Насколько я понял, в августе (может быть, и в июле) и ранней осенью там вообще не потребуется каких-то особых снаряжений, окромя ботинок и палок??. Впрочем, наверно даже и без палок можно подняться, просто чуть дольше и тяжелее будет, я верно мыслю?
В общем, да. Мы без палок ходили. А до 3000 м вообще в сандалях ехал.Но гамаши не помешают, чтоб камни в обувь не летели.
А снег обойти там никак нельзя? И, кстати, снег на вашей тропе начался с какой высоты? И насколько я понял, это самый южный (и соответственно, солнечный) путь к Демавенду?
Снег лишь у самой вершины, обойти нельзя. Впрочем, год на год, видимо, не приходится, и опоздай мы всего на один день, лезли бы по пояс в снегу - если на 2000 мерах такие сугробы навалило, то уж на на высоте 5000 м и выше точно не меньше.Не знаю, как наш сожитель по мечети Яцек там выжил...И выжил ли. Ну да толпа туда неслабая аккурат перед снегопадом пошла, еще и 3-м лагере полно народу осталось. Такой вот "прогноз"...Нам, кстати, в Амоле и позже в Махмудабаде, никто не верил, что у них такие снега бывают. Пока фотки не показали.
...От Рейне до Амоля, куда мы планировали сегодня прибыть, всего 85 км. При таком уклоне, а он строго вниз всю дорогу - максимум часа полтора. Однако при такой погоде климата, что нас окружает и той дороге, что под нами, состоящей из смеси снега, воды и грязи, затрачиваем на спуск к Амолю аж три часа.
Много времени уходит на переодевание и остановки. Сразу, отъехав от Рейне, пришлось останавливаться и переодеваться-переобуваться. Ибо толкать велики в гору от Аби Гарма было аж жарко, а когда начался спуск сразу за городом на немалых скоростях, мы оба двое сразу околели. К тому же снова пошел мокрый снег, который попадая на разгоряченные спины, тут же таял и вся одежда на нас быстренько промокла.
Вот когда мы совсем не пожалели,что нагрузили рюкзак барахлом аж на 25 кило! Одежду пришлось менять всю до трусов. Поверх сухих и теплых шмоток были надеты непромокаемые и непродуваемые куртки и штаны. Насквозь мокрые ботинки, в которых ноги уже заметно мерзли, заменить было нечем, ибо низкие кроссовки, пусть и пока сухие, были бы еще хуже, поэтому пришлось менять носки - отжав и бросив в рюкзак бесполезные при таких условиях носки треккинговые, надеваю вместо них неопреновые.
От влаги они, конечно, не спасут, но зато реально не дают ногам замерзнуть, спасая от холода ледяной воды, которая летит из-под переднего колеса прямо на все, что ниже “развилки”, включая, естественно, и обувь. Очки тоже пришлось убрать подальше - грязь, летящая в лицо, превращала их уже через пара минут в бесполезное ничто.
Хуже было с руками.
Если тело и ноги от холода, по крайней мере, мы защитили, то вот мокрые руки на сильном встречном ветру, лежащие на руле без движения, защитить было нечем. Несмотря на то, что перчатки водоотталкивающие и непродуваемые, они полностью промокли при таком обилие осадков в виде мокрого снега, а потом и дождя, и руки совершенно не грели. Хотя именно в них я ходил всего пару дней назад на Демавенд, но даже на почти 5700 м рукам было теплей, чем здесь… Хорошо у меня еще были тонкие рабочие перчатки для работы на биваках, и основные перчатки на них налезли, стало хоть чуть-чуть потеплей, но все равно, приходилось часто останавливаться, чтобы отогреть околевшие пальцы.
В таких условиях, конечно, было совсем не до фоток, да и фоткать особо нечего при такой погоде, потому их тут будет на сей раз совсем немного.
Вот из-за таких остановок и пришлось, на легком, в общем-то, спуске, вместо полутора часов затратить все три. Да и ехать приходилось очень сильно притормаживая, иначе уж очень холодно. Потому скорость получилась не 70км/час, как полагалось на таком участке, а всего 35-40. Кроме ледяного встречного ветра, быстрее ехать не давала грязь и вода из-под колес, летевшая прямо в лицо и в глаза - переднее крыло-то я забыл дома. А потому вся грязь - моя.
