Июль не лучшее время для поездки в Ереван, но на озеро Севан самое то, да и в других местах тоже не так испепеляюще жарко, как в столице Армении. Был с 10.07.18 по 24.07.18.
Немного про перелеты (можно пропустить)
Первый раз летел пресловутым лоукостером «Победой» из Внуково. Негатива слышал тонны, поэтому мандражировал, предельно внимательно и медленно, как улитка без очков, читал все, что написано на их сайте мелким шрифтом между строк. Пробовал и так и сяк ставить разные опции при покупке билета, перед тем как все-таки оплатить. Дешевле (не понимаю с какого) получилось, когда изначально выбираешь тариф без багажа, только с ручной кладью, а затем при следующих шагах добавляешь опции багажа, а не сразу с багажом, рублей на 200 вышли ниже. Страховку, выбор места и прочее убирал вместе с галками в клетках. Самолеты «Победы» летят не в Ереван, а в Гюмри, а оттуда можно в Ереван взять через партнера «Победы» авто трансфер и обратно также. В первую дорогу я летел именно в Гюмри, а обратно возвращался через трансфер из Еревана, миниавтобус отправляется из Еревана от остановки напротив дома 4 по ул. Атенка вблизи центрального стадиона «Раздан». Подошли к назначенному времени и проверились у водителя в списках. Все вышло ровно, ехать 2 часа до а/п Гюмри.
Во Внуково посадка в самолет не через рукав сразу в салон, а везут на автобусах по полю, причем пассажиров распределяют строго: с 1 по 16 ряд в один автобус, остальные – во второй. В самолет соответственно ведут два трапа: впереди и у хвоста, чтобы за самую короткую единицу времени загрузить одновременно всех. Как попадаешь в салон, начинают подгонять по громкоговорителю, напоминают, что время в аэропорту – деньги. Чем быстрее улетим, тем меньше постоим, а значит дешевле! Раза три напомнили, чтоб под страхом высадки никто не вздумал меняться местами. На стойке регистрации ручную кладь заставляют впихивать в калибратор – коробочка такая, вес клади не лимитирован, только объем. Заранее можно оплатить багаж 10 кг – 499 р., 20 кг – 1499 р., но за 1 кг перевеса в аэропорту берут 500 р., если верить табличке. Я в первую дорогу купил с билетом 10 кг, во вторую - 20 кг. По ходу полета десятки всяких предупреждений строгим голосом, объявлений и прочего инфошума. Чмырят, одним словом, нашего брата пассажира, захотевшего «подешевле». Борт Боинг 737-800 у «Победы» из 32-х рядов по 6 кресел в ряду. Все очень компактно, а по-русски, тесно. Спинки узких кресел заблокированы, чтоб откинуться не смели. Столики у впереди стоящих кресел есть, хотя еду не носят, а вот карманы напрочь отсутствуют – ни журнал, ни стакан присунуть некуда: держи или на пол роняй. При этом мусор просят отдавать стюардессам, не оставлять за собой. Пару раз за полет они даже проходят с ящиком, собирают. Экономия времени на уборку, чтобы в а/п на платной парковке не стоять.
Аэропортик в Гюмри посредственный, от самолета пешком до пагранконтроля. Пропускная способность 5 или 6 окошек, то есть, когда с рейса 192 пассажира одновременно подходят, почему-то образуются нервные очереди, вернее, толпа. Спустя час-полтора, понятно, рассасывается и погранцам до следующего дня особо проверять некого. Неизменный Фрунзик Мкртчан на стене.
Дьюти-фри на вылет также присутствует, но очень небольшой, кассир отпускает замедленно: сканирует паспорт покупателя и забивает вручную код с посадочного талона, затем упаковывает и что-то еще делает, кроме расчета. Когда наконец до меня дошла очередь, я подал документы, она спросила прямой у меня рейс или транзитный. Если прямой, то алкогольные бутылки она просто в пакет кладет, а транзитным гражданам дополнительно запечатывает в спецконверт. Я сказал, что прямой, но на беду попросил два вина положить по разным пакетам – думал это просто. Можно даже не париться, а дать мне два пакета, и я сам упакую. Так нет! Она просканировала мне паспорт, потом вбила код с талона и рассчитала за одну бутылку, сунула ее в пакет, а потом то же самое проделала со второй, засунув ее в другой пакет. Мы с очередью припухли – ну почему?! Почему нельзя пробить сразу две бутылки и разложить в два пакета? Кстати, нельзя купить два блока сигарет на один паспорт – только по одному.
По прилету в Гюмри разменял немного денег в аэропорту. Из самолета нас встретил хозяин гостиницы, сказал, что курс в аэропорту неплохой. Рубль был 7,6 драм, доллар 480. Как потом выяснилось, в городе такие же цены и в Ереване. Хотя в одном месте на рынке я видел 7,7 и 481. Разница не принципиальная. Обычно в аэропортах справедливостью по части курсов валют не пахнет. А вот что касается снятия наличных в банкоматах Армении. Читал в отзывах, что процент небольшой, хотя за границей до этого никогда банкоматами не пользовался. С карты Сбера мне драмы через банк армянского ВТБ обошлись по 7,32 за рубль, это на 4% хуже, чем в обменнике. Думаю, раз там рубли везде меняют, лучше их наличными везти.
На обратном вылете замотал два рюкзака в черный пакет и скотчем обмотал, часть скотча осталось – положил рулончик в сумку и пошел на личный досмотр. Это где рентген и ремни снимать нужно. Сумку просветили, ремень с курткой тоже, все нормально, отошел, стою поправляюсь. Подошли два досмотрщика и забрали скотч из сумки. Запрещено, говорят, ну не ублюдки разве?
Гюмри
Считается вторым после Еревана городом Армении. Центром является площадь с фонтанами, которые ночью подсвечиваются. Вечером тут собираются горожане, семьи, дети, музыка, всеобщее оживление. Оно так же распространяется и на примыкающие пару пешеходных улиц с открытыми кафе, барами, парковыми зонами. Вокруг площади пара соборов, симпатичное с подсветкой здание мэрии.
[/url]
К северо-западу новые районы, построенные после землетрясения. Кроме, Шарля Азнавура и его фонда помощи, строительство одного из районов Гюмрии множества дорог финансировал один из крупнейших миллиардеров из США Кирк Керкорян. Памятник ему установили в 2018 г. на ул. Абовяна в Гюмри. Он также помогал Нагорному Карабаху в его стремлении к независимости. Кстати, если верить Википедии, первый раз он посетил Армению в 1998 г., когда ему уже минуло 80 лет. Удостоен звания Национальный Герой Армении (27.05.2004) с вручением Ордена «Родина». И таких соотечественников-меценатов, оттуда помогающих Армении, много. И люди знают своих героев, с гордостью о них отзываются.
Памятник Шарлю Азнавуру также есть в Гюмри, а в Ереване еще и площадь около кинотеатра «Москва» и музей в его честь.
Радом с памятником Керкоряну расположена картинная галерея сестер Мариам и Ерануи Асламазян. Творить они начали еще в 20 – 30 х годах. Их работы меня очень впечатлили, причем в галерее никого не было – смотрители ходили за нами, включая свет в залах. Тишина и покой. Фотографировать разрешили. Вот некоторые вещи:
В центре Гюмри есть музей архитектуры и городской жизни, к сожалению, не посетил его.
Центральный парк с неработающими аттракционами, смотровой площадкой и неизменной в СССР женщиной с веслом.
Русская часовня:
Черная крепость, изготовленная из черного туфа в 1834 г.,на возвышенности смотрится монументально своим величественным закруглением, однако внутри она отреставрирована до облика культурного центра, где проводятся массовые мероприятия в виде концертов. Внешний вид сохранен, а некоторое осовременивание, действительно, может, и на пользу – можно же пользоваться!
Неподалеку от крепости мемориал Мать Армения, 1975 г. Он символизирует победы армян, особенно советскую победу во время Второй Мировой войны. Гордо стоящая женщина, держащая в руках колос пшеницы. Статуя изготовлена из бронзы и является самой большой в Гюмри. И вот еще что нашел в интернете по этому поводу: «когда сморишь на статую с армянской стороны она видится в образе триумфальной женщины, а когда с турецкой или западной стороны она видится как нападающий дракон». На турок у армян большой зуб, уходящий своим корнем глубоко в историю Османской империи 18-19 века, где царили младотурки, кемалисты и прочий геноцид. Но сами оцените:
В удаленном от центра квартале Ани после землетрясения построена Церковь Святого Якова. Был там вечером – вокруг на площадках у храма всеобщее молодежное веселье: самокаты, ролики, велосипеды. Вообще застройка там малоэтажна, выше 5-9 этажей зданий почти нет. Очень приятно, камерно, как-то не давит. (В Ереване, конечно, начали точечными высотками злоупотреблять.)
За границей города есть несколько достопримечательностей. Наиболее интересная и сохранившаяся – монастырь в Мармашене, рядом река Ахурян.
В гостинице хозяин мне показал путеводитель с остальными иллюстрациями, куда можно съездить, откуда я сделал вывод, что остальное можно опустить. Хозяин со мной охотно согласился. По дороге в монастырь проезжали мимо 102 военной базы РФ, района, где живут в основном русские, фотографий не делал. Да, и для поездки в Мармашен просто нашли на улице таксиста и за 3000 драм (400 р.) туда-обратно сгоняли. Скорее всего, можно было и подешевле. Маршрутки по городу в Гюмри стоят 100 драм (13 руб.), как и в Ереване. Водителю деньги отдают на выходе – я по привычке в первый раз начал совать как зашел, на меня покосились, но взяли. Газели у них низкие – стоять неудобно, мужчины садятся рядом с водителем, в салоне в основном женщины. Наверное, армянскому джигиту ездить на маршрутке с женщинами заподло, которое закреплено национальной традицией.
Транспортное сообщение в основном с Ереваном на юго-восток или в ту сторону, с автовокзала, если его так можно назвать, можно уехать еще в сторону Ванадзора на восток. Дальше пересаживаться. Куда-то еще сложно. С ж-д вокзала Гюмри ходят электрички в Ереван в 08:25, 11:45 и 18:15, так же 3 электрички в день прибывают из Еревана. Стоимость билета 1000 драм (132 р.) ехать около 4 часов. Электропоезд 4 вагона, старые советские с деревянными лавками, но чистые. Есть проходящие поезда из Еревана в Батуми 17:55 и в Тбилиси 00:10, так же обратно. Но там билеты дорогие. Я спрашивал, как на них проехать на север до станции Санахин (чтоб в Алаверди попасть), кассир сказал, что туда он не может билет продать, нужно подойти к приходу поезда и самому договориться с проводником. А билет из Гюмри до Ванадзора (это полпути до Алаверди) стоит в кассе 5000 драм. Отбросил я эту идею с непонятными пересадками на такси, и мы поехали в Ереван на электроне в 08:25.
Сообщение отредактировал Aristos: 09 октября 2018 - 10:40