Чукотка, Золотогорье
август 2023 г.
Хотя в заголовке и написано «Золотогорье», изначально мы планировали посещение совсем других мест Чукотки, а именно фьордов в р-не бух. Провидения, но получилось всё несколько по-другому. Об этом и расскажем ниже.
Летом в Анадырь из Москвы летает аж по 4 рейса в неделю. Проблем с билетами нет, хоть в день вылета покупай, цены постоянны – около 21 000 руб. в одну сторону. Мы летели а/к «Россия» с вылетом из Шереметьево. В стоимость билета включён обед и перекус. А так как билет включает ещё и 23 кг. багажа и 10 кг. ручной клади, все продукты, особенно учитывая их стоимость в Анадыре, взяли из Москвы.
Из Анадыря нам надо было попасть в пос. Провидения, ну и после похода вернуться обратно. И если билеты из Провидения в Анадырь мы без проблем взяли на сайте Чукотавиа, то билеты в пос. Провидения в свободной продаже так и не появились. Звонили уже в конторы по бронированию билетов в надежде, что освободится какая-нибудь бронь, но тщетно. Август – самая загруженная, по их словам, пора. Но мы не отчаялись и решили в Провидения плыть теплоходом «Капитан Сотников», который как раз отходил в рейс 2 августа с прибытием в Провидения 3-го. Точное расписание теплохода становится ясно в мае – июне, когда сходят льды и начинается навигация.
В Анадыре (а/п Угольные Копи) приземлились в 12-25 31 июля. Как всем известно, аэропорт от Анадыря отделён Анадырским заливом, летом добраться до города можно только на паромах. Пассажирский катер «Камчатка» отходит от причала №10, вместимость – 50 чел. Расписание можно посмотреть на сайте порта. От а/п до причала ходит рейсовый автобус с отправлением в 13-20. Но даже не думайте успеть на него, если у вас есть багаж. Здесь выдача багажа дело крайне неспешное, мы получили свои рюкзаки одними из первых спустя почти 1,5 часа после приземления. Соответственно, далее два варианта: первый, как я уже говорил, катер, до которого ходит такси 400 руб./чел, второй - такси до города за 3500 – 4000 руб./чел. Такси, которое до города, заезжает на паром для автомобилей (этих паромов несколько), переплывает вместе с пассажирами до Анадыря и довозит до адреса. Поскольку мы «оперативно» получили свой багаж, то вполне успевали на отходящую «Камчатку», поэтому выбрали более дешёвый вариант. Стоимость проезда на катере 200 руб./чел. Время в пути зависит от течения, приливов-отливов, но в среднем 1 час до города и 30 мин. до аэропорта. Предложений такси в аэропорту много.
Квартиру мы заранее заказывали на arenda87.ru. У них, как везде в Анадыре, есть специфика: отсутствие понятия предзаказа. Заказать квартиру можно не ранее, чем за 2 недели перед заселением (с официальными гостиницами, видимо, не так, но мы туда не совались). Объясняют это тем, что очень часты случаи неприлёта, отмены и т.д. Ну что ж, играли по их правилам. Стоимость проживания (у нас была 2-комнатная квартира) 4000 руб./чел./сут.
По прибытии позвонили ещё раз в диспетчерскую Сотникова (8-914-080-78-24), там подтвердили, что судно отходит 2 августа, что билеты заранее заказывать не надо, что всех посадят и переживать не стоит.
В этот же день выкупили заранее заказанные газовые баллоны для горелки. Магазин Чукотхозторг, Полярная, 7/1 (4hoztorg.ru). Списались с ними заранее, зарезервировали баллоны. Стоимость 230-граммовых баллонов «Следопыт» 415 руб./шт. Магазин с довольно богатым ассортиментом по одежде и обуви, кое-какому снаряжению. В рядом расположенном магазине Охотник купили ракетницу от медведей.
01.08. Погода отличная, солнце, тепло. Сходили в пос. Тавайваам. Здесь вдоль берега много рыбаков, у каждого своя сеть. У одних из них купили свежую кету, примерно на 2 – 2,5 кг. за 500 руб. Икры у них на продажу, к сожалению, не было, поэтому, зайдя по дороге в магазин «Чукотский лосось» (Кооперативная ул., 19), купили на пробу икру кеты 2800 руб./550 гр.
