Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.
Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.
Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.
На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!
Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание) Визы Транспорт Отчеты Попутчики FAQ
Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.
От Соловков до Волгограда на автомобиле. Фотодневник
#21
Отправлено 02 сентября 2013 - 19:51
В начале 20-х гг. прошлого века на Соловках устроили страшную зону - Соловецкий лагерь особого назначения, сокращенно СЛОН. Вырваться из него удалось единицам, да и то по неопытности карательных органов молодой советской власти. Бежать всё равно было некуда - вокруг далеко не ласковое Белое море… В новом лагере должны были содержаться политические и уголовные заключённые, приговорённые судебными органами ГПУ.
На Соловецких островах нет, да и не могло быть коренного населения. Все нынешние жители небольшого поселка оказались здесь, что называется, по воле судьбы, пришли своим путем.
С середины 80-х гг. и до нынешнего времени Соловки покинула почти тысяча человек - те, кого держали здесь северные надбавки к зарплате и льготный зачет трудового стажа (это когда год за два). Зато появились новые люди. Число идейных соловчан, которые живут в согласии с духом архипелага, полезных или хотя бы невредных для островов людей - понемножку увеличивается с каждым годом.
#22
Отправлено 02 сентября 2013 - 19:54
Чуть позже заглянули в художественную галерею, где были просто очарованы хозяином и его доброжелательностью. Домой с нами поехала прекрасная картина архангельского художника Куйкина Леонида Сергеевича, с изображением монастыря и Святого озера. Теперь красуется в кабинете, навевает приятные воспоминания о путешествии…
Ужинали в трапезной при гостинице - грибочки, местная рыба, овощи. Всё очень вкусно, и приготовлено с душой.
Здешние белые ночи сильнее выражены, чем в Питере. Закат около полуночи, медленно перетекает в рассвет часа в три. Книгу читать можно всю ночь без дополнительного освещения. Спать в таких условиях с непривычки не просто, даже плотные шторы на окнах не особо помогают. Но тем не менее, отключались на раз-два, заполненные дневными впечатлениями по самую макушку.
Продолжение следует...
#23
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:20
- УАЗик за так
- канал Дураков
- Приполярные экзоты
Часть 3-я. Маршрут: Соловецкие озера - ботанический сад - возвращение на материк - снова Питер.
Кроме монастыря, который посетили в предыдущий день, на Большом Соловецком острове находилась еще пара мест, интересных для исследования. В первую очередь, это конечно же Соловецкие озера, а также уникальный ботанический сад. И то и другое было расположено в нескольких километрах от поселка Соловецкий, а учитывая, что с нами путешествовал двухлетний пупс, эти километры превращались в целую марафонскую дистанцию. Поэтому, не долго думая, мы опять решили взять в аренду машину.
Выбор остановили на "экзотическом" УАЗике (1500 руб. в день); когда еще случай представится. Порадовал контракт на выдачу, по-моему, самый короткий из всех, что видели.
Главный пункт: "Водитель должен быть трезв!" Ниже: "Если водитель остановлен единственным на Соловецком острове инспектором ДПС Юрием Петровичем Мироновым, согласно ПДД, водитель обязан прекратить движение, быть приветливым, без пререканий выполнить его требования. Взяток не предлагать!". И робкая приписка от руки: "А ежели спросит про техосмотр, то скажите, что бумаги у него на столе в очереди лежат". Доставило, да
Однако, всплыла неожиданная проблема - у нас заканчивались наличные деньги Казалось бы, дело плевое, пошли в банкомат и сняли, но оказалось, что в выходной этот агрегат на острове не работает. Самое удивительное, что машину нам всё-таки дали, под честное слово. Дело в том, что хозяйка проката уплывала на материк на том же катере и в тот же час, что и мы, так что договорились, что деньги мы снимем в Кеми, и отдадим ей на вокзале, перед отправлением её поезда. Вот таки люди живут на Соловках. Представить подобную ситуацию в других странах, в том числе в маленьких городках-деревеньках, я просто не могу.