До сих пор отсутствие переднего крыла никак не сказывалось, ибо все время было сухо, а тут вот оно как… Чем быстрее едешь - тем с большей силой струи воды и грязи из-под переднего колеса секут тебя по лицу. Поэтому, как ни прискорбно, а пришлось всю дорогу ехать на тормозах. А ведь можно было здорово погонять, ведь и машин немного - в такую погоду хороший хозяин псину на улицу не выгонит, не то что сам за руль сядет! Но главное, лавины с окрестных гор на нас не сошли, одну-то мы уже слышали совсем неподалеку…
Дорога, кстати, совсем не “бастэ”, как заверял нас хозяин отельчика в Аби Гарме, полиции даже не видно.
По пути проехали через пару десятков туннелей (всего их за поход было больше 30-ти).
Это первый и единственный случай, когда туннели радовали: в них было тепло - раз, и не было дождя-снега - два. Кстати, в отличие от Турции, а именно, Восточной Анатолии, где мы проехали тоннелей больше сорока штук, здесь, в Иране, все туннели освещены!
А потому, и свет от фар встречных машин не слепит, и самому мощная фара не нужна, чтобы освещать дорогу и окружающее замкнутое пространство, достаточно лишь обозначить себя светом на дороге в туннеле.
Впрочем, езда на велике через двухкилометровые туннели, особенно неосвещенные - это отдельная тема, щас не будем о ней, ибо есть дела поинтересней - спустя 3 часа после старта из Рейне и 85 км жуткого холода (впрочем, последние километров 20 было уже тепло) мы въехали в Амоль, путь в который, нежданно-негаданно, оказался таким сложным и занял, учитывая неслабый спуск, такое долгое время.
Ближе к Амолю погода начала налаживаться, и кое-что таки удалось сфоткать.
До южного берега Каспия тут уже совсем рядом, но нам надо дождаться нашего третьего сподвижника, который, прилетев в Тегеран, едет за нами (минуя ответвление дороги через Полур и Рейне, которая сложнее и дольше, и сам Демавенд, конечно, а напрямик через перевал) и пытается нас догнать. По пути появилась связь, мы с ним связались, возможно к вечеру он уже тоже будет в Амоле.
Перед въездом в город, конечно, снова пришлось переодеваться. Со стороны я себя, конечно, не видел, но штаны и ботинки превратились просто в кусок грязи - за ней просто ничего не просматривалось. Все это пошло в пакет и в рюкзак, потом постираем, а сами же мы облачились в привычную форму одежды - футболку и коротенькие штанишки, - в Амоле совершенно ничего не напоминало о произошедшем сегодня чуть выше катаклизме, тут, как будто, другая планета! Опять привычная жара, сухо, и мы в своих заляпанных грязью одеяниях после спуска выглядели, наверно... скажем так, необычно.
Все-таки, правильно мы свалили из курортно-экстремального Аби Гарма. На снег я и дома могу посмотреть. (Кстати, до зимы неделя, а снега в Москве все нет... Чувствую, скоро всем, желающим посмотреть на снег, придется ездить в знойный и солнечный Иран. В начале октября, желательно…).
А еще подумал, как же вовремя мы покинули склоны Демавенда! Ведь если у его подножия, на высоте всего 2000 м такое творится, то что же было там, наверху? Я уж не говорю про вершину, а хотя бы в лагере на 4200 м? Да и на 3000 тоже... И как бы мы спускались оттуда на великах по раскисшей грунтовке... или по сугробам... Даже страшно представить. Нет, правильно говорят - дуракам везет. Задержись мы там на одну ночь всего, что было вполне возможно, и все было совсем не так, как на самом деле... Кстати, наш-то сосед по мечети, Яцек, там остался, на 4200. И хорошо, если непогода застигла в лагере (хотя чего уж там хорошего!), а если по пути на/с вершины? А у него ни палатки, ни запасов еды, ни горелки... Это пи... В общем, надеюсь, живой.
Сейчас же нас надо найти гостиницу для Леши - он почему-то после Армении решил палатку не брать, а ту, в которой он жил в Армении, отправил домой с Ольгой, покинувшей нас в Ереване. Ну, типа, Иран, жара, нафиг эту палатку таскать, я и так, под звездным иранским небом легко...
Вполне ожидаемые проблемы из-за этого начались еще раньше, сегодня продолжились. Звездное иранское небо Лешу уже, почему-то, не прельщало. А потому долго искали гостиницу (мехмунхана, по-местному). Местные, которым, ясен пень, мехмунхана в их нормальной жизни нафиг не нужна, отправляли нас то в одну сторону, то в другую. Наконец нашли... веломагазин.
