Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


* * * * * 1 Голосов

Сплав по средней Катуни. Алтай 2014.


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 10

#1 dakdem_stoper

dakdem_stoper

    жизнь - мёд, алтайский мёд

  • Путешественник
  • 1 022 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Алтайский край г. Камень-на-Оби

Отправлено 05 июля 2014 - 09:52

Написал текст про сплав по средней Катуни. Фотографии есть в альбоме http://vk.com/album8873658_198046719, но в порогах было не до фотографий и на них не видны непередаваемые очучения.

Успешно испытав лодку на Бии, и мы отправились на Катунь. Во второй половине дня выехали из Бийска и к вечеру добрались до моста перед Эдинаганом на Тельдекпенских порогах, что в 220 км от Бийска. Пока я рулил и жал на педали, народ осматривал из окон машины реку и смущался бурлением воды.

С утра осматривали порог и держали совет племени. С Лехой решили, что необходимо покилять лодку на спокойной воде. Серж, он же Петрович, был от этой идеи не восторге, но мы его убедили, что так надо :). Лодка на горной реке еще не обкатана, а мы совсем не крутые сплавщики, поэтому проехали ниже по течению и спустили лодку на воду за Еландой. Пока ставил машину на стоянку, народ уже качнул баллоны и привязал к дну веревки, чтобы держаться ногами в порогах. Начали киляние, Серж предложил здравую идею – привязать веревки для подъема лодки с воды, сам Серж кильнуть лодку не мог – из-за малого веса ему не хватало момента силы для переворота лодки. Получился план на случай киля: Серж держит весла, Леха и я подымаем лодку. Вещи оставили в машине, за которой мне ехать стопом от Чемала, в герму взяли только комплект сухой одежды и тапки.

Отчалили. Поплескались на волнах, лодка довольно хорошо их облизывает, но там, где волны побольше, если не вовремя не грести, есть шанс черпануть водички. В общем, немного привыкли к лодке и реке. На подходе к Чемалу река ссужается, начинаются воронки и прижимы – это Чемальская труба, вроде как по информации с коммерческих сайтов 2 категория сложности. В одной из таких воронок лодку жевнуло и начало ставить боком. Смотрю вправо – Петрович за бортом, держится за веревку, его смыло за борт! Пытаюсь затащить его в лодку, Петрович кричит: «Держи весло!» - он настоящий водплавющий! Взял у него весло, Петрович залез в лодку. Как-то совершенно неожиданно оказались в Чемале, проплыли ГЭС и причалили на пляже. Поехал за машиной, народ остался с лодкой на бережку. Съездил быстро: дольше шел по деревни к выезду, сам же стоп отличный и трафик тоже нормальный.

Ребята, пока я ездил за машиной, собрали лодку, правда почему-то собирали лодку на песке, хотя в 10 метрах была травка, за это отругал Петровича. Время было уже к вечеру, погуляли по Чемалу и поехали искать стоянку. В районе Чемала с бесплатными стоянками очень плохо, весь берег раскуплен, ценники - 150 рублей за палатку + 50 за машину +/- 50 р. Нашли великолепную стоянку в Элекмонаре, в соседней деревне, рядом с усадьбой местного жителя Александра. От денег за стоянку он отказывался, но мы заплатили 100 рублей, и машина весь следующий день стояла в ограде. Столик, костровище, хорошая чалка, а еще вода со скважины и туалет прямого падения, в общем, все условия, даже, пожалуй, покруче, чем на платных стоянках. Александр охотник, пчеловод и сварщик в одном лице, нам было о чем поговорить под начатую бутылочку. Леха от коньяка сегодня отказался. Ударная доза выпала на меня, что не помешало мне утром по традиции проснуться раньше всех.

Утром быстренько надули лодку, плотно отзавтракали, увязались и дальше. Сегодня нас ждали категорийные пороги. Взял с собой карту для ориентирования, чтобы заблаговременно причалить и посмотреть пороги. Вчера на пляже, во время ожидания погрузки, команда была напугана местными аборигенами, которые рассказали о коварности порога Ирадаш. В первый день на реке были хорошие валы, а на карте порогов обозначено не было. Теряемся в догадках, что же будет там, где на карте пороги? Прямо в Элекмонаре хапнули адреналина: трос от смытого моста с деревяшками, в которых могли быть гвозди, не предвещал ничего хорошего. Проход только вдоль берегов, но справа мы не успеваем, а у острова сильное течение с водоворотами и прижимом, в итоге прошли краем острова. Внимательно смотрю карту, чтобы внезапно не оказаться в пороге. Проплываем стоянку матрасников, с берега интересуются:
– Как вы там?
– Очкуем, – отвечаю я.
Народ кричит что-то ободряюще…
– Какое точеное слово, – комментирует мой ответ Леха.