В УАЗике даже минимальный комфорт отсутствовал по определению, но мы получили неимоверное удовольствие от езды. Главное, чтоб ехать было недалеко Дороги гладкостью не блистали, да честно говоря мы от них этого и не ждали. Тот редкий случай, когда ухабистость и колейность на редкость удачно вписывались в окружающий пейзаж, а асфальт "с иголочки" смотрелся бы чуждо и инородно.
#24
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:24
Одной из наиболее интересных достопримечательностей является озерно-канальная система Большого Соловецкого острова. Строительство монастыря и, вызванный этим значительный рост численности жителей поселка требовали всё большее количество питьевой воды. Отсутствие рек побудило поселенцев соединять озёра каналами.
Проще всего познакомиться с озерно-канальной системой было посредством аренды лодки на лодочной станции, расположенной примерно в полутора километрах от монастыря. За 150 руб. с носа нам выдали обычную весельную лодку, и схему с двумя маршрутами, по Малому и Большому кругам.
#25
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:26
Выбрав Малый маршрут, полное прохождение которого (туда-обратно) занимает около 6 часов, мы одолели его частично, посмотрев в итоге четыре озера: Средний Перт, Круглое Орлово, Щучье и Плотичье. На маршруте есть навигационные знаки и таблички с названиями, даже переведенные на английский. Хотела бы я услышать слово "Sсhuchiye" в произношении любого не русскоязычного человека
Озёрно-канальная система создавалась под руководством игумена Филиппа в середине 16-го века. 78 озёр были соединены в единую "питьевую систему", питающую Святое озеро. Наблюдательные монахи знали о разном уровне воды в озерах и, соединяя озера каналами, направляли воду самотеком в Святое озеро, которое до сих пор является основным источником водоснабжения Соловецкого поселка.
#26
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:29
В каналы нужно входить под прямым углом, не срезая углы. Проходят каналы вынув весла из уключин (слишком узко), и подгребая рулевым веслом вдоль борта лодки.
Остатки шлюза:
#27
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:31
При создании этой системы были построены несколько шлюзов, позволявших проходить через каналы довольно крупным судам. По каналам перевозили камни и кирпич, сено и дрова, строевой лес.
Посреди Плотичьего озера мы устроили лодочный пикник в обществе кувшинок и парочки не слишком пугливых птиц. В темной водной глади как в зеркале отражались зеленые берега, и в целом, ничто не нарушало лесную гармонию. Редкие всплески рыбьих хвостов заставляли "зеркало" идти рябью, внося в эту застывшую идиллию хоть какое-то движение.
Прогулка получилась совсем ненапряжная, так что когда вновь вернулись на лодочную станцию, не сильно и устали. Вечер провели гуляя вокруг монастыря, загипнотизированные волшебным Святым озером.
#28
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:33
Температура воздуха здесь в летнее время на 1,5-2° выше, чем на других участках острова, что позволяет выращивать свыше 50 видов растений, которые климатически не характерны для северных широт: черёмуха пенсильванская, чай даурский, роза морщинистая, и даже дуб черешчатый - единственный дуб на Соловках.
Ботанический сад на Большом Соловецком острове был основан в 1822 году архимандритом Макарием, и первоначально назывался Макарьевской пустынью. Во времена большевистского концлагеря пустынь стали называть хутор Горки, а сад был подсобным хозяйством Соловецкой школы. Первые посадки на территории не сохранились. Сейчас здесь произрастают растения, высаженные монахами в 1870 - 1920 годах, а также посадки заключённых СЛОНа.
#29
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:35
Работникам сада за 200 лет удалось акклиматизировать сотни растений, но были и неудачи. Несмотря на многочисленные попытки, на Соловках так и не прижились злаковые культуры. Зерно здесь попросту не успевает созреть.
Аллея лиственниц была высажена в 1935-36 годах. Посадки бадана толстолистого, обрамляющие аллею свежей зеленью, соловецкие монахи привезли в 1905 году в подарок от памирского панчен-ламы. В традиционной восточной медицине бадан считается "лекарством от тысячи болезней". Побуревшие листья бадана (лист-двухлетка) используют для заваривания чая.
