...Дорога изо льда
Харьягинский - Нарьян-Мар
Первые километры по зимнику - от Харьягинского до КПП - я ехала с неким большим начальником, занимающимся этим самым зимником. Таким образом, я многое узнала об этой интересной дороге...
Но сначала, когда мы только-только на неё въехали - удивилась.
"Это зимник?"
"Ну да".
"А по виду - обычная грунтовка..."
"Это не грунтовка, это - лёд".
Лёд!!! Но зачем? Ведь машины будут скользить...
...Зимник проложен по болоту и залит водой. Скользко, конечно - зато зимник получается более прочным. Машины не продавливают дорогу, да и ехать удобнее. Грузовики используют специальную вездеходную резину, легковые машины обходятся обычной шипованной. А после -20, говорят, лёд вообще не скользкий...
Чтобы люди не сбивались с дороги в метель (в хорошую погоду лёд отличается от окружающего снега цветом) - вдоль дороги стоят вешки со светоотражателями. Однако, в темноте сбиться с дороги всё равно несложно - дорога широкая, петляет, вешки местами слишком редки... Впрочем, ничем серьёзным это не грозит. Далеко по снежной целине не уехать - забуксуешь через пару метров. Придёт трактор и вытащит.
Зимник довольно холмистый - холмы специально наращивают над речками и ручьями, для прочности. На трудных подъёмах дежурят трактора, чтобы в случае чего вытащить грузовик. Посыпать зимник песком нельзя - лёд будет таять.
И, конечно, ледовая дорога в белой тундре - это очень красиво!
* * *
Пытаться уехать от КПП классическим автостопом смысла нет - если, конечно, нет желания впустую стоять на морозе. Машин много, но большая часть следует на нефтяные и газовые объекты. До Нарьян-Мара едут единицы...
А на КПП записывают данные каждой машины - куда и откуда следует, какой груз... Соответственно, непосредственно там легко поймать водителя, идущего в Нарьян-Мар, и договориться с ним.
Так что я сидела в тёплом домике и пила чай с охранниками КПП.
Все они - не местные. Все приехали из разных мест на вахту... и остались. Тундра затянула их, и жить в другом месте им теперь не хочется.
Не знаю, не знаю... Меня часто тянет на Север, но жить там я не хотела бы. Хотя - как знать? Может быть, если бы пришлось пожить здесь пару месяцев - тоже затянуло бы...
Проверка машин на КПП должна быть очень строгой - на объекты многое нельзя провозить, в первую очередь алкоголь. Оно и неудивительно: работа очень опасная, и если кто-нибудь выпьет в рабочее время...
Тем не менее, охранники не обыскивают каждую машину на предмет спрятанной бутылки. Они понимают - не будет беды, если человек захватит с собой немного водки и будет выпивать 100 граммов после работы. Если же кто-то подъезжает нетрезвый, или количество алкоголя в его машине слишком велико, или человек даже не пытается его прятать - естественно, такую машину не пропустят.
Если машина идёт в Нарьян-Мар - её, конечно, не досматривают.
Проверяет охрана и пропуска. Нарьян-Мар давно перестал быть погранзоной - но у этого зимника есть ответвление на Варандей, стратегический город. Туда без пропуска не проедешь.
...Первая машина на Нарьян-Мар пришла после 2 часов ожидания. Но в кабине "камаза" не нашлось места для моего рюкзака.
Следующей подходящей машиной была вахтовка. Но и её драйвер взять меня отказался - типа, едет с генеральным директором, тот не поймёт... Данный факт возмутил не только охранников, но и начальника, с которым я приехала сюда - он как раз закончил свои дела и возвращался.
"Я тоже заместитель директора!" - сказал он, - "И что, мне теперь должно быть сложно человека подвезти?!"
Вскоре пришла третья машина. Драйвер без вопросов согласился меня взять.
И мы поехали.
* * *
Ехали мы уже по темноте. Хорошо, что я успела увидеть при свете хоть кусок зимника!
Но и в ночной тундре есть что-то притягательное. Тем более что она преподнесла мне долгожданный сюрприз.
Северное сияние! Кто не мечтает увидеть его?
Я спросила у драйвера, есть ли у меня шанс. Он сказал - есть, конечно, но ведь не угадаешь...
И, как только мы закончили это разговор - оно появилось.
Ни одна фотография не может описать эту красоту! Ведь северное сияние не статично - оно постоянно движется, изменяется... Формы оно обретает самые причудливые.
Если долго смотреть, как клубится этот призрачный зелёный свет, как становится то бледнее, то ярче... увидеть можно многое. Воображение добавит недостающие детали. Это ни с чем не сравнимое удовольствие!
Жаль, конечно, что мой фотоаппарат не потянул
. С другой стороны - хороших и качественных фотографий северного сияния в интернете навалом. Главное, что я увидела его своими глазами...
* * *
"На этой дороге можно встретить все регионы России, и не только России", - говорю я драйверу, молодому молдаванину, - "Почему все едут работать сюда, а не в Ханты-Мансийский автономный округ, например? Там и дорога круглогодичная, и цивилизации больше..."
"Всё так", - отвечает драйвер, - "Но там - Большая Земля, там цивилизация. Там и люди хуже. Мало того, что не такие душевные - так и обмануть могут. А здесь, на зимниках, всё честно."
Большая Земля! Не такие душевные люди! Мне народ в ХМАО в целом нравился... Впрочем, всё познаётся в сравнении.
...По этому зимнику многие предпочитают ехать ночью. Говорят - дорогу лучше видно.
Может быть, в метель так и есть - дорога под снегом неотличима от окружающего пейзажа, а под фарами хотя бы видно колею. Но сейчас, в относительно ясную погоду... Под фарами снег и лёд одного цвета. Вешки видно не всегда. Как угадать, куда вильнёт дорога?
В общем, будь у меня своя машина - я бы здесь ночью не поехала. А мой драйвер тоже говорит, что в темноте удобнее...
До Нарьян-Мара - километров 70-80 отсыпанной круглогодичной дороги. Хорошего качества грунтовка, между прочим!
Соединит ли когда-нибудь летняя дорога Харьягинский и Нарьян-Мар? Говорят, её уже отсыпают... Но - когда она будет готова?
* * *
Нарьян-Мар.
Драйвер вызывает мне такси, и я еду на вписку.
Первая - самая лёгкая - часть пути... пройдена!
...