Автор: Александр Борисов
Добро пожаловать в Иран.
В тех странах,
куда пока ещё не влезли американцы
со своей демократией, глобализацией,
бомбардировщиками и авианосцами,
царит мир, добро, щедрость и гостеприимство.
09.04.2013 (Новосибирск)
Поезд 177 (Новокузнецк – Москва) в 3:21 (мск) отправился с вокзала Новосибирск-Главный. Еду в Москву, в посольство Ирана за визой. Далее в сам Иран.
Пока едем, немного расскажу о цели своего путешествия.
Как известно, Иран – это страна с древней культурой и цивилизацией, страна с величайшим прошлым. Здесь были оборонительные и захватнические войны, революции, восстания; но в то же время здесь жили и творили великие умы того времени, расцветали культура и искусство, строились великолепные памятники архитектуры до сих пор поражающие нас своей красотой.
В средние века, когда в «цивилизованном» Западе считалось, что мыться вредно и неприлично, а Земля была плоской, и на кострах сжигали еретиков и ведьм, на территории древней Персии развивались различные науки: астрономия, медицина, философия, тригонометрия, арифметика. Уже в X-XI веках ученые Персии доказывали теоремы, которые через несколько столетий позднее странным образом стали носить имена западных ученых.
В это время учеными Персии было доказано истинное взаимное расположение Солнца, Земли, Луны и некоторых планет, рассчитан радиус Земли, составлялись таблицы для вычисления взаимного положения Солнца и планет, изучались тригонометрические функции, небесная механика.
Вот несколько ярких имен:
поэты: Фирдоуси (935-1020), Хафиз Ширази (1325-1390), Хагани Ширвани (1126-1199);
математики и астрономы: Абу-л-Вафа ал-Бузджани (940-998), Ирак ал-Джади (960-1036);
учёный, философ и врач Абдаллах ибн Сина (Авиценна) (980-1037);
автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Ахмед аль-Бируни (973-1048);
персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог Омар Хайям (1048-1131);
автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии Насир ад-Дин ат-Туси (1201-1274); и многие другие.
Исламская Республика Иран (до 1935 года Персия) — государство на юго-западе Азии. Столица — город Тегеран.
История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.
Иранские языки, как и славянские, входят в единую группу «сатем» индоевропейской семьи языков и происходят от общего праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, порядка 5—6 тыс. лет назад. Согласно наиболее популярной в научной среде, так называемой курганной гипотезе, прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура).
Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали в разные стороны от прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтов и славян.
Карта миграций индоевропейцев с приблизительно 4000 по 1000 год до н.э. в соответствии с курганной моделью. Пурпурная область обозначает предполагаемую прародину (Самарская культура, Среднестоговская культура). Красная область означает область, населённую индоевропейскими народами к 2500 до н.э., а оранжевая - к 1000 до н.э.
Протославянский диалект в индоевропейской языковой семье выделился, предположительно, в III тыс. до н. э., во II тыс. до н. э. трансформировавшийся в праславянский язык. В VI—VII вв. н. э. он распался на три группы: восточную, западную и южную.
Желание съездить в Иран зрело давно, несколько лет. Хотелось посмотреть древние памятники, крепости, города, другую (непохожую на нашу) природу. Интересно было бы пообщаться с людьми и немного прикоснуться к их культуре. Поездка всё как-то откладывалась на потом, почему-то возникали какие-то причины… Наконец, было принято волевое решение – ехать сейчас, пока сезонно немного работы, пока все сторонние дела утрясены, пока есть немного финансов, пока в Иране погодные условия наиболее благоприятны для посещения. В общем, пока всё складывалось так как надо. Кроме того, постоянно существует внешнеполитическая угроза вмешательства Америки в Иран. Проще говоря, есть опасность развития военного конфликта в этом регионе. Шесть лет назад я был в Сирии, в замечательной мирной стране с добрыми и гостеприимными людьми, и где сейчас американцы развязали кровопролитную войну, засылая туда боевиков и снабжая их оружием. Сейчас, конечно, я бы туда уже не сунулся. Я всё боялся, что нечто подобное может начаться в Иране, что англосаксы принесут и в эту страну войну, горе и страдания и тогда моя поездка отложится на долгие годы.
