АКСУМ
В Мекеле заночевала в знакомом месте с горячей водой, рассчитывая завтра отправиться в Аксум – бывшую столицу Эфиопии. Вставать всегда надо рано, весь основной транспорт на длительные маршруты отправлялся в шесть утра. В пять я вышла из отеля. Редкие бодяджи, это значит мотоцикл с каретой, проскакивали мимо уже с пассажирами. А мне надо ехать в терминал Нью стоп бас за 5 км. Только оттуда идут автобусы в Аксум. Сам Аксум не был моей целью, просто через него проходит маршрут в г. Гондер, который меня интересовал. Наконец-то удалось договориться с одним водителем за 20 быр, хотя знаю, что местные ездят за 10 быр. А ведь изначально просил 40! Для нас, фаранджи, в Эфиопии всегда завышают цену на все виды услуг, но не так злостно, как в Кении. Поэтому о ценах справлялась заранее у местных жителей, что бы держать примерный ориентир.
Доехала до терминала, не ограбили. С трудом пробилась через толпу не нужных помощников и встала у самых ворот, пока ещё закрытого, автовокзала. Люди плотной массой сгрудились вокруг. Толпа зевак глядела меня, не скрывая своего любопытства. Света не было и темнота была густой, но меня рассмотрели. Охранники с ворот, имевшие за плечом автоматы, предложили войти внутрь. Да, они видели, как я озиралась по сторонам, шарахаясь от каждого оборванца, значит прониклись. Тут вскоре лично ко мне водитель нужного автобуса подошёл, опять же при помощи охраны, услужливо отвёл в салон, где я стала первым пассажиром. А когда пробило шесть часов утра, то гул на улице послышался. Он всё нарастал, пугая и настораживая. Подумала о самом страшном, о бандитской атаке, а оказалось толпа ворвалась через ворота, пытаясь захватить места в автобусах. Тут и в мой автобус народ грубо повалил, захватывая места и занимая полки над головой.
Снова безумный, горный серпантин под колёсами, снова пакеты на раздаче. Соседка, с маленьким ребёнком на руках, страдала, её укачивало. Взяла у неё спящую девочку, пока та меняла пакет за пакетом. Сама она была вся мокрая, одежда, вещи, сумка. Мне досталось от неё, хоть выжимай! А в это время за окном мелькала жуткая красота. За каждым витком серпантина открывалась иная панорама, лучше прежней. Террасы гигантскими лестницами спускались вниз по склонам, вьющаяся дорога ниспадала серой лентой по горам. Только бы не влюбиться! Только бы не предать свою последнюю любовь! Только бы не изменить Танзании!
Через четыре часа въехали в Аксум. Рядом с автостоянкой удобный отель за 150 быр ($7.5), совершенно чистый, но далековато от центра. Хотя я ходить люблю, даже расстояний не замечала. Тут, говорят, парк гранитных стел Northern Stelae Park раскинулся в центре, древние гигантские монолиты изрезаны старинными надписями и разрисованы орнаментом. Но, самое интересное то, что в городском храме Девы Марии Сионской хранится Ковчег Завета. Вернее, так считается. Многие слышали об этой святыне, но не многие знают, что она из себя представляет, и зачем вообще нужна. Зато каждый знает, что святыням поклоняются, их чтят и оберегают. История Ковчега давняя. Только не думайте, что я про это всё знаю! Не знаю. Ведь о Ковчеге Завета спорят уже тысячелетиями, пытаясь его найти, но никто не пришёл к истине о его местонахождении. Да, по нескольким легендам он предположительно хранится в эфиопском Аксуме, но его никто не видел, а если видел, то уже не расскажет. Грозная реликвия умерщвляет всякого смертного, кто взглянет под крышку мирским взглядом.
Изначально, по повелению Всевышнего, было поручено Моисею изготовить Ковчег для хранения каменных скрижалей. На них были начертаны Господние заповеди, которые известны каждому христианину. По своей сути Ковчег Завета, это маленький ящик, но какой! Внутри золото, снаружи тоже, хотя сам деревянный. Размеры его полностью соответствовали указаниям Свыше, два с половиной локтя на полтора локтя. Моисей всё сделал по правилам. Внутри ковчега хранятся, конечно, скрижали, кувшин с манной небесной и волшебный жезл Авраама.
Во время исхода евреев из Египта, а именно им он принадлежал изначально, Ковчег несли на руках. Народ долго кочевал, но Ковчег всегда был с ними. Его постоянно окутывало облако, что бы защитить от случайного взгляда мирян. Таким было повеление. По прошествии времени царь Соломон отстроил Первый Храм в Иерусалиме для хранения этой реликвии в одном месте. Случилась беда, вавилоняне захватили и разграбили Храм. Но за неделю до этого волхвы-жрецы вынесли святыню, она исчезла. Только они могли предугадать события наперёд. Больше Ковчег Завета никто не встречал. Теперь только легенды остались. Все они сходятся в одном городе, в Аксуме. Ковчег творил чудеса. Не зря говорят, что Эфиопия никогда не была чьёй-либо колонией только благодаря древней реликвии.
Осмотр города начала со стел. Они установлены на обширной площади. Всего их здесь 120 штук, маленьких и огромных, с надписями и просто гладких. Достоверно их предназначение не известно. Одна из самых интересных стел в 1937 г. была вывезена в Италию, а в наши дни возвращена обратно.
- фото из интернета
От давности времён монолиты покосились и для них установлены даже подпорки. А один гигант, сделанный из цельного гранитного камня, просто упал на земь и раскололся. Так и лежит там до сих пор. Под стелами существуют ходы и лабиринты, в нишах установлены подобия каменных гробов.
Тут же почти рядом археологический музей. Купальня царей у подножия горы с крестом на вершине. Теперь в ней купаются все, да ещё и бельё стирают на берегу. Вода в купальне дождевая. Повсюду ведутся археологические раскопки. Монолитная плита в одной из расчищенных ниш была интересной. На трёх языках хранит она информацию о численности населения древнего Аксума, о его религии, о царях - правителях, о погоде, о ремёслах горожан и многие другие сведения. Всё это рассказал человек, специально приставленный к плите, за что дала ему 20 быр.
Билет на осмотр археологической части города стоил 50 быр, это такая маленькая западня для туристов. Достопримечательности разбросаны по всему городу, их не запрещено осматривать, но самозваные гиды встречают прямо на дороге, тащат всех в кассу, сбитую из трёх досок и похожую на конуру. Там всучивают билет, и я не исключение, а потом идут рядом. Несколько раз просила оставить меня в покое, но самозванец тащился вслед на расстоянии нескольких шагов. Я ничего у него не спрашивала, особого интереса к археологии не испытываю, но он сам мне что-то говорил, подсказывал там, где это не требовалось. В общем, как мог, портил настроение. А когда я собралась вернуться, что бы отправиться в храм Девы Марии, не состоявшийся гид потребовал $15 за работу. Не понятно только, почему он называл работой преследование меня в течение 30-ти минут.
Разразился скандал. Человек требовал денег и кричал на всю улицу, предполагаю, что гадости в мой адрес. Он не отставал от меня, поймала такси, так он что-то сказал водителю и тот уехал. С таким конфликтом столкнулась впервые. Даже не догадывалась, что конфликты с "гидами" будут у меня везде. Всё-таки он выпросил у меня 30 быр и оставил в покое. Настроение было настолько испорчено, что больше уже никуда идти не хотелось. Но к воротам Храма, где хранился Ковчег Завета, я подошла. Вход стоил $10, тут же навязывали снова гида за ту же сумму. И это только за внешний осмотр храма. Внутрь никого не пускают. Под впечатлением только что случившегося скандала, решила, что за $20 я не один храм увижу, Ковчег мне всё равно не покажут. Я была права, ни грамма сожаления не почувствовала и даже вскоре забыла. К чему это я? А к тому, что услуги и цены на них должны быть сбалансированы. Но эфиопы считают, что наши деньги – для нас не деньги, ценность они приобретают только в их руках. Нам они не очень нужны. Платить мы должны за всё, даже если нам это не нужно. Раздавать деньги мы просто обязаны! За время нахождения в стране тысячи эфиопов просили у меня «пэн», другие тысячи просили «ванн быр», а все остальные просили от пяти быр до ста.
В общем, Аксум мне не понравился своим «поведением», хотя довольно удобен для пребывания в нём. Здесь имелись все необходимые туристические сервисы, рестораны, отели, банки. Тут купила билет на самолёт из Гондера в Аддис - Абебу и из Аддисы в Арба Минч, что в долине реки Омо. Сделала это заранее, что бы не тратить время на передвижения по земле. Как-то очень быстро оно летело, уже даже переживала что на южные племена совсем времени не останется. Приятных моментов в Аксуме было два: во-первых, билеты на внутренние авиарейсы обошлись мне в полцены, так как я прилетела в страну Эфиопскими авиалиниями, а во-вторых, именно здесь я узнала, что в Канаде вышла моя книга повестей и рассказов, к тому же вышла бесплатно для меня. Этим мне запомнился Аксум.
Уезжала из этой бывшей столицы Эфиопии без сожаления. Потом был городок Шере, до которого ехать два часа. Желающих попасть туда было предостаточно, но на всех не хватало не только мест, но и автобусов. Чувствовалось приближение праздника Тимкат, и народ активно стремился в Шере, что бы оттуда отправиться в Гондер. Водитель маршрутки пригласил меня в салон первой. После этого все пассажиры беспорядочно занимали места, толкаясь и отпихивая друг друга, многие остались на улице. Кроме билета в микроавтобус требовалось оплатить ещё и правительственный сбор в шесть быр. Такое условие действует только для иностранцев, видимо оттого мне и дали «зелёный свет» при посадке.
Шере не был интересен, если не считать, что вечером меня пригласила в семью хозяйка отеля. В тот день была пятница, хозяева готовили ужин для гостей, как положено у мусульман. Инжера с жареным мясом была замечательной. Налили мне большой пластиковый стакан самодельного пива, что бы пробу сняла и оценила. Цвет у него был чёрный, вкус отвратительный, но дабы не обидеть хозяев, выпила всё. Ещё до этого приходилось видеть, как мужчины, сидя на улице, пили чёрную жидкость. Думала и гадала, что бы это могло быть? Ну вот, теперь узнала. Ой, совсем забыла! Именно в Шере пила замечательные многослойные фреши из манго, авокадо, шоколада, папайи. Больше нигде они мне не встречались, хоть я их и искала.
Переночевала в той деревне и к шести утра, как обычно, двинулась к автобусу в Гондер. Билет купила ещё вчера при помощи какого-то кассира. Очередь была километровой, я уж совсем думала, что пешком пойду, а тут вдруг дяденька подошёл и повёл меня в кассу без очереди, 129 быр и билет у меня на руках. Поэтому с утра шла уверенно к своему рейсу. Снова меня пустили за закрытые ворота, и опять водитель отвёл к автобусу. А с открытием автовокзала ревущая толпа штурмом брала весь транспорт, отправлявшийся в Гондер. Мой чемодан, недавно ещё совсем новый, уже был истерзан дорогами, держала его рядом, удобно пристроив за сиденьем водителя. Пассажиров было больше, чем мест в автобусе и каждый из них, чей взгляд падал на мой чемодан, хватал его и пытался присесть. Я была наготове, как сторожевая собака, каждый раз выдёргивая свой багаж у очередного эфиопа.