Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Каучсерфинг по нефтегазовому северу России: Салехард - Надым - Новый Уренгой - Сургут и далее


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 62

#21 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 13:17

Первый выход на трассу

Хорошее выдалось утро, морозное. Ребята поехали на работу на такси (Салехард – один из тех городов, где по городу, особенно, вскладчину, ездить на такси совсем не дорого, в отличие от вышеописанного случая с такси ночью до вокзала на другом берегу Оби). Мы же «сели на хвост», и на той же машине нас забросили на дорогу Салехард – Аксарка. Со вписывателями мы прощались прямо на трассе (улыбка).

Это, оказывается, железная дорога Салехард – Надым начиналась прямо от города (что логично). Зимник же в те края берет начало более чем в полусотне километров восточней и чуть северней, в небольшом поселке Аксарка на берегу Оби. Может, оно и к лучшему: часть пути на восток пройдем по вполне приличной трассе. Туда и машины часто ездят!
Сразу за городом начинается тундра: никаких намеков на деревья больше нет. На самом деле в нескольких километрах к северу начинается Обская губа, а это ее большая пустынная пойма. По другую сторону трассы невысокие деревца, красиво занесенные снегом, все же, растут.

Легко останавливаем машину, обещающую добросить нас прямо до зимника. Над тундрой восходит солнце, троящееся над горизонтом. Эффект полярных широт. Пятьдесят километров спустя останавливаемся в снежной пустыне около такого же безжизненного поворота на зимник. Все. Начинается Дорога. Все же, зимник начинается чуть раньше Аксарки, так?.. Редкие машины, однако, проносятся мимо в сторону поселка и обратно, и никто не едет в Надым (указатель «Надым» недвусмысленно указывает на дорогу, у поворота на которую мы стоим). Вдали на ней виднеются балки рабочих – видимо намораживают наст.
Что ж, это были полчаса бескомпромиссной красоты: -31, тундра, низкое утреннее солнце, снег и тишина… Я сфотографировал все вокруг, мы поснимали друг друга, и уже начинало становиться чуть прохладно… когда на нашу трассу свернул большой рыжий КАМАЗ. Естественно, он остановился нам, сирым. «Не, ребята, это строящаяся дорога на Надым, я на ней работаю…»

Да, дорогу на Надым уже не один год строят, наверное, не так много лет осталось, когда еще одним интересным зимником в России станет меньше, но… строят дорогу. Но не ездят пока по ней. Какие-то не местные, видимо, водители подвезли нас сюда… Ибо нынешний зимник все еще начинается из самой Аксарки, даже чуть в стороне за поселком.
Дальше просто: перенесли рюкзаки на основную трассу и через пять минут остановили машину в нужном направлении. Так или иначе, а нам дали возможность провести и запечатлеть чудесное северное утро.

Размещенное изображение


Сообщение отредактировал DenX: 09 апреля 2012 - 13:25


#22 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 22:11

Рассвет на зимней трассе в тундре. Обрабатывал фотосессию, и с лица редко сходила улыбка: такая энергетика! Не всегда старался считаться с композицией, но именно так я это и почувствовал.

Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


К свету



#23 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 22:17

Любимая тема "Знаки"
Серия.

Размещенное изображение


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Никогда не мог ответить для себя, что в этом есть, но что-то - точно. И это мое.

Размещенное изображение


Размещенное изображение


  • patriot нравится это

#24 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 22:22

Размещенное изображение


Зимняя трасса без комментариев



#25 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 22:26

Размещенное изображение


Зимняя (лесо)тундра... :)


  • abal73 нравится это

#26 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 09 апреля 2012 - 22:28

То, за что я никогда не променяю север на юг...

Размещенное изображение


  • abal73 нравится это

#27 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 15:46

Аксарка

Поселок Аксарка находится на берегу Обской губы, и летом с высокого берега здесь, наверное, открывается потрясающий вид на водную гладь и далекий горизонт. Также Аксарка – это единственный населенный пункт к востоку от Салехарда, куда на данный момент проложена дорога. Зимой вид здесь тоже впечатляет, правда, представляет собой белое снежное поле – великая река подо льдом. Лед настолько крепкий, что по нему не только проложен зимник, но и прямо за поселком на этом льду организована зимняя автомобильная учебная площадка.

