Костел св. апостола Андрея
Дата строительства: 1775 г.В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775) — памятник архитектуры барокко. Храм удивляет пластикой фасада, богатством скульптурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это — раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея активно участвует в формировании панорамы Слонима и находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города.В городе, помимо православных и католических кладбищ, очень много еврейских кладбищ со старыми (с 17 в.) надгробиями, татарское, а также кладбище польских солдат, солдат 1-й мировой войны. Такие кладбища характерны для большинства белорусских городов, поэтому больше я не буду касается этой темы, ведь евреев действительно проживало много в Беларуси, а 1ая и 2ая мировые войны оставили свой след почти в каждом населенном пункте. Память об этих событиях сохранилась в наше время в виде надгробий.
Жировичи.Место паломничества, находится в 10 км от районного центра Слонима. Здесь расположен один из крупнейших в Беларуси центров православия — Жировичский монастырь, откуда происходят Жировичская икона Божией Матери и Жировичское Евангелие.
Жировичи (деревня в Слонимском районе, в 10 км от Слонима, у реки Щары). Известны бывшим униатским монастырем. Первоначальные деревянные постройки не сохранились: на их месте, начиная с XVII в., был создан комплекс каменных сооружений. В конце XVII в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Беларуси и Литве, пользовался среди униатов такой же известностью, как Ченстоховский монастырь у католиков.
Строительство храмов в Жировичах продолжалось до середины XIX века. К этому времени в комплекс входили Успенский собор, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. Имелась небольшая типография. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Вихне, притоке Щары.
Четвертый храм в Жировичах — деревянная Георгиевская церковь, расположенная на старом кладбище, недалеко от монастыря. Таким образом, в Жировичах сохранилось большое количество архитектурных памятников различных типологических групп.
Можно полагать, что Жировичи, расположенные в живописной местности, и близлежащий Слоним с его многочисленными памятниками архитектуры станут известными историко-культурными центрами республики.Монастырь: собор Успенский
Даты строительства / обновления:1613—50 гг. / до 1667 г. / 1828—39 гг.В соборе хранится Жировичская икона Божией Матери (на нижнем фото), по преданию, чудесным образом явившаяся на этом месте в 1494 (по другим данным, в 1470) году.Успенский собор был заложен в 1613 г. В 1650 г. строительство было закончено. Монументальная барочная постройка, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и получила в первой половине XIX в. современный облик. Собор расположен на главной улице, которая в этом месте расширяется, образуя площадь. Здание трехнефное, одноапсидное, увенчанное куполом. Протяженность его около 50 м при высоте свыше 35 м. Четкость сооружения несколько нарушена пристройками. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера — переход в монастырский корпус. Своды и купол опираются на шесть массивных устоев. В западной части храма имеются хоры, пройти на которые можно по лестнице в толще стены главного фасада. Интерьер собора отличается парадностью, которая достигается не только размерами внутреннего пространства, пластикой архитектурной декорации, живописью, но и хорошей освещенностью.
Фасад собора представлен дорической ордерной системой: двумя спаренными колоннами в средней части, по одной в углах, и пилястрами на остальных поверхностях стен. Фасад имеет фронтонное завершение, декор совмещает в себе классические элементы и мотивы византийской архитектуры (портал). Наиболее интересной, силуэтной частью храма является его купол (пролет около 10 м) с высоким световым барабаном.
Возглавляет архитектурный комплекс монастыря — Успенский собор, который виден за много километров от Жирович. Его крупномасштабный белокаменный массив с монастырским корпусом живописно рисуется на фоне зеленых лесистых холмов и заречной дали.
Справка. Жиро́вицкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Жировичская) — икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. Подробнее здесь: http://ru.wikipedia....а_Божией_МатериПеред тем, как зайти в храм, настоятель прочитал для нашей группы нечто вроде инструкции: что делать можно, чего нельзя, как креститься, чего просить и с какими мыслями подходить к иконе. Фотографировать не благословляется, то есть нельзя.
Фотография из интернета
Монастырь: колокольня
Дата строительства:1828 г.Напротив Успенского собора расположена часовня. В своем построении она двухчастная. Нижняя — собственно часовня, верхняя — звонница под куполом. Очевидно, время строительства часовни или ее реконструкции относится к первой половине XIX в. Ее архитектура близка архитектуре собора и выполнена в формах классицизма.В монастырской трапезной можно откушать постную еду, пирожки и квас
Монастырь: церковь Богоявленская
Даты строительства / обновления: 1672 г./ 1796 г.История возведения этого храма довольно запутанная и мифологизированная. Разные исследователи приводят разные даты строительства.На территории монастыря, между собором и кельями, находится Богоявленская церковь. Это безбашенная церковь — каплица. В плане она в виде прямоугольника (около 8х20 м). Впечатление растянутости фасада по вертикали достигается пучками тонких полуколонн, скульптурным щитом на главном фасаде, который выступает за пределы объема здания. Богатой пластике главного фасада противопоставлены аскетичные боковые поверхности стен. Усиливает силуэтное построение церкви декоративный граненый барабан под куполом. Выполнен он из дерева и врезан в стропила крыши.