Не дай Бог, в Сирии рухнет законная власть, и тогда военные конфликты распространятся и в соседних регионах. В результате, всё это может начаться и на южных рубежах России. Ясно, что этого то и хочет добиться американская элита – войны и смуты в России. Древнее правило: разделяй и властвуй.
Маршрут в Иран я решил проложить через Турцию. Интересно, с исторической точки зрения, проехать по северо-восточной её части – бывшим территориям Российской Империи, которые были утрачены в результате подписания позорного Брест-Литовского мирного договора в 1918 году. Также, под впечатлением фильма «Баязет» снятого по одноимённому роману В. С. Пикуля хотелось побывать в ныне турецком городе Догубаязит. Этот роман, не смотря на большое искажение фактов и вымыслы, создает правильную картину происходивших событий: здесь незначительный русский гарнизон, испытывая крайний недостаток в воде и пище, в течение 23 дней (6—28 июня 1877 года) мужественно держал оборону крепости от многократно превосходившей в силе турецкой армии.
Догубаязит как раз рядом с границей Ирана расположен, в 30 км от погранперехода.
Дальше, непосредственно путешествие по Ирану.
Выезд обратно в Россию через Азербайджан. Сначала была задумка вернуться домой через Туркменистан, Узбекистан, Казахстан (в Новосибирск так покороче было бы ехать), но в связи со сложностью получения Туркменской визы и предстоящим неприятным досмотром вещей (читай – шмоном) на границах этих достойных государств, я решил не портить себе настроение и отказался от этой затеи.
Никогда не забуду, как мне довелось проходить таможню в Казахстане, будучи там, в командировке в 2006 году. После пристрастного шмона багажа у всех пассажиров автобуса, желание посещать эту страну в будущем отпало надолго.
Забегая вперёд, укажу, какой в итоге у меня получился маршрут:
Россия: Новосибирск – Москва – Турция: – Анкара – Эрзерум – Карс – Ани – Карс – Дигор – Ыгдыр – Дугубаязит – Иран: – Маку – Тебриз – Хамадан – Бехистун – Карманшах – Исфахан – Шираз – Персеполь (Накше Раджаб, Накше Рустам) – Шираз – Бендер-Аббас – остров Ормуз – Бендер-Аббас – Керман – Йезд – Тегеран – Азербайджан: – Баку – Россия: – Дербент – Махачкала – Каспийск – Махачкала – Новосибирск.
Период путешествия: с 09.04.2013 по 04.05.2013 г.
Время нахождения в Турции – 4 календарных дня.
Время нахождения в Иране – 15 календарных дней.
Потрачено около 40000 рублей, включая все-все расходы в этом путешествии.
В вагоне ехал с тремя женщинами лет под пятьдесят. Они всю дорогу трещали меж собой про сетевой Amway, которым занимаются, чем сильно меня утомили. Ехали в Москву на какой-то свой слёт Amway-евцев. Допытывались, куда я собрался с таким рюкзаком, но я не стал рассказывать, да и не было желания с ними общаться.
11.04.2013 (Москва, Анкара (Турция))
В Москву прибыл в 5:45 на Казанский вокзал. На метро доехал от ст. Комсомольская до ст. Курская. На Курском вокзале сдал рюкзак в камеру хранения. Пошёл искать посольство Ирана которое расположено по адресу: Москва, Покровский бульвар, 7.Номер телефона: 917-00-39 (198,199). Работает в будние с 9:00 до 14:00 без перерыва. От Курского вокзала идти около 1,5 км (15-20 минут пешком). Нашёл, но время еще 7 утра. Два часа где-то надо убить. Прогулялся к центру Москвы. Кремль издалека посмотрел. Сел на скамейке в бульварчике, перекусил, что осталось из припасов в поезде.
Прошёлся в другую сторону. Заметил церковь. Зашёл, постоял и полюбовался красотой внутреннего убранства и иконами русской православной церкви, поставил свечку Николаю Чудотворцу – покровителю купцов, мореходов, а также всех странствующих на суше и на море, с пожеланием доброго мне пути.
Время почти 9:00. Вернулся к посольству. Там уже открыто. Охранник из будки возле входа, проверил и записал данные моего паспорта. Внутри уже находилось несколько человек. Сдал документы: заявление в 2-х экземплярах, 2-е фотографии 3х4 цветные, загранпаспорт. Ответил на дежурные вопросы. В заявлении я указал, что нужна виза на 4 недели (28 дней), как было указано у них на сайте и подтверждено при устном разговоре с ними же по телефону еще дома. Сотрудники посольства сказали, что такой срок они дать не могут, а могут дать визу только на 14 дней. Я постарался убедить их увеличить время действия визы, в итоге договорились на срок 21 день. Отлично. Где-то 15-20 дней я и планировал.
По оплате: Стоимость обычной визы 1760 рублей делается в течение 4-х дней. Срочная – 2660 рублей, делается в течение 3-х часов. Можно оплатить у них на месте по карте, если наличными, то нужно идти в указанный ими банк (минут 20 пешком). В моем случае, карты у меня нет, но среди посетителей нашлась отзывчивая девушка с картой. Я ей отдал деньги наличные, а она оплатила мне визу по карте. Естественно я заказал срочную визу и мне пообещали сделать ее через 2 часа.
Выйдя из посольства, хотел найти книжный магазин (чтобы купить открытки с видами России) и салон МТС (нужно было добавить кое-какие услуги в телефон). В Новосибирске не успел это сделать. Книжный магазин по пути не обнаружил, а в местных салонах МТС нет базы Новосибирского региона. Но нашел интернет-кафе, и через личный кабинет сделал всё что нужно.
В 12:30 вернулся в посольство. Виза готова – срок пребывания 22 дня, окно въезда с 11.04.2013 до 11.05.2013. Ура!
Теперь на Курский вокзал. Забрал рюкзак. На метро – до ст. «Юго-Западная». Далее автобусом до аэропорта Внуково. На остановке должен быть №611 по 25 рублей, но его нет, и когда будет неизвестно. Есть №45 по 100 рублей, прямо в аэропорт без остановок. Еду.
В аэропорту выкупил заранее забронированный в Новосибирске билет, 6525 рублей до Анкары (Турция). Авиакомпания «Турецкие авиалинии», рейс ТК422, вылет в 17:20 (мск), прилет в 19:40 (мск).
Прошёл паспортный контроль. Девушка сверила паспорт и спросила цель поездки. Я сказал: туризм. Сижу в зале ожидания, жду приглашения на посадку.
Примерно через полтора часа пригласили на посадку. В самолете расстояния между сиденьями больше чем обычно в наших самолетах, покомфортнее. Взлетели вовремя. Сервис (как и везде у турок) очень хороший. Покормили. Немного вздремнул. Через 2 часа объявили посадку. В 19:40 сели в аэропорту Эсенбога (Анкара).
Уже вечереет. В Турции темнеет раньше, чем у нас. Тепло: +12 градусов. Снег уже везде растаял, но идет дождь. Трава зеленая. Необычно сразу так вот в теплых краях очутиться, в Новосибирске снега ещё полно, да и в Москве кое-где попадается.
Получил свой рюкзак. На выходе багажного отделения багажные бирки никто не сверяет (берите люди добрые, чемоданы, какие нравятся) J. Паспортный контроль – быстрый, офицер посмотрел паспорт, сверил фотографию с моим лицом, поставил штамп въезда. И всё. С Турцией у нас сейчас безвизовый режим.
Здесь же в аэропорту обменял 100$ на 165 турецких лир (TL). Курс не очень выгодный, но где я сейчас вечером обменяю лучше…
Таможенного контроля, как в России, так и в Турции нет. Вещи никто не проверяет. Во Внуково на входе в аэропорт стандартно багаж через рентген прогоняют, ну и сами пассажиры – через рамку. В Турции и этого нет.
Выйдя из аэропорта, пошёл искать, как мне уехать в Эрзерум. Один водитель автобуса (если не ошибаюсь №422), подсказал, что нужно ехать до городского автовокзала (он как раз туда направляется), а оттуда на рейсовом автобусе.
Сел. Проезд до автовокзала – 5,4 TL. Едем. Моросит дождь и это не радует. Уже стемнело, и где ещё придется заночевать – надо определиться.
Добрались до автовокзала.
Он поражает своими размерами: 3 уровня, 138 терминалов (а может и больше, да я не заметил). Есть даже вертолётная площадка. Внутри множество автокомпаний, конкурирующих между собой. У входа стоят зазывалы и предлагают свои услуги. Обратился на первую попавшуюся стойку. Сказали, что это как раз к ним. Рейс до Эрзерума в 22:00. Цена: 70 TL, минус скидка 10 TL, итого 60 TL. Возможно, где-то и есть дешевле, но трудновато без знания турецкого языка. К тому же, время меня совершенно устраивало: всю ночь буду ехать в автобусе – ночлег найден. Кроме того, попросил кассира подзарядить сотовый телефон, и он любезно согласился. Пока ждал автобус, купил перекусить ватрушку и воды.
В 22:00 автобус отправился с автовокзала. Мерседес, почти весь полный, но я сижу один где-то в конце салона. Автобус комфортный, тем более, если сидеть одному на двух сиденьях – можно и развалиться. По дороге всю ночь идет дождь.
12.04.2013 (Эрзерум, Карс)
Под утро остановились где-то, видимо, высоко, в перевале – вокруг снег. Часы-градусник в автобусе показывают +4 градуса снаружи. Подышали свежим воздухом, размялись, поехали дальше и ещё выше. На перевале метет снег. Температура упала до 0 градусов.
Потом спустились вниз, здесь повеселее и потеплее, но опять обложной дождь.
Утром приехали в Эрзерум. Дождь кончился, но пасмурно. Здесь старинных достопримечательностей особо нет, но необходимо упомянуть, что этот город три раза занимали русские войска во время войн с турками.
Эрзурум (Эрзерум), старые названия: Карин, Карано, Каликала, Феодосиополь, Ардзн-Рум, Арзен — город на северо-востоке Турции, на территории Западной Армении, административный центр. Город расположен на высоком плато более 1700 м над уровнем моря; климат континентальный.
В июле 1829 года вследствие победы русских, под начальством Паскевича, над турками на Эрзурумской равнине пашалык Эрзурум, вместе с главным городом, оплотом Турции со стороны России и Персии, оказался во власти России, но по Адрианопольскому миру (сентябрь 1829 года) был возвращен султану. Во время этого похода Эрзурум посетил Пушкин, описавший поездку в своём «Путешествии в Арзрум».
В 1877 году Мухтар-паша, разбитый в сражении на Аладжинских высотах, отступил за Саганлугский хребет, преследуемый отрядом генерала Геймана, который 23 октября снова нанес поражение туркам у Деве-Бойну. Последние быстро отступили в Эрзурум; попытка овладеть крепостью посредством нечаянного нападения не удалась. Отряд Геймана расположился на зимних квартирах в окрестностях крепости. На основании заключенного в 1878 году мира Эрзурум занят был в феврале русскими войсками, но по Берлинскому трактату возвращен Турции.
В 1895 году в Эрзеруме и других городах восточной части Османской империи была организована резня армянского населения, в которой участвовали правительственные войска и турецкое население. В результате массовых убийств, сопровождавшихся грабежами и мародёрством, были уничтожены и замучены десятки тысяч мирных жителей.
В 1916 году во время Первой мировой войны город c апреля 1916 до лета 1917 года занимался русскими войсками Кавказского фронта.
В Эрзеруме я останавливаться не собирался, но мне нужно было купить обычный баллончик с газом для туристической горелки. С собой из дома я его брать не стал, поскольку садиться в самолёт с ним нельзя.
Решил пройтись к центру города. Сдал рюкзак в камеру хранения. Расспросил турок в ближайшем СТО, и они указали место, где можно купить газовые баллоны и даже написал адрес (место), где это находится. Я шёл, прохожим показывал бумажку, они мне рукой показывали «туда». Однако, в том магазине, который мне советовали, газовые баллоны, и горелки к ним, только местные, турецкого производства. Разъемы совсем другие, к нашим (т.е. корейским) не подходят. В магазине ещё посоветовали в другое место съездить на городском автобусе. Съездил (ехал долго, через весь город), там тоже нет. На обратной остановке нужного автобуса не дождался, как на других ехать не знаю, да и времени уже зря тратить не хотелось. Пришлось взять такси и за 10 TL вернуться до автовокзала. Хотя полдня потерял, но зато город посмотрел.
Купил билет до Карса за 20 TL. В кассе показали терминал, откуда будет отправляться автобус. Однако, когда подошло время уезжать, автобуса всё нет. Тут вижу, продавец билетов меня зовёт, что-то начал объяснять, потом позвонил куда-то. Затем объяснил, что мне нужно на вот этой легковой машине куда-то проехать. Сажусь, поехали в город. Там, где-то в центре пересаживают меня в небольшой автобус, который идет до Карса. Ну, вроде всё разрешилось, еду.
После обеда, ближе к вечеру, я уже был в Карсе.
Карс — город в Турции, административный центр ила Карс. В X веке — столица Багратидской Армении.
Во время русско-турецких войн XIX века крепость Карс стала одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий. В 1807 году русские войска безуспешно штурмовали Карс.
В 1828 году город был взят штурмом во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
В 1829 году здесь был А.С. Пушкин.
В 1855 году, во время Крымской войны, турецкий городской гарнизон под командованием Измаил-паши отбил атаки русских войск, но после пятимесячной осады капитулировал из-за голода.
В ноябре 1877 года Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года отошёл к России.
В 1878—1917 гг. Карс — центр Карсской области Российской империи. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы.
По переписи Российской империи 1897 года население города 20 805 человек, из них (по родному языку) 10 305 (49,6 %) армяне, 3 483 (16,7 %) русские (великороссы), 1 914 (9,1 %) украинцы (малороссы), 1 084 (5,2 %) поляки, 786 (3,7 %) турки, 733 (3,5 %) греки и другие. После завоевания города турецкими войсками в 1918—1920 годах большая часть населения были убиты или стали беженцами.
Прошелся по городу, заглянул в несколько отелей. Снял в одном из них небольшую чистую комнатку 5-6 кв.м за 20 TL. В других отеля были комнаты побольше, но уже от 25 TL. Мне одному ночь переночевать этой хватит. Душ и туалет в коридоре. Кстати сказать, здесь на рецепшине, турок слабо говорил по-английски, но когда узнал, что я русский, позвонил своей жене, которая работает учителем русского языка. С ней мы легко объяснились и уладили все вопросы. Заодно я обменял здесь же на рецепшине 20 евро на 46,8 TL. Ещё поинтересовался, о возможности поездки на руины древнего города Ани (тысячу лет назад - столица армянского Анийского царства), но турок ничего толком не сказал…
Пошёл погулять по городу.
Город не большой. По дороге, зашёл в пару туристических агентств, но там, узнавая про интересующий меня Ани, только пожимали плечами.
На краю города есть крепость. Направился к ней. Тут меня догнал один мужчина и сказал, что может меня отвезти в Ани за 40 TL (судя по всему, с рецепшена ему передали информацию). Я попробовал снизить цену, не получилось. Согласился. Договорились, что он подъедет завтра утром к входу отеля.
Иду дальше. В одном из магазинов поинтересовался про газовые баллоны, но здесь тоже, что и в Эрзеруме, только свои турецкие горелки и баллоны к ним. Еще по пути перекусил в кафе, купил кебаб и айран.
Вот и крепость.
Поднялся наверх, к цитадели. Полазил там, внутри.
Посмотрел сверху окрестности, город. Интересно так.
Внизу напротив стоит бывшая армянская церковь Святых апостолов X века, но сейчас это – мечеть.
Сообщение отредактировал Azimut: 18 ноября 2019 - 22:58