Я понял, что поеду в Китай, как всегда, в последний момент. У меня был выучен китайский разговорный минимум (около 300 слов), а также была надежда на онлайн-переводчик, выписаны адреса достопримечательностей, вокзалов и т. д. Юани куплены в России.
Получение китайской визы снова начало усложняться. Требуют бронь авиабилетов, гостиниц, новый и предыдущий загранпаспорт и многое другое. Я опасался за предыдущий загранпаспорт со штампами мусульманских государств Турции и Иордании. В итоге делал визу через турфирму. Билеты за 20 тысяч в Пекин туда и обратно рублей купить не успел, взял по той же цене до Урумчи.
В Домодедово, несмотря на все проверки, нечаянно пронес в ручной клади газовый баллончик. В Китае аэропорт был напичкан техникой: камеры, которые автоматически сличают лицо с фото в паспорте, динамик, который на плохой русский переводит, что надо делать и т. д. В Урумчи я прибыл рано утром. Мой поезд в Сиань отходил вечером. Билет на него я купил еще в России по интернету на русифицированном сайте ctrip.com (примерно 5000 рублей). Как известно, китайцы не всегда понимают иностранцев, пытающихся говорить по-китайски. Записав на листочке необходимую фразу на китайском, пытаюсь найти автобус из аэропорта в город. 2 китайцев, к которым я обратился, знали английский. Один из них – студент питерского вуза – говорил на смеси английского и русского, помог мне найти автобус, объяснил, где находится центр города и музей. Автобус, между тем, не спеша ехал по совершенно современному городу, вдоль огромных высотных домов, которые ничем не отличались от таких же коробок в России. Только надписи на китайском напоминали, что мы в другой стране. Небо было покрыто дождевыми тучами. В центре я попытался купить местную симкарту. В соответствующих магазинах мне сказали, что для этого мне нужна особая ID-карточка резидента Китая, посоветовали попросить какого-нибудь китайца купить мне симку. Я пошел по городу, по-английски никто не говорил. Китайцы любезно показывали дорогу. Многие из них находили приложение в телефоне, которое может переводить письменную и устную речь с китайского на английский и наоборот.
Китайские улицы разделены на проезжую часть, тротуары и дорожки для мопедов и велосипедов. Повсюду установлены бачки для раздельного сбора мусора. Мусор делится на перерабатываемый и неперерабатываемый. (Всякий раз возникают мысли по поводу того, как сильно Россия отстала от Китая).
Во многих магазинах и на всех подземных переходах дежурили милиционеры с огнестрельным оружием и дубинками. Некоторые автобусные остановки оснащены турникетами и ящиком для денег. У меня не нашлось 1 юаня, неожиданно какая-то китаянка опустила деньги за меня. Я не мог найти то место, где, по словам студента в аэропорту, был музей. В автобусе я показал адрес, написанный на бумаге. В итоге какой-то китаец отвел меня туда. Там оказался скверик с обелиском и 5-ти конечной звездой на нем. Сквер был окружен оградой. Рядом дежурил БТР. Повышенные меры предосторожности связаны с тем, что в Синьдзян-Уйгурском округе периодически вспыхивают антикитайские восстания уйгуров. Вокруг сквера были только гостиницы, музея нигде не было.
Выйдя из сквера, я зашел в продуктовый магазин. Как оказалось в китайских магазинах интерес представляет только вода в бутылках и в лучшем случае лапша быстрого приготовления, наподобие доширака. Набор товаров ограничивался чипсами, лимонадами, вроде пепси и так далее. В магазине форма бутылок была такая же, как в России. Даже они производятся в Китае. У меня не было никакого ощущения, что я за пределами России.
Я отправился на вокзал, где должен был получить в кассе билет, купленный по интернету. Южный вокзал оказался замызганным зданием середины 20 века, правда, почище индийских аналогов. Внутри все кассы оказались оборудованы специальными ограждениями и вертушками, чтобы никто не мог пролезать без очереди. Неожиданно выяснилось, что мой поезд уезжает с другого вокзала. Пришлось ехать на автобусе через весь город. В городах мало пробок благодаря 2-х и 3-х уровневым развязкам.
