Опущу путь-дорогу на авто из Новосибирска до Питера, от Питера до Турку и паром Турку - Мариехамн. Сразу к делу - мы на Аландах!
..Расстояний на Аландах, по сибирским меркам, почти нет. Сам архипелаг что с севера на юг, что с запада на восток – не больше пятидесяти километров. Так что быстро пролетают три десятка километров по хорошему асфальту дорог № 3 и №2 мимо полей и перелесков, пара километров по грунтовке - и вот он, самый настоящий средневековый замок Кастельхольм. С виду простое строение, к тому же полуразрушенное. Но внутри – чего только нет! Обширные залы с небольшими окнами, высокие тесные башни – колодцы, мрачные подвалы, галереи с узкими амбразурами, множество переходов на разных уровнях. Весьма впечатляет, излазили всё снизу до верху. Снаружи замок особо не воспринимается, но находясь внутри каменных полутёмных помещений волей-неволей проникаешься средневековой жизнью.

Далее из средневековья направляемся в XIX век – к разрушенной российской крепости Бомарсунд, на развалинах которой зародилась современная аландская автономия. Километры считать смысла нет – их тут везде немного. Вскоре мы уже на месте.
По большой окружности на побережье острова стоят редкие останки кирпичных стен и гранитной облицовкой. Внутри, за стенами груды битого кирпича - вот и всё, что осталось от крепости, которая геройски погибла, так и не дождавшись окончания строительства.
…И вот в начале XXI века мы медленно идём вдоль стен крепости, разрушенной в середине XIIX века. Мощные кирпичные стены, облицованные квадратными и шестигранными гранитными блоками, опоясаны осыпавшимся и заросшим оборонительным рвом. На западных стенах нет отметин от вражеских снарядов – обстрел вёлся со стороны пролива, эту часть крепости захватчики взрывали, превратив большую часть крепостных сооружений в груды битого кирпича. Аккуратное деревянное ограждение из жердей, деревянные же помосты и лесенки превратили останки боевой крепости в музейный экспонат. Между бывшей оборонительной казармой и крепостными стенами проходит современная асфальтовая дорога с мостом на остров Престо.
Но с востока по-прежнему грозно смотрят в сторону пролива чугунные пушки с российскими орлами, а разбитые стены форта до сих пор хранят следы беспощадной бомбардировки.

Голодные, и уже немного усталые, двигаемся дальше. У нас нет альтернативы автопутешествию по Аландам - паром в Хельсинки отходит почти в полночь. К тому же впереди у нас географическая и историческая цель нашего похождения - Российский почтовый дом на западном побережье острова Экерё, самого западного острова Архипелага. Императорский Почтовый дом был поставлен на самом малом удалении от Швеции не случайно, а в вечное напоминание – Россия здесь отныне и навеки!
Приближаемся к побережью. Минуем крупный населённый пункт – несколько десятков домов, четырёхполосная дорога, магазин на перекрёстке – и двигаемся дальше. Совсем скоро въезжаем на западное побережье Архипелага. До Ботнического залива пара сотен метров. Оставляем машины напротив непривычно большого, не по-здешнему основательного длинного двухэтажного здания, и быстро идём к самому берегу.
Достигли, добрались, доехали! Стоим на берегу, по левую сторону – Финский залив, по правую – Ботнический, за горизонтом – Швеция. А совсем рядом три строения уже привычного тёмно-бордового цвета, небольшой причал и флагшток с флагом почтовой службы, весьма напоминающий шведский – рожок с короной. Я почему-то решил, что российский почтовый дом должен стоять на самом берегу, и теперь озираюсь в поисках чего-то похожего.
Но рядом больше ничего нет, зато из домика выходит пожилой местный житель. Не задумываясь о языковом барьере (финскому, равно как и шведскому, не обучен), с помощью элементов «basic English» начинаю расспрашивать об искомой цели путешествия. Вскоре выясняется, что мы как-то друг друга понимаем. Это место – один из пунктов старого почтового пути. Он сам живёт здесь давно вместе с женой. Удивлён, что мы из России, русские здесь бывают редко. Про то, что мы из Сибири, по-моему не поверил… Но знает, что это очень далеко, туда ссылают людей и там много снега. А Российский почтовый дом – это то самое здание, возле которого мы оставили машины, теперь там Музей почты.
Возвращаемся обратно и неторопливо рассматриваем самое западное российское почтовое строение. Здание стоит уверенно и монументально - действительно, строилось на века. Уже вечереет, музей закрыт – так что внутрь не попали, зато к истории государства Российского удалось прикоснуться. Почему-то не покидала мысль – «могли бы сейчас без роуминга разговаривать…». Это была самая дальняя точка похождения.