Видим подвесной мост, с гуляющими по нему девахами. Девахи смотрят на нас, мы на них. Атмосфера на судне тревожная, и немного позитива команде явно не повредит. Кручу лодку смотрю и на девах.
– А че вы не в юбках? – задаю им вопрос с вольготно развалившись на баллоне, атмосфера на борту взбодрена.

И вот на карте большой остров, потом еще один – чалим метров 400 до порога. Порог посмотрели, решили идти. Сереж чувствует враждебность и выражает неуверенность, звучат робкие предложения про обнос, но мы с Лехой все же решаем идти. Крадемся правым берегом, чтобы нас не вынесло течением в самые валы, и в конце сюрприз – слив, проходим хорошо.

Следующий порог Семинский. На берегу стоит надувная лодка с огромными баллонами и мотором, чалимся возле нее для консультаций. На берегу за столиком сидит народ, пьет пиво. Мы расспрашиваем, далеко ли порог, откуда его просмотреть и как там валы? Мужичок в футболке МЧС консультирует, рисует схему порога, про просмотр сказал, что смотреть не стоит – с берега ничего не видно. Мы, правда, мало поняли из схемы, кроме того, что держаться лучше левым берегом. Про валы, мужичок вытянул руку вверх, показывая высоту вала. Метра 2 получается… Консультант спустился с нами к лодке, осмотрел ее пренебрежительным взглядом, с которым смотрят на хромую лошадь в табуне скакунов. Как говорит Серж, мужичок сказал: «Буду рассказывать, как чуваков на матрасе сплавил».

Подкачали баллоны, отчаливаем, быстро переплываем реку и начинаем красться вдоль левого берега. Порог стремительно приближается, еще до порога успеваем черпануть воды. Быстрый совет племени - чалим в какую-то заводь, сливаем воду, смотрим куда грести. Народ, страховавший нас на моторке, машет руками чтобы плыли к ним, в самую жопу. Мы решаем вдоль берега. Отчаливаем и садимся на обливной камень, лодка ни вперед, ни назад не хочет. Вылезаем с Лехой лодки пытаемся сдернуть её с мета. Серж смотрит на нас с недоумением, он с кормы даже не видел, что мы на камень сели. Сдвигаем лодку, теперь висит только корма. Леха дает инструкцию к сержу «Серж вылезай из лодки, толкай ей с камня и сам запрыгивай, а мы будем наготове грести» А грести следует хорошо - совсем рядом слив и надо бы набрать скоростенки, чтобы не жевнуло. Серж сталкивает лодку и запрыгивает в неё. С Лехой гребем, ныряем в слив. Еще мгновение и мы на валах, снова черпаем, но уже не так много. Народ на моторке подплывает к нам, говорит, что с правого острова нас фотали и можно купить фотки. Мы благодарим за страховку.

Народ дает газ и 40 японских лошадей уносит их вверх по течению. Все это было так быстро, что мы даже не поняли что да как. Теперь можно расслабиться и поделиться впечатлениями. Петрович обеспокоен, не проткнули ли мы лодку на обливном камне? Успокаиваю его тем, что, если лодку бы проткнули, это уже было бы ясно на пороге. Прохождение порога нам не понравилось, и чалка лишняя для слива воды и посмотреть с берега порог все же надо было. Уже после приплызда обсуждали, что вообще следовало идти по середине в самую жопу, народ на моторке страховал.

Благополучно миновали два моста и таким образом пересекли Чуйский тракт. В Барнголе возле острова нормально бурлит и тоже стоит шалаш для съемок. Там мы видели такое чудо – самодельный катамаран из четырех баллонов с рамой из дерева и с мотором. Конструкция почему-то ассоциировалось у меня с каким-то волшебным слоном. На слоне народ приглашает нас в самую гущу, снять пенку, но мы обходим по краю немного подзастряв в водоворте.

В следующем населенном пункте нас ждет еще порог, а за ним чалка и завершение нашего боевого крещения Катунью. Изначально хотели завершить за порогом в Манжерке, но мужичок на Семиском отсоветовал, да и время ближе к вечеру – пора за машиной ехать. Вот и Усть-Муны, пока думали, где причалить, опоздали – справа прижимает течение, и отчалить будет очень трудно, слева – не успеваем, и лучше проходить справа. Прошли порог сходу и хорошо прошли! Выбрали место для чалки, с трудом причалили в запланированном месте, обратно течение мешало нам и хотело, чтобы мы продолжили путешествие. Вытащили лодку, подкрепились продуктами из гермы, и я отправился стопить машину.

Стоп был долгий и отвратительный! Какие-то 45 км проехал на трех машинах и за 4 часа!!! Пузаны, едущие на своих джипах пить водку под успокаивающий шум Катуни, никак не хотели стопиться. Не люблю ездить в туристических местах стопом… Может сегодня был не мой день автостопа, хотя в мае за 12 часов очень хорошо получилось устопиться от Тюнгура (с Белухи) до Бийска. Машину забрал уже в сумерках. Включил телефон – команда явно меня потеряла, позвонил, успокоил их. Оперативно подъехал к народу погрузили лодку и поехали в Бийск.

В принципе на этом можно поставить точку, но у нас было еще одно приключение и стоит написать несколько строк про лодку. Наше приключение называлось ключи! :) Приехав к бийской квартире в первом часу ночи, уже изрядно позевывая, начал поиски ключей. Поиски шли, нас кусали комары, вещи из машины выгружались и загружилсь, исследовались самые потаенные уголки автомобиля, в которых обнаруживалось все что угодно, но только не ключи. Не было ни ключей от гаража, ни ключей от квартиры. В гараже стояла Лехина машина, а в квартире ванна, Чемпионат мира по футболу и диван. В итоге поехали к гаражу, разбудили сторожа, загнали машину на территорию и поставили палатку у гаража. За долгую и бурную историю путешествий мне довелось спать в палатке в самых экзотических местах: московом парке возле Ленинградки, на пляже Невы, в -35 на зимнике, в Красной поляне на Новый год, в Ботаническом саду Адлера. Но спать в 10 метрах от своего гаража и в 4 км от квартиры мне еще точно не доводилось. Утром проснулся, позвонил Сестре, съездил к ней за запасными ключами, открыл гараж, а там чудо – ключи от квартиры на столе! Видать, чуя, дело может пахнуть керосином, выложил ключи на стол.

Про лодку. Лодка зарекомендовала себя очень хорошо, 2 и 3 категория сложности ей вполне под силу, а на большее я и не рассчитывал. Положительные стороны. Длина 3,60 – хороший плюс в сторону водоизмещения, также длина это плюс комфортного размещения. Надувной пол - уменьшает вес (важно при оверкиле) и дает возможность привязать веревки для упоров для ног, добавляет водоизмещения и снижает осадку – лодка легче запрыгивает на волны. Нос хорошо поднят – помогает меньше черпать воды. Небольшая ширина лодки обеспечивает нормальную поперечную устойчивость и позволяет её откренивать весом и веслом в боковом зацепе. Цена тоже положительный фактор. Положительные и отрицательные стороны. Баллоны 43 см позволяют хорошо цеплять веслом воду, но иногда недостаточно защищают от боковых волн. Отрицательные стороны: Плоское дно плохо сказывается на устойчивости курса. С плоским дном лодка словно прилипает к воде и на ней труднее грести и маневрировать.

Вот и все, такой у нас первый сплав по Катуни. Всем хорошего лета и хороших путешествий!
  • штиль, maddonna, spefretus and 1 other like this

#2 maddonna

maddonna

    Умудренный

  • Путешественник
  • 411 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 июля 2014 - 10:00

безумцы))) никогда и ни за что в жизни не решусь на такое, страхи ужасные!

На фото периодически мелькает интересная белая маечка с розовыми карманцами, что это за создание?)

Сообщение отредактировал maddonna: 06 июля 2014 - 10:04


#3 dakdem_stoper

dakdem_stoper

    жизнь - мёд, алтайский мёд

  • Путешественник
  • 1 022 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Алтайский край г. Камень-на-Оби

Отправлено 06 июля 2014 - 11:59

На фото периодически мелькает интересная белая маечка с розовыми карманцами, что это за создание?)

Да самодельный спасжилет такой, в карманах баллоны из-под вина, их надуваешь и можно на воду.

#4 maddonna

maddonna

    Умудренный

  • Путешественник
  • 411 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 июля 2014 - 15:02

выгода его в том, что пустые баллоны можно взять почти повсеместно, а не таскать обычный жилет? А что значит надувать, если это пустые обычные баллоны, как из под пива и минералки, то их только потуже закрутить пробкой или это какие-то другие баллоны?

#5 Андрей Л

Андрей Л

    Пассионарий

  • Путешественник
  • 823 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 06 июля 2014 - 21:39

Написал текст про сплав по средней Катуни.

