Касательно композиции уже упомянутого очерка про Казантип.
Завязка - эпизод в пивном магазине.
Развитие - эпизоды в поезде, на станции Семь Колодезей и по дороге в Щёлкино.
Подготовка кульминации - история города до прекращения строительства АЭС.
Кульминация - современное состояние города.
Развязка - интервью о перспективах.
В реальной жизни хронология событий несколько отличалась: приезд - интервью - посещение руин АЭС - осмотр города - осмотр природных достопримечательностей - отъезд - эпизод в Джанкое.
Кстати, вот сам очерк, опубликованный в "Донецком кряже", № 48 за 2010 год. На сайте номер газеты не сохранился по техническим причинам, поэтому в качестве иллюстрации публикую текст из личного архива:
Руб.: Из дальних странствий...
Заг.: Казантип: зелёный луч надежды
Подзаг.: Трагедия крымского атомграда
Знакомство с Крымом для крымчан началось в Джанкое в магазине живого пива, оформленном под салун времён колонизации Дикого Запада. Здесь рады любому посетителю, разрешают фотографироваться в ковбойских шляпах, специально приготовленных для такого случая.
- Кроме кабаков да магазинов в городе ничего нет, - вздыхает продавец. - С работой тяжело, сам долгое время перебивался случайными заработками, и только недавно устроился сюда. А у меня жена и ребёнок, хотелось, чтобы каждый день — на работу, и каждый месяц — зарплата.
Лично я уже давно не припомню, когда в донецких электричках торговали сельхозпродукцией, этим промышляют разве что некоторые грибники и рыболовы, испытывающие острую нехватку средств на приобретение увеселительных напитков. А в общем вагоне поезда Джанкой — Керчь, куда, кстати, пускают по пригородным билетам, крымские татары активно предлагают едущим овощи, молоко и брынзу, а во время длительных остановок человек, вышедший на перрон, будет буквально атакован продавцами самсы, фруктов и минералки.
На станции Семь Колодезей, что в районном центре Ленино, рядом с привокзальной площадью — огромный рынок, дающий работу значительной части жителей Ленинского района, самого большого по площади в Автономной Республике Крым. Отсюда минут сорок езды в переполненном видавшем виды автобусе, заезжающем во все попутные сёла — и путешественник попадает в Щёлкино — город, который строился как спутник Крымской атомной электростанции.
Города атомщиков в советское время старались строить по оригинальным проектам, каждый из них обязательно имел свою изюминку в планировке и возведении жилья: для работы на АЭС, большинство из которых строилось в достаточно глухой провинции, приглашался высококвалифицированный персонал, которому необходимо было создать все условия. У Щёлкино есть старший «брат» на берегах Каспия — город Актау в Казахстане, ранее называвшийся Шевченко. Строители атомграда в Крымском Приазовье активно применяли мангышлакский опыт, например, в обоих городах нет улиц как таковых: только номера хаотично расставленных домов. Поначалу в этом хаосе теряешься, однако, уже на второй час пребывания в Щёлкино от всего сердца благодаришь архитектора, придумавшего столь простой и эффективный способ защиты от господствующих на побережье сильных ветров, меняющихся, по словам щёлкинцев, семь раз в день. Кроме того, на восточном побережье Казантипского перешейка с этой же целью высадили защитный лесной массив. Бросается в глаза полное отсутствие асфальтированных дорог в городе, везде только бетонные плиты: когда возводили АЭС, бетон был главным строительным материалом, а кроме того, асфальт под жарким южным солнцем быстро пришёл бы в негодность.
В большинстве городов-спутников атомных электростанций не предусматривается газоснабжения, однако в Щёлкино десять лет назад газ всё-таки пришлось провести для городской котельной: отапливать мазутом — слишком дорогое удовольствие. Зато с водой проблем нет, она поступает сюда из Северо-крымского канала, хотя многие сёла Ленинского района до сих пор сидят на голодном водном пайке. А ещё в городе никогда не было кладбища: последний приют щёлкинцы находят на территории соседнего села Мысовое.
Посёлок энергетиков, названный в память об известном физике-атомщике Кирилле Щёлкине, буквально через пять лет после своего основания получил статус города районного подчинения, став единственным городом в Ленинском районе и вторым — на Керченском полуострове. В советские годы строительство Крымской АЭС было не только главным донором бюджета в аграрном районе, но и давало его жителям хорошо оплачиваемую работу. Впрочем, в то время ценилась не только возможность заработать деньги, но и потратить их: на фоне пустых прилавков в магазинах восточного Крыма, Щёлкино выглядело оазисом благополучия, сюда приезжали отовариваться даже из Керчи и Феодосии. Город держал первое место, тогда ещё по Крымской области, по объёмам ввода жилья, причём практически всё оно отличалось улучшенной планировкой: за короткое время в Щёлкино возвели три микрорайона и заложили четвёртый, а для молодых семей выделили территорию под индивидуальное строительство. Но главным показателем благополучия и веры людей в будущее было количество детей.
- В 1987 году в нашей школе занимались тысяча семьсот учащихся, - рассказывает преподаватель Щёлкинской ОШ № 2 Ирина Стукова. - И это при том, что по проекту школьное здание рассчитано на полторы тысячи человек! А в городе тогда действовали три школы, включая нашу, и пять детских садов, строили шестой: все учреждения образования были переполненными.
Благополучие закончилось летом 1989 года, когда начались выступления «зелёных» с требованием прекратить строительство АЭС. Старожилы вспоминают, что среди участников акций не было ни щёлкинцев, ни жителей Ленинского района, всех пикетчиков привозили откуда-то издалека. Против щёлкинцев настраивали общественное мнение: жителям города в те годы часто приходилось выслушивать потоки брани и оскорблений в свой адрес. Нельзя сказать, что щёлкинцы сидели сложа руки, но вряд ли их мнение было интересно высшим эшелонам советского руководства, уже предрешившим судьбу атомной энергетики в Крыму.
Обещания превратить недостроенную атомную электростанцию в тепловую или создать на её месте учебный центр для атомщиков так и остались красивыми, но ничего не значащими словами. А после развала СССР вообще никто всерьёз не подумал об их воплощении в жизнь. Собранные здесь специалисты самой высокой квалификации в один момент остались без работы и вынуждены были искать счастья на стороне: кто-то уезжал на заработки, кто-то насовсем. Некоторым щёлкинцам повезло найти своё место в атомной энергетике, правда, далеко за пределами Украины: их пригласили строить Бушерскую АЭС в Иране.
Из двадцати пяти тысяч человек проживавших в Щёлкино на момент распада СССР, к середине 90-х годов ХХ века в городе осталось около семи тысяч человек, сейчас число жителей — около одиннадцати тысяч. Более двух тысяч щёлкинцев — пенсионеры. Из пяти детских садов работает только один, в трёх школах занимается чуть более девятисот пятидесяти учащихся. К началу 2000-х годов даже ставился вопрос об эвакуации города: были моменты, когда Щёлкино, население которого, как говорится «сидит на розетке», по нескольку суток оставался без электроэнергии. Однажды, во время сильных морозов, щёлкинских детей вынуждены были почти на два месяца отправить в санатории подобно тому, как это было в Алчевске. Потом пришлось «догонять» программу, заниматься по субботам, а летние каникулы начались только в июле.
Если ранним утром пройтись по Щёлкино, то можно увидеть, как возле магазинов, торгующих строительными материалами, выстраиваются люди в рабочей одежде: по окончании курортного сезона других видов заработка, кроме ремонта и отделки помещений в городе практически нет. А во время вечерней прогулки по пляжу то и дело будут попадаться местные жители, занятые распитием дешёвого портвейна. Впрочем, при всей неприятности подобного зрелища, быстро начинаешь понимать, что эти люди безобидные, так как в абсолютном большинстве своём ими движет стремление утопить в стакане усталость, накопившуюся за время дневной шабашки на стройке.
На центральном бульваре у дворца культуры «Арабат» — останки красивых светильников, хотя в тёмное время суток город освещён очень слабо. В центре — масса дорогих магазинов, прибрежная полоса застроена увеселительными заведениями, каждое из которых имеет оригинальный дизайн. Так, одно из них напоминает древнегреческий парусник, в другом «кабинеты» для посетителей стилизованы под вигвамы североамериканских индейцев, возле третьего установлен спускаемый аппарат космического корабля. В холодное время года они пустуют: всё это — для приезжих, численность которых во время трёхмесячного курортного сезона в два, а то и три раза превышает количество местных жителей.
Азовское море прогревается быстрее, чем Чёрное, отдыхающих здесь начинают принимать раньше, чем на Южном берегу Крыма. Стоимость аренды жилья зависит от пика сезона: так, за квартиру, не оборудованную кондиционером и без евроремонта хозяева попросят от восьмидесяти гривен в сутки в июне до ста шестидесяти гривен в июле-августе. Впрочем, можно найти и более бюджетные варианты: в окрестностях Щёлкино есть кемпинги, а некоторые участки Татарской бухты уже не одно десятилетие привлекают «дикарей», которым кроме палатки и моря больше ничего не надо.
Многие квартиры в Щёлкино выкуплены москвичами и киевлянами: полтора десятилетия назад они продавались за бесценок, сейчас их хозяева появляются только летом.
- В нашей девятиэтажке из тридцати шести квартир постоянно проживают только в двенадцати, - рассказывает женщина. - Второй, третий, шестой и седьмой этажи полностью принадлежат столичным «дачникам », из-за которых мы вот уже несколько лет не можем починить водопровод и отопление. И знаете, сколько у нас в городе таких домов?
Подзаг.: Возрождение: ставка на интеллект
И всё-таки, жители Щёлкино не теряют надежды на возрождение и процветание: Казантипский полуостров обладает богатейшим потенциалом, не только природным, но и человеческим. Об этом читателям «ДК» рассказывает директор КП Управляющая компания «Щёлкинский индустриальный парк» Сергей ВАРАВИН:
- В 2006 году было принято решение Кабинета министров Украины о внедрении в пяти регионах страны пилотных проектов индустриальных парков, основная цель которых состоит в привлечении инвестиций. Через год, в Крыму разработали региональную концепцию развития индустриальных парков, под которую выделили четыре площадки — Щёлкинскую, Джанкойскую, Бахчисарайскую и Симферопольскую.
Самое главное для любого инвестора — временные рамки, а у нас в стране путь к рынку оказывается слишком долгим из-за бюрократических проволочек и земельного законодательства: неизвестно, как долго будет продолжаться процесс землеотвода, и сколько средств придётся затратить. Поэтому нашей задачей является выделение земельного участка с его обустройством инженерными сетями — подъездными путями, коммуникациями по газу, электричеству, теплу, воде и канализации. У нас инвестор приходит уже на готовый и обустроенный участок, максимум за год устанавливает быстросборные модули цехов, подключается к коммуникациям, завозит оборудование, и начинает выпуск продукции.
В июне 2009 года Верховной Радой Украины был принят в первом чтении законопроект «Об индустриальных парках», он должен упростить землеотвод и дать налоговые преференции инвесторам. Осенью того же года комитет Верховной Рады по промышленной политике предложил представителям Щёлкино участвовать в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению. Работа над этим документом завершена, мы надеемся, что в ближайшее время Закон будет принят: он неполитизирован и в нём заинтересованы все разумные силы украинского парламента.
- Сергей Владимирович, насколько подобные меры смогут оздоровить социальную обстановку в Щёлкино и прилегающих к нему сёлах?
- Щёлкино — моногород, который строился исключительно под одно предприятие — Крымскую АЭС. Социальное напряжение колоссальное: из семи тысяч трудоспособного населения скрытая безработица составляет около сорока процентов. Каждый выживает как может, люди ищут работу, процветает неофициальное трудоустройство без перспектив на получение достойной пенсии. Вложения в развитие города — только за счёт собственных инвестиций: человек что-то заработал в Москве, он строит здесь магазин или кафе, которое работает всего полтора-два месяца — курортный сезон очень короткий. Городской бюджет наполняется наполовину, этого хватает только закрыть зарплату бюджетникам, средств на ремонты и обустройство нет. А индустриальный парк позволит снять эту напряжённость .Если брать опыт Чехии, то на один евро вложенный в развитие инфраструктуры парка, приходится тысяча евро инвестиций на развитие непосредственно самих производств, а каждый освоенный гектар даёт до тридцати пяти рабочих мест, что позволит обеспечить работой жителей не только Щёлкино, но и всего Восточного Крыма. Кстати, такая практика была во времена строительства АЭС.
- Какие производства планируется развивать?
- Потенциал строительной базы атомной станции пытались использовать многие: за последние двадцать лет там возникало около полусотни предприятий, кто-то начинал работать, кто-то не заработал вообще. В следствии бесхозяйственности, разграбления, отсутствия проектов и программ по привлечению инвестиций, на территории стройбазы АЭС мы сейчас имеем не более трёх предприятий с численностью работающих до десяти человек, которые вряд ли смогут наполнить бюджет и создать рабочие места.
Проектная площадка индустриального парка расположена на свободных площадях территории бывшей Крымской АЭС и прилегающих к ней землях. Из пятисот восьмидесяти гектаров общей территории парка триста восемьдесят решено выделить под возобновляемую энергетику: это подтопляемые участки, что-то другое там возводить нерационально. А для ветроэнергетики место удобное: на Керченском полуострове среднегодовая скорость ветра составляет не менее пяти с половиной метров в секунду, а на Казантипе она ещё выше — до восьми с половиной. Большой плюс этой территории в том, что по ней проходит высоковольтная линия, а значит — энергетикам есть куда передавать электроэнергию.
Вторая территория — бывшая строительная база АЭС, её предполагается разбить на четыре участка. Её главное преимущество — сохранённые инженерные коммуникации с мощным запасом, рассчитанные на крупное предприятие. На первом участке можно расположить предприятия, связанные со сборкой радиоэлектронной и электромеханической техники, склады, офисный и выставочный центр, а также вертолётную площадку для оперативного транспортного сообщения. Второй участок — собственно территория АЭС, здесь можно развивать энергетическое машиностроение, лёгкую промышленность, а также разместить технопарк для научно-исследовательских работ. На третьем — территории бывшей стройбазы — предполагаем сохранить строительную индустрию, а на четвёртом будут выделены места для предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию и выпускающих продукты питания.
Помимо нетрадиционной энергетики, зависящей от природных условий, здесь надо развивать и традиционную, которая станет базисом для энергоснабжения региона: сегодня Крым энергозависим от материка, при годовом потреблении до тысячи двухсот мегаватт электроэнергии собственная генерация в регионе не превышает десяти процентов от потребляемой.
В сентябре этого года Президентом Украины и Председателем Китайской Народной Республикой подписано соглашение о строительстве парогазовой электростанции в городе Щёлкино, мы уже провели ряд рабочих встреч с китайскими коллегами по отработке проектной документации станции мощностью до восьмисот мегаватт. Начало строительства нового энергетического объекта планируется в следующем году. Кроме того, было принято решение развивать тепличное хозяйство: город и прилегающие сёла смогут потребить не более ста гигакалорий в год, а электростанция будет давать тепла в семь раз больше.
- С 1993 по 1999 годы в окрестностях Щёлкино проводился ежегодный фестиваль электронной музыки «КаZантип». Планируется ли развитие данной идеи на более высоком уровне?
- Этот фестиваль начинался как движение спортсменов-сёрфингистов в конце 80-х годов ХХ века, потом пошло вычленение из этой группы предприимчивых людей, которые увидели дальнейшее развитие темы в шоу-бизнесе. Когда он у нас проходил — это был праздник для всего города, поэтому идея музыкального фестиваля с его субкультурой жива: он принёс Казантипу известность, несмотря на то что уже давно переехал в западную часть Крыма.
У нас идея другая: сделать из нашей местности продукт, связанный с интеллектуальным туризмом, вроде российского «Селигера», но с более расширенными временными рамками с мая по сентябрь, задача которого — дать возможность пообщаться студентам из Украины, России, Белоруссии и других стран. Ведь в Щёлкино — самый высокий интеллектуальный потенциал на душу населения в Крыму, три четверти горожан имеют высшее образование. Это может быть не только муниципальный проект, он может заинтересовать и бизнес: в Европе проведение таких мероприятий обходится в два-три раза дороже, чем у нас. В этом году Щёлкинский городской совет вёл предварительные переговоры с рядом украинских и российских высших учебных заведений о проведении третьего семестра на берегу Азовского моря, и наша инициатива нашла поддержку.
Кстати, предыдущий очерк из казантипского цикла, опубликованный номером раньше, сохранился
.
Там композиция несколько иная: завязкой служит легенда, связанная с Крымским Приазовьем, развитием - рассказ о природе и достопримечательностях, подготовка к кульминации - путешествие к руинам АЭС, кульминацией - история АЭС и краткая развязка, нацеливающая на продолжение в следующем номере - краткое упоминание о том, что планируется строительство технопарка.
Скажем так: это мой личный подход к композиции, у других он может быть свой.
Сообщение отредактировал Dmitryjewski: 19 августа 2012 - 19:42