Наверное, я разочарую тех, кто любит смотреть фотографии, не читая текста. Их будет не много, да и качество стареньких фото может быть не лучшим, но сделаны они в разные временные этапы. Ведь в той стране я жила, а не путешествовала, поэтому не было цели снимать каждый свой шаг, да и рассказывать об этом я не собиралась. А тут вдруг нашлись люди, которые помнят мой рассказ о жизни в этой стране по другому ресурсу, отсюда родилась идея повторить «Повесть о первой любви» ещё раз. Просмотрела бегло отчёты по этой стране, много красочных фото, уж недостатка в этом нет, но описание самой страны поверхностное и грустное. Обидно стало за мою «любовь», поэтому решила реабилитировать Никарагуа в глазах читателя и рассказать свою историю.
Надеюсь на тактичность и понимание читателя.
***
В первый раз полетела в Никарагуа в 1989 г. с лёгкой руки моей подруги – никарагуанки Бирмании, которая училась в нашем городе и жили мы с ней в общежитиях напротив, так и познакомились.
Тогда в Манагуа летали самолёты «Аэрофлота» и билет в оба конца с открытой датой на год, стоил $300. С собой разрешено было брать также $300. Доллары покупала в банке в Москве и специально туда ездила. Там жила в течение недели, снимая комнату в московской коммуналке. Рано утром, на городском автобусе, а потом на трамвае, добиралась на Ленинградский проспект к самому открытию банка. Народу было, как в Мавзолей! Очередь почти не двигалась и в конце рабочего дня все желающие выехать за рубеж, тщательно вписывали свои фамилии с подписями в общий список очередников, не успевших получить те свои положенные $300. На следующее утро ровно в 9 ч. организовывалась пофамильная перекличка выбранными активистами, и если кто-то из участников данного мероприятия опоздал, то его фамилию безжалостно вычёркивали из общего состава.
До этого я уже посетила три страны соцблока, будучи студенткой музучилища, а тут мне представилась возможность попасть в страну 3-его мира! Кто тогда мечтал об этом? Стоит ли рассказывать о трудностях с оформлением паспорта и сбором документов? Их собралось приличная стопка.
Мне удалось преодолеть и выстрадать все искусственно созданные препятствия для выезжающих за границу из СССР самостоятельно, по приглашению иностранных граждан. Существовавший тогда ещё «железный занавес» вдруг приподнялся для меня, и, боясь, что он с железным звоном опустится вновь, я выскользнула из-под него и полетела… .
В последующие 20 лет я летала в Никарагуа ещё 8 раз! И грамоту, за неоднократное пересечение Атлантики, мне торжественно вручили на борту «Аэрофлота».
Помню каждый полёт. Это необузданное студенческое веселье в аэропорту. Группировались все по странам, я, конечно, с никарагуанскими студентами. Молодёжь из латиноамериканских стран училась в бывшем СССР, любезно принятая в наши международные ВУЗы. Бывало, что немного пили, а потом шкодничали беззлобно, как то возили друг друга на тележках через весь аэропорт, или же прятали от милиции распочатую бутылку спиртного в рядом стоящую сумку, ничего не подозревающих серьёзных пассажиров, а потом опять забирали. Передавали не большие посылки для родственников в обе стороны. Всё было просто и здорово!
Самолёт всегда вылетал в половине третьего ночи, делая 2 дозаправки по пути следования, но где? Мы заранее никогда не знали, об этом объявляли уже в полёте, видимо была в этом какая - то хитрость на предмет угона самолёта. На каждую дозаправку уходил час, полтора и в результате перелёт оказывался почти суточным.
В 1991г. в нашей стране произошёл путч на Красной площади, а мы, на тот момент, были уже в воздухе, успев вылететь из московского «Шереметьево», а те, кому предстояло лететь следующими рейсами, задержались в аэропорту на 3 суток до восстановления порядка.
О путче я узнала при посадке для дозаправки в Северной Ирландии, где по всем мониторам транслировали нашу родную Красную площадь, на которой я была вчера, заезженную танками и затоптанную толпами обезумивших людей. На документальную съёмку военных лет это не было похоже, головоломка казалась не разрешимой. И только наши стюардессы внесли относительную ясность происшедшего.
В ту ночь к власти пришло новое правительство во главе с Б.Ельциным. Эти события выпали из моей жизни. В России меня тогда не было.
Каждый раз, улетая из Никарагуа, меня провожали, и передавали весточки для студентов, их родители, а так-же мои, обретённые, друзья.
Однажды, улетая из Манагуа, самолёт набирал высоту и в этот момент внизу, в огромном городе под нами, произошло землетрясение и мы стали свидетелями жутких разрушений и паники, наблюдая за этим сверху. Позже я узнала, что аэропорт бездействовал несколько дней, были нарушены взлётные полосы. Я всегда улетала вовремя.)))
А вообще мне очень нравилось летать. Всегда ждала заоблачного рассвета и о его наступлении оповещала всех. Прилипнув носами к иллюминаторам, мы наблюдали поистине космический восход солнца, красоты не земной. Маленькая яркая точка, на совершенно чёрном небосклоне, начинала расти, меняя неоднократно свой цвет, при полной черноте вокруг. И, как бы с трудом, пробиваясь сквозь тьму – наступал рассвет.