Тут и случилось самое главное чудо за сегодняшний день - хозяин магазинчика, по совместительству продавец, немного говорил по-английски! Узнав, что мы из России, сказал, что у него в России учился друг и он щас его позовет. И правда, начал звонить куда-то. А пока мы ждали его приезда, сбегал в магазин, оставив нас, незнакомых людей, совершенно одних в своем магазине, и принес нам какие-то печеньки, бисквиты и по банке сока. Хотя, мы, вроде, не говорили, что голодные... По роже, что ли видно?
Скоро приехал на велике и его друг. Узнав, что мы ищем ищем гостиницу, сказал, типа, нафиг вам гостиница, там дорого и поехали ночевать ко мне. Мы сначала отказались, но он продолжал настаивать, в итоге, согласились, и поехали к нему домой. Предварительно купив в магазинчике сумку на руль - я такую давно искал, а в Москве ничего похожего не было. При этом хозяин, он же продавец, категорически отказывался брать за нее деньги, говоря по-русски (видимо, его друг, учившийся в России, слову научил): подарок. Но 8 долларов - это не печеньки с соком, это многовато для подарка, поэтому я просто оставил ему 8 долларов, которых у меня нашлось без сдачи, и просто положил ему на стойку, после чего мы и поехала к Сине домой, - так звали его друга.
Мы с Синой во дворе его дома в Амоле.
Чтобы понять такое дружелюбное и доброжелательное поведение иранцев, надо немного знать об особой системе иранского этикета - таруфе, которая предписывает относится к любым людям с предупредительностью, часто граничащей с абсурдом. По крайней мере, для европейцев. Сами-то иранцы понимают, что во многих случаях предложения ваших собеседников - ничего более, как ритуальная вежливость, и от них стоит так же вежливо отказаться, но иностранцы, не зная этого, могут попасть в неловкую, и даже опасную ситуацию.
Поэтому, нельзя буквально воспринимать любые предложения, как то, например:
принять даром понравившуюся в магазине вещь,
принять предложение ночевать у собеседника дома, или
разделить с ним трапезу, или
согласиться на предложение таксиста не платить за проезд, ибо он счастлив от одного общения с вами и т.д.
Все это - не более чем ритуальная вежливость, или таруф. Всех вариантов таруфа перечислить невозможно, да и не нужно.
Главное понимать, что если вы получили от совершенно незнакомого человека подобное необычное, а часто и странное, предложение, от него надо отказаться. Если это предложение сделано из искренних побуждений, а не из предписаний таруфа, то вам предложат то же самое еще раз, а потом и еще. Вот после третьего предложения его уже можно, как правило, смело принимать, не опасаясь, что доставите этим неудобства его источнику, а сами не попадете в неловкую, в лучшем случае, ситуацию.
Так, были случаи, вроде этого, когда один глупый европеоид, восхищаясь в ювелирном магазине дорогостоящим украшением, на вопрос, сколько стоит, и получив ответ “бесплатно”, недолго думая, забрал украшение и покинул магазин. После чего, хозяин вызвал полицию, и европеодид оказался в тюрьме за воровство. А надо-то было всего лишь знать простейшие правила таруфа!
Таких случаев, и подобных, пусть и заканчивающихся не так печально, много, ибо многие бледнолицие европеоиды перед поездкой не утруждают себя знакомством с обычаями той страны, в которую они едут. Но тут речь не о них, а о том, почему, несмотря на предложение продавца в веломагазине забрать сумку даром, деньги я ему все-таки оставил. От которых он, кстати, не отказался, хотя и сделал вид, что не заметил, как я их положил на стойку.
Точно так же мы отказались от предложения горного гида в Рейне, который на вопрос, где тут горячие источники, сначала предложил нам остановиться у него дома. Мы отказались, и правильно сделали, ибо второй раз он это уже не предлагал, из чего стало понятно, что его предложение - лишь таруф, и прими мы его, он был бы этому точно не рад.
А вот недорогие подарки, типа еды в контейнерах, или пакет с фруктами на стоянке в Абали, или вот как сейчас, бисквиты с соком в веломагазине, мы принимали, дабы не обидеть местных, ибо еда тут дешевая и местных такие подарки явно не напрягают и ни к чему не обязывают. Как и их получателей.
Одним словом - полная гармония. Без иронии. Мне понравился Иран. Завтра будем купаться в Каспийском море, погода в Амоле жаркая, значит в Махмудабаде будет еще жарче, хотя октябрь в разгаре. До южного берега Каспия отсюда всего 20 минут езды строго вниз. О снеге и морозе, еще сегодня доставившим нам столько хлопот, уже абсолютно ничего не напоминает. Неудивительно, что местные иранцы нам не верили, когда мы рассказывали им про погоду в Рейне.
Сообщение отредактировал Alexander69: 16 января 2018 - 15:32