Краеведческого музея на ул. Рультытегина, 1 уже давно нет, там Администрация. Единственный музей «Наследие Чукотки» расположен в ДК на ул. Ленина, 23. Выходной – пн., вт.
02.08. Пасмурно, резко похолодало, ветер.
Теплоход «Сотников» по расписанию отходит от анадырского причала в 9-00, посадка, как нам сказали в диспетчерской, начинается в 8-00. Пришли к 7-00. На причале уже много народа, груза. Но часть народа уплывут на «Камчатке» в Угольные Копи.
Ближе к 8 утра началось брожение народа, все пытаются как-то поближе придвинуться к трапу, кругом какая-то непонятная суета.
Пришёл Сотников, началась погрузка груза. «Камчатка» пришвартовалась уже к нему, пассажиры проходят на неё через Сотникова, что ещё увеличило суету. К 8-30 начали запускать народ на Сотников. Все уже стоят плечом к плечу. Сначала пролезли те, кто был ближе к трапу, потом начали вызывать каких-то пассажиров по фамилии, кого-то лично провёл через толпу капитан. И всё это длилось очень долго. Команда объясняет это тем, что очень долго происходит оформление пассажиров. По ощущениям на каждую тройку (запускают примерно по 3 человека за раз) уходит минут по 20. И всё это на ветру и холоде. Хорошо, хоть дождя нет. Уже вернулась «Камчатка», начали загружать пассажиров в самую дальнюю точку маршрута – пос. Лаврентия, но опять всё остановилось. Всё это тянулось примерно до 10-30, когда вышел помощник капитана и сообщил, что мест на судне больше нет! И начал возвращать багаж даже тем, кто до Лаврентия. По ощущениям на борт взяли примерно половину желающих.
Начали звонить диспетчеру Сотникова с вопросом, что за ерунда получается? Мало того, что не всех желающих посадили, так ещё и меньшую их часть. И тут оказалось, что билеты всё-таки можно было заказывать, но только сильно заранее (чуть ли не за полгода) и только организациям по письму! Знать бы заранее…
Оказалось, что квартира, в которой мы жили, свободна ещё сутки, чем мы и воспользовались – вернулись туда же. Дальше, по словам менеджера, все квартиры заняты.
Авиабилетов в Провидения всё так же нет до конца сентября.
Делать нечего, начали искать куда бы податься в окрестностях Анадыря. Единственным показавшимся нам приемлемым вариантом стал поход по Золотогорью – горному массиву к востоку от Угольных Копей. Скачали карты из nakarte.me. Распечатали и заламинировали их в фотостудии на ул. Отке, 1, переслав скачанные pdf им по почте. Отдали за это почти 2000 руб.
Если бы мы планировали этот маршрут заранее, то озаботились бы поиском вездехода для заброски как можно дальше вверх по долине р.Волчья, чтобы не топтать кочкарник, но у нас времени на это не было.
03.08. Ночью ветер с дождём. Боялись даже, что нагонит волну, из-за которой отменят «Камчатку», но всё обошлось, даже качка не очень сильная.
С причала Угольные Копи доехали до аэропорта на такси, сдали билеты Провидения-Анадырь и выехали к началу маршрута на той же машине. Водитель – Алексей, его координаты в конце отчёта. Обычное полноприводное авто сможет доехать до бывшей танковой части (т. TANK – здесь и далее курсивом выделены названия маршрутных GPS-точек, см. файл в конце отчёта). Ориентир – остатки танка в стороне от дороги и развалины части.
Сюда нас и довезли. Дальше – только на вездеходах, дорога уходит в кочкарниковое болото, изредка выходя на сухие возвышенности. Идти тяжело, особенно отрезок пути между реками Шумная и Сопочная, где колеи разбегаются по заболоченному кочкарнику.
Встали на ПБ (орографически) р.Сопочная (ST1). Готовили на дровах, по берегам много сухих веток из зарослей ивы.
В первой половине дня облачно, ветер гонит через горы чёрные тучи, хребта не видно из-за туч, но дождя нет. После обеда ветер уменьшился, под вечер вообще распогодилось, облачность 2 балл., небольшой ветер, сдувающий мошку. +12 – 14 С.
