Встреча с нашим проводником Хериманом оказалась довольно плодотворной. Вечером в отель он приехал вовремя, привёз с собой карты долины Балием с означенными маршрутами, брошюры для нас. Договорились на завтра пройтись по деревням папуасов племени Дани. Цену закрепили в 130 дол. на двоих. В стоимость входила машина с водителем и сам Хериман, как проводник. Хериман оказался скромным и стеснительным человеком, объяснял очень доступно и ненавязчиво, чем вызывал к себе простую человеческую симпатию.
Мы предусмотрительно с вечера купили в дорогу воду, печенье, сладости. Утром в 9 ч. выехали. По дороге наменяли мелких денег для аборигенов, заехали на рынок, где всё пестрело от ярких одежд. Тут и куры, и свиньи, гордость и достояние папуасов. Количеством свиней оцениваются все крупные покупки. Горы капусты были свалены на землю, морковь связана красивыми чистыми ярко-оранжевыми пучками, сухие листья табака, намотанные на деревяшку, нарезаны разными порциями. Неизвестные медицинские травы были разложены по кучкам. Что-то похожее на куски пемзы высилось горкой, но на ощупь было лёгким и пружинистым. Оказалось папуасская панацея от всех болезней. Разрушенный людьми термитник был порезан на куски и вывезен на рынок.
Народ, не смотря на свою доверчивость и не злобный характер, при виде фотокамер отворачивался. Женщины закрывались сетками, на которых же и сидели. Многие мужчины в венках, имея грозный вид, вызывали у нас безудержный смех. Нет, мы не сумасшедшие, просто странная особенность тамошних мужчин иметь под носом, извините, длинную соплю, никак не клеилась с их воинственностью. Интересно ещё и то, что этот недочёт во внешности никто как будто бы не замечал. Сопливые мужчины серьёзно разговаривали с подобными личностями, иногда облизываясь. Ну, а мы что? Мы просто давились со смеху! Такого недостатка у женщин не наблюдали.
Несколько мужчин в котеках деловито ходили меж рядов, лишь только один грустно стоял с котомкой на плече. Жалкий такой и совсем голый. Протянула ему мелкую купюру, сразу заулыбался, плечи расправил и отдался моей фотокамере. Судя по котеке, стало ясно, что он из племени яли.
Первой деревней оказалась д. Кулуру, расположенная за 30 км. от г. Вамены. На подъезде к ней полицейский кордон. Тут были проштампованы наши разрешения, как и полагается по правилам. Ближе к деревне раскинулись несколько озерков с ярко – розовыми нимфеями. Красивы пейзажи на фоне гор, вся долина в синей дымке.
Множество папуасских племён и деревень находятся в зелёной долине меж гор. Народ сохраняет свои обычаи, пока ещё и мы можем быть тому свидетелями. Но сколько племён проживает в непролазных джунглях, не знают даже сами жители долины Балием.
Прямо на центральной аллее, ведущей в деревню, нас перехватили сами же жители и ну, давай позировать! Женщины в травяных юбках, мужчины и дети в котеках. Что ни фото, то руку за деньгами тянут. Ну, мы сгоряча чуть было здесь же всё и не отдали. Хериман нас в чувство привёл, а тут уже сувениры несут специально для нас. Как то незаметно у меня на шее оказался амулет с «зубом динозавра», точнее со свиным клыком, в придачу к той котеке, что за спиной висит на верёвочке. Поняв, что белые обладают покупательской способностью, обступили со всех сторон, котеки разных форм в руки суют, амулеты на шею вешают. Ну, просто не отбиться!
До деревни всё-таки дошли, тут площадка плиткой вымощена. На ней народишко местный собрался, все нас ждут. Атака с их стороны была мощной, даже не сразу заметила стоящий поблизости мотоцикл. Хитрецы! Не всё так сумрачно, на мотоциклах разъезжаете! Толстая свинья бродила у самого входа, но попасть в общинную деревню не могла. Всё входы в деревни сделаны в заборе в виде лаза под аркой, с двумя ступенями для подъёма. В самих деревнях чисто выметено. Уж за порядком следят!
Деревни у папуасов дани не большие. 30-50 человек проживают в одном поселении.
Тут появился колоритный папуас с перьями в волосах, в венке, в скромных бусах и в красивой котеке. Сразу за своё фото доллар запросил, ну мы решили только поздороваться, а там посмотрим. Папуас расстроился и в сторонке встал, а тут другой подскочил и ну, давай нам «впаривать» мумию своего вождя трёхсотлетней давности за кругленькую сумму.
- Да ты что, папуас? У меня этих вождей в засушенном виде видимо-невидимо! И все за эту сумму. А ты мне одного предлагаешь, да и то, даже не потрогать, а только посмотреть!
Ну вот, ещё одного папуаса расстроила. Ну как ему объяснить, что жуткий страх меня одолевает перед мумиями? Что мы другие и кладбища наши за городом, и селиться мы рядом с ними не желаем. Не то, что у них в каждой деревне могилы посередь двора! Дети на них играют, старики пристраиваются прикорнуть, а можно и какую – никакую одежонку на могильных плитах просушить. И предки их за это не карают, и не думает народ об отрицательной энергетике, и не боится загробной жизни. Так - то вот.
В деревне, прямо на заборе из кольев, висели сувениры на продажу. Видимо витрина никогда не убирается, так как мы приехали внезапно. Папуасский спектакль не заказывали, а потому незачем было предупреждать их о нашем визите. Женщины тащили нас к витрине, пытаясь продать всё там имеющееся. А жалкий старик в общипанном венке скромно стоял в сторонке и умоляюще смотрел в глаза. Длинные бусы на нём из речных ракушек и клыкастый амулет повешен на руку. 30 дол. просил! Но отдал за 10.
И вот я вся увешанная кабаньими клыками стою на территории папуасской общины. По одну сторону от меня длинный барак крытый травой. Это жилище женщин и детей, которые живут все вместе. На противоположной стороне мужские домики, похожие между собой, тут проживают мужчины отдельно друг от друга. Если муж и жена хотят встретиться, то муж ведёт свою женщину из женского дома в свой. Но всякий раз она возвращается в женский барак. Таковы незыблемые правила аборигенов на протяжении многих тысячелетий. Они так живут.
Мы проникли в женский дом и были удивлены тем, что спят женщины на совершенно голой земле, слегка припорошенной травой. А что? В лесу трава кончилась? Что за спартанские условия? Нет, мы всё равно не поймём, как может быть достаточным плетёной сетки на полу и она же вместо одеяла? Ещё имеются травяные юбки, или же шорты, дары цивилизации, но до пояса женщины нагие. В бараке не было признаков тёплой одежды, не говоря уже об элементарно простой циновке. А как же мужчины? Только котека? Вот откуда берутся сопливые папуасы. Вечный насморк мучает тамошних мужчин. А лечиться, что толку? Всё равно холодная земля под боком и стук зубов в мелкой дрожи.
Оказавшись во дворе, заметили, что народу поприбавилось. Дети появились, Хериман пояснил, что вернулись из школы. Значит, учатся, только не все. Те, кому неудобно в городской одежде, сразу переоделись в котеки. Фотосессия продолжалась, две пожилых женщины совали в наш объектив измученные работой руки с обрубленными пальцами. Это последствия жуткого папуасского обряда обрубать по одной фаланге пальцев за каждого умершего близкого родственника. Столь жестокую епитимью запретили около 50-ти лет назад, пришедшие сюда, миссионеры. Имеется даже наказание со стороны правительства за членовредительство, то бишь за рубку своих пальцев. Исходя из этого, можно приблизительно определить возраст женщины. Ведь папуасы не знают своего возраста. Мужчины подобной экзекуцию на своих руках не проходят. Но в племени лани этот обычай у мужчин присутствует.
Фотосессия закончилась раздачей денег. Лес рук тянулся ко мне, тут уже все были готовы фотографироваться хоть за рубль, чувствуя, что интерес к ним мы удовлетворили. Узкой тропинкой пошли в следующую деревню, в какой-то момент кто-то осторожно сзади взял меня за руку. Обернулась, конечно, оказался тот самый папуас в перьях и котеке, которого я изначально обидела, не дав доллар за его фото.
Он улыбался некрасивым лицом и качал головой из стороны в сторону. Наверное, разрешение спрашивал на мою руку. Разрешение дала, в конце концов, это не разрешение на моё сердце! Так мы и шли. Папуас, которого звали Август, бережно вёл меня по узкой тропе, ступая своими босыми ногами по колючей обочине. При этом мою руку нёс в своей руке, слегка выставив вперёд, как будто бы Мазурку собрался станцевать. Был на удивление галантен, на неудобных участках тропы вперёд забегал, руку подавал, через реку перенести пытался, не далась. Сколько ему лет, он не знает. Был женат, жена умерла. Дочка – подросток проживает в общине его жены неподалёку. А он совершенно одиноко проживает в своей общине, среди своих родственников. Дочку навещает по выходным, после того, как сходит в церковь. Вот и сегодня пойдёт. Переодеваться ему ни к чему, прямо так в перьях и котеке папуасы ходят в свою маленькую, побелённую церковь с нарисованным крестом на фасаде. Церковь отдалённо стоит у дороги, что бы со всех общин верующие шли и что бы всем было удобно.
А пока извилистой тропой мы поднимались в гору. Я и Август за разговорами, если можно так назвать мои жесты вперемешку с английским, испанским, да ещё каким-то и постоянное папуасское кивание головой, слегка поодстали. Вот тут он меня удивил окончательно! Мой попутчик попытался меня обнять! А я-то думала, они в этом ничего не смыслят! Тут я его и бросила, быстренько догнав Херимана с Любой, да с увязавшимся за ней мальчишкой из деревни.
Посмеялись над ситуацией, а Август не сдавался, снова и снова пытаясь восстановить свои права на мою руку. И я сдалась, отдав ему свою правую длань до конца дня. Так мы и вошли в следующую деревню, перебравшись через окультуренный лаз среди острых кольев. В деревне было не многолюдно, старики да дети. Все работоспособные члены общины трудятся днём на поле. Папуасы дани живут родами и занимают значительную часть долины Балием. Одна деревня – один род, одна община. Каждый род имеет свои участки земли, на которых выращивает овощи, фасоль, кукурузу. Склоны гор сложны в обработке, приходится раскатывать камни, выкапывая их из грунта, что бы освободить площадь под огороды. Но, даже несмотря на те небольшие клочки земли, рынки Вамены изобилуют овощами, выращенными на этих склонах.

- парадный вход )

- окрестности очень зелены

- в озёрах везде нимфеи.

- ограды вокруг деревень и вокруг частных домов.

- папуас без свиньи, как цыган без лошади, поэтому их здесь можно видеть повсюду, хотя загоны за поселениями на определённом расстоянии.

- первая встреча на аллее, что идёт в деревню. Супруги.

- приветствовать надо было всех. Наш проводник вообще каждого обнимал.

- тут-же сразу и сувениры самые раскупаемые предложили

- все на аллею повыходили, что б за фото успеть деньги получить.

- это я. Благодаря своей попутчице у меня теперь столько своих фото, сколько я в своей жизни никогда не имела. Тоже хочу иногда их показывать.

- мумию предлагал посмотреть за 10 дол. с каждого. Я думала он её нам продать хочет, ещё бы и торговалась, а он только посмотреть на неё разрешал.Вождь говорит.300 лет ему. Коптили на костре. Практика такая была. Ну и что? У меня таких вождей по доллару...). Да это я так, только вам говорю, а папуаса не обидела. Просто я мумий боюсь патологически. Я на них смотреть не могу.

- Деревни у папуасов дани не большие. 30-50 человек проживают в одном поселении.

- Мужские травяные домики по одну сторону, а женский общий барак по другую.

- Внутри женского барака.
Спят на голой земле слегка припорошенной сухой травой. Вместе с женщинами проживают и их дети. Разрешено многожёнство. Для встречи с женой муж приглашает её к себе в хижину, но всякий раз она вновь возвращается в женский барак.

- традиция была такая, после смерти близких отрубать фалангу пальцев, теперь запрещено законом, считается членовредительство. У мужчин дани не принято рубить. В племени яли, кажется, рубят ещё и мужчины. 60 лет назад запретили обычай, исходя из этого можно определить возраст. Папуасы не знают сколько им лет.

- Приспособление на половом органе мужчин называется котека. Используют её племена папуасов на Папуа Новая Гвинея как оберег для столь нежного органа.

- Женщины носят травяные юбки и плетёные сетки-мешки, которые одевают на голову спустив их назад за спину.

- раздача денег за фото.

- дед хитрый такой!

- пошли гулять.

- его звали Август.

- совсем ничего не понимает.

- Папуасы трудолюбивы и аккуратны. Деревни чистые с большим двором посередине. Навесы для общих бесед и отдыха. Перья казуара носят мужчины и венки из того-же казуара.

- вход в деревню обязательно со ступенями.

- Украшения из кости казуара почти каждый папуас носит на своей груди. А по праздникам свиные клыки вставляют в носовую перегородку, для этой цели у каждого мужчины в носу отверстие.
Эта птица обитает только на Папуа, большая и яркая. Она на грани истребления, но запретить папуасам охотиться на неё просто не возможно. Папуас без перьев, как цыган без лошади.

- Днём в деревнях остаются только дети и старики, ну ещё кормящие матери. Всё работоспособное население на полях, где выращивают всевозможные овощи. Поля тщательно обработаны, ни единой травинки, большие каменные глыбы раскатаны по сторонам.
Сообщение отредактировал Tamarita: 06 мая 2014 - 23:27