На той стороне, за пограничным контролем дежурили таксисты, которые сговорились сдирать в три шкуры с туристов. За пару километров с меня взяли 1500 рублей на наши деньги (как сейчас помню). Меня отвезли на автовокзал в Акабу. Автобусы в Иордании отправляются по мере заполнения. Мужчины не садятся рядом с женщинами в паранджах. Я успел пройтись по окрестным кварталам. Иорданские города выглядят вполне прилично и современно, в отличие от соседнего Египта. Цены радовали, то есть были сопоставимы с российскими. В забегаловках ассортимент почти всегда ограничивался шавермами и фалафелями. Имелись также магазины с алкоголем (тоже мне мусульмане) На юге страны все говорят по-английски.
Через пару часов автобус отправился в Петру. Один вид из окна был красивее другого. Со мной разговорился сидящий рядом мужчина, который оказался хозяином гостиницы. У него я и остановился в Петре. Комната выглядела прилично, правда, торговаться никто не хотел. По словам работников гостиницы, в пещерный город нужно идти рано утром, чтобы успеть все увидеть. Торчать без дела мне не хотелось, поэтому около часа дня я уже заходил в музейный комплекс. У меня был заранее куплен «Иорданский паспорт», по которому можно посетить большинство музеев страны (приобретается по интернету за 5000 на наши деньги).
Сам город окружен скалами, внутрь ведет узкий проход длиной в несколько километров. Многие постройки высечены в скалах: городская казна, амфитеатр, склепы и так далее. Виды такие, что хоть маслом пиши. В архитектуре чувствуется сильное влияние соседней Римской империи. Всем сооружениям около 2 тысяч лет. Я быстро обошел основные достопримечательности, взобрался на центральную скалу и собирался идти обратно. Рядом со мной местные юноши разговаривали с какими-то туристками, среди всего прочего они сказали, что глупым русским показывают только половину Петры, и что дальше есть еще много чего интересного. Оказалось, есть еще один проход в скалах, который ведет к монастырю. Быстро спускаюсь вниз и иду в указанном направлении. За полем, где некогда были жилые кварталы, дорога уходит в скалы, виды один лучше другого, очень похоже на крымский Чуфут-Кале, только масштабы гораздо больше. За тобой плетутся местные жители, предлагая облегчить твои страдания, взяв на прокат ослика. У монастыря, тоже высеченного в скале, галдела компания китайцев. Им обязательно нужно было сфотографироваться в прыжке. Из древнего города я выходил в темноте, значительно позже закрытия музея. Китайцы подняли в проходе ужасный шум. Работники готовились к показу лазерного шоу (которое проходит поздно вечером, на него требуется отдельный билет). Ноги у меня уже заплетались. В какой-то турфирме договариваюсь о поездке в Вади-Рам – сафари по пустыне с причудливыми скалами.
Рано утром меня забирают из гостиницы и отвозят за 60 километров в пустыню. Вдоль дороги расположились туристические базы, стилизованные под бедуинские шатры. В лагере, куда меня привезли, туристов больше не было. Хозяин угощает меня чаем, я предлагаю ему сухари, взятые из дома. При виде сухарей хозяин умиляется и произносит следующее: «Раз ты пытаешься быть с нами любезным, то и мы с тобой будем любезны», машет рукой, через пять минут мне приносят огромный поднос с обедом…
Меня просили подождать остальных туристов. Время шло, никто не приезжал. Наступила жара, работники от безделия полеживали на диванах под навесом. Стираю вещи, учу арабский минимум (как оказалось после, не зря). В какой-то момент арабы плюнули и вызвонили 12-ти летнего мальчика, посадили за руль, и мы отправились в сафари. Всякий раз, когда мальчик вставлял ключ зажигания, автоматический голос нараспев произносил «Аллаху акбар», только после этого мотор заводился. Скалы были похожи на те, что в Петре. На одной из них были высечены портреты вождей восстания в 1916 года. Во время I мировой войны англичане смогли подговорить местные племена, и те устроили крупное антитурецкое восстание в этих местах, что было крупнейшим успехом английской дипломатии. Я вернулся в лагерь живым. От ничего неделанья сходил в ближайшую деревню. Мальчики в белых халатах подняли большой шум при виде меня. Я достал фотоаппарат, они бросились врассыпную. К ночи приехала группа туристов. К тому времени я устал от плохого английского местных жителей и с удовольствием пообщался с вновь прибывшей носительницей языка – 60-ти летней теткой в панковской одежде и прическе. Она давно живет в Нью-Йорке, но когда, по ее словам, она напивается, то начинает говорить с канадским акцентом.
Утром хозяин базы отвез меня на машине обратно в Петру. Он рассказывал, что в Иордании нет нефти (что, наверно, спасает ее от войны с какой-нибудь Америкой). С Израилем в ближайшее время войн не предвидится, несмотря на плохие отношения и так далее. В Петре я пересел на автобус в Амман – столицу страны. Живописные горы сменились плоской, как зеркало, пустыней. В Аммане почти никто не говорил по-английски. Через весь город ходил один автобус (без номера). На нем доезжаю до центра города. В центре расположена цитадель с развалинами античного храма, арабского дворца. Рядом примостилась пещера-гробница 18 века до н. э. Напротив цитадели находятся 2 амфитеатра – большой для народа, отдельный маленький для знати. В центральном музее камень 10 века до н.э., с надписью, гласящей, что пришли иудеи с целью повоевать, и только благодаря помощи богов от них удалось отбиться.
Пытаюсь у семейной пары выяснить, как добраться до автовокзала. Англо-говорящая женщина в хиджабе удивилась тому, что в Иордании вообще есть автобусы. По ее словам, у всех есть родственники, которые при необходимости отвезут тебя, куда нужно. До автовокзала я все равно добрался, правда, в сумерках. Мне нужно было в город Эль-Карак, с замком крестоносцев. Водитель автобуса сказал, что он поедет, если на то будет воля аллаха (иншала). В итоге, я уехал на такси, скинувшись с 4 арабами. Благо, такси в Иордании недорогое. В Эль-Караке я собирался выйти из города и поставить палатку. Меня остановил полицейский, который решил, что я заблудился, и отвез меня в полицейский участок. Те встретили меня с видом: «Опять этот дурак Абдул привез к нам туриста». Я сказал, что не знаю адрес гостиницы, но помню, куда идти. Я шел мимо замка, карусели, на которой весело катались тетки в хиджабах. В небольшом Эль-Караке около 20 тысяч жителей, я собирался быстро выйти из города. Дорога шла вдоль реки, то и дело, пересекая ее. Город сильно растянулся вдоль того и другого. Так и не выйдя их города, я взобрался на какой-то холм и поставил там палатку. Знал бы, попросил бы тех полицейских арестовать меня в том участке до утра.
Утром отправляюсь в замок, который представляет собой огромное сооружение. С замка открывается потрясающий вид на холмы и город. Где-то вдали можно разглядеть Мертвое море и горы соседнего Израиля. На выходе из замка спросил у водителя маршрутки дорогу к автовокзалу, тот ответил, что это безумно далеко, и предложил довезти. Маршрутка наполнялась битый час. Автовокзал оказался в 5 минутах… ходьбы, под замковой горой. Междугородняя маршрутка наполнялась неспешно. Какой-то толстый и очень важный араб шлепнулся в кресло со словами: «Бисми Аллахи», и мы поехали. На трассе пересел на такси в сторону Мадабы.
Город Мадаба в римско-византийские времена был крупным центром мозаики. В главном музее выставлена напольная мозаика, с языческими богами, поверх которой христиане выложили свою мозаику. На мозаике Эрот, пользуясь крыльями, всячески безобразничает, а Хариты пытаются его успокоить. Также в городе есть православный храм, на полу которого в 6 веке из мозаики выложили карту Ближнего Востока, включая Египет, с изображением городов, рек и пояснениями на греческом. В Мадабе продавался иранская кукла - антипод куклы Барби, которая является скромной, трудолюбивой, помогает родителям и носит хиджаб. Кукла, по прилету в Россию перестала быть скромной, хиджаб постоянно с нее слезал, обнажая женские прелести.
Вечером возвращаюсь в Амман, пытаюсь уехать в арабский замок Амра и другие. Оказалось, что автобусы туда не ходят, только такси. Постепенно выхожу пешком из города. В магазине какой-то юноша пытается сказать мне, что русские в Сирии убивают арабов. Вдоль трассы валяется куча мусора, такой захламленной обочины я еще не видел. На поле за городом пастухи загоняли стада баранов. На полях что-то растет, рядом с Амманом пустыня заканчивается. В сумерках под палаткой пытаются спрятаться местные жуки. Со множества минаретом раздается завывание муллы.
На рассвете возвращаюсь в город. По дороге срываю инжир. В местном кафе заказываю шаверму. Ко мне подсаживается пообщаться работник кафе, иностранцы здесь не ходят. Меня начинают угощать, затем провожают до маршрутки и даже оплачивают проезд. Пересаживаюсь на автобус до Акабы. Похоже, еще в России я подцепил простуду. На губах вылезает герпес. Через несколько часов приезжаю в Акабу. Герпес успел высохнуть и исчезнуть бесследно. Климат пустыни жара под 50 градусов мне однозначно нравится. Снимаю гостиницу и иду на местный пляж. Мужчины плескались в плавках, женщины предпочитали заходить в воду в хиджабе. Через несколько часов ко мне подошли полицейские и велели одеться со словами, ведь у нас мусульманская страна. Я оглянулся и обнаружил, что в плавках только я один. После ухода полиции мужики в плавках вылезли из воды и продолжили нарушать все мыслимые и немыслимые мусульманские законы.
На другой день отправляюсь пешком к границе с Израилем. Меня полпути подвозит таксист. Дальше иду пешком. По дороге к пограничному пункту мне навстречу выезжает солдат на машине с пулеметом и с широкой улыбкой предлагает проехать с ним. Меня отвозят на пост, где происходит следующий диалог:
- Молодой человек, вы что, по-арабски читать не умеете?
- Нет.
- Удалите фотографии государственной границы. Мы должны вызвать вам такси.
- Денег нет.
- Тогда мы отвезем вас на служебной развозке.
Меня отвезли на границу с Израилем.