04.08. Утро показало, что лафа с погодой закончилась: низкая облачность, тёмные тучи.
От места стоянки основная колея уходит левее, мы же выбрали правую, менее наезженную. Характер местности такой же – заболоченный кочкарник, но усугубляемый ещё и необходимостью переваливать увалы.
Вскоре поднялся сильный ветер, по ощущениям около 10 м/с. В 10-30 вдобавок к этому начался дождь.
Спустились по распадку к реке и под защитой ивняка натянули тент и сделали обед. Готовили на дровах. Пока обедали, в 12-30 дождь закончился, ветер чуть стих.
После брода через рукав начался очень сложный для передвижения кочкарник, настолько, что свернули к правому рукаву Покровки, прошли какое-то расстояние по руслу и вышли на его правый берег. Оказалось, что с этой стороны идти сильно проще. Поднялись на увал, на спуске упёрлись опять в кочкарник, но быстро обнаружили старую вездеходку, по которой и пошли. Дорога привела нас к слиянию рукавов р. Скорбутная. Издалека заметили на склонах остатки каких-то строений, оказалось, что в этом месте расположены остатки прииска. Русло перекопано, кучи породы, много хлама.
Нашли очень неплохое место для лагеря (ST2). Ровно, вода рядом, хорошо защищено от ветра, что при нашей погоде очень актуально, много места для палаток. Много дров, в том числе хороших досок, которые мы приносили с близлежащих развалин бараков.
Вечером +12 С, мелкая морось.
05.08. Ночью сильный дождь, поднялся ветер, но от него мы хорошо загорожены склоном берега и кустами поверху. Утром всё затянуто тучами, видимость отвратительная, периодически идёт дождь, сидим в облаке. Вне лагеря сильный ветер. Решили переждать.
Весь день погода практически без изменений.
Видели медведя – подошёл к лагерю сверху по течению метров на 100, видимо, не услышав нас за шумом реки. Отпугнули криками и стуком по мискам.
Сходили на экскурсию на прииск, принесли оттуда доски в качестве дров.
Вечером +10 С.
06.08. Всю ночь дождь. Ветер усилился настолько, что трясёт палатки даже в нашем «оазисе». Сняли костровой тент, чтобы не порвало. Готовим на газу в палатке. Сильный дождь не прекращается ни на минуту. Видимости нет. Ждём.
После 15-00 ветер слегка подутих, дождь уменьшился, идёт с перерывами.
Вечером +10С.
07.08. С утра те же +10 С. Так как ночью и утром ветер был не очень сильным, а дождя почти не было, решили идти.
Пока собирались, к 8 часам начало накрапывать. Когда выходили в 9-00, дождь, хоть и слабый, уже шёл. Минут через 30 он перешёл в уверенный и уже не прекращался.
От места стоянки чуть поднялись по руслу, затем вскарабкались на берег и пошли азимутом к Перевальным озёрам. У следующего безымянного ручья к нам слева подошли столбы старой ЛЭП от прииска, теперь наш путь лежит вдоль столбов.
Кое-где даже сохранились алюминиевые провода. Не доходя до озёр, столбы сворачивают в горы, на перевал между г.г. Носорог и Двойная.
К 14-00 подошли к нижнему (северному) из Перевальных озёр. На подъёме к перевалу обходили озёра с юга, после – огибали их с севера, по старой вездеходке.
Место для стоянки есть на втором озере, здесь встанут 2-3 палатки, старое костровище, рядом лежит даже небольшое количество досок на дрова, больше дров нет. Защиты от ветра нет, так что при нашей погоде нас оттуда просто сдует.
Подъём на перевал простой, пологий, не круче предыдущих увалов.
На спуске идёт старая, но хорошо читаемая вездеходка. По ней спустились по р.Быстрая до остатков выработок очередного прииска. Стоят столбы ЛЭП, валяется железо, но строений никаких нет.
Т.к. идём весь день под непрекращающимся сильным дождём с ветром практически без перерывов, решили вставать, тем более, что уже 17-00. Нормальных мест для стоянок нет, везде продуваемые открытые места. Встали под прикрытием небольшого склона, у лужи с впадающим в неё ручейком. Периодически налетают сильные порывы ветра, несущие с собой ливневой дождь, +10 С.
