ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ЦЕНЫ.
Lonely Planet очень неплохо описывает, что интересного есть в Туркмении, каждый может выбрать себе по душе. У нас в приоритетах включали были прежде всего Мерв, Дарваза, Ашхабад, по возможности Куня-Ургенч и Ков-Ата. Неподалёку Ашхабада есть интересные места: Ниса, Кипчак, но это на любителя, мы этим изначально решили пожертвовать ввиду ограниченного времени. Ещё говорят есть интересный посёлок в горах на запад от Ашхабада – Нохур. На берегу Каспийского моря выстроен огромный комплекс Аваза, туркменский ответ Дубаю (я, если честно, не понимаю, зачем было выстраивать всё это в Туркмении, одной из самых закрытых стран мира, где туристов очень мало и проект изначально не окупаем, плюс говорят что море там грязновато из-за нефтедобычи – но к такому быстро привыкаешь в такой стране, где показуха важнее всего). Но море нас не интересовало, в других местах его хватает и попривлекательнее для туристов.
Изначальный план был таков: пересечение границы, быстрое попадание в Мары – Мерв, оттуда самолётом через Ашхабад в Дашогуз, там Куня-Ургенч и попутками в Дарвазу. После чего Ашхабад, последний день его окрестности – Ков-Ата, по возможности Нохур. В пятый день с самого утра к границе. Но первый день нам спутал карты, мы потратили много времени на границе и получили порцию негатива, поэтому решили не рисковать, не ломиться в Куня-Ургенч. В итоге вот что вышло: первый день – граница и добирание до Мары, второй день Мары и Мерв, ночной поезд в Ашхабад, третий день на Ашхабад, четвёртый день - стоп в пустыне и Дарваза, последний день с утра на границу.
Описывать подробнее что интересного увидели не буду, при желании можно об этих местах почитать в интернете, в том же Lonely Planet. Подробнее расскажу о попадании и некоторых ньюансах.
Как писалось выше, в Мерв нужно ехать из городка Байрамали, неподалёку Мары. Говорят, что можно арендовать такси в Мары, вас отвезут, заберут и на месте подождут. Как сами догадываетесь, каждый таксист будет стараться содрать с вас максимально, нам называли цены в 100, 70 и 50 манат. В итоге мы поехали рейсовым автобусом до Байрамали за 60 теньге на двоих. Спрашивайте пассажиров и водителя, вам подскажут где выйти, где нужный поворот откуда остаётся километра 3. Остаток пути мы проехали стопом, первая же машина нас подвезла. Вход в комплекс стоит 17 манат (≈6$), но он весь разбросан, и забора никакого нету, а в кассе никого не сидело – поэтому мы со спокойным видом прошли и денег никаких не платили. Назад в Мары возвращались стопом, машину словили сразу же напротив одного из объектов древнего Мерва.
В Ашхабаде каждый сам для себя найдёт что его интересует, мы делали упор на центр с золотыми памятниками отцу всех туркмен и его резиденциями, памятники трёх- пяти- и восьминожка на окраине, памятник Рухнаме (там как раз был какой-то праздничный концерт в преддверии дня Независимости, согнали скучающего вида студентов, явку которых отмечали в каких-то списках – всё в лучших традициях СССР), русский базар, старая часть Ашхабада – окрестности гостиницы Сыяхат, где мы поселились. Музеи никогда особо не интересовали, хотя говорят есть неплохие.
Самое важное для меня в Туркмении – Дарваза, газовый кратер посреди Каракум. Именно ради него я и ввязывался в туркменскую авантюру (ну хотя золотые памятники тож интересно, но они на второй день надоели). Это абсолютное уникальное место на земле притягивает множество путешественников, будучи в его окрестностях пару часов встретили туристов из Китая и Голландии. Lonely Planet подробно советует как туда добраться, я расскажу как добирались мы. От Тэке Базар до выезда из Ашхабада – 47 автобус, едет долго, выходить после поворота на кладбище. Автостоп по основной дороге, связывающей юг и север страны – вещь приятная, с двумя пересадками мы добрались до чайханы (их там 3 шт разбросано) на трассе, откуда до кратера около 2ух часов пешком. Китайцы, которых мы встретили в чайхане, поступили следующим образом: оставили рюкзаки в чайхане, набрали воды и провианта, и пошли пешком через пустыню. Предварительно загрузив GPS-координаты в навигатор, имея всё необходимое снаряжение – высокая обувь, плотная одежда, крутую фототехнику со штативом. Шли по следам товарища, бывшего тут двумя годами ранее. Рассказали, что приехали на маршрутке Ашхабад – Дашогуз, платили по 30 манат (≈10.5$) с человека. Голландцы путешествовали на мотоциклах. Мы решили не париться со столь длительным переходом, тем более что один из членов нашей команды панически боится пустыни и насекомых/зверей её населяющих. Поэтому стали искать джип чтобы туда проехать. Найти его можно в чайхане (которых там 3 шт), говорят что он у них один на всех, его дают в аренду друг другу, поэтому цена будет отличаться – у тех кто взял джип в аренду цена будет выше, чем у тех кто является владельцем джипа. Мы пробовали договориться во второй чайхане (она центральная, посреди остальных), сначала услышали цену в 200 манат, потом чувак скинул да 140 манат, потом вновь 200 манат и ничего не хочет слышать. Подумал что мы никуда не денемся, видимо догадался что пешком мы в отличии от китайцев не пойдём. Поняв, что уговорить его бесполезно, выходим и идём в сторону дальней чайханы (дальняя со стороны Ашхабада). Там очень легко договариваемся на 110 манат и едем по пустыне на скорости 80км/ч, подпрыгивая на дюнах – острые ощущения в комплекте с впечатлениями от Дарвазы останутся со мной навсегда, оно того стоило. Назад в Ашхабад вернулись стопом, за 3 минуты словили машину без проблем.
Поэтому совет: не бойтесь торговаться, торгуйтесь обязательно, скидывайте цену в 2 раза и более – это Азия, здесь только так. Вас будут разводить, нередко для них вы - единственный источник пропитания. Не бойтесь экспериментировать, даже в экзотической Туркмении это работает. Будьте настойчивы, не удалось в одном месте – получится в следующем.
Цены сравнимы со среднеазиатскими, то есть все сравнительно дешево. Канули в лету те времена, когда Туркмения была невероятно дешёвой, для местных тут бесплатно выделяют бензин, 72 литра в месяц, бесплатно свет, вода, газ и соль, коммуналка за государственную квартиру обходится в 4$ в год. Но при средних зарплатах в 100-200$ по стране (не говорю об Ашхабаде, там повыше) это особо ничего не даёт. Таксист рассказывал нам, что для того, что б найти хоть какую работу (особенно в провинции) нужно дать нехилую взятку, которую потом будешь отрабатывать год, причём она тебя не убережёт от возможного сокращения. Продовольствие в государственных магазинах (да-да, как в лучших традиция СССР) дешевое, но выбор/качество там мягко говоря не совсем. По крайней мере там, где были мы, вероятно вы найдёте магазины получше.
Сообщение отредактировал pistolet: 24 февраля 2015 - 00:35