=========================
В развитие темы "Велосипеды в ЮВА" http://www.bpclub.ru...e-3#entry435039
Последние года три в Китае начало усиленно развиваться такое мощное явление, как "байкшеринг". Это совместное пользование одним и тем же велосипедом разными людьми, попросту всеми желающими. Только не надо путать байшеринг и аренду велосипедов. При аренде обязательное условие наличие у арендодателя т.н. базовой станции, где ты велосипед берешь в аренду, и куда ты его после использования возвращаешь. В лучшем случае - на другую базовую станцию того же арендодателя.
Байкшеринг же нечто совершенно иное. Это - система проката велосипеда без привязки к базовым станциям. Т.е., взяв однажды на базовой станции или любом другом месте (об этом позже) велосипед, ты можешь, доехав до нужного места, оставить его где угодно. Найти велосипед не на базовой станции несложно: все они оборудованы треккером с GPS или его китайским аналогом, к которому привязано специальное приложение в смартфоне/планшете. Найдя таким образом ближайший велосипед, ты вводишь специальный код на электронном замке, который (код) также получаешь через приложение, и едешь куда душа пожелает, после чего бросаешь велик где попало. А его уже так же по треккеру находит следующий пользователь, и также, доехав до нужного места, оставляет его там, больше не парясь о его судьбе.
Аренда велика таким образом стоит копейки, в зависимости от компании и типа велика от 0,5 до 1 юаня (1 юань - ок.10 руб.) за полчаса, которые списываются у тебя с депозита.
Основные операторы подобного бизнеса в Китае - компании Офо и Мобайк.
Мобайк запустило пробный подобный сервис в Шанхае в конце 2015 года. А дальше - понеслось: в 2016 году уже на полную мощь запускаются проекты в Шанхае, Пекине, Гаунчжоу, Чэнду, Шеньчжене, новая версия великов в Шанхае.
2017 г.- запуск в Дунгуане, Чжухае, Уси (пров.Цзянсу), и, теперь вот, в Сингапуре.
На данный момент у Мобайка в работе более 5 млн. велосипедов и около 50 млн. пользователей с оплаченным депозитом. А вот и хозяйка-основательница Мобайка собственной персоной - Ху Вэйфэй (1982 г.р.).
Власти городов просто вынуждены отправлять горы велосипедов на свалки, ибо они в час пик просто заполняют собой все свободные места в городе. Вот такой пример, когда сотрудники приехав на работу на великах бросили их прямо на тротуаре и его окрестностях, перегородив ими ве движение.
Поскольку места в Китае немного, эвакуированные велосипеды часто сваливают прямо на обочинах дорог, лишь бы освободить место в городе.
В результате образуются целые кладбища велосипедов.
А это уже полчища новеньких велосипедов, готовых вступить в неравный бой со своими пользователями, с высоты птичьего полета. Желтенькие - это Офо, красненькие слева - Мобайк.
Дабы продлить жизнь таких велосипедов, компании-операторы бизнеса стали заказывать антивандальные варианты: вместо открытой цепной передачи - кардан, упрятанный в металлический кожух
безвоздушные и бескамерные покрышки на болтах
колеса на литых дисках вместо привычных ободов со спмцами
Ну, и прочие антивандальные хитрости. Тем не менее, жизнь такой боевой машины все равно коротка.
Конечно, эти машины не предназначены для велопутешествий, и, тем более, велопоходов. Но монстра, весом часто в 25 кило, вполне достаточно, чтобы доехать по городу из пункта А в пункт Б, где его и бросить, навсегда забыв о его существовании (напомню - это и есть основной принцип байкшеринга, что и отличает его от банального велопроката)..
И тут у многих непосвященных в нюансы китайского велобизнеса возникает вполне законный вопрос: а как при такой аренде велосипеда (от 0,5 до 1 юаня за полчаса, т..е. от 5 рублей за полчаса в зависимости от типа велика на наши деньги) они умудряются чего-то зарабатовать?
А все гениальное просто. Средняя себестоимость велика при их массовой закупке - 300 юаней (3000 руб.), а прежде начать им пользоваться, и получить код замка по приложению, необходимо внести депозит на свой счет в компании-операторе. У Мобайка это минимум 100 юаней. Т.е., три клиента - и велик уже отбился. Деньги-то уже в компании....И не все кладут минимальный депозит, многие и побольше.
А у Офо минимальный депозит - 300 юаней, т.е. сразу стоимость самого велика. А теперь путем элементарных арифметических действий подсчитаем (на примере Мобайка, по Офо данных нет): 5 млн. велосипедов - это затраты в 1,5 млрд.юаней, 50 млн.даже минимальных депозитов - 5 млрд.юаней. Чистая прибыль за пару лет 3,5 млрд.юаней. Да, расходы и другие есть, но и депозиты далеко не все минимальные по сотне. Да и власти городов такой бизнес в целом поощряют - многие города Китая страдают от загрязнения воздуха, в том числе от огромного количества машин, и экологически чистый велосипед видится отчасти решением проблемы загрязненного воздуха.
В общем, такой вот велобизнес по-китайски.