#30
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:39
Планировка сада, лиственничные аллеи, многочисленные клумбы с цветами создают иллюзию присутствия на юге. Совершенно забываешь, что находишься практически в полярных широтах. Гулять там можно очень долго, исследуя все его уголки и рассматривая диковинные растения.
К 5 вечера нам нужно было быть на пристани; короткий Соловецкий отрезок путешествия подходил к концу. Вернувшись в поселок, сдали машину, и решили где-нибудь пообедать на прощание, выбрав первое попавшееся место под названием "Кают-компания". О, как же мы ошиблись! Нет, с едой всё было в порядке, по крайней мере, когда мы её всё-таки дождались, но время выбрали крайне неудачное - в этом кафе обедали люди с какого-то тура. Забито было всё и вся, официантки носились в мыле, звеня посудой; духота и теснота действовали на нервы. Только мы собрались поискать что-нибудь другое, как вся эта толпа свалила по свистку экскурсовода, и стало просто отлично.
Еда простая и наивкуснейшая: рассольник, жареный судак с пюре, да чай с мёдом и лимоном. 150 рублей за всё. Я не шучу, такие там были цены.
В назначенное время за нами подъехал минивен от гостиницы, чтобы подбросить к причалу. Посадка на этот раз проходила бардачно, народу было много, все лезли без очереди, на детей никто внимания не обращал. Под усталые крики капитана: "Товарищи, все сядут, всех погрузим, успокойтесь!", мы, наконец, поднялись на борт "Метели".
Обратный путь до Кеми не отличался спокойствием, хрупкий катерок переваливался в волнах как гусыня, пугая пассажиров. Минут 10 была настоящая серьезная качка, во время которой мы как хрюндели в загоне скатывались то влево, то вправо. Но потом внезапно всё прекратилось, позволив доплыть до материка относительно спокойно и быстрее на полчаса чем планировали.
#31
Отправлено 16 сентября 2013 - 19:42
На первом же посту ДПС сонный патрульный остановил нас за незначительное превышение скорости. Но с иностранными правами разбираться ему явно было лень, поэтому отпустил сразу же, слега пожурив: "Езжайте чуть потише, день только начался, куда торопиться"
Всё утро и часть дня, мы, конечно же, отсыпались дома. В последующие несколько дней опять гуляли по Питеру, и в центре, и по окраинам. Такое обычное, хорошее времяпрепровождение. Но вскоре шило в одном месте дало о себе знать вновь, пора было опять собираться в дорогу. На этот раз на юг, в Волгоград.
Продолжение следует...
#32
Отправлено 17 сентября 2013 - 21:09
Сообщение отредактировал v-kom: 17 сентября 2013 - 21:10
#33
Отправлено 09 октября 2013 - 05:10
- собор, который рухнул
- моя полиция меня бережет
- всероссийская солонка
Часть 4-я. Маршрут: Рязанский кремль - трасса M6 - приезд в Волгоград - озеро Баскунчак.
Из Питера до Волгограда насчитали 1750 км по не самым простым дорогам. Расстояние это уже серьезное, поэтому в отличие от Соловков, куда домчались за день, на юг мы планировали ехать два дня, намереваясь остановиться на ночлег где-нибудь под Москвой.
Выехали довольно рано, около 6 утра, чтобы как можно дольше проехать без грузовиков. По опыту заметили, что водители фур выходят на трассу где-то в районе 9, так что пара часиков относительно спокойной езды была обеспечена.
Большой плюс автодороги на Москву в том, что периодически появлялась третья полоса для обгона, иначе совсем было бы тоскливо плестись за медленновозами. На Мурманской трассе, и как позже выяснилось - на южной M6 к Волгограду, полоса-помощница, к сожалению, пока не предусмотрена.
Как всегда сделали привал около Прутни на территории санатория, очень уж удобно он расположен на маршруте, особенно при путешествиях с детьми. Дальше - Тверь (рекомендовали ехать напролом через город, фур меньше), Клин, и…. И всё. Стоп-машина, начались подмосковные пробки.
