... Главное было выехать из Тегерана.
Сегодня, 31 сентября, у иранцев случился какой-то грандиозный праздник, и, несмотря на раннее утро (а мы выехали, как рассвело, около семи утра), часть дорог в городе была перекрыта, На некоторых было организовано одностороннее движение, поэтому, пришлось немного покрутиться по городу. Дороги сразу за городом отличные, не некоторых участках четырехполосное движение, широкие заасфальтированые обочины, едя по которым даже рядом друг с другом, ни мы машинам, ни они нам, нисколько не мешают.
Хотя те постоянно бибикают, обгоняя нас - велосипедисты в Иране явление нечастое, тем более велотуристы, как и вообще иностранцы, потому чуть не каждый норовит нас поприветствовать, безошибочно определяя нас как иностранцев. Поэтому, до наступления жары, которая начинается уже часов в 10 утра, едем довольно бойко. К 12-ти же солнце уже печет вовсю, а высота, несмотря на непрерывный небольшой подъем, начавшийся сразу за Тегераном, еще никакая. Уже и есть хочется, а по пути ничего съедобного не попадается, готовить же неохота. И тут…
Как будто кто-то там, наверху, читал наши мысли. При обгоне стоящей на обочине машины, нас тормозит местная барышня, вышедшая из машины. В чадре, естественно. Интересно, чего ей надо? Может, случилось что? А то как-то не по шириату...
Тетка же, убедившись, что мы остановились, нырнула в машину, и что-то оттуда достала. Подошла к нам, сунула нам это “что-то” в руки, чего-то сказала на иранском, и не дожидаясь ответа, села в машину и уехала. Эй, а деньги!? Не нужны, што ль? В общем, приняли мы ее за коммивояжерку сначала.
“Что-то” было горячим и представляло из себя два пенопластовых пищевых контейнера. Открываем - а там рис и кусок мяса. Все прям аж жаром пышит, ощущение, что это только что прямо в машине и разогревали. Ну, тетка, спасибо, это весьма кстати, жрать-то уже охота не слабо, аж в шесть утра чуток позавтракали, а уже пять часов крутим... Интересно, с чего бы это такая благотворительность? Или мы такое жалкое впечатление производим, что нас аж местным тетям пожалеть захотелось? Но рассуждать потом будем, надо найти место для приема пищи, пока не остыла, а потом уж подумаем.
Риса в контейнере оказалось дофига, а мяса еще больше. Сумел съесть только половину, остальное беру с собой. Сгодится на ужин.
Однако на ужин скоро получаем еще по одному такому же контейнеру. Проезжая городок Бумехен, нас тормозит какой-то дядька-иранец, и ничего не спрашивая сует в руки каждому по подобному же контейнеру, и тут же прыгает в машину и уезжает. Про деньги тоже даже не намекает, да мы только рот открыть успели, как его и след простыл. В контейнерах опять рис, но вместо баранины - курица. Че это с ними сегодня, невольно подумалось? Еду раздают налево и направо совершенно незнакомым людям? Мы только недавно сытно поели такого же риса с бараниной, сейчас неохота, но на ужин и завтрак (а этого вполне хватит) сгодится, и готовить не надо. Да, это мы как-то удачно заехали… Что же тут у них происходит-то?
В Рудехене, следующем городке за Бумехеном, проходили какие-то уличные шествия - похоже, сегодня был всеиранский праздник.
Толпы иранцев, детей в том числе, шли по центральной улице и изображали во время шествия побивание себя цепями, попросту символически хлестали себя по спине какими-то штуковинами, призванными изображать цепи. Слышал я до этого про такой шиитский обычай, поэтому сообразил, что это означает. Правда, по-настоящему они должны хлестать себя по голой спине до крови, тут же ограничились символической имитацией это действа. Может, потому, что это были дети, а взрослые потом пойдут?
Пока я размышлял над этими странными действиями, со мной поравнялась машина, и иранка, притормозив ее, но не останавливаясь, и крикнув что-то на ломаном английском (что для Ирана, в смысле, знание английского - ну очень большая редкость!) что-то типа “Привет, с праздником!”, протянула мне в форточку какой-то пакет. Так же на ходу я его подхватил, соображая, как и на каком наречии лучше сказать “спасибо”: ташаккор, мерси или хейли мамнуун (употребляются все). Просто одно заимствовано из арабского, другое из французского, третье - иранское, но не мусульманское. Все три варианта нравятся далеко не всем.
Так, религиозно настроенные товарищи, а это далеко не все, сложилось даже ощущение, что таковых меньшинство, несмотря на то, что ислам - официальная государственная религия, и лидером нации является имам, а не президент, предпочитают арабско-исламский вариант, очень похожий на турецкий, патриоты - иранский, западно-настроенные сторонники шаха и его режима - французский. Я отвечал несколько раз и так, и эдак, и наоборот, и меня все время поправляли. То “ташаккор” не устраивает, то “мамнуун”, то “мерси”...
Так вот, пока соображал, глядя на тетку в чадре, и соображая, как ей лучше ответить, машина дала по газам и скрылась вместе с иранкой за горизонтом. В пакете же оказался сок, пачка печенья и что-то навроде сникерса местного производства. В рюкзаке у меня места уже не было, поэтому пришлось все это дело ухомячить прямо на месте. Да, ну и день сегодня... Но и это было еще не все.