Водитель вывозит нас за поселок, к КПП у выезда на Обь, и мы выгружаемся рядом с балком, в котором этот пропускной пункт и находится. Мороз крепкий и бодрый, мы по привычке ставим вещи в кучку и готовимся вскоре остановить машину, идущую на Надым. За нами следом откуда-то появляется женщина хантыйско-ненецкой наружности, закутанная в шубу мехом вовнутрь и толстую шаль, в унтах и с санями. Это местная «стопщица поневоле»: так жители поселков, куда из Аксарки зимой можно добраться по льду реки, «путешествуют» в цивилизацию за продовольствием и другими товарами. До ее поселка не так далеко, и с проезжающими водителями уехать домой труда не составляет. «Сходите внутрь, погрейтесь», - советует женщина, сама следом за нами заходит в балок, но вскоре выходит обратно. Для местных -30 – температура привычная, да и одежда у нее подходящая. Когда минут через пятнадцать я вышел наружу сам, она уже с кем-то уехала.

#28 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 15:53

Пост на границе тундры

Что собой представляет КПП при въезде на зимник и зачем он нужен? Если это зимник «ведомственный», то есть организуется каким-либо предприятием для своих нужд, на КПП, возможно, придется предъявить разрешающие бумаги для проезда по зимней дороге, либо, возможно, полагается внести какую-то сумму за проезд. Здесь проще: дежурному необходимо назвать свое имя и марку машины с номером. Он запишет их в большую тетрадь и опустит перед вами веревку, символизирующую шлагбаум. Можно ехать. Впрочем, при плохой погоде он может не пустить на зимник легковой автомобиль или неполноприводную машину.

Мы оказываемся внутри. Балок разделен на три отсека: при входе неработающая сейчас печка-буржуйка, от которой отходит гигантская труба. Кроме нее и двери наружу в этом тамбуре, кажется, ничего нет. Дальше основное помещение, где и сидит дежурный: широкая скамья у одной из стен, стол, телевизор на полке (куда же без «окна в мир» в такой глуши!..) и стул напротив, на котором разместился пожилой чуть потертого вида мужик. Еще одна деталь – огромная батарея из труб, обогревающая все это пространство. Как-то все так продумано, что она может работать от электричества, которое сюда тоже подведено, потому и бездействует «буржуйка» в тамбуре. А дальше третий отсек, занимающий половину балка – это спальня и жилое помещение вместе взятые: вдоль стен двухэтажные широкие нары, грубо сколоченные из досок, бочка с питьевой водой меж ними. Грязное окошко с видом на реку. Все вместе – это не просто большая продолговатая бочка, но целый дом, в котором может жить целая бригада. И дом весьма комфортабельный для окружающих условий. К тому же, его можно погрузить на платформу и увезти в любое место на поезде или грузовике. Собственно, в подобных жилищах довелось пожить многим рабочим, строившим БАМ и другие «великие стройки ХХ века». Переезд в такую бочку из брезентовых палаток, наверное, был сродни переселению из старой избушки в каменный дом (улыбка).

Кроме дежурного в балке нас встречает прилично одетый молодой человек в несуразно холодных городских ботинках, словно на улице не тридцать градусов мороза, а едва ниже нуля, а их владелец, кажется, вышел из дома, чтобы добежать до метро. А парень, меж тем, тоже… едет в Надым. Должен был быть там еще вчера, но что-то не заладилось: с месторождения его не забрал вертолет, теперь ему туда лишь по зимнику, денег на самолет нет, а то бы в Тюмень улетел и там на поезде, и машину он ждет уже с вечера… Такая история. Хотя ситуация, в которой человек уже более полусуток сидит в балке «на краю Земли», ожидая «попутку» настораживает: неужели его отказываются везти без денег?.. Нет, слава Богу, не тот случай. Просто… с вечера на Надым прошло 4 или 5 машин, и места для пассажира там не было. Как интересно получается!.. Если машин так мало, а места в них даже для одного пассажира часто не хватает… Похоже, нас с Настей ждут долгие часы ожидания. «Ждущие первый день только греются», - шутит дежурный.

Возле балка даже работает палатка с едой (по собственному расписанию): отправляясь на зимник, можно закупиться курами-гриль, шашлыками, растворимой лапшой и чебуреками. Всё, это весь ассортимент еды.

Стемнело. Дежурный уже попривык к тому, что мы, как призраки, незаметно перемещаемся из одного угла балка в другой. Видимо, таких ожидающих здесь бывает немало, и на мороз никого не выгоняют. Разве что большинство забредающих сюда, все же, «путешественники поневоле», а не автостопщики-экстремалы (улыбка). После восьми вечера вопрос встает ребром: оставаться ночевать в надежде, что машина на Надым пойдет ночью или вернуться переночевать к ребятам на вписку в Салехард. Но в этот вечер что-то влекло нас в город: я забыл крышку от объектива фотоаппарата, Настя не успела сфотографироваться с «хлопушкой, как в кино», обнаружившейся у ребят в доме. Главное же – я понял, что взял мало еды, и ночью она как раз закончится (конечно, утром следующего дня я уже рассчитывал быть по ту сторону зимника). В общем, «еда как главный ресурс» стала последней каплей, и мы двинулись назад, так и не уехав с первой попытки. До города добрались на удивление быстро, хотя не сильно надеялись уехать отсюда в ночной тьме. Машина из Аксарки подхватила нас на трассе и довезла прямо до дома Марины и Игоря в Салехарде.

#29 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 16:29

Размещенное изображение


Фастфуд в тундре


Размещенное изображение


Быт дежурного


Размещенное изображение


В балке


Размещенное изображение


В балкЕ: новые технологии и аутентичный быт


Размещенное изображение


Спасжилеты к лету



#30 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 21:12

Снежная заря. Дубль два. Мотор.

Настя сделала хлопок «кинохлопушкой», кадр с нею, как и крышка объектива, осели в пространстве фотоаппарата, и мы на следующее утро вновь отправились в путь. Ребята, кстати, даже не сильно удивились нашему вечернему возвращению. «Поторопились вы», - говорят (улыбка).

Размещенное изображение


Дом на старте. Еще в Салехарде. Мы жили не в нем :) .


Размещенное изображение


Солнышко встает на трассе


Размещенное изображение


Торжество зимнего индастриала на трассе по дороге в Аксарку


***


Откуда стартовать и докуда ехать, мы уже знали, до трассы дошли пешком, благо, в Салехарде почти все близко. Через пару часов уже были в нашем балке. Дежурный сменился – на смену заступил молодой парень, чуть полноватый и коротко стриженый, которому, как и предыдущему, до нас почти не было дела. Положительным моментом стало то, что он по ТВ смотрел, в основном, хотя бы телеканал «Звезда», а не все эти ужасные ток-шоу, зачем-то поедаемые мозгом вчерашнего мужичка.


Что ж, наивной оказалась надежда уехать по северному зимнику быстро и с комфортом. Рассказы про многодневные ожидания транспорта в этих краях от бывалых путешественников все больше обретают реальную форму. Мы хоть и не ждем ездовых нарт или снегохода в чуме у ненцев, однако же, и с места пока не двигаемся.

Размещенное изображение


Аксарка днем


Размещенное изображение


И один из ее домов, висящий в темноте



Второй день оказался более продуктивным в плане времяпрепровождения в балке, однако все таким же безрезультатным относительно достижения цели нашего путешествия. Один за другим в балок заходят водители, в основном, сурового вида водители грузовиков, называют себя, машину и направление... и уезжали совсем не туда. Оказывается, здесь берет свое начало не только зимник на Надым, но и еще, как минимум, в три населенных пункта – Панаевск, Салемал и Яр-Сале (ударение все делают на звук “я”, почти сглатывая окончание). Все они находятся на одном пути и перечислены в порядке удаления от Аксарки. Если смотреть по карте, становится понятно, что во все эти поселки кроме как по зимнику попасть очень сложно. И именно в них едет абсолютное большинство машин! В том же Панаевске и Яр-Сале по словам водителей сейчас ведется масштабное строительство – ЯНАО обустраивает труднодоступные селения на своей территории. Основные грузы – стройматериалы (которые, кроме как зимой, не доставишь) и продовольствие. В Надым же едет очень небольшое количество машин, тоже, как правило, грузовых зафрахтованных на определеный рейс перевезти определенный груз. Легковых почти не встречается, да в плохую погоду они и не пройдут по зимнику.



Размещенное изображение


А вот и начало самого зимника по Оби и радуга в воздухе в придачу




Вообще, мне тоже захотелось посмотреть удаленные ненецкие и хантыйские селения к северу от Обской губы, когда-нибудь в будущем. И если Салемал, Панаевск и Яр-Сале, думается, выглядят уже не столь аутентично, то из последнего можно – уже на снегоходах или даже оленях с местными жителями “устопиться” и дальше на север Ямала. Вот там, думается, есть, на что посмотреть. Есть, правда, вероятность встретиться где-то там в ямальской тундре с газовиками, оккупировавшими полуостров, однако же, если нельзя проехать туда по ведомственной железной дороге из Лабытнанги, то чем не путь (улыбка). В прочем, думаю, чумов, оленей и нетронутой тундры, встретиться, все же, больше (улыбка). Дорога в те края, как мы выяснили, начинается здесь.