Монастырь: церковь Крестовоздвиженская
Дата строительства:1769 г.На холме за Богоявленской церковью расположена Крестовоздвиженская церковь. Построена она также в 1769 г. в формах архитектуры барокко. Это — безапсидное сооружение, в плане прямоугольное (около 12х25 м), внутри имеет необычайное решение в виде так называемой кальварии — храма, посвященного образу, имитирующему паломничество в Иерусалим. Для верующих, прибывших в монастырь, кальвария должна была казаться Голгофой — местом казни Христа. Поэтому, поднявшись по ступеням входа в храм, посетитель попадал на протяженную парадную лестницу,Лестница занимала половину внутреннего пространства здания и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. В рисунке это была также лестница, зрительно как бы продолжавшая существовавшую, окруженная аркадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достигнут иллюзорный эффект необычайной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.
Главный фасад церкви изящен по рисунку и очень динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана (все в единственном числе) расположены на одной, центральной, оси. Прием этот усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксируют в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады более статичны, что достигается расстановкой пилястр более широким шагом и формой окон, приближающейся к квадрату.
На старом кладбище, на высоком холме недалеко от монастыря стоит деревянная церковь св. Георгия XVIII века. Посмотреть, к сожалению, не удалось.Деревянная Георгиевская церковь XVIII в. в Жировичах — простейший тип храма в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом. Крыша у западного фасада имеет небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает ее архитектуру к деревянному народному жилищу.Гродно.Гродно — один из старейших городов Беларуси. Его история насчитывает более 800 лет. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова "городить". В древних летописях он упоминает часто под именем Городно или Городень.
Скупые строки древних летописец донесли до нас сладость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохранял за собой славу политического, экономического и культурного центра.
В XII и первой половине XIII в. Гродно был центром удельного княжества. В середине XIII в. он попал под власть литовских князей, но вскоре был отвоеван и вошел в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго входит в состав Великого княжества Литовского.
В XV в. Гродно превращается в крупнейший торгово-ремесленный центр Беларуси, а с XVI в. становится резиденцией великих литовских князей, затем польских королей (Витовт, Баторий). Все это благоприятствует как укреплению оборонной мощи старой цитадели, так и широкому размаху городского строительства.
Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы; она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам — торговой площади и замку.
Торговая площадь расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц города, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри.
В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.
Помимо уникальных зданий, представляющих определенную историческую эпоху с выраженными чертами того или иного типа, в центральной части города сохранились небольшие каменные постройки, которые во многом являются характерными для Гродно. Это прежде всего — двух и трехэтажные жилые дома с мансардами (улицы Комсомольская, Большая Троицкая и др.)
Первостепенное значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленные сейчас историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер.
Гродненские монастырские комплексы с костелами и церквами в прошлом несли и оборонную функцию, поэтому не случайно в структуре города они заняли узловые места на основных улицах и главной площади. Значимость памятников XVI—XVIII вв. определяется не только их высоким художественным уровнем, развитой и силуэтной композицией, но и тем. что они закрепили на столетия главные направления улиц и каркас архитектурно-планировочной основы центрального района.
На территории Гродно и его пригородах сохранилась еще не одна историко-архитектурная достопримечательность. Среди них, например, произведения известного зодчего Д. Сакко — Станиславовский усадебный дом с парком и Августовский дворец, бывшая летняя резиденция польского короля Августа Понятовского. Это небольшие барочные постройки с некоторыми чертами архитектуры классицизма восходят к 60—70-м годам XVIII в. Ныне дворец сохранился фрагментарно, а усадебный дом находится в хорошем состоянии и приспособлен как учебное здание.
Исторический центр Гродно имеет ряд особенностей. Градостроительная композиция его формировалась с учетом живописного природного ландшафта — холмов, пойм рек и оврагов. Древняя планировочная структура города не испытала влияния регулярных преобразований конца XVIII — первой половины XIX в. Большое значение для формирования облика современного Гродно имеют сохранившиеся архитектурные памятники и другие ценные в историко-архитектурном отношении застройки.
Любопытная железная дорога, ведущая к предприятию
В Гродно находится несколько табачных фабрик, например, "Неман" (1930 г.) и фабрика табачная Шерешевского (1867).
Церковь-школа св. Владимира
Дата строительства:1896 г.Бровар (пивоварня)
Дата строительства:начало XVIII в., 1877 г.В 1877 г. при строительстве пивоваренного завода были использованы стены дворца Огинского XVIII в.Бровар (пивоварня)
Монастырь бернардинцев: костел Отыскания св. Креста
Даты строительства / обновления:1602—1618 гг. / 1680 г. / 1738 г.На мой взгляд, это самый красивый костел в Беларуси.Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, XVI—XVIII вв. Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.).
Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы.
Вплотную к костелу примыкают монастырские корпуса, образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера (А. Грушецкий, Ф. Михалевич) относятся ко второй половине XVIII в., представляя искусство так называемого виленского барокко. Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Неман.
Рабочие снимают статую для последующей реставрации
Сообщение отредактировал Александр К.: 10 марта 2014 - 23:24