Северный вокзал оказался новым, современным зданием, огромным настолько, что Ладожский вокзал (похожий по архитектуре) в Петербурге мог бы показаться рядом с ним жалким полустанком. На входе два контроля, осматривают всех, без билета не пускают, на выход к платформам – еще и третий контроль. Вход в кассы находится отдельно. Поесть в кафе на вокзале (и не только на вокзале) стоит примерно, как в России (около 200-300 рублей). Запершись в туалете для инвалидов, стираю кое-что из вещей.
В китайском поезде 3 полки, вместо двух. Боковые полки отсутствуют. Все кровати заранее застелены проводником. Работает кондиционер, окна в вагоне никто не открывает. Мусор на пол или за окно больше никто не кидает, как это было 10 лет назад. По вагону ходит проводник и собирает мусор. В поезде играет музыка, как правило, классическая европейская. При посадке проводник забирает билет и выдает другой. Рядом со мной сел китаец лет 25-ти, который знал английский. Мне он поведал, что ездил в Урумчи, чтобы устроиться учителем английского. Он изучал английский на филологическом факультете университета. После выпуска работает уличным регулировщиком. По его словам, в Китае очень тяжело найти хорошую работу, в то время как работа учителем – это «праздник каждый день». Мой собеседник был женат, ждал уже второго ребенка. Жаловался на свою тещу, которая пытается разрушить его семью и советует своей дочери найти богатого китайца. На мои расспросы он ответил, что в Китае отменили запрет на рождение второго ребенка. Этот запрет можно было обойти, дав взятку чиновникам. Его родители так и поступили, так как хотели завести второго ребенка. Сейчас бы у них не получилось, поскольку государство ужесточило контроль, и давать взятки стало очень сложно. По словам моего собеседника, традиционные китайские семьи рушатся, никто не хочет жить с бабушками и дедушками (!). В настоящее время в китайской семье, как правило, 2 ребенка.
Что касается политики, то китаец рассказал, что уровень жизни в стране улучшается. Нынешний председатель – глава Китая – хочет править всю жизнь, как Путин. А китайцы – слишком робкие, чтобы этому воспротивиться. Ему же нравится американская модель государства, которая, по его мнению, является более демократичной. Кроме того, он рассказал, что государство предлагает квартиры в Урумчи по более низким ценам, тем самым пытаясь заселить эту местность китайцами.
Пока мы беседовали, поезд выехал из огромного мегаполиса, с его многоэтажками, и продолжил свой путь среди гор, покрытых редкой травой и сильно напоминающих российскую Туву. Поселков и городов нигде не было видно. В 22:00 проводница решительно задвинула все шторы на окнах и выключила свет. Я перепутал полки. Ночью меня разбудил китаец. Мы долго выясняли, где чья полка, даже сходили к проводнице, которая, как оказалось, перепутала все места. Я предложил китайцу поменяться местами, он отказался. Его не смутило, что я уже полежал на его постельном белье. Моя койка оказалась перевернута верх дном и без подушки. Проводница нашла мою подушку под китаянкой с ребенком, которую бесцеремонно разбудила. Никто не высказал никакого возмущения. По всей видимости, порядок у китайцев играет непомерно огромную роль. Я разложил свой спальник на полке и завернулся в него.
На другой день я проснулся слишком поздно, под любопытные взгляды детей. Какой-то ребенок попытался угостить меня конфетой. Китайские мальчики кидались друг в друга чипсами, взрослые не обращали на них никакого внимания. Мать одного мальчика сидела, уткнувшись в телефон. Тоже мне хваленное восточное воспитание. Взрослые попутчики начали проявлять ко мне интерес. Мой вчерашний собеседник выступил теперь в роле переводчика. Я угостил китайцев колбасой, привезенной из России, что вызвало бурный восторг у окружающих. Меня сняли на видео, выложили в китайских соцсетях, потом показали мне комментарии. Согласно им, «это так великодушно делиться с китайцами колбасой». Китайская девочка сказала, что белые люди – очень красивы, пыталась при помощи руки вытянуть свой нос и держать глаза широко раскрытыми. К вечеру полвагона учила меня китайскому языку.
За окном проносились покрытые лесом горы, возделываемые поля, напоминающие юг России. В городах виднелись многочисленные 20-ти этажные дома. Рядом с ними ютились старые кварталы, хаотично застроенные домиками трущебного вида. Поезд прибывал в Сиань на другой день около семи утра. Напротив вокзала возвышалась крепостная стена старого города. Я оставил рюкзак в камере хранения и пошел смотреть центр. Я вошел через северные ворота. Группа старушек делала упражнения с мечами в небольшом скверике. Центр города окружен крепостной стеной, имеющей в плане прямоугольник, по площади примерно 3 на 3 километра. Практически все старые постройки снесены, на их месте пробиты широкие проспекты, все застроено многоэтажными домами. Правда, крыши многоэтажек по своей форме напоминают традиционные китайские жилища. Я разыскал старый мусульманский квартал, с двухэтажными старыми постройками. Некоторые из них явно восстановлены, когда китайцы вдруг поняли, что туризм может приносить деньги. Очень понравилась старая мечеть, сделанная в стиле китайских храмов, с множеством павильонов, ворот и даже пагоды.
После мечети я дошел до барабанной и колокольной башни. Они были построены в 15 веке, во времена династии Мин. На меня особого впечатления они не произвели. Ближе к полудню я дошел до Южных крепостных ворот, которые мало чем отличались от Северных. Во всех гостиницах, в которые я заходил на своем пути, мне отказали в заселении, ссылаясь на то, что иностранцы могут селиться только специальных хотелях. Стало понятно, что без интернета я такую гостиницу не найду. В центре мобильной связи мне сказали, что я, будучи иностранцем, могу купить местную сим карту только в одном месте (что-то вроде mobile-hall). Китаянка долго пыталась найти его адрес по мобильному телефону, в итоге отправила меня в другом направлении. При этом тот самый mobile hall находился на соседней улице. Массовое использование мобильных телефонов приводит к отуплению местного (и не только) населения. Китайцы часто не знают названий соседних улиц, лезут в телефон, который иногда дает сбои. В итоге я прошел лишних 2 километра, дошел до Восточных крепостных ворот, которые ничем не отличались от двух предыдущих. Окончательно разочаровавшись в китайских архитектурных достопримечательностях и постройках династии Мин в частности, я повернул назад и нашел нужный мне центр мобильной связи. Мне продали симку за 100 юаней. Интернет оказался медленным, часто зависающим из-за сильных фильтров, которые блокировали и запрещенные, и разрешенные сайты. Например, я не мог воспользоваться переводчиком он-лайн из-за медленного интернета. При этом у китайцев на телефонах интернет работал гораздо быстрее.
Я нашел комнату в гостинице через booking.com где-то за 20 юаней (200 рублей). Я с большим трудом нашел эту гостиницу. Туда меня отвели местные жители. Это оказалась квартира в многоэтажном доме. В адресе не был указан номер квартиры. Вместо комнаты мне предложили койку в общем номере. Я отказался и продолжил поиски. После многих усилий мне удалось найти комнату в квартире за 80 юаней. Точно также не был указан номер квартиры, и снова китайцы чуть ли не за руку отвели меня к этому месту. Сильно ощущалась нехватка языка, поиск жилья занял много времени. Я поехал за рюкзаком на вокзал на автобусе. Начала сказываться усталость от языкового барьера. Я где-то потерял квиток на багаж. Багаж мне вернули, сделав копию паспорта. После этого я отправился к Большой пагоде диких гусей. Туда я прибыл в сумерках. Около восьми вечера летом в Поднебесной уже темно, жизнь на улицах постепенно угасает.
Возле пагоды было много народу, несмотря на поздний час. На обширной площади работал фонтан, с подсветкой. На тротуаре то и дело встречались группы китайцев, которые занимались танцами или пением. После прогулки вокруг закрытой пагоды я поехал на метро. Всех входящих проверяют при помощи металлоискателя, весь багаж просвечивают в специальном устройстве. В туннеле метро расположены экраны. Картинка, с рекламой движется параллельно поезду.
К дому, где я снял комнату, прибыл поздно. В магазине на первом этаже я встретился с женщиной, которая снимала комнату в той же гостинице. По ее словам, она приехала в Сиань из Узбекистана, является по национальности татаркой, в Китае работает танцовщицей.
На другой день рано утром я завтракаю на скорую руку едой, которую при мне же готовит уличный торговец. Помимо меня вокруг продавца толпятся китайцы, не успевшие приготовить еду дома. На автобусе добираюсь до автовокзала, который находится рядом с железнодорожным вокзалом. Отсюда отправляется специальный туристический автобус до Терракотовой армии, который едет без остановок. Все пассажиры обязаны пристегиваться в междугородных автобусах. Автобус неспешно выезжает из огромного города и движется мимо поселков, с современными домами и старыми постройками, с воротами в традиционном китайском стиле. Терракотовая армия была создана во II веке до нашей эры при китайском императоре Цинь Шихуанди. Все шесть тысяч воинов были слеплены с живых солдат, которые когда-то силой оружия впервые объединили Китай и заставили крестьян строить Великую китайскую стену. Лица и даже фигуры всех воинов разные. Глиняные статуи были помещены в 3 ямы и сверху засыпаны землей. Когда их нашли, над ямами были сооружены гигантские ангары. Раскопки внутри ангаров продолжаются уже более 30 лет. Многие статуи рассыпались. Археологи не спеша раскапывают и склеивают их. Работу археологов могут посмотреть посетители.
Вход в музей стоит 150 юаней даже для китайцев (дороже, чем в Эрмитаж), двойной билетный контроль, камеры хранения нет. Мне разрешили оставить рюкзак в сувенирной лавке. В ангарах китайцы устроили настоящий гвалт, сильно (хотя и беззлобно) толкались, особенно у воинов, выставленных за стеклом. Воины произвели на меня впечатление. Там же нашел ресторан с шведским столом за 50 юаней.
Внутри туристического центра можно было бесплатно зарядить мобильный телефон и планшет. Специальные зарядные устройства разных калибров вмонтированы в специальную стелу. Такие стелы можно найти на многих вокзалах. Мне потребовалось много времени, чтобы найти туристический автобус, который по билету в музей возит к могиле Цинь Шихуанди. Подвело незнание китайского языка. Билет к тому времени я потерял, поэтому поехал без билета. На входе к гробнице билет никто не спросил, впрочем, здесь было бы очень легко обойти билетный контроль. Сама могила представляет собой земляную пирамиду, густо поросшую кустами и деревьями и окруженную забором. Вокруг пирамиды разбит парк и проложены дорожки. На том месте, где когда-то находился дворец великого повелителя Китая, стояла чья-то лачуга. Хозяин звал кошек, те бежали с громким мяуканьем, не испытывая никакого почтения к грозному императору. Я вернулся к музейному комплексу и пошел в сторону ближайших гор, покрытых лесом, чтобы заночевать в палатке. Я прошел к горам через огороды по асфальтированной (!) дорожке. Крестьяне любезно здоровались со мной. В горах было хорошо и прохладно, Внизу, в ущелье журчал ручей. Вдали в сумерках мерцали огни гигантского мегаполиса. Я понял, что устал от шумных, загазованных китайских городов…
Сообщение отредактировал Serge&: 25 февраля 2019 - 07:49
перенесено из Правил Форума