Салехард
Во втором часу ночи мы добрались до первого кауча, то есть, до вписки. Обычно, если приезжаю за полночь, хорошим тоном для меня является появляться на вписке лишь утром, дабы не беспокоить хозяев, а ночь перекантоваться, где уж придется. Но здесь заранее было известно, во сколько прибудет поезд, и то, что раньше не получится. В общем, нас ждали. Кроме того, эта наша первая остановка в пути случилась у моей давней знакомой Марины, через которую я попал в Салехард впервые зимой 2007-2008. Она и ее муж – «совы», поэтому еще часа полтора мы общались, сидя на кухне (улыбка). Кстати, у меня как-то сразу нашелся общий язык с ее мужем Игорем – он такой же поклонник всяких технических гаджетов, фотограф и аудиофил; а у Насти – с Мариной.
***
Салехард больше всего похож на… Нарьян-Мар, хотя это и мало что говорит, если вы не были в последнем. Разница лишь в том, что в столице Ненецкого АО многое из того, что уже возведено в Салехарде – торговые комплексы, комфортабельные жилые дома – начали возводить на несколько лет позже, и там дух старого города пока еще более заметен. ...Хотя, деревянных многоквартирных жилых домов и там, и здесь пока еще много.
А вот на другие города ЯНАО Салехард похож не очень. Как и на Воркуту. Салехард – это, наверное, единственный город Ямало-Ненецкого АО, где поблизости не добывают газ и нефть, хотя в нем и находится вся администрация, напрямую с другими топливными городами связанная. В Нарьян-Маре ситуация очень похожая. И также, как и Нарьян-Мар, Салехард – это настоящий аутентичный северный город. Сюда приезжают оленеводы, здесь проходит их главный праздник (хотя проходит он и в Надыме, к слову); здесь находятся основные музеи, продаются ямальские сувениры; здесь большая и широкая Обь с притоком Полуем и крупный порт. И еще здесь чисто: как ни крути, это не промышленный город. Такая практика, отделять управление от промышленности, кстати, довольно правильна, единственное «но», раскрывающее российскую действительность – здесь как раз та ситуация, когда «голова» физически почти не связана с остальным «телом». В том смысле, что Салехард по отношению к остальному ЯНАО практически «город-остров», в который можно попасть на поезде из Москвы через Европу, а вот во все остальные города ЯНАО из него можно попасть лишь по воздуху. Или зимой по зимнику. Ну или сделать крюк в несколько дней и тысяч километров по железной дороге. В общем, для простого пассажира сплошное разорение – либо в деньгах, либо во времени. Дороги… В прочем, мы здесь как раз для того, чтобы разведать, как обстоят дела с зимником на восток и попасть туда без всяких «крюков» и по земле. Недаром мы приехали сюда зимой (улыбка).
Чем мне запомнился Салехард четыре года назад, так это очень красивой подсветкой улиц в темное время суток. Это особенность многих крупных городов Тюменской области (к которой относится и ЯНАО), Салехард – один из них. Вообще, здесь нам по-настоящему повезло с погодой: было ясно и по-настоящему холодно – около -30 днем. То, зачем мы и ехали. С чем нам не повезло, так это с посещением местных музеев: мы были в городе ровно в те дни, когда там были выходные.

Салехард – относительно небольшой город, за два дня мы уже неплохо в нем ориентировались, а домой не так далеко было дойти пешком. Главной достопримечательностью города сейчас является мост «Ямал» в виде символического факела (отдаленно напоминает, да…), на вершине которого находится ресторан с обзорной площадкой. Помню, в первый мой визит не удалось побывать наверху, на этот же раз мы прокатились на лифте, поднявшем нас над городом и даже засняли процесс на видео (улыбка). Наверху мы оказались в абсолютно пустом ресторане, где скучающие официантки проводили нас к обзорному стеклу… да и остались дальше скучать. Посетители здесь бывают редко, в основном, высокие гости и редкие местные жители, желающие удивить своих пассий ужином над городом.
Также в городе можно встретить то, чего не встретишь в остальных городах ЯНАО, это торгующих на центральной площади оленеводов. Торгуют они, как можно догадаться, олениной и изделиями из этих самых оленей. Меня, честно говоря, шокировало увидеть в центре города не оленеводов в национальных одеждах, а вид распиленных замороженных оленьих туш, словно это не живое когда-то существо, а пластиковый макет. Северный быт…

В городе продаются унты, но все, что нам встретились, были фабричными с резиновыми подошвами. Говорят, настоящие можно найти только у оленеводов. Почему не стоит покупать унты с резиновыми подошвами для настоящих морозов, нам уже рассказывали в Якутии. Там, правда, можно купить и «правильные» унты с подошвой из войлока. Короче, за настоящими унтами – к оленеводам или в Якутию. Просто один человек, зная, куда я отправляюсь, просил купить ему настоящие за любые деньги, но… я таковых здесь не нашел.