Объехать столицу решили по 2-му малому кольцу. На деле трасса с громким названием оказалась обычной, однополосной, сельской дорогой, однако с очень хорошо расставленными знаками. Паровозики за грузовиками приняли здесь вид национального бедствия. Ну 20-30 машин - ладно, но когда эта несчастная фура тянет за собой хвост длиной с километр, а то и полтора, надо обладать железными нервами, чтобы получать удовольствие от такой "езды".
Пошли пригороды, названия которых были на слуху: Электросталь, Ногинск, Балашиха… Сосновые леса сменялись богатыми дачными поселками, и наоборот. Как выехали на M5 до Рязани - шоссе резко улучшилось, гладкое, двухполосное, не такое загруженное. В районе Коломны к нашему всеобщему облегчению обнаружился настоящий американский интерстейт, и по виду, и по качеству. Здесь силы нас окончательно покинули, и измученные предыдущей монотонной ездой, мы решили останавливаться на ночлег.
Сразу за Дягилевским постом ДПС удачно подвернулась приличная с виду гостиница "Аш Хауз", сделанная на европейский манер. Очень чистая, много стекла и зеркал. За двойной стандартный номер с удобствами на этаже с нас взяли всего $30. Так как гостиница стояла прямо на обочине шоссе, мы немного беспокоились - не будет ли шумно ночью от проносящихся машин. Но управляющая заверила, что в каждом номере установлены современные стеклопакеты на окнах специально на этот случай. И она оказалась права, переночевали спокойно и с комфортом.
#34
Отправлено 09 октября 2013 - 05:13
"Украсила" первое впечатление от города и совковая продавщица, обхамившая мужа в молочном магазине на ровном месте. Суровый такой бабец, обслуживающий посетителей с лицом "рабочий день закончился и меня закончил", несмотря на раннее утро. Ну, дела…
Но как бы там ни было, в Рязань мы заехали ради Кремля. Этот музей-заповедник расположен на высоком обрывистом холме, окруженном двумя реками и сухим рвом. На территории Кремля внимание сразу же привлекает Успенский собор (17-й век) с роскошной резьбой (редкое явление для того времени!) и огромными куполами. Считается самой грандиозной постройкой России для своего века. Собор с колокольней были спроектированы таким образом, что их силуэты видны с достаточно большого расстояния, поэтому они использовались еще и в качестве естественных визуальных ориентиров при навигации на Оке.
Вообще, Успенский собор строили с приключениями. Сначала старый собор, стоявший на этом месте, признали обветшавшим и недостаточно просторным. Начали строить новый, но дело не спорилось - зодчие не знали, что под южной стеной собора находится давно засыпанное озеро Быстрое. В результате, новое здание, возведенное уже на три четверти, рухнуло в одну ночь.
#35
Отправлено 09 октября 2013 - 05:15
Вторая попытка оказалась более удачной. Работы закончились в 1699 году. Правда, пришлось ограничиться превышением высоты на две сажени - всё равно этого хватило, чтобы превзойти и Василия Блаженного, и храм Вознесения в Коломенском. Своего же московского тезку собор перегнал на целых 13 метров. Вот такая погоня за рекордами.
Закончив осмотр местных красот и прогулявшись в Соборном парке, мы взяли курс на Михайлов, расположенный в 70 км к юго-западу от Рязани. В районе города велись масштабные дорожные работы, строили развязку с трассой M6, она же - трасса "Каспий", она же - наша дорога в Волгоград.
Протяженностью 1380 км, М6 имеет репутацию "аварийной", с многочисленными заторами, создаваемыми медленно движущимися фурами, в основном с кавказскими региональными номерами. Власти кормят обещаниями, что к 2018 году, когда в России будет проводиться чемпионат мира по футболу, дорога заблистает.
Так как маршрут проходил с севера на юг, хорошо прослеживалась смена сезонов. Выражалось это не только в пейзажах, но и в поспевшем урожае. Например, в районе Михайлова было замечено царство земляники. Местные жители продавали её на обочинах в пластиковых контейнерах грамм на 300 за 150 руб. Сто лет уже не ели настоящей лесной земляники! Первое время просто сидели, уткнув носы в россыпь ягод, и дышали, дышали этим не сравнимым ни с чем запахом.
#36
Отправлено 09 октября 2013 - 05:18
Трасса "Каспий" стала для нас рекордной в плане общения с гаишниками. Раз пять. Или шесть. В общем, их "там тысячи, тысячи" в прикормленных местах, для которых водители - эдакие священные коровы, несущие золотые яйца.
Любимая полисменами схема ловушки: спрятать камеру в кустах перед мостом, в холмистой местности, за временными знаками дорожных работ, где резко ограничена скорость (а рабочих нет!), и начинается двойная сплошная. Нагруженные фуры ползут в горку на этих участках чрезвычайно медленно, нетерпеливые водители обгоняют их по встречке, и частенько пропускают мимо глаз временные знаки. На горке их ждут теплые объятия стражей порядка.
В машинах у полиции ноутбуки, на которых радостно демонстрируются фото нарушения, номер машины крупно, время, в общем - не придраться. Останавливают прямо пачками, одного за другим.
За пересечение двойной сплошной в России теперь положено отбирать права. Понятно, к чему это ведет. Но если водитель-россиянин сразу предлагает уладить дела на месте, у нас ситуация была несколько другой. Разговор проходил примерно по одной и той же схеме:
- Добрый день! Вы были остановлены за нарушение скоростного режима и правил дорожного движения. Пожалуйста, предъявите водительское удостоверение и регистрацию на машину.
(Через некоторое время): - Texas… Это американские что ли? Никогда не видел! Пройдемте в нашу машину, другой инспектор тоже не видел
(В машине): - Вы знаете, что за пересечение двойной сплошной белой полосы положено лишение водительских прав?
- Не знали, теперь будем знать.
- Ну и что будем делать? (очевидное ожидание откупа).
- А временные сразу выписываете?
- Да, на три месяца.
- Да отбирайте тогда. У нас самолет через три дня, а в Штатах новые сделаем, взамен "утраченных".
#37
Отправлено 09 октября 2013 - 05:21
(Уговаривая самого себя):
- Куда я вам штраф-то буду выписывать... На адрес американского посольства, что ли? Да езжайте уж, что с вами будешь делать! Только осторожно, там на трассе еще наши стоят.
- Спасибо, что предупредили.
Пока ведет к машине:
- Ну, как там живется-то? А получаешь сколько? Работаешь кем?
И всё в таком же духе. Сценарий повторялся из раза в раз, с небольшими вариациями. На редкость любопытные южные гаишиники Потом в новостях передавали - повязали всю эту цепочку вместе с верхушкой.
Вот так развлекаясь, и оставив за плечами совхозы им. Ленина, им. Маркса, городки Мичуринск и Урюпинск, около 10 вечера мы прибыли к месту назначения в Волгограде.
Город необычно спроектирован, вытянут на много километров вдоль Волги, при этом главная сквозная улица меняет название раз пять. Машины ездят старые, ржавые и пыльные. Вездесущая реклама на щитах, перетяжках, с голливудскими звездами в том числе (ухмыляющийся Брюс Уиллис на фоне банка: "когда мне нужны деньги, я просто беру их").
Волга малость загажена, но народ всё равно купается. Очень много фабрик и заводов советских времен прямо вдоль берега.
В Волгоград нас привели личные дела, не решаемые из Штатов, но вполне успешно законченные на месте. И так получилось, что осталось дополнительное время на изучение города и окрестностей. Поэтому в один из свободных дней прямо с утра мы отправились в соседнюю Астраханскую область, к озеру Баскунчак с интригующим прозвищем "всероссийская солонка".
#38
Отправлено 09 октября 2013 - 05:24
Рапные купания - полезная и энергично действующая процедура, ведь в состав рапы (насыщенного солевого раствора) входят микроэлементы, витамины, гормоны, биогенные стимуляторы, аминокислоты, полисахариды. Рапу используют на грязевых курортах для ванн как в виде самостоятельного курса лечения, так и в комплексе с грязелечением. А на озере Баскунчак всё это доступно абсолютно бесплатно, без путевок и прочих бюрократических формальностей.