Молодцы!
Спасибо за настроение. И за воспоминания. Ведь и я там сплавлялся когда-то! :yahoo:

#6 dakdem_stoper

dakdem_stoper

    жизнь - мёд, алтайский мёд

  • Путешественник
  • 1 022 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Алтайский край г. Камень-на-Оби

Отправлено 06 июля 2014 - 22:14

Спасы бывают надувные и с твердым наполнителем.

выгода его в том, что пустые баллоны можно взять почти повсеместно, а не таскать обычный жилет?

Баллоны - это пакеты от того вина, что в картонных коробах продается. Они снабжены клапаном, надуваются и кладутся в отсеки.
Спасы бывают надувные и с твердым наполнителем зашитым в жилет . Компактность - самое незначительное преимущество надувного спаса.

Для сплавов по рекам с высокой категорией применяются только надувные спасы. У них большая плавучесть - то есть меньше шансов быть затянутым воронку. Так же в них лучшая защита туловища при ударе о камни. Самое важное в надувном спасе то, что его можно легко вспороть специальным ножем - стропрезом (обычно - простой канцелярский нож), который крепиться в специальном кармане спереди.

Вспарывается спас в том случае если, человек попадает в бочку. Бочка - препятствие на реке с пенным котлом и обратным течением. В бочке человека может крутить по кругу, спас жилет здесь работает против человека и возвращает человека назад, где его снова подхватывает прямым течением. И здесь необходимо спас вспарывать, чтобы прямое течение пропихнуло через бочку. В порогах самое опасаное - пена. Вода находится как бы во взвешенном - парообразном состоянии, что вроде сплошного мелкоморосящего дождя или тумана, только воздуха там нет и дышать нечем.

Шанс утонуть, в обычном понимании этого слова, - маловероятен. На первом месте - гипотермия и удушье. Давным-давно работал вожатым в Горном у нас медсестра утонула на коммерческом сплаве. Не смогла добраться до берега.

Не будем о грустном.
Если все сделать нормально: не строить из себя крутых экстрималов, не паниковать и не отменять чувство страха - будет и адреналин, и позитив и хороший отдых.

Сообщение отредактировал dakdem_stoper: 06 июля 2014 - 22:19

  • maddonna нравится это

#7 bserg

bserg

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 120 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 06 июля 2014 - 23:40

в Пнях ежегодно кто нибудь тонет. Воронки там.

#8 maddonna

maddonna

    Умудренный

  • Путешественник
  • 411 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 07 июля 2014 - 00:18

В воде тонут, о камни разбиваются, травятся, люди склонны умирать.
dakdem_stoper, спасибо за столь подробное полезное пояснение. Винные пакеты с виду такие ненадежные, не брала их во внимание.

#9 bserg

bserg

    Седая борода

  • Путешественник
  • 1 120 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Москва

Отправлено 07 июля 2014 - 10:35

Винные пакеты в спасжилет тоже пользовал. Они вполне надёжные (особенно по сравнению с изделием номер 2 и воздушными шариками)

#10 Йож

Йож

    ёж

  • Путешественник
  • 2 446 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Лосиный Остров

Отправлено 07 июля 2014 - 12:42

Про веревки для ног и для "подъема лодки с воды" очень не понравилось. Учитывая местную аудиторию. Если уж писать об этом, то подробнее, указывая, что это не просто "веревки", а жестко закрепленная обвязка, например... Тут же есть люди с нулевым опытом и огромными амбициями.
Пару лет назад такая вот веревка (для того, чтоб "весло не уплыло при киле") могла стоить жизни одному из моих знакомых. Стропорез не каждый носит, да и поди его еще выхвати при самосплаве через бочки с затянутыми ногами.

#11 dakdem_stoper

dakdem_stoper

    жизнь - мёд, алтайский мёд

  • Путешественник
  • 1 022 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Алтайский край г. Камень-на-Оби

Отправлено 07 июля 2014 - 13:45

... Тут же есть люди с нулевым опытом и огромными амбициями.
Пару лет назад такая вот веревка (для того, чтоб "весло не уплыло при киле") могла стоить жизни одному из моих знакомых.

Так я же никому не советую быстро покупать лодки и бегом с ним в бурлящую воду.... Так-то лет 5 назад мысль появилась о сплаве по Эвенкии. Года 2 назад начал общаться с друзьями катамаранщиками не только за жизнь, но и тему "как оно там, на воде?". В общем как и все нормальные дела - путешествия и подготовку к ним необходимо делать с чувством с толком с расстановкой.

На сплаве у нас Серж весла тоже предлагал привязать, но идея не нашла поддержки, именно потому что бывают случаи.





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей