Изначально эта поездка замышлялась совсем по-другому: я должен был долго плыть гидростопом до Набире, а затем пытаться пересечь пешком всю индонезийскую часть Новой Гвинеи – через Энаротали и Вамену на юг – в Мерауке. Я не был уверен, насколько это практически осуществимо, хватит ли мне сил и времени.
Но осуществиться этим планам все равно было не суждено, и виною тому венгерский путешественник, встреченный мною на Суматре. Умный белый мистер рассказал другому, ничего не знающему белому мистеру о том, что очень скоро в долине Балием начнется грандиозный ежегодный фестиваль, во время которого окрестные племена спустятся с гор и будут развлекать местных и приезжих зрителей традиционными песнями и плясками, искусством войны и жарки свиней на углях, а также прочими диковинками.
Пропускать такое было никак нельзя, поэтому я поменял планы (все равно 2 месяцев без продления визы для своего мега-похода у меня уже не было), быстро добрался до Джакарты, купил за $142 билет в Джаяпуру и транзитом через Макассар умчался на Новую Гвинею.
Утром 5 августа под окном самолета, приземляющегося в Сентани, уже пело зеленое море новогвинейских джунглей, слегка разбавленное местными деревушками.

В аэропорту было тихо и спокойно, никаких приставучих таксистов или хелперов. До фестиваля оставалось 3 дня, а пока надо было раздобыть пермит на посещение папуасской глуши (он же «сурат джалан») и билет в Вамену. Кажется, билет я купил сразу же – на следующее утро, от авиакомпании «Тригана», после чего пошел «в город».
Индонезийская полиция сразу за воротами аэропорта оказалась довольно дружелюбной – разрешили оставить рюкзак, рассказали, что сурат джалан в любой район можно сделать в местном отделении полиции (polres), и объяснили, как туда доехать.
Сентани оказалось большой деревней. Из транспорта только маленькие убитые маршрутки, которые здесь гордо называются «такси» и ходят в пределах 20-30 км в окружающие села. В столицу провинции Джаяпуру, как оказалось, прямой маршрутки нет вообще. Тариф зависит от расстояния, по городу примерно 1-3 тыс. рупий (на тот момент 1$=9400Rp). На одном из «такси» за 3 тыс. доехал на местный рынок – грязновато даже по-индонезийским меркам

На рынке находится то, что в Индонезии называют «терминал», т.е. местная автостанция. Нумерация маршруток какая-то хитрая, и логика ее осталась мне непонятной

Судя по схеме, должно было быть по крайней мере две «маршрутки» в деревеньку Doyo Baru в 7 км от рынка – там находится отделение полиции. Я их честно и долго ждал, изучая при этом местность и папуасов: они абсолютно не похожи на индонезийцев, у всех курчавые волосы, часто бороды, дрэды, все крепко сложены, хоть и в основном невысокие. Крупные носы, нижняя челюсть немного выступает вперед.
На самом рынке делать нечего – продаются лишь немного индонезийских вещей первой необходимости. Папуасы, такое впечатление, продают лишь бетель красивыми кучками в среднем по 10 тыс. каждая

Какое-то сонное царство. Лишь некоторые продавцы бетеля и пассажиры, ожидающие свой транспорт, лениво грызут мороженое

Но чаще всего абсолютно все заняты жеванием бетеля (особенно его продавцы)


Грязь буквально везде, болото не успехает высыхать из-за частых дождей.

Разговорился с аборигеном по имени Ганс, угостил его мороженым. Ганс был пьян, но доброжелателен.

После получасового разговора Ганс вдруг случайно вспомнил, что маршрутки сегодня не будет – воскресенье. Поехал стопом – в кузове с индонезийцами, за городом вышел на развилке. Пока ждал следующую машину, пришел папуас и непонятно зачем развел костер прямо возле дороги. Наконец застопился скутер почти до полиции.
В полиции меня привели в какую-то комнатку, где сидел работник-папуас и спал индонезиец. Взяли документы, сказали прийти в 15-00 (через 5 часов!). И на том спасибо, учитывая, что воскресенье.
Возвращаться к аэропорту не хотелось, пошел изучать окрестности на предмет обеда. За порцию вкусного рисового супа с курицей (сото аям) и стакан какой-то адской смеси (кокосовая вода + яванский сахар + напиток Milo из пакетика) заплатил 15 тыс. рупий, что не так уж и дорого для Папуа.
Становилось жарко и надо было где-нибудь отдохнуть. Пошел к церкви подремать на скамейке в тени, однако спокойно отдохнуть мне не давали то комары, то любознательные местные жители. Сначала, когда закончилась месса, ко мне подошли то ли местные священники, то ли просто уважаемые верующие в забавных галстуках – у одного нарисован Ноев ковчег и радуга, у другого – крест, сердце и надпись Jesus:


Пасторы не особо мной заинтересовались и вскоре ушли. Как только я закрыл глаза, рядом нарисовались две девушки-папуаски. Хотя они и говорят по-индонезийски, но, в отличие от Явы или Суматры, бледнолицых здесь не называют «буле» (политкорректно говорят «оранг барат», т.е. «западный человек») и не удивляются по поводу зеленых глаз и большого носа – ведь у папуасов тоже носы немаленькие. Зато задают мой любимый вопрос: «Суда макан?»
Хоть я и поел, отказываться от приглашения в дом не стал – надо же посмотреть, как живут городские папуасы. Оказалось, живут как индонезийцы – в розовом деревяном доме с большими щелями между досками. Сначала мне вынесли магазинный бутылочный чай из холодильника и мы устроились на крыльце в тени джекфрутовых деревьев
Девушек зовут Ифон и Фиа, с ними в доме еще живут мужья/братья Мет и Иджа (кто есть муж, а кто брат, я не разобрался) и две собаки. Ифон и Фиа давно «индонезировались» - на своем родном языке знают только «денефои» - доброе утро, как и все, сидят на фейсбуке со своих «блекберри» и фотографируются с дурацкими V-жестами

Немного посидели и пошли в дом пробовать «специальную папуасскую еду». Называется это чудо «папеда» и выглядит как застывший кисель, только густой и клейкий. Готовится из саговой муки. Вкус специфический – никакого вкуса, но слегка с кислинкой. Зато традиционная еда, надо же попробовать. Есть положено вместе с рыбой в желтоватом соусе. Набирают папеду специальной палочкой-тризубцем, которая называется «сирой». Сначала чуть надрезают, потом вставляют сирой и резко наматывают немного соплеобразной папеды (как наматывают вилкой спагетти), а потом так же резко отрывают эту соплю от оставшейся неаппетитной массы и отправляю в рот.

Девушки признались, что кроме папеды, едят еще свинину и собачатину (хм..значит двух собак держат на убой? не зря они выглядели такими упитанными). Предлагали мне экскурсию на озеро, к памятнику Мак-Артуру и еще куда-угодно, но ограничились походом в сад и к соседям. У соседей мне прочли лекцию на тему «Как правильно употреблять пинанг (т.е. бетель)». Оказывается, он здесь маленького размера и отличается от суматранского или тайского

Здесь не пользуются никакими специальными ножиками, не заворачивают продукт в листики. Просто едят плоды с кожурой, жуют и закусывают стручками с какого-то дерева («сири»), которые предварительно обмакивают в извести. Жуют мужчины и женщины, взрослые и дети, продают везде на каждом шагу (интересно, кто покупает, если у каждого свое дерево у дома?).
Экскурсию по саду мне проводили очень милые соседские дети – сначала они стеснялись фотоаппарата, но затем все же попали в кадр


В саду, кроме пинанга, росла розовая гуава (которую здесь называют «джамбу бату» или почему-то «маркиза»), бананы, кокосы, ананасы и прочие фрукты, которые после остальной ЮВА как-то уже не удивляют.
Так незаметно подошло время прощаться. На прощанье обменялись координатами и показали мне, как срезать к полиции. По дороге задержался на импровизированном базарчике, где на земле продавали травы, рамбутаны (по немыслимой цене 15 тыс.) и кокосы

Там меня догнал полицейский на байке и предложил доехать с ним в отделение – оказалось, именно этот добрый человек пришел на работу в выходной, чтобы сделать мне пермит. В сурат джалан сначала долго вносили данные, затем долго не могли распечатать и в результате сказали, что могут сделать только на одну область (я выбрал кабупатен Jayawijaya, где находится долина Балием), а на следующие надо делать по пути, например в Вамене. Никаких броней гостиницы или контактов сопровождающих не спрашивали, денег тоже. Сурат джалан выглядел так:

План на день был выполнен, поэтому я пошел к трассе, по пути фоткая экзотических папуасских детей

Застопил джип с богатыми папуасами (да, есть и такие) в Джаяпуру. Доехал до центра Сентани и решил узнать, что может предложить турагентство. По самолетам у них интересовавшей меня информации не было, зато нашел расписание паромов, заходящих в Джаяпуру:

Решил прогуляться по центральной улице

По городу мало еды, но очень много бетеля. Даже зная, какой он гадостный на вкус, трудно удержаться и не купить, если все предлагают.

Торговля все же идет, кому-то лень залезть на дерево и сорвать самому:

Папуасы, когда признают в тебе друга, любят понизить голос и тихонько сказать: «Мы не любим индонезийцев. Хотим быть независимыми. Но нас никто не поддерживает, не дает нам оружия, в отличие от африканских народов». Так что пока хотением все ограничивается, да еще иногда появляются надписи на стенах о референдуме, как в Сентани

Стена эта, между прочим, рядом с пустырем, который почему-то называется «Мемориальным парком, посвященным свободе и нарушению прав человека в Папуа». Правда, есть мемориальная доска, но парка там нет – я специально прошел дальше, деревья на заднем плане – это уже дома сентанцев

Еще в городе заметил что-то вроде эскимосского тотема. Нигде больше на острове я таких не видел.

Зашел в супермаркет и посмотрел цены на обычные продукты. Оказалось, не сильно выше среднеиндонезийских. БП лапша – 1750, полторалитровая бутылка воды «Акуа» - 5000, ее местный аналог «Папукуа» - 3200, экзотические фрукты типа яблок/апельсинов – 30-40 тыс., 2 кг сыра – 128 тыс., что не так уж и много, особенно для ЮВА. Сахар 14-16 тыс./кг, рис – 105-110 тыс./10 кг, полторалитровая «Кока-кола» - 13900, энергетики Kuku Bima - 4100, Extra Joss - 4400, шоколадная сгущенка Frisian Flag – 5500 в маленьких пакетиках, 6400 – в больших, 7200 – в банке.
А вот в гостиницах как-то дороговато, даже учитывая, что место не туристическое – в первой попавшейся мне предложили номера за 270-350 тыс. В отеле рядом с аэропортом хотели 150 тыс. за комнату без АС и 250 с АС, примерно столько же просили в единственной «бекпекер-стайл» гостинице.

В последнем месте ко мне прицепился некий мистер Джустинус, представившийся главой «гидов долины Балием». Пользы от него было мало, единственно, он сказал, что фестиваль будет у деревни Восилимо, а так все время пытался впарить мне гида в Вамене. Пришлось от Джустинуса убежать.
По дороге к аэропорту я понял, откуда берутся богатые папуасы – политики и их лозунги везде одинаковы. Хотя фраза на билборде говорит, что «Папуа поднимается, чтобы быть независимым и процветающим..», пока процветающими и раскормленными выглядят только представители власти

В результате я вернулся в полицию и решил прощупать, как здесь насчет ночевки – спросил, где у них «камар манди» и можно ли принять душ, а в ответ мне тут же предложили ночевать в участке. Правильные полицейские J
Вечером мне захотелось пойти на озеро – дорога, судя по навигатору, идет вдоль ограды аэропорта. Оказалось, что аэропорт слабо охраняем и на взлетно-посадочною полосу можно просто пройти со стороны озера. К воде я вышел уже в темноте, кусали комары (малярийные?), и я быстро пошел назад. Люди по дороге и вообще в Сентани мне понравились. Не надоедают типичным индонезийским «хелоу-мистер-хав-ар-ю-мистер», просто и неформально здороваются, причем могут говорить «паги», т.е. «доброе утро», в любое время суток. Иногда дети говорили «мистер – бай!», но на этом знание английского заканчивалось. Мальчики-папуасы иногда выглядят как уменьшенная копия взрослых (я имею в виду выражение и черты лица), а девочки ходят с дикими непричесанными кудрями, но вот от объектива они часто убегают.
В отличие от взрослых, индонезийские и папуасские дети демонстрируют настоящую межнациональную дружбу

На обратном пути от озера заметил какое-то сборище людей – похоже, что-то праздновали. Меня позвали посидеть и сказали, что собрались по поводу «анак сумбанг». Уже намного позднее я узнал, что это по-индонезийски означает «ребенок, родившийся от родителей, которые являются близкими родственниками», т.е. в результате инцеста. Или я неправильно понял, или это здесь повод собираться вместе и готовить кучу еды. В любом случае, участники мероприятия веселились, угощали курицей, салатиками, местным овощем keladi (похож на батат, только не сладкий), сладким чаем. Конечно, была и папеда с рыбой – без этого блюда никак

Я сильно устал и хотел спать, поэтому особо поговорить с местными не смог, только перекинулся несколькими словами с хозяином дома Сэмюэлем и просмотрел местных невест (как и повсюду в Индонезии, как только узнают, что ты не женат, начинают сватать кого-нибудь). Поздно вечером вернулся в полицию у аэропорта – там горячая вода, душ, полицейские играют в карты на деньги или в стратегию на ноутбуках и смотрят ТВ целый день (при мне смотрели «Кунг-фу панду») – чудо, а не работа. Задержанных ни одного я не заметил. Для сна выделили целую отдельную комнату с кроватью, и я еще долго пытался распределить багаж, чтобы все провезти без перевеса.
Утром сразу же помчался в аэропорт, чтобы не пропустить свой рейс. Но все оказалось не так просто – здесь были папуасские законы, и такого понятия как «время регистрации» или «время посадки» просто не существовало. Мой утренний рейс на 7-15 вылетел не раньше 11-ти. Развлекался общением с папуасами-ново-гвинейцами, которые летели на какую-то конференцию, подсматривал за тем, как местные жуют бетель, игнорируя запрещающие таблички в зале отправления (должен заметить, что жевали они и в самолете, причем не только по пути в Вамену, но и во время рейса Джаяпура-Джакарта)

Наконец мы поднялись в небо, и в иллюминаторе мелькнули характерные пейзажи озера Сентани


Я понял, что сбывается очередная «мечта идиота» - я попадаю в долину Балием, о которой столько слышал и читал. Но о ней чуть позже.