А однажды, в совершенно безоблачную погоду, командир экипажа объявил, что, пользуясь редкой удачей, мы можем созерцать с высоты 11000м. Саргассово море.
Внизу всё было зелено, хотя сгустки водорослей находятся на определённом расстоянии друг от друга. Такое явление наблюдается не всегда. Иногда водорослей в море просто нет!
Волны лениво перекатывались через полузатопленные острова, таща за собой длинные зелёные ленты сплетённых водорослей, которые были прекрасно видны сверху.
Это море в океане, не имеющее берегов, очень тёплое оттого, что вода здесь почти стоячая.
Так случилось, что несколько океанских течений, разветвляясь и вливаясь одно в другое, описывают круг в океане по часовой стрелке и внутри этого круга морское болото – Саргассово море. Оно огромно. Западной границей ему служат Антильские острова, с севера - Бермудский архипелаг, а на востоке оно почти достигает Азорских островов.
Именно здесь, и только здесь, в водорослях – саргассах появляются на свет мальки угря и вместе с тёплым течением Гольфстрим, находясь в пути 2.5 г., поднимаются к европейским рекам. Самцы этой, плохо изученной рыбы, остаются в устьях, а самки идут по рекам выше. Через 7 – 10 лет взрослые особи возвращаются вниз по течению, если встречаются преграды на пути, ползут по суше, пока не найдут реку. На суше могут жить до 3-х суток. Возвращаются неизменно в Саргассово море, нерестятся и там погибают, а процесс повторяется снова. Странная рыба. Зачем ходить по 10000 миль туда – сюда? Многое в её поведении остаётся загадкой по сей день.
Всякий раз, пролетая над этой, полной таинственных легенд, акваторией Мирового океана, стюардессы объявляли: «Сейчас мы пролетаем над Бермудским треугольником» и по салону шёл ропот. А меня это только забавляло… до поры, до времени.
Как-то я отправилась в Манагуа местными авиалиниями с Тринидада и Тобаго. Высота нашим «Боингом» была набрана 5 т.м., все отстегнулись и, позавтракав, занимались кто чем. Дети играли в проходе, кто-то куда-то ходил, а я слушала музыку. И вдруг! Сильнейший толчок, потом рывок, а после этого и то и другое одновременно. Самолёт стало бросать и карёжить, казалось, вот-вот отвалятся крылья. Наступила невесомость и я приподнялась из кресла, полетели пластиковые пустые стаканы, лёгкие бумажки и всякая лёгкая ерунда.
Я поняла, что мы падаем. Страшно кричали женщины и дети, стюардессы успокаивали пассажиров, но передвигаться по салону, они совершенно не могли. Мигал свет, творилось что-то неописуемо страшное. Фильм ужасов. Мысль была: «Ну вот, меня ждут дома, а я и до места не долетела». Как часто говорят о покадровом просмотре своей собственной жизни в минуты ужаса и ощущении конца. Это правда. Именно покадрово промелькнула перед глазами жизнь, и место в ней принадлежало только самым близким людям.
Как выровняли самолёт и набрали высоту – не знаю. Командир экипажа извинился за не предупреждение, т.к. турбулентная зона была внезапной и не была зафиксирована приборами. Легче от этого никому не стало. У одного из пассажиров случился инфаркт и, при вынужденной посадке в Сальвадоре его выносили первым, как при пожаре. Здесь-же в переходе – рукаве приступили к его реанимации, а мы, как побитые собаки, молча, проходили мимо.
Это был 2004 г. В тот день вечером мне предстоял дальнейший перелёт до Манагуа. Здесь же в аэропорту, заплатив 10 дол. получила разрешение на посещение страны. На такси поехала в Сан — Сальвадор чисто по причине шопинга. Кожаные сумочки там хороши.
Бедное моё сердце, захлёстанное эмоциями, бешено стучало от предвкушения встречи с далёким прошлым. Как будто-бы не было тех 13-ти лет, когда я в первый раз оказалась в Сальвадоре. Столица предстала намного веселее и опрятнее, нежели в разрухе давних лет. Дома были окрашены разноцветно, шумная пестрость везде, и всё мне казалось родным и знакомым.
А вечером, при посадке в самолёт, снова вспомнила пережитую турбулентность над Бермудским треугольником. С ужасом в глазах смотрела на быстро заканчивающуюся очередь в самолёт. Почувствовала, как падает моё давление, и потеряла сознание. Слишком трудно было преодолеть тот страх. В чувство меня, конечно, привели, пообещав, что над водой лететь не будем, а значит, ужасов не предвиделось.
Теперь мне кажется, что я не могла погибнуть, ведь жизненные планы были ещё не завершены. Но именно с тех пор боюсь летать, беру с собой в дорогу молитвослов и одержимо читаю молитвы за каждого сидящего в самолёте. А ведь сколько уже полётов было!? Может тысяча, или две. )))