Снежная заря. Дубль два. Мотор.
Настя сделала хлопок «кинохлопушкой», кадр с нею, как и крышка объектива, осели в пространстве фотоаппарата, и мы на следующее утро вновь отправились в путь. Ребята, кстати, даже не сильно удивились нашему вечернему возвращению. «Поторопились вы», - говорят (улыбка).

Дом на старте. Еще в Салехарде. Мы жили не в нем
.

Солнышко встает на трассе

Торжество зимнего индастриала на трассе по дороге в Аксарку
***
Откуда стартовать и докуда ехать, мы уже знали, до трассы дошли пешком, благо, в Салехарде почти все близко. Через пару часов уже были в нашем балке. Дежурный сменился – на смену заступил молодой парень, чуть полноватый и коротко стриженый, которому, как и предыдущему, до нас почти не было дела. Положительным моментом стало то, что он по ТВ смотрел, в основном, хотя бы телеканал «Звезда», а не все эти ужасные ток-шоу, зачем-то поедаемые мозгом вчерашнего мужичка.
Что ж, наивной оказалась надежда уехать по северному зимнику быстро и с комфортом. Рассказы про многодневные ожидания транспорта в этих краях от бывалых путешественников все больше обретают реальную форму. Мы хоть и не ждем ездовых нарт или снегохода в чуме у ненцев, однако же, и с места пока не двигаемся.

Аксарка днем

И один из ее домов, висящий в темноте
Второй день оказался более продуктивным в плане времяпрепровождения в балке, однако все таким же безрезультатным относительно достижения цели нашего путешествия. Один за другим в балок заходят водители, в основном, сурового вида водители грузовиков, называют себя, машину и направление... и уезжали совсем не туда. Оказывается, здесь берет свое начало не только зимник на Надым, но и еще, как минимум, в три населенных пункта – Панаевск, Салемал и Яр-Сале (ударение все делают на звук “я”, почти сглатывая окончание). Все они находятся на одном пути и перечислены в порядке удаления от Аксарки. Если смотреть по карте, становится понятно, что во все эти поселки кроме как по зимнику попасть очень сложно. И именно в них едет абсолютное большинство машин! В том же Панаевске и Яр-Сале по словам водителей сейчас ведется масштабное строительство – ЯНАО обустраивает труднодоступные селения на своей территории. Основные грузы – стройматериалы (которые, кроме как зимой, не доставишь) и продовольствие. В Надым же едет очень небольшое количество машин, тоже, как правило, грузовых зафрахтованных на определеный рейс перевезти определенный груз. Легковых почти не встречается, да в плохую погоду они и не пройдут по зимнику.

А вот и начало самого зимника по Оби и радуга в воздухе в придачу
Вообще, мне тоже захотелось посмотреть удаленные ненецкие и хантыйские селения к северу от Обской губы, когда-нибудь в будущем. И если Салемал, Панаевск и Яр-Сале, думается, выглядят уже не столь аутентично, то из последнего можно – уже на снегоходах или даже оленях с местными жителями “устопиться” и дальше на север Ямала. Вот там, думается, есть, на что посмотреть. Есть, правда, вероятность встретиться где-то там в ямальской тундре с газовиками, оккупировавшими полуостров, однако же, если нельзя проехать туда по ведомственной железной дороге из Лабытнанги, то чем не путь (улыбка). В прочем, думаю, чумов, оленей и нетронутой тундры, встретиться, все же, больше (улыбка). Дорога в те края, как мы выяснили, начинается здесь.
Через пару часов ожидания в балок зашел пожилой но очень веселый водитель, который как раз ехал в Яр-Сале, намереваясь сегодня к полуночи вернуться назад. И, надо сказать, почти соблазнил с ним поехать. На самом деле, побороздить снежную целину на КАМАЗе в качестве альтернативы скучному ожиданию в балке было интересно. Но так хотелось уже сегодня в Надым... У нас и так остается неделя с небольшим на все оставшееся путешествие...
Мы остались. Одного за другим провожали водителей назойливыми вопросами «А не на Надым ли?» в Панаевск и далее. Хотя, были, были несколько машин, идущих в Надым со свободными местами! Но заметно было, что водители просто боятся нас брать. Скорее всего, ответственности, в случае чего – все это были легковые «одиночки».
…В процессе ожидания я штудировал ПДД, основательно подзабытые в деталях с девятнадцатилетнего возраста, когда получал права. Настя читала что-то свое. А еще в этом забытом Богом месте ловился единственный оператор связи «Мегафон», и у него даже был, нет, не 3G, а медленный EDGE – но, в любом случае, Интернет. Поэтому мы даже периодически выбирались в Сеть – одно слово, городские «гики» (улыбка).
Во второй половине дня начала портиться погода: сначала изрядно потеплело – с -29 до -10, потом, с наступлением темноты поднялся ветер, и начало мести. А ведь даже небольшая пурга в тундре за ночь может до неузнаваемости изменить пейзаж – как минимум, сделать зимник непроезжим. Надежда уехать в ночь заметалась снегом под вой все усиливающегося ветра. Пару раз «моргал» свет, но электричество не оставило нас. К полуночи, одним из последних вернулся веселый водитель КАМАЗа из Яр-Сале, и поток машин иссяк. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что и сам уже не хочу ехать сквозь кружащую пургой темную пустоту.
Незаметно мы переместились в спальный отсек с нарами. Дежурный не протестовал. В такие моменты, когда за тонкими стенами дома, где тебя застает ночь, свирепствует буря, или бродят дикие звери, или просто снаружи весь неизвестный мир!.. По-особому ощущаешь себя внутри. Откуда-то из глубины генной памяти просыпаются мысли о сохранении очага, безопасности того, кто рядом. И в этот раз тоже было так: мы уже никуда не уедем, как минимум, до утра. Весь мир ограничен пространством этой «бочки», а большего и не нужно. Неважно, какой век на дворе: несколько тысячелетий до нашей эры, средневековье или 21-й век высоких технологий. Мы здесь, сейчас, в тепле, безопасности… и пора спать.