Через пару часов ожидания в балок зашел пожилой но очень веселый водитель, который как раз ехал в Яр-Сале, намереваясь сегодня к полуночи вернуться назад. И, надо сказать, почти соблазнил с ним поехать. На самом деле, побороздить снежную целину на КАМАЗе в качестве альтернативы скучному ожиданию в балке было интересно. Но так хотелось уже сегодня в Надым... У нас и так остается неделя с небольшим на все оставшееся путешествие...


Мы остались. Одного за другим провожали водителей назойливыми вопросами «А не на Надым ли?» в Панаевск и далее. Хотя, были, были несколько машин, идущих в Надым со свободными местами! Но заметно было, что водители просто боятся нас брать. Скорее всего, ответственности, в случае чего – все это были легковые «одиночки».


…В процессе ожидания я штудировал ПДД, основательно подзабытые в деталях с девятнадцатилетнего возраста, когда получал права. Настя читала что-то свое. А еще в этом забытом Богом месте ловился единственный оператор связи «Мегафон», и у него даже был, нет, не 3G, а медленный EDGE – но, в любом случае, Интернет. Поэтому мы даже периодически выбирались в Сеть – одно слово, городские «гики» (улыбка).

Во второй половине дня начала портиться погода: сначала изрядно потеплело – с -29 до -10, потом, с наступлением темноты поднялся ветер, и начало мести. А ведь даже небольшая пурга в тундре за ночь может до неузнаваемости изменить пейзаж – как минимум, сделать зимник непроезжим. Надежда уехать в ночь заметалась снегом под вой все усиливающегося ветра. Пару раз «моргал» свет, но электричество не оставило нас. К полуночи, одним из последних вернулся веселый водитель КАМАЗа из Яр-Сале, и поток машин иссяк. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что и сам уже не хочу ехать сквозь кружащую пургой темную пустоту.


Незаметно мы переместились в спальный отсек с нарами. Дежурный не протестовал. В такие моменты, когда за тонкими стенами дома, где тебя застает ночь, свирепствует буря, или бродят дикие звери, или просто снаружи весь неизвестный мир!.. По-особому ощущаешь себя внутри. Откуда-то из глубины генной памяти просыпаются мысли о сохранении очага, безопасности того, кто рядом. И в этот раз тоже было так: мы уже никуда не уедем, как минимум, до утра. Весь мир ограничен пространством этой «бочки», а большего и не нужно. Неважно, какой век на дворе: несколько тысячелетий до нашей эры, средневековье или 21-й век высоких технологий. Мы здесь, сейчас, в тепле, безопасности… и пора спать.

#31 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 21:21

«Обещанного три… дня ждут» (народная мудрость)

Кажется, к утру следующего дня мы уже основательно настроились на долгое ожидание. И хотя вечером нас пообещал взять с собой какой-то армянин, желающий добраться из Салехарда в Ноябрьск на микроавтобусе (на ночь он уехал в город), после недавней пурги мы не очень-то верили, что у него (и у нас) это получится.

Не спеша согрет местный общий чайник. Завтрак. По очереди на улицу… Пейзаж действительно изменился: зимник уже более менее раскатали траки большегрузов, а вот тропинки, ведущие от балка к соседним сараям и одинокому ларьку со скудным продпайком, замело напрочь. Торить путь за сарай (куда здесь периодически ходят все), пришлось заново, а палатка с чебуреками и шашлыком все равно открывается ближе к полудню. Что ж, хорошо, хоть такой сервис.
Часам к десяти приехал армянин, и его, в составе двух КАМАЗов, таки, пустили на зимник, но на этот раз он был с женой и сослался «на нехватку места в машине». Видно, его женщина сыграла не последнюю роль в том, что мы вновь остались ждать свой транспорт в балке.

…Жизнь автостопщиков в балке все больше входила в оседлую колею: Настя вновь принялась что-то читать в Сети, я задремал на нарах, расстелив повидавший виды матрас… А удача, тем временем, как всегда пришла неожиданно. Напарница растолкала меня с радостной новостью «Едем!» …А я-то, наверное, видел во сне, как устроюсь сюда дежурным, буду шлагбаум опускать, шашлыком питаться (улыбка). В общем, в машину я грузился в полусне. Не было времени раздумывать, с кем мы отправляемся в путь, на чем… Мы едем! И дай Бог, доедем.

Проснулся окончательно, когда мы бороздили лед Оби на КАМАЗе, а рядом сидел… турок. Настя ехала в другом КАМАЗе (всего в нашем караване их три). Как выяснилось позже, это целая турецкая фирма, перегоняющая грузовики из Салехарда аж в Ноябрьск (это дальше Нового Уренгоя), за рулем двух машин – турки, из которых по-русски говорит лишь один, на третьей машине – узбек. Он говорит чуть лучше, но тоже с заметным акцентом. Друг с другом все говорят на турецком. Едем!..

#32 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 21:25

Зимник «Салехард – Надым» и остатки «501-й стройки»

Зимник пару километров идет по льду Оби, где разветвляется на Надым и Панаевск с Яр-Сале. Строящаяся дорога пройдет ближе к «501-й строке», в настоящий же момент зимник почти половину пути идет через пустынную лесотундру и низкорослую тайгу, постепенно уходя все дальше от Оби в лес. Первые сто км, пожалуй, самые сложные – здесь еще достаточно открытых пространств, часто случаются переметы даже из-за незначительных ухудшений погоды. Я почти сразу после въезда на зимник посочувствовал тому армянину на микроавтобусе: сдается, большую часть пути он проделывает на буксире у КАМАЗа… Мы и сами несколько раз слетаем в сугроб: граница зимника «читается» далеко не везде, и сложнее всего разъезжаться со встречными машинами. Вытаскиваем на буксире друг друга, еще несколько раз останавливаемся помочь другим. У нас в караване одна высокопроходимая «вахтовка» и два КАМАЗа. В вахтовке с самым опытным водителем-бригадиром я и еду. И, словно за детьми, идущими позади, нам периодически приходится присматривать, оглядываться и помогать, если что.

А еще километрах в 30-ти после старта мы сломались. Турки собрались на совет и принялись чинить машину прямо на морозе (благо, не сильном). Вся техпомощь здесь в руках самих водителей. Хотя все машины, проходящие мимо, непременно останавливались, справлялись о наших проблемах. На таких зимниках никто точно не проедет мимо.

Мы стартовали из Аксарки около двух часов дня, и я успел поснимать в пути, прежде чем стемнело. Однако первые признаки легендарной железной дороги появились рядом с нами, когда уже наступали сумерки. В какой-то момент справа среди деревьев вдруг появились разрушенные опоры мостов, иногда видно насыпь с остатками рельс (хотя, чаще, все же, без них). Еще несколько десятков километров зимник то выходит к заброшенному железнодорожному полотну, то вновь уводит нас в дикий лес, и, наконец, к 112 километру от Надыма окончательно сходится с «501-й стройкой».

За спиной около полутора сотен километров, а на часах уже одиннадцать вечера. Турки последние три часа обещали заехать к какому-то одинокому жителю этой трассы на привал, и вот мы, наконец, здесь. Насколько нам удалось узнать, вдоль заброшенной железной дороги сейчас живет лишь два человека: на 56 километре и на 112-м. Кто живет на 56-м, мы слышали лишь на форумах путешественников, побывавших здесь в разные годы, а вот на 112-м сейчас живет весьма известный у местных водителей Василий (на самом деле, я напрочь забыл имя за время путешествия. С вероятностью 80% его зовут Василий. Если ошибаюсь - не со зла). Сворачиваем с зимника и останавливаемся.

#33 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 21 апреля 2012 - 21:40

Размещенное изображение


Несколько километров от Аксарки


Размещенное изображение


Чуть далее


Размещенное изображение


Эх, легковушки...


Размещенное изображение


Холмики и деревца :)


Размещенное изображение


В ямальской лесотундре можно увидеть радио-релейные станции. Служат для внутренней связи между газовыми месторождениями.


Размещенное изображение



Также в лесотундре уже проложены ЛЭП, все к тем же месторождениям. За нетронутой северной тайгой и тундрой в Архангельскую область...


Размещенное изображение


Размещенное изображение


Ближе становится лес, ниже солнце



Размещенное изображение


Впереди "501-я стройка"


Размещенное изображение


Рядом с зимником газовики устанавливают новую буровую установку


Размещенное изображение


И на зимнике наступает вечер


Сообщение отредактировал DenX: 21 апреля 2012 - 21:41


#34 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 23 апреля 2012 - 20:33

Василий

“501-я строка ГУЛАГа”, она же ныне недействующая железнодорожная магистраль Салехард – Надым пребывает сейчас в состоянии полнейшего запустения. Большинство рельс разобрано, мосты сгнили, постройки около трассы тоже практически все разрушены. Однако некоторые из них все еще способны дать кров и тепло случайным и неслучайным обитателям. В таком здании, когда-то представлявшим собой станционную постройку на 112-м километре пути, живет сейчас человек по имени Василий. Чуть за пятьдесят, в неплохой физической форме, большую часть года он здесь совершенно один. Когда зимник тает, связи с внешним миром не остается практически никакой. Больше сотни километров по раскуроченной насыпи и остаткам шпал – не лучший способ сходить на встречу к людям. Зато, как добротная стена, тайга отделяет его на все лето и осень от социума.

