...Великовисочное и его жители
Великовисочное (в народе Виска) - довольно-таки благоустроенное село.
Цены на продукты не сильно выше, чем в Нарьян-Маре - ведь до города всего 60 километров. В каждом доме есть электричество. Существует нестабильная, но всё-таки мобильная связь... и даже интернет!
Газа, правда, нет - и это удивительно: газовый регион, как-никак. Дома отапливают дровами и углём, которые летом привозят из Коми по реке. Готовят на электроплитах. Водопровода и канализации тоже нет, но туалеты люди всё равно устраивают в доме - так теплее. Некоторые их даже отапливают
Летом до Нарьян-Мара добираются на лодках и катерах, зимой - на снегоходах и "трэколах". Самолёт сюда не летает. Раз в неделю летает вертолёт Ми-8, но он стоит... 3000 рублей. За 60 километров! Конечно, поездка на личном транспорте или "трэкол-такси" обойдётся значительно дешевле.
Работы в Великовисочном немного. Раньше был колхоз, потом развалился... старая история. Сейчас там продолжают разводить коров, но уже далеко не в тех масштабах.
Как-то люди выкручиваются. Например, у водителя "трэкола", на котором я приехала - свой бизнес: зимой он возит людей и грузы на колёсном транспорте, летом - на катере. Тем же самым занимаются и два его брата. Таким образом, все трое смогли переехать в Нарьян-Мар - в Виске осталась только их мать.
В основном живут небогато, но и не нищенствуют. Почти в каждом доме есть снегоход - и необязательно "буран", нередко встречаются и "ямахи". Зимой к соседям в гости не ходят - только ездят
А главное - не унывают. И не спиваются, как во многих деревнях центральной России.
Здесь, на Севере, вдалеке от дорог и Большой Земли - люди довольны своей тихой жизнью...
* * *
...Хотя на "трэколе" я ехала за деньги - под конец пути мы с водителем Николаем разговорились.
Узнав о моём путешествии, он пригласил меня в дом к своей матери. Она накормила меня щами и убеждала посидеть подольше - погреться. Почему я должна была замёрзнуть в тёплой машине, для меня осталось загадкой...
Прощаясь, я горячо поблагодарила добрую женщину за всё.
"За что спасибо-то?" - искренне удивилась она.
Север!
И Николай отвёз меня в конец села - туда, где за рекой начиналась дорога на Коткино...
Сначала я стояла возле Виски - мне сказали, что все снегоходы на Коткино должны проходить через это место. Но... два снегохода, появившиеся на горизонте, ехали совсем с другой стороны! Догнать их я бы не успела...
Местный житель Фёдор посоветовал мне перебраться на другой берег реки.
Пересекать реку мне не хотелось - берег крутой, рюкзак тяжёлый... а все снегоходные следы сходятся задолго до противоположного берега. Так что я просто спустилась на реку. И стала ждать...
Стемнело. Но - не похолодало. Погода продолжала радовать: около -10, ветер слабый... Стоя на месте, я, конечно, рисковала бы испытать некий дискомфорт. Но я старалась побольше двигаться - и мне было тепло и хорошо.
До тех пор, пока не появилась некая личность. Очень пьяная.
"Куда и зачем ты хочешь ехать? Никогда и никуда ты не уедешь! Ты замёрзнешь, ты дура! Иди вон, погрейся лучше!" - и личность указала на дом, в который и Фёдор раньше приглашал меня погреться.
Теперь я точно знаю, что в этот дом не пойду, даже если буду умирать от холода. Такая компания мне не нужна. Я ничего не имею против выпивки - и сама выпить люблю, - но терпеть не могу неадекватно-пьяных. Особенно тех, кто лезет с непрошеными советами.
Тем не менее, чтобы избавиться от личности, я заверяю - приду, когда замёрзну. Но личность не отстаёт. И продолжает разговор - вернее, по большей части монолог - в том же духе: какая я дура, как я никуда не уеду, как замёрзну и как у него за меня душа болит.
А я злюсь. Не только потому, что надоел. Помимо этого, я вынуждена неподвижно стоять на месте - и скоро начну мёрзнуть...
* * *
И вдруг - фары!
Снегоход в сторону Коткино!!!
Правда, он пролетел мимо меня на полном ходу. Но, заехав на другой берег... остановился.
"Я бы вас взял", - сказал водитель, спустившись ко мне, - "Но нас двое, сесть вам некуда. Волокуша у меня низкая и гружёная. Еду я очень быстро. В волокуше вас растрясёт так, что можете и не доехать..."
Я согласна - не стоит начинать знакомство со снегоходами с такого испытания.
А вот пьяная личность - не согласна. Она начинает спорить с драйвером, уговаривая его меня взять... и попутно пытается убедить меня, что я просто обязана ехать на чём угодно, раз хочу уехать. Нет, он мне положительно надоел!
Наконец, снегоход на Коткино уехал без меня.
Взамен его приехал Фёдор на "буране" - тоже уже нетрезвый. Ну всё, сейчас начнётся... Однако, он всего лишь вызвался завезти на другой берег мой рюкзак. Я согласилась - и попросила заодно увезти куда-нибудь пьяную личность.
Так я от неё и избавилась. Спасибо тебе, Фёдор!
Но - я осталась одна. Далеко от села.
Уже ночь. Попутного транспорта нет и не предвидится. В Виску я не пойду - по крайней мере, в тот дом... а в другие меня не приглашали.
Но я не унываю. Ведь моё настоящее путешествие наконец-то началось! А этой ночью мне может представиться случай опробовать зимний спальник! Что ж в этом плохого?
...Часов в 10 вечера появился снегоход.
Неужели на Коткино?!!
"Нет, я местный. Поехали, хоть чаю попьёте! А потом я вас на это же место отвезу."
Надежды уехать почти не осталось. Надо соглашаться.
Тем более - а вдруг ночлег?..
* * *
Так я впервые оседлала снегоход. Страшно немного... но так здорово и упоительно!
Подобное чувство было у меня, когда я как-то раз, на полупустой трассе под Вятскими Полянами, застопила мотоцикл. Только на мотоцикле было гораздо страшнее...
...Снегоход остановился возле того самого дома, куда меня так настойчиво зазывали - сначала Фёдор, потом пьяная личность.
"Всё туда же?" - обречённо пробормотала я. Раз уж я здесь, отказывать войти глупо, да и устала я - но...
"Конечно! Мне там о вас и рассказали!"
Но, к своему удивлению, в доме я застала совсем других людей. Нормальная семья - Виктор, его жена Ольга и их семилетний сын Лёша. Значит, Фёдор и пьяная личность приглашали меня... в чужой дом!
Ольга тут же налила мне огромную тарелку вкуснейших щей. А Виктор поставил на стол бутылку водки.
Это была та компания, в которой хочется и нужно пить водку. Так что отказываться я не стала. Да и водка была на удивление хорошая.
Меня много расспрашивали. И - опять! - почему-то были убеждены, что я очень замёрзла.
Это меня всё больше удивляло. Север, тундра... Здесь бывает и -30, а какие ветра! И всё равно - люди считают, что я мёрзну в -10. Может быть, потому что я не из этих мест?..
Виктор задал один интересный вопрос:
"Мужику, наверное, легче ездить автостопом? Он и с ремонтом помочь может в случае чего, и есть о чём поговорить с ним... а женщина - что?"
Как известно, в Центральной России логика другая - женщине уехать легче, потому что водителю приятнее сидеть рядом с женщиной
На самом деле, одному человеку несложно уехать вне зависимости от пола. Но насколько же различается логика рассуждений! В Центральной России - инстинкты, на Севере - здравый смысл...
Пили мало. По деревенским меркам - так совсем мало. Удивительный народ!
Запомнились пирожки Ольги. Тесто - воздушное, лёгкое, вкусное! У меня никогда ничего подобного не получалось. Взяла рецепт
* * *
Ночевать меня отправили к Петру - человеку, который привёз меня сюда.
Было уже очень поздно, но я не переживала - выспаться успею. Ведь из Великовисочного в Коткино не ездят. А если кто-то поедет из Нарьян-Мара - вряд ли окажется здесь раньше 10-11 утра...
...