Участок от стоянки до перевала – тот же кочкарник, залитый дождевой водой, после перевала идти проще, иногда встречаются ровные плотные участки каменистых россыпей.
08.08. Всю ночь просыпались от сильных порывов ветра, сопровождавшихся проливным дождём. К утру дождь подутих, но ветер нет. Укрытие от него, найденное нами вчера явно не достаточное, хотя если выйти чуть наверх на сопки, то порывы достигают 20 м/с. Прошлись по окрестностям и у реки, буквально в нескольких сотнях метрах от нашей текущей стоянки, нашли неплохое место с густыми зарослями ивняка и дровами (ST4). Забились в заросли как можно глубже, спасаясь от ветра. Здесь же расположен автомобильный брод через реку, сюда подходит хорошая грунтовая дорога.
К 14 часам дождь перестал, часть неба расчистилось, даже показали кусочек голубого неба. Насобирали грибов, пробовали ловить рыбу, но безуспешно. В тундре много морошки, но пока не спелой.
К вечеру опять всё затянуло, весь день +10 С.
09.08. Ночью поднялся настолько сильный ветер, что не спасали даже заросли ивы, палатку мотыляло во все стороны. Всё в тёмных тучах, те же +10 С. Поскольку дождь и ветер к утру стихли, решили идти но, как только вышли, в 9-30 начался дождь.
Идти удобно – дорога сухая и ровная. Дошли по ней до заброшенного посёлка Быстрый – бывшей базы местных золотых приисков. Дорога в двух местах сильно перемыта, на машине не проехать.
Посёлок по местным меркам огромный, неплохо сохранился двухэтажный дом с центральным отоплением, в окнах до сих пор стоят стёкла. Остальные строения сохранились хуже, большинство бараков полуразрушены, кругом валяется ржавая техника. В центра посёлка наткнулись на барак (DOM), который явно регулярно ремонтируется и посещается – в нём сухо, есть печка, нары, но серьёзно рассматривать его как место для ночёвки я бы не стал, не очень в нём чисто и уютно, только на крайний случай. В качестве дров можно использовать старые доски, коих предостаточно.
Прошли посёлок насквозь и двинулись дальше по дороге. Дорога вся в лужах, но в целом хорошего качества. Дошли по ней до р.Каменка, переходить её не стали, а пошли по угадывающейся колее по её ЛБ. Дорога это, скорее, направление, часто переходит с берега на берег, с одной галечной отмели на другую, по нашей воде почти все колеи затоплены, по ним идёт поток. Идём либо по берегу, либо по воде. Дождь не стихает, хорошо хоть ветер не очень сильный.
Промокли и замёрзли и к 15-30 встали под прикрытием кустов (ST5).
К вечеру дождь перестал и смогли чуть просушиться.
10.08. Ночью ни ветра, ни дождя не было. Потеплело до +15 С.
Поскольку маршрут приближается к выходу из гор, а их самих мы, фактически, из-за постоянных дождей и не видели, да и времени у нас предостаточно, решили переместиться в более приспособленное для днёвок место и подождать погоды. Тем более, что мы сейчас находимся в самом центре хребта, у г. Иоанна, поэтому при наличии погоды можно попробовать туда залезть.
Поднялись по Каменке до левого притока р.Правая Сборная и перевалили в её долину. При подъёме держались правого (по ходу движения) борта перевала с тем, чтобы встать как можно выше (ближе к г.Ионна). Почти сразу у воды на косе нашли хорошее ровное хорошо защищённое кустами от ветра место (ST6).
Довольно много дров, насобирали грибов. Рыбы нет.
Днём опять начинал накрапывать дождь, но, к счастью, быстро перестал. К 17 часам облака даже частично раздуло и примерно на час выглянуло солнце, потеплело до +18 С.
11.08. Ночь без дождя и ветра, утром +11 С, облачность 10 балл. Вершина г.Золотая, видимая из лагеря, в облаке. Решили подождать развития событий и не зря. Примерно через час облачность опустилась, а к обеду пошёл сильный дождь, не прекращавшийся до вечера. Ближайшие сопки скрылись в пелене дождя. К 21 дождь перестал, но сидим в облаке, всё моментально покрывается плёнкой воды.
Ночью поднялся ветер с сильными порывами, задувающий даже в нашу ложбинку.
12.08. Дождя нет, облачность 10 балл., низкая, вершин не видно. Выдержали паузу до 11-30, дождя нет, поэтому пошли. Жаль, но в этот раз горы нам так и не открылись, возможно, с океаном повезёт больше.
Азимутом вышли к Ю-В отрогу г.Шлекова, где наткнулись на старую вездеходку, по ней пошли на З, по направлению к р.Раскокуркино. К сожалению, при подходе к ближайшей же речке, стекающей с г.Шлекова в оз. Угольное, при выходе на каменистый участок, дорогу мы потеряли. Судя по всему, она спускается чуть ниже по течению, мы же пошли прямо, взбираясь на увалы. Решение не очень эффективное, т.к. кочкарник прекрасно себя чувствует и на увалах, а без дороги идти тяжело, тем более, что ещё и вверх-вниз ходить приходится. В результате, помучившись, увидели дорогу чуть ниже себя, идущую под хребтом, спустились и пошли уже по ней. Состояние дороги обычное – множество параллельных заболоченных колей, но идти по ней несравнимо проще, чем по кочкарнику.
К 16-30 Вышли к броду через р.Иоанна, далее, через очередной увал, по старой вездеходке, оставляя г.Приметная к северу от себя, подошли к р.Раскокуркино к 18-30. Здесь же, на галечной отмели на ПБ заночевали (ST7).
Вечером +12 С, облачность 10 балл, ветра нет, поэтому повылазила мошка и комары.
13.08. Ночью довольно сильно задувало, хорошо, что встали в зарослях ивы, к утру ветер стих, но за ночь разогнал облака, утром даже смогли увидеть вершину г.Ионанна. Потеплело до +15 С.
Вышли вниз по течению р.Раскокуркино. Путь лежит по дороге, идущей по галечным отмелям, переходящей с берега на берег, зачастую прямо по руслу. Из-за частых бродов холодно, зато над водой нет мошки. Можно двигаться и вдоль русла по берегу по старым вездеходкам, но без ветра там одолевает мошка.
По дороге решили половить рыбу и достигли в этом неплохих результатов, наловив к обеду почти 3 кг. мальмы. Примерно в 4 км. от устья начала встречаться поднимающаяся на нерест горбуша. Её не много, но есть. Здесь же начинают часто встречаться медвежьи следы. Вскоре на склоне увидели поедавшего ягоду медведя, который очень нехотя начал от нас уходить и то только после того, как мы выстрелили из ракетницы.
Берег океана открыт всем ветрам, поэтому встали на ПБ реки в зарослях ивы (ST8), примерно в 700 м. выше устья. Ровное место на песке, дрова в достаточном количестве, но до воды далековато, метров 100.
Весь день солнце, но видимость не идеальная – всё в дымке. Ветра нет, под вечер +10 С.
14.08. С утра проснулись от давно забытых ощущений – в палатке на солнце жарко. Температура в тени при этом не очень высокая, +18 С.
Сходили погуляли по берегу океана. Если не бояться ветра, есть уютное местечко в устье руч. Заречный. Дров много – плавник. Несмотря на то, что вдоль берега лежит очень много пустых створок от мидий, самих их найти почему-то не смогли. Пытались ловить рыбу, но тоже безуспешно, видимо слишком мелко. Даже водорослей практически нет.
До пос. Угольные Копи дорога идёт прямо по прибойной полосе между водой и высоким обрывистым берегом. Идти удобно, хорошая плотная поверхность, практически горизонтальная. От стоянки до окраин пос. Четвёртый дошли за 5 часов. С берега свернули в т. BAL-POV. Здесь стоит два металлических вагончика на колёсах на ЛБ небольшого ручейка.
Мы поднялись по еле приметной тропинке, уходящей резко вверх на ПБ этого ручейка. Тропинка вскоре превращается в вездеходку и выводит на частично отсыпанную камнем дорогу в непосредственной близости от старого каменного карьера, сейчас превращённого в свалку ТБО. Дорога хорошая, твёрдая, по ней мимо старого неработающего уже хранилища керосина дошли до ручейка, стекающего с г.Карьерная и встали на его берегу ввиду посёлка (ST9) