоминаю те свои ощущения и замолкаю. Я не понимаю, как можно убивать такое прекрасное, такое красивое и грациозное животное для того, чтобы съесть его, нарядиться в его шкуру или использовать его рога (говорят, очень дорогие).
И, напоследок, я расскажу об одном из калмыцких праздников. Их вообще три крупных: Зул, Цаган Сар и Ур Сар. Цаган Сар - это встреча весны, то есть, что-то типа нашей Масляницы, Ура Сар - летний праздник.
А Зул - это калмыцкий Новый год. Новый год он потому, что у калмыков издревле не празднуются дни рождения: неважно, в какое время года ты родился. Ещё один год тебе прибавят именно в день светлого праздника Зул. Празднуют его 25-го числа Зул сар (последний месяц года по лунному календарю. "Сар" - по-калмыцки "месяц").
Накануне нужно обязательно сделать уборку в доме, постирать себя и свои вещи, чтобы "войти в новый год" чистыми и как будто безгрешными, как новорождённые. Также вечером пекут борцоки - калмыцкое национальное блюдо, немного напоминают наши пышки.
А на следущий день накрывают богатый стол: борцоки, чай (джомба), масло, мясо. Первую пиалу с джомба ставят перед ликом бога, где уже горит лампадка (о лампадках чуть ниже). Затем пьют чай всей семьёй, но в порядке очерёдности от старшего к младшему. Потом варят свежий джомба, на него приглашают родственников и соседей. И, конечно, принято ходить в гости с небольшими гостинцами. Гостинцы преподносятся старшему в доме, а тот уже раздаёт их, как заблагорассудится.
Особый ритуал проводится вечером праздничного дня. Каждая семья зажигает свою возрастную свечу. Из кусочка теста лепится форма в виде лодки (ладья жизни). Также готовятся фитили из стержней трав: один фитиль означает один год жизни, поэтому травинок должно быть столько, сколько всего членам семьи лет в сумме. Фитили обволакиваются ватой, смачивают в топлёном масле, устанавливаются в ладью жизни и одновременно поджигаются в тот момент, когда на небе загорятся звёзды. Ладью жизни ставят перед ликом божества, и все члены семьи три раза кланяются, произнося молитвы.
Ещё один ритуал, выполняем в день Зул: из теста делает лампадку, в неё втыкают девять фитилей. Затем зажжённую лампадку выносят за дверь и держат там её до тех пор, пока она не потухнет. Этот ритуал исполняется матерью, старшей женщиной в доме. Она должна молиться за всю семью, родственников, друзей и за весь свой народ.
Как видите, это очень светлый и удивительный праздник. Его описание я взяла из памяти, нам каждый год в школе проводили встречи со стариками, чтящими традиции. В нашей семье такого не проводили, потому что мы не калмыки и не буддисты. Но мне повезло (это я теперь понимаю, что повезло, а тогда для меня это было ненужно и неинтересно) поучаствовать в ритуале зажжения ладьи жизни. Очень необычный и тихо-прекрасный обряд.
Кажется, на этом всё.