Уже на стоянке у городка Абали, немного не доезжая до Полура, где на поляне у реки отдыхало несколько групп иранцев и иранок, мужик, узнав, что мы из России, протянул нам все, что у него было - горсть грецких орехов, а уже ведя велики мимо другой группы иранцев, которые устроили тут на поляне пикник, те тоже нас остановили и протянули целый пакет фруктов - персиков, яблок, слив, бананов…
Вот такой странно-загадочный день получился. А мы даже не поняли, что же это был за праздник у них, по фарси-то (он же персидский, он же иранский) ни бум-бум… Было это 31 сентября.
А 1-го октября мы были уже во 2-м Базовом лагере на склонах Демавенда (3000 м). Другие его название Гусфанд Сара (что-то вроде Бараньего пастбища в переводе) или Моск (мечеть). Тут действительно находится действующая мечеть - отличный ориентир, особенно при спуске.
Мечеть не эта, эта на перевале, откуда начинается спуск в Полур и где, в момент нашего проезда, шла служба по случаю праздника.
Вообще, чтобы попасть в Полур, надо сначала преодолеть неслабый перевал, а потом с него спуститься, после чего уже начать нескончаемый подъем на высшую точку ирана и всего Юлижнего Востока - действующий вулкан Демавенд.
Но сначала требовалось получить пермит в Полуре в местной Федерации альпинизма. По пути туда меня остановила встречная машина, и мужик опять протянул пластиковый контейнер... Я уже догадывался, что в нем могло быть, - так и есть: рис и кусок баранины. Не успел я это убрать, догоняет машина, и уже бырышня (в чадре, конечно) сует мне в руки пакет сока, йогурт и бутылку воды. Да, вот это гостеприимство! Вот только места-то в рюкзаке уже нет. Но отказываться неудобно, люди-то от чистого сердца дают...Пришлось надевать заплечный рюкзак и убирать все это хозяйство туда.
Федерация альпинизма Ирана, тут же 1-й лагерь, находится не в самом Полуре, а чуть повыше, на горке, в отдельном здании, на высоте примерно 2000 м. Ночевали же мы до этого в Абали на 1500 м. В Федерации альпинизма, или 1-м лагере, при желании, можно сегодня было и заночевать, но время еще детское, поэтому решаем доехать сегодня до 2-го лагеря (3000 м). Но сначала надо получить пермит.
В Федерации альпинизма Ирана работают одни бабы. По крайней мере в том кабинете, куда мы пришли за пермитом. Это очень удивило - ничего себе, шириат! Баб, сотрудников Федерации, мы даже сфоткали, хотя они и поломались для виду, - строго говоря, так, по шириатским законам не положено.
На стене - карта восхождения на Демавенд (5700 м).
Сами они были вовсе не в чадрах, а во вполне обычном одеянии, хотя и полностью закрытом. Впрочем, тут уже было не жарко, и в открытых одеждах особо-то и не походишь.
Пермит стоит 50 долл. с носа.
От Полура еще какое-то время шел асфальт, но скоро, при повороте на 2-й лагерь, он закончился, как закончились и все машины. Грунтовка резко уходила вверх, и вот здесь, вплоть до сегодняшнего финиша на Гусфанд Саре у мечети на 3000 м, пришлось повкручивать уже всерьез.
Теперь стали понятны скептические взгляды барышней из Федерации, когда мы сказали, что поедем до 2-го лагеря на великах. Еще ж и ветер ураганный. Нас даже уговаривали остаться в Полуре и переждать ветер там. Кстати, дамы там немного говорят по-английски, так что проблем в общении не было.
Подъем дался,конечно, тяжело, пришлось даже местами велики толкать, главное было успеть до темна. Успели. Это поняли, когда увидели купола мечети. Это и есть Гусфанд Сара, или Моск, или 2-й лагерь. Высота 3000 м.
В этой же мечети и ночевали. К ней есть пристройка, куда мы затащили велики и себя, и здесь же оставили велосипеды, когда пошли наверх, предварительно скрепив их тросом.
Отсюда уже прекрасно виден Демавенд,
И дымящуюся около его вершины фумаролу с сернистым газом, когда ветер меняется или немного затихает. Скоро мы ее понюхаем живьем.
Ночевка тут бесплатная, хотя после спуска местные абреки и пытались содрать с нас деньги непонятно за что. Пришлось сунуть им в нос пермит, и объяснить, что за все "уплочено". На чем наша милая беседа с обкуренными (или обколотыми) не знаю кем, и закончилась.
Вид пермита с обратной стороны.
Ну и вид Демавенда после нашей остановки в мечети и из ее двора сразу после прибытия во 2-й лагерь.. Пока даже не верится, что скоро мы будем топтать эту вершину тяжелым иранским ботинком, так удачно приобретенным (и) в Тегеране...
Завтра надеемся стартовать в 3-й лагерь (4200 м), оставив сцепленные тросом велики вместе с велорюкзаками во 2-м. Надеемся погода позволит. Как и самочувствие - все-таки сегодня подъем 1500 м, и завтра еще должно быть 1200. И останется всего нечего - какие-то полтора километра по вертикали...
Сообщение отредактировал Alexander69: 11 января 2018 - 12:32