В доме множество видеокассет, старый телевизор, старомодный радиоприемник: каким-то образом он заряжает аккумуляторы, чтобы иногда смотреть и слушать. Возможно, заряженные привозят водители. Но, думается, большую часть лета ему остаются лишь книги да тайга вокруг. Впрочем, вести здесь одному все хозяйство требует немало времени.
Привозят водители Василию не только аккумуляторы, но и продовольствие. Заехать к нему на привал, единственный на весь путь, среди водителей уже почти традиция. А он всегда готов накормить путников, ибо приход – так повелось – у него больше расхода. Приезжают к нему и оленеводы: пока мы идем к дому, от него уезжает целый караван хантов на снегоходах. А еще, как говорят, Василий иногда шутит, что “в летние месяцы его печень отдыхает”, ибо привозят ему, видимо, не только продукты (улыбка).

Дом Василия состоит из небольших сеней и комнаты, совмещенной с подобием кухни – закутком с раковиной и столешницей. Внутри тепло: хитро продумано отопление еще со времен, когда построили этот дом: “буржуйка”, система труб, никакого открытого огня. Вдоль стен несколько двухэтажных нар – при надобности можно разместить десяток человек. Из освещения свеча на столе в комнате и тусклый фонарик на светодиодах на “кухне”.

...Проведя треть суток в трясущихся КАМАЗах, мы в этом полутемном доме все еще в трансе: не покидает ощущение, что мы проехали сквозь время и оказались где-то (когда-то?) в восьмидесятых годах прошлого века. Свеча, видеокассеты на полках, одинокий человек в тайге, радио говорит сиплым голосом столичной радиостанции. Смешение времен и пространств... Однако ото всего веет таким уютом и спокойствием, что здесь хочется остаться подольше.

Турки привезли Василию сахар, сами же достали несколько жареных кур (видимо, из той палатки в Аксарке) и с жадностью набросились на еду, доверяя более пальцам, нежели глазам в неверном свете свечи. Несмотря на долгий путь, после сложной дороги мне сейчас меньше всего хочется мяса, Настя же вовсе его не ест. Скромно пьем чай с припасенными пирожками, выдавая в себе городских жителей. Все едят неспешно, также пьют чай. Еще полчаса просто отдыхаем и общаемся.

“501-я и 503-я стройки” Салехард – Надым – Игарка не так уж безлюдны, как можно подумать. Та, “503-я”, что идет в сторону Енисея, действительно почти непроходима (зато редкие люди, бывавшие там, рассказывают о целых кладбищах паровозов первой половины 20-го века посреди тайги). “501-я” же, что соединила когда-то берега реки Надым с побережьем Оби в Салехарде, весьма популярна у поклонников истории ГУЛАГа. Можно даже сказать, является одним из “культовых” объектов. Василий рассказывает, что “несколько человек в год точно проходят здесь пешком” и, конечно, не минуют его дом. Упоминает и путешественника, судя по описанию, небезызвестного Александра Иванова: “Аж дважды заезжал, во второй раз книжку свою привез о первом путешествии, увлеченный такой, смешной... Все они, туристы эти, смешные немного... Прутся через тайгу куда-то...”

В заключении стоит сказать, что участки железной дороги от Надыма до Нового Уренгоя и Коротчаево тоже являются частями бывшей стройки “501”, однако на них существует грузовое движение, а от Нового Уренгоя и пассажирское. В планах освоения нефтегазового севера в будущем планируется не только связать Салехард с Надымом автотрассой, но и восстановить железную дорогу.Но пока это лишь проект, и побывать всем желающим на развалинах сталинской истории СССР, думается, времени еще хватит.

...Турки, наконец, готовы ехать. На часах почти час ночи. Тот, что с которым ехал я, просит поменяться местами с Настей и пересесть к узбеку. Колеблюсь, но все оказывается просто: я просто большую часть того, что он говорил по-русски, не мог понять из-за акцента, и он вконец устал от моих переспрашиваний (улыбка). Зато он, кстати, понимал меня и по-русски, и по-татарски, когда я пытался с ним на нем заговорить. Вдвойне обидно :) . Что ж, бригадир здесь он, команду тоже распределяет он: меняемся местами и едем. Все нормально.

#35 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 23 апреля 2012 - 20:37

Во второй своей половине зимник до Надыма проходит уже в непосредственной близости от железнодорожной насыпи, а иногда и вовсе выходит на нее. Еще несколько раз мы пересекаем ее, петляем вокруг, но все равно – мы уже не затеряны в тайге. Железная дорога, хоть и недействующая, нанесена на карты, и можно понять, где мы, и сколько примерно осталось ехать.

Разговоры с узбеком неминуемо скатываются на Среднюю Азию, но и они заканчиваются, проваливаюсь в сон, лишь иногда отмечая, что в очередной раз перевалили через насыпь.

Огни телевышки в Надыме появляются неожиданно… Хотя, когда выезжаешь из тайги или тундры в цивилизацию, это почти всегда происходит внезапно. Половина шестого утра. Пост на Другой Стороне. Экстрим останется в этой ночи, а днем уже начнется каучсерфинг. Мы на КАМАЗах блуждаем по окраинам ночного, ярко освещенного, Надыма, наконец, выезжаем на трассу в сторону Нового Уренгоя и, вскоре, встаем на площадку рядом с дорогой. Всем необходимо поспать, чтобы поставить точку на пройденном пути.
  • Freewind нравится это

#36 Freewind

Freewind

    Viva Mexico!

  • Путешественник
  • 628 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 24 апреля 2012 - 00:08

Супер! Классный рассказ! Очень интересно, ждем продолжения!

#37 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 26 апреля 2012 - 20:26

Новый Уренгой

В России помимо столицы официальной и столицы культурной есть немало городов, имеющих в умах многих жителей страны похожий статус с оговоркой, столицей чего, собственно, тот или иной город является. Вот, допустим, Иркутск – столица Байкала. Почему «столица»? До Байкала 80 км, даже климат в Иркутске от байкальского отличается. Старый сибирский город, есть, что посмотреть, но… если Байкал, то Иркутск. Просто потому, что абсолютное большинство желающих побывать на главном озере России прибывают сюда, транспортные пути хорошо налажены. Или Екатеринбург… Еще одна столица – Урала. В Екатеринбурге не видно гор, в том же Миассе, Магнитогорске, даже в Салехарде Уральские горы видно лучше. В Екатеринбурге не добывают уральские самоцветы. Но если турист-неофит едет на Урал (не в горы, а в город), то непременно в его «столицу». Здесь можно порассуждать, каким ограниченным складывается представление о том или ином регионе страны у человека, путешествующего лишь по крупные ее городам (а если говорить об иностранцах, то таков подход абсолютного их большинства). Однако рассуждение я затеял по другому поводу.

Дело в том, что сейчас, оказывается, мы попали в еще одну «столицу» страны, на этот раз газовую. Есть в России небольшие вроде города, о которых многие слышали, но если деятельность человека никак не связана с тем, чем славен тот или иной город, сказать он о нем может немногое. Припомнит название, в лучшем случае, найдет на карте. Так и Новый Уренгой – город где-то далеко на севере, где-то там добывают газ. По большому счету, все. Жители Урала, окрестных областей и республик расскажут чуть больше – в силу географического положения на «свой» местный север их выбирается больше, чем из других концов страны. Но что там на самом деле, все равно представляется смутно.

Официально «столицей газа» Новый Уренгой никто не называл. Так сложилось. Просто, нигде, наверное, деятельность стольких людей, съехавшихся из разных концов страны, ближнего и дальнего зарубежья (вспоминаем турков), не связана с топливной промышленностью. Конечно, газ не добывают посреди города. Здесь живут те, кто всем этим управляет, распределяет, обслуживает. Причем, должностей «офисных», не меньше (если не больше), чем рабочих. Столица… И, все же, стоит отъехать ближе к окраине города, как начинается одна огромная промзона: станции, комбинаты – все связано с газом. Вообще, образование Новый Уренгой, оказывается, не только небольшой город и конечная станция железной дороги, что ведет сюда из Тюмени. Весь путь от города до станции Коротчаево (около 70 км) – тоже большая промзона, и это тоже Новый Уренгой. Кстати, ходит шутка, почему город стоит вдали и от больших рек (Коротчаево находится на реке Пур), и ветка железной дороги сюда идет из того же Коротчаево, словно в далекий тупик. Говорят, геологи шли, шли, и не дошли, лень стало, «тут будем лагерь ставить», а потом и до города лагерь дорос. Шутки шутками, но некоторое влияние на город такое не очень выгодное положение сейчас заметно: например, как ни покажется странным, в Новом Уренгое более дорогой Интернет, чем в соседнем Коротчаево и Пуровске. Отсутствует целый пласт работ и отдыха, связанных с рекой – некоторые жители ездят из Нового Уренгоя в Коротчаево работать в порт.

Но еще Новый Уренгой – это и город с суровым северным климатом в лесотундре, куда люди приезжают работать, даже если остаются жить. Строят комфортабельные дома с большими комнатами, как это принято в нефте-газовых городах; строят развлекательные и торговые центры. Строят все то, где будет комфортно проводить свободное от работы время в тепле и уюте, потому что окружающая природа ни того, ни другого большую часть года предоставить не может. Новый Уренгой из тех городов, которые вырастали на пустом месте среди болот и лесов (если называть этим словом лесотундровое редколесье) по причинам экономическим и сырьевым. Здесь не сходились торговые пути, не ставились казаками остроги, как то было в Салехарде. Интересно в этом плане то, что целые группы жилых домов в Новом Уренгое построены бригадами из разных регионов и республик бывшего СССР. Местные жители даже могут рассказать, чьи застройки наиболее комфортабельны, в каких теплее всего зимой, а в каких нет.

#38 domoded

domoded

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 13 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 14 мая 2012 - 22:01

А продолжение будет?!

#39 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 11 декабря 2012 - 18:52

Фоторепортаж из Нового Уренгоя


Размещенное изображение


Новый Уренгой. Городской пейзаж.


Размещенное изображение


Рекламный щит в Новом Уренгое


Размещенное изображение


Ледяные скульптуры в Новом Уренгое. Во многих нефтегазовых городах жилые дома являются основной архитектурой даже на центральных площадях


Размещенное изображение


Социальная реклама в Новом Уренгое


Размещенное изображение


Станция%20ЖД%20Новый%20Уренгой.%20Вид%20в%20сторону%20Уральских%20горСтанция ЖД Новый Уренгой. Вид в сторону Уральских гор


Размещенное изображение


Двухъярусная развязка в центре города - одна из основных архитектурных достопримечательностей Нового Уренгоя


Размещенное изображение


Любопытно было на крайнем севере встретить родные Ликино-Дулевские автобусы,. Основным общественным транспортом в Новом Уренгое являются именно они. В честь начала организации перевозок ЛИАЗом здесь установлен постамент с маленьким автобусиком.


  • abal73 нравится это

#40 DenX

DenX

    Фотопутешественник

  • Путешественник
  • 2 600 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Ижевск

Отправлено 11 декабря 2012 - 19:13

Как не попасть в Норильск

Именно из Нового Уренгоя в первоначальных планах было двигаться на восток: в Красноселькуп, где покоятся остатки паровозов и рельс от второй незаконченной сталинской стройки под номером 503. Если западная часть под номером 501 должна была соединить Надым с Салехардом, то по этой намеревались наладить сообщение и Игаркой, поселком на Енисее, а оттуда уже и до Дудинки – северного порта Карского моря, недалеко. Однако если западная часть хоть чуть-чуть сохранилась, а сейчас ведутся работы по прокладке шоссе между Салехардом и Надымом, то на восток железную дорогу только успели начать… а потом власть уже поменялась.

По разным данным сейчас существует ряд ведомственных зимников к востоку от Красноселькупа, все они принадлежат «Роснефти», и попасть туда без пропуска нельзя. Параллельно с нами в те края пытается попасть команда путешественников, среди которых мой коллега Василий, с ним мы год назад были на Колыме.

В тот день, когда мы покидаем Новый Уренгой, от него приходит смска, в которой он подтверждает, что зимники для обычных путешественников закрыты. До этого ребята пытались получить пропуска всеми возможными способами, даже подавали запрос в центральный офис Роснефти в Москве. Кроме того, заканчиваются эти зимники, в любом случае, не доходя до Игарки, таким образом, добраться по суше до Дудинки и Норильска никакой возможности нет.

Что ж, в том, чтобы сделать из очередного экстремального путешествия в тундру вполне комфортное зимнее автостопное приключение, я, кажется, не ошибся (улыбка). Теперь мы будем постепенно двигаться на юг, и первый город, который хотелось давно посетить – это Сургут.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей