Около 6 утра снова пытаюсь уехать автостопом в сторону Оксфорда. Меня подобрал негр на фуре. Водитель был очень любезный, но не разговорчивый. Как я понял в школе он не учился, хотя и родился в Британии, мой «профессиональный» разговор о Британии поддержать не смог. Его произношение напоминало американско-негритянский вариант английского. Водитель ехал в Бирмингем и высадил меня на окраине Оксфорда. В центре Оксфорда находятся здания университета в готическом стиле, большинство которых относится к 17 веку. Стены украшены фигурками химер. Есть даже свой Мост вздохов (правда, 1905 года). В главном колледже сохранился зал для приема экзаменов 15 века. На 2-м этаже расположена библиотека Бодли. Книги были прикованы цепями, пользоваться свечами запрещалось. Читать книги возможно было только в солнечную погоду. Бодли был выпускником Оксфорда, женился на богатой вдове, а ее деньги потратил на строительство библиотеки и других колледжей университета. Другой меценат Эшмол подарил Оксфорду музей, с кучей древностей и картин. Музей Эшмола тоже достоин посещения, хотя и уступает лондонским музеям.
На автобусе доезжаю до окраины города. В Лондон меня подбрасывает выходец из Эфиопии, который прожил в Англии уже два года и работает на заводе. Англия ему нравится, главное, по его словам, не совершать преступлений, потому что «английская полиция знает про тебе все и всегда». В Лондоне на метро добираюсь до автостанции Виктория, чтобы пересесть на автобус в Виндзор. Этот городок находится сразу за лондонской объездной автодорогой, далеко от главных трас. Добраться до него автостопом было бы не очень просто. Билет стоит 10 фунтов (800 рублей), расстояние, как от Питера до Петергофа, деньги есть, но цены все равно не радуют.
Автобус прибыл в Виндзор в темноте. Над городком нависали огромные крепостные стены замка. Напротив замка работало много пабов, на улице звучала живая музыка. Я пытаюсь выйти из маленького городка. Крошечный Виндзор постепенно переходит в не менее крошечный Итон. Все луга перегорожены. За Итоном видны многоэтажки другого городка. Очередной забор отгораживает какое-то поле. На воротах надпись: «Частная территория, всего лишь 2/3 акра». Перелезаю через забор и ставлю там палатку. Решил встать после рассвета с мыслями: «Какой дурак встанет в 6 утра в воскресенье». Утром обнаруживаю на другой стороне луга особняк. Около 6 утра, когда вещи были собраны, я увидел мужчину с осанкой лорда, который прогуливался с 2 догами. Он не спеша повернулся и направился в мою сторону. Я предпочел быстро перелезть через ограду.
Возвращаюсь к замку вдоль старых домиков из красного кирпича, с высокими трубами. Пересекаю Темзу. Здесь она очень узкая. Виндзорский замок гораздо больше, чем Тауэр, хотя оба были основаны Вильгельмом Завоевателем и отстраивались в течении последующих семисот лет.
Жду открытия музея в местном макдональдсе (у меня получается пользоваться вайфаем только здесь). В замок выстраивается огромная толпа. Половина туристов – китайцы. Постройки внутри 15-16 веков в готическом стиле. На стенах много фигурок химер, как в Оксфорде. Внутренние интерьеры созданы в 19 веке, напоминают питерские дворцы. После Вндзора я собираюсь посетить Стоунхендж. У меня осталось 4 с половиной дня до отлета. Боюсь, что буду слишком долго ехать автостопом проселочными дорогами. Беру билет на поезд. У меня 3 пересадки (30 фунтов или 2400 рублей за 150 км). Выхожу в Солсбери. Неподалеку возвышается шпиль готического собора. Городишко оказался очень маленьким и симпатичным. Собор 12 века, в готическом стиле, понравился мне гораздо больше Вестминстерского аббатства. Внутри крытая галерея, витражи, каменные надгробия в виде полуразложившихся тел – напоминание о бренности всего сущего, на стенах – полуистлевшие знамена. Перед собором проходил концерт джазовой музыки, который собрал, наверно, полгородка. После продолжительных расспросов мне удалось найти остановку на улице и уехать на автобусе в соседний городок Эймсбери. Все пассажиры автобуса знали друг друга и общались. Их произношение отличалось от лондонского, я его, честно говоря, не всегда понимал. Я чем-то понравился инвалиду на коляске, который вышел со мной в Эймсбери и уговорил своего пожилого отца подбросить на машине до Стоунхенджа.
Водитель интересовался массовыми протестами в Москве из-за очередных выборов. Мое английское произношение он понимал плохо, его сыну приходилось произносить заново каждую мою фразу. Во время пути начался сильный ливень. Мне любезно предложили переждать дождь в машине. На входе в археологический заповедник находится туристический центр. От него 2 километра до Стоунхенджа. К развалинам ходит автобус. Билет стоит 20 фунтов. Компания индусов сказала мне, что можно дойти без билета и все прекрасно увидеть из-за ограды, а также показали мне калитку в ограждении, от которой шла более короткая грунтовая дорога к Стоунхенджу. Безбилетные посетители смотрят на камни из-за ограды на расстоянии 50 метров. При мне группа арабов перелезла через ограду, любезно подержав мой рюкзак, пока я карабкался вслед за ними. Сам по себе Стоунхендж живописен, относится к древнейшим периодам европейской истории. Он состоит из пары десятков поросших мхом каменных глыб. Местность вокруг холмистая. Но, на мой взгляд, Стоунхендж слишком сильно распиарен, я бы не стал его причислять к достопримечательностям всемирного значения.
Вернувшись на трассу, я около часа пытаюсь уехать автостопом. Меня, наконец, подвез мужчина, который с гордостью сообщил, что он всю жизнь прожил здесь и ни разу не видел те дурацкие камни (в смысле Стоунхендж). По его словам, лондонцы скупили дома в этой местности и приезжают сюда толпой на выходные, а в воскресенье вечером на трассе образуется огромная пробка из машин в направлении Лондона.
Следующий водитель, который меня подвозил, ехал в Бристоль. Узнав, что я русский, он поинтересовался, что, по мнению русских, вызвало перестройку. Он высказал предположение, что основным толчком для перестройки была Чернобыльская авария. На Чернобыльской АЭС имела место техническая ошибка, о которой инженеры боялись говорить из-за страха перед КГБ. Когда же авария произошла, стало понятно, стране нужна свобода слова (гласность), чтобы в будущем избежать подобных катастроф. Я выразил удивление этим словам, сказав, что необходимо обладать познаниями в области ядерной энергетики, чтобы ответить на этот вопрос. Собеседник признался, что он является инженером на ветряных электростанциях, учился на инженера-ядерщика и принялся объяснять процесс выработки ядерной энергии и чем он отличается от ядерного взрыва. Также он сказал, что информацию о перестройке он почерпнул из какого-то фильма «Чернобыль» и мемуаров Горбачева, от прочтения которых о Горбачеве создается очень приятное впечатление.
Впрочем, в Британии, по его словам, инженеры тоже неохотно любят признаваться в своих технических просчетах, а иногда и вовсе говорят неправду. Так, после Чернобыльской аварии их профессор в университете, получив изрядный гонорар, врал студентам, что атомные электростанции совершенно безопасны.
Водитель интересовался, действительно ли люди в России живут в тех маленьких квартирах, имея в виду «хрущевки». Я назвал в метрах площадь хрущевок и современных квартир и получил ответ: «Да, у вас все не так уж и плохо». По словам мужчины, в Британии все стараются приобрести дом в ипотеку, которая, как правило, съедает половину дохода. Многоквартирные дома тоже есть, их понастроили в 1920-30 годы. Сейчас в них стараются не жить. В сельской местности приобретать дома не выгодно, так как с работой там сейчас проблемы. К тому же, богатые лондонцы нередко покупают дома в сельской местности, в результате цены там взлетают и появляются всякие пабы, которые создают много шума и беспокойства.
Мой собеседник был настроен против Брексита и приводил исторические примеры того, как все попытки Британии обособиться от Европы заканчивались неудачей. При этом он был уверен, что на решение о выходе из Евросоюза не мог повлиять страх перед слишком активной миграцией, поскольку многие сторонники Брексита в парламенте и сами являются потомками мигрантов. Он также привел мнение, что сторонники Брексита получают деньги из России. Сказал, что у любителей этого самого Брексита есть какой-то главный сайт, который он тщательно изучил и даже попытался взломать, но никакой компроментирующей информации он там не нашел. Водитель при этом ругал современную систему голосования в парламенте, так как принятие решений большинством голосов не всегда приводит к положительным результатам.
Попутчик восхищался тем, что выходцы из России знают Шекспира лучше англичан. Ну, и наконец, водитель поведал, что отношение к автостопу в Британии положительное, хотя мода на него давно прошла, и современное поколение очень замкнутое и всего боится. Британцы же очень вежливы, и если им что-то не нравится, они об этом вежливо скажут.
Водитель высадил меня на заправке перед мостом над заливом между Англией и Уэльсом. Было уже темно. Снова пришлось искать место для палатки, вся местность оказалась огороженной, как и везде в Британии.