В 2004 году в московских автобусах и троллейбусах стали массово появляться турникеты. Многие, наверное, помнят, какими это сопровождалось скандалами и войнами пассажиров с водителями. Турникеты считались жутко неудобными, тормозящими посадку, задерживающими время в пути и т.д. Но определённо, большинство считало это диким и ненужным маразмом, многие верили, что долго эти турникеты не проживут.
А как с этим делом обстоит в Бразилии? О, тут такие турникеты, что после них наши московские кажутся сказкой.
Смотрим внимательнее: вертушка, как на заводской проходной. Для прохода остаётся крайне мало места, толстым людям тяжело, небось, протискиваться через подобные. Да и скажу я вам, с рюкзаком проходить, это тот ещё аттракцион.
Но, главное, что турникеты стоят в автобусах во всех городах в Бразилии! В большинстве они расположены после передней двери, но, например, в автобусах Салвадора они находятся всегда сзади. Т.е. вход в заднюю дверь, а выход в переднюю. А в Сан-Паулу из-за огромных пассажиропотоков, их ставят иногда в середину салона. Кстати, у нас при вводе турникетов, некоторое время тоже их так ставили.
Самое неудобное в этой системе то, что нужно очень быстро пройти через турникет и крайне желательно приготовить заранее деньги и без сдачи. Почему? Дело в том, что водители чуть ли не поголовно водят автобусы в таком стиле, что у нас бы они постоянно слышали крики "Не дрова везёшь!". Но бразильцы привыкли, и похоже смирились с участью дров, посему даже наши самые удалые маршруточники рядом с бразильскими автобусоводами выглядят крайне блёкло. Хорошо помню, как в Рио водитель 333 маршрута с такой скоростью мчал по серпантину, лихо вписываясь в повороты на спуске, что душа из пяток просто не успевала возвращаться. И посему, если вы не сели на сидение до того, как автобус тронулся, то вам придётся доставать мелочь и получать сдачу, одновременно хватаясь всеми руками и ногами за окружающие поручни, дабы удержать равновесие. Кстати, даже если в автобусе есть стоячие пассажиры, то все равно всем пох.. Водитель будет точно также ехать, а как им не расшибить лоб на повороте, это уже не его проблема.
И да, как мы видим, продаёт билеты не водитель, а кондуктор. У нас турникеты специально ставили, чтобы сэкономить на рабочей силе, а тут они не заменяют, а дополняют железку.
Кстати, заметили - такой же валидатор, как у нас. Такие они в Рио-Де-Жанейро, Сан-Паулу, Куритибе.
И казалось бы - такие неудобные ужасные автобусы, но как-то все ими пользуются. У нас поставь такие турникеты, последние пассажиры из автобусов разбегутся. А тут разбегаться и некуда. Маршруток здесь очень мало - бразильцы слишком ленивы, чтобы организовывать маршруткоконторы и конкурировать с автобусами. А метрополитены есть только в нескольких городах, да и то, полноценные системы имеются только в Рио и Сан-Паулу.
Есть также ветка метро в столице. Идёт под землёй несколько станций, потом поднимается наверх и ведёт в пригороды.
Также есть ещё линии недометро в Белу-Оризонти, Ресифи, Порту-Алегре.
В Сан-Паулу есть троллейбусы. Единственная работающая троллейбусная система в Бразилии (есть ещё, правда, троллейбус в Сантусе, но на момент нашего там присутствия он не подавал признаков жизни).
На юге города есть скоростная автобусно-троллейбусная система, связывающая Сан-Паулу и соседние города.
По сути это длинная выделенная полоса, только для ОТ
Номера маршрутов почти везде жутко огромные и сложные. Вроде как в них раньше была логика, т.к. по номер маршрута складывался из номеров конечных. Но сейчас всё перемешалось и трудно понять где чего. Местные просто смотрят на название на табло, которое проще запомнить, чем 2290-10.
В Сантусе ходит ретро-трамвай.
Раньше ретро-трамвай ходил также в Рио, но в прошлом году случилась трагедия: вагон сошёл с рельс, перевернулся, некоторые пассажиры погибли, многие получили травмы. После чего, движение временно закрыли, чтобы линию модернизировать. Кстати, рассказывают, что в этом трамвае часто грабили туристов. Ходил он, между прочим, в тот самый район Санта-Тереза, где и с нами произошёл инцидент.
Ещё ретро-трамвай есть в Кампиньясе. А нормальных трамваев, увы, в Бразилии нет, всё выпилили
Ах да, ещё стоит отметить супер-пупер-автобусную систему в Куритибе. Почему-то она считается знаменитой на весь мир. А я в ней ничего особенного не узрел - обычные выделенные полосы и забавные терминалы-тубусы.
Ходят по ним вот такие трёхсекционные автобусы (немного подобных есть и в Сан-Паулу).
И надо сказать, не так уж они и часто ходят, чтобы считать эту систему образцовой. Интервалы могут быть минут по 5, а выходные и по 10-15. Так что не знаю, система, как система, в том же Стамбуле метробус точно также устроен, только ходит сильно чаще (несколько автобусов в минуту). Да и скоростная система на юге Сан-Паулу точно такая же.
Ну и из прикольного. В Салвадоре в качестве вида общественного транспорта используется лифт!
Есть и более традиционный фуникулёр. Они на пару с лифтом являются самым дешёвым ОТ в Бразилии - 0,15 риалов (2 руб.)