До озера Баскунчак довольно легко доехать из Волгограда, 199 км в одну сторону по трассе Волжский-Астрахань. Первым делом нужно было пересечь Волгу по новому мосту, который обрел славу в интернете с эпитетом "танцующий". После этого скандала, на мосту чего-то подправили-подкрутили, больше не танцует.
Дорога легкая, по степи, параллельно железной дороге. Полицию не встретили; есть один пост ДПС на пересечении Волгоградской и Астраханской областей. Миновав поселки Средняя Ахтуба и Капустин Яр, дорога сделала резкий поворот на 90 градусов в Ахтубинске через железнодорожные пути, и понеслась по прямой к озеру (40 км).
Прямо на его берегу раскинулся поселок Нижний Баскунчак, основное занятие жителей которого - переработка соли из озера Баскунчак на предприятии "Бассоль". Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99.8 % NaCl) составляет около 80% от общей добычи соли в России. В зависимости от потребности, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год.
В Нижнем Баскунчаке активно предлагают свои услуги местные мальчишки - показывают дорогу к автомобильной стоянке за 50 рублей. Найти самостоятельно эту парковку несложно. На третьем перекрестке после знака "Stop" поворот направо -> улица Горького, на которой сосредоточена вся инфраструктура поселка. Езжайте по ней через лежачие полицейские и ж/д пути. В тот момент, когда асфальтная дорога начнет уходить направо, вам необходимо свернуть налево и, объехав спереди или сзади четыре однотипных дома, вы увидите стоянку Но мы всё равно решили дать подзаработать шустрому мальчугану, который ловко прыгнул к нам в салон.
- Ну что, пацан, как дела в школе? - решил завязать разговор муж.
- Дядя, какая школа? Каникулы! - радостно протянул пацаненок, и получив свой гонорар, побежал искать следующую "жертву".
#39
Отправлено 09 октября 2013 - 05:27
С собой очень рекомендуется приносить пресную воду, хотя бы литра три на человека, особенно если вы собираетесь купаться в рапе. До душа, расположенного на автостоянке, надо еще будет дойти-доехать, что совсем непросто сделать, когда твою кожу сковывают мириады соляных кристаллов. Идешь как в коконе, каждый шаг через "немогу" (довелось видеть таких бедолаг на обратном пути).
Наилучшее время для посещения - с начала мая до конца сентября. Озеро прогревается быстро, поэтому купаться можно уже весной. Летом обязательны шляпы-панамки - на пляже нет ни единого дерева или другой возможности спрятаться от солнца. На ноги - какую-нибудь обувь, которая не боится воды. Ходить босиком по кристаллам соли не самое романтичное занятие.
Почти вся поверхность озера покрыта солью. В некоторых местах закопаны специальные пеньки - точки кристаллизации соли.
В 1884 году от Баскунчака до Владимировской пристани на Волге проложили железную дорогу. С этого года идет счет времени промышленной добычи соли, уходившей уже за Волгу в места бессольные. А впервые озеро Баскунчак официально упоминается в 17-м веке, в "Книге Большого Чертежа" - первом географическом описании России, как место, "где ломают соль чистую, как лед".
#40
Отправлено 09 октября 2013 - 05:30
Возникает вопрос: почему же за долгие годы пласт не исчез? Потому, что каменная соль, как это ни странно, пластична; подобно льду, она "течет" под тяжестью земли. Натекает соль в баскунчакскую впадину из соседних с ней мощных (свыше тысячи метров!) соляных куполов. И если брать этот "натёк" расчётливо, в соответствии с его приростом, промысел может существовать бесконечно долго, позволяя не прибегать к сооружению шахт для подземной добычи.
Давнишний "Солесос" к нашему времени сменился уже четырьмя поколениями оригинальных комбайнов соледобычи. Высокомеханизированное производство действует с весны до осени, а зимой сложное оборудование, работавшее в агрессивной среде, ремонтируется к новому сезону.
Помимо рапы на побережье озера Баскунчак имеются залежи лечебных грязей. Особенно ценится самая черная, которая способствует лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата и болезней кожи. Грязь лежит здесь же. Стоит только копнуть соль у столба, как на поверхность с бурлением выходит тёмная, неаппетитная жижа. Многие туристы тут же намазываются этой
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей