Въезд в Азербайджан: час очередь перед таможней; полчаса очередь внутри; 15 USD - разовый сбор за трехдневный транзит (зависит от объема двигателя), штрихкод сохранять до выезда из страны, при этом автостраховка минимально на месяц - 10 ман., тоже от объема. Беглый досмотр багажа, тщательный паспортный контроль + сверка пассажиров на въезде и выезде с ПП - солдат на въезде дает листок, сверяя по паспортам, солдат на выезде его забиает, сверяя и проверяя штампы и прикладывая штрихкод на листке оплаты транзита. Чтоб дальше не повторяться, эта процедура стандартная на всех МАПП Азербайджана. Вместе с нами несколько транзитных российских машин, Крестовый перевал закрылся плотно, нам повезло - успели на эту сторону проскочить. Страна отличается от Грузии обилием РАБОТАЮЩИХ предприятий, более однообразным ланднафтом (но все равно интересно, когда с дороги видны оба Кавказских хребта на фантастическом расстоянии). Кроме лепешек и фруктов вдоль дорог продают таже живых сазанов, смешно размахивают ими перед проезжающими или подвешивают на веревки за хребет по три штуки, так что сазаны сами как бы размахивают плавниками друг над другом. Трафик-полис здесь ездит на новых пятерках БМВ! Остальная страна (кроме Баку) - на старых семерках жигулей. Бакинцы, как и грузины, ездят на том, что выбросили на свалку немцы и нефтяные арабы, но в Баку новые машины заметны, в отличии от Тбилиси. Качество дорог по Грузии более равномерно, в Азербайджане резко падает с удалением от Баку. Зато от Баку на юг и север автобан на 100км и дальше активно строится, а на запад до самого Казаха - 400км. Люди в Грузии бедней, но добрей и намного меньше мусорят. В Азербайджане распространено ментовство, в Грузии оно ,похоже, уничтожено. Таможня в азербайджанской Астаре - легковых машин вообще здесь нет, кроме нас. Кроме стандартных процедур 4 маната просят открывающие шлагбаум в зону досмотра, записывают в журнал, чека не дают. Через час мы в иранской Астаре.
Особенности МАПП в иранской Астаре.
2. Оплачиваем 20 USD (дорожного?) сбора в будке за паспортным контролем, здесь же менялы предлагают неплохой курс 100 USD - 3 670 000 IR. Текущии реальный курс можно узнать прямо там у наших дальнобойщиков. Официально менять доллары можно только в Банк Мелли - гос. банк, по плохому курсу. Неофициально удобно менять в ювелирных лавках в больших и портовых городах.
3.Становимся одни на стоянку к офисному зданию, куда показал хелпер.Я иду с ним в офис к его начальству, знакомимся, пьем чай, неспешно обсуждаем, что нам нужно и сколько это стоит. Рядом есть площадка для отдыха с фонтанчиками и беседками, дальнобойный ресторанчик - две огромных дальнобойных порции всякого мяса с рисом, хлебом и овощами около 300 РР - нам хватило пятерым, хотя у всех хороший аппетит. Несколько туалетов.
4. Около трех часов заняло оформление бумаг. На матиз потребовалось 98USD за бумагу с печатями и голограммами, дающую право 2 недели ездить по стране.Бумага возвратная, в залог требуют оставить тех. паспорт или свидетельство. Как я понимаю, они берут на себя риски от возможной продажи машины в Иране. Стоимость такой бумаги растет пропорционально размеру машины и времени пребывания, на месяц стоило 200USD, максимальное время не знаю. Также оформили страховку неизвестных свойств и стоимости,не знаю, входила ли она в те 98, или те 20USD, что сверх платили в офисе. Также хелпер продал нам за 4$ Ирансел - симка с деньгами на счету и отдельно, тоже 4$, 3Гб траффика на месяц.
5. Нам опломбировали двигатель! и поехали оформляться на выезд, снаружи, в городе,получили от хелпера готовый страховой полис. Вперед!
Итого оформление нашего ТС в Исламскую Республику обошлось в 3 часа и 138 USD на 2 недели, +8USD на связь - более, чем хватило, на время поедки.
6. Обратно на выезде оплачивается пошлина за бензин в баке, объем бака смотрят по своей программе, у нас взяли за 35 литров 280 000 IRR примерно 560 рублей.Отдали местные документы, забрали свои. И еще некий сбор от объема двигателя, с нас, как с мотоцикла 10 000 IRR - 20 рублей. Обратно проходили 20 минут.
Цена бензина одинакова везде и составляет 10 000 риалов/литр - регуляр и 12 000 - супер. Некоторые продавцы стараются нае..., если видят тупого хареджи, но в целом к этому не привыкли, ценники то написаны везде!
Средние цены в IRR на основные продукты:
Молоко 27000 за литр независимо от жирности
Хлеб разный 10 000 за 1 кг
Абблимун- сок лимона или лайма с мякотью 0.3л 56000 = полведра хорошего напитка для питья в жару
Вода 1.5 л 8000
Кебаб разный или шашлык в кафе, добрая порция 50 000
Второе блюдо, например мясо в соусе с гарниром из риса и овощей, порция для голодного дальнобойщика 80 000 - 120 000
Консервы овощные слегка дешевле российских
Рыбные и мясные чуть дороже
Картофель 5000 за кг
Яблоки, апельсины , помидоры, огурцы, салаты и т.д. от 5000 до 30 000 за кг, в зависимости от местности, сорта и сезона. Винограда не видно.
Ширина и качество дорог соответствуют траффику и даже лишни, убитый асфальт - большая редкость. Платные автобаны от Тегерана дешевле не только наших, но и китайских, суммы на толлгейтах от 10 до 100 рублей с легковой. Заправки на некоторых дорогах очень редки (например 150км) и лучше не ездить на лампочке. Встречаются полицейские с радарами и посты между областей на крупных перекрестках, полиция настроена очень доброжелательно, мелкие нарушения иностранцам обычно прощают (небольшое превышение, непристегнутый ремень).
В населенке повсеместны лежачие полицейские, очень разнокалиберные. На автобанах их нет, на просто трассах через населенку всегда обозначены заранее, на городских и поселковых улицах могут быть необозначены никак.
Городской траффик - это самая неприятная местная особенность, броуновское движение, светофоры редки. Главное помнить и учитывать, что любая машина впереди тебя может внезапно остановиться или совершить любой маневр. Все это учитывают, едут осторжно и взаимовежливо, поэтому медленно. Обычно правый ряд (иногда второй и третий) занят припаркованными машинами, второй(или по порядку)- таксисты в поисках клиента, прочие в поисках парковки катятся на второй передаче или уже припарковались, левый ряд занят уходящими на поворот-разворот в разрыве разделительной (на больших улицах она всегда бетонная с газоном посредине). И вот вы едете посреди этого, пока не упираетесь в двух друзей, которое ехали по своим делам, но увиделись на перекрестке и не могли не поболтать минуту - ждем, они же год не виделись, не забываем про лежачих полицейских. Самая засада - мотоциклисты, некоторые едут по встречке между рядов, иногда перестраиваясь. Пешеходы же довольно осторожны, десять раз подумают до того, как идти. Удивительно, но в этом хаосе ДТП в разы реже, чем у нас. Зато пробки на пустом месте во всех городах. Ночью в городе можно себя вознаградить, здесь на пустой улице проехать на красный или по встречке - как у нас превысить на 5км/ч, не знаю, есть ли штрафы, но почти все так ездят - катался ночью по Исфахану, испугался, что привыкну!
На всех перевалах через Эль - Борз, кроме трассы Решт - Казвин, а также на северо - западе зимой могут в обязаловку потребоваться цепи (в случее снегопада или метели).
Все побережье Каспия, исключая редкие куски около границы, являет собой курортный филиал Тегерана, полностью застроено, доступ к морю на машине почти везде закрыт, или платный, дальше от берега все засажено рисом, помидорами, апельсинами и т.д., место под бивак наити очень сложно, под дикий отдых невозможно.
На остальной территории страны за пределами городов, специальных промышленных и военных зон (но иногда даже в них),всегда можно найти места для бивака, с учетом специфики местности, конечно. Местные часто сами занимаются туризмом или паломничеством с палатками, их любопытство неназойливо, за редкими исключениями, когда полиция просит перебраться в более безопасное место (со мной такого не было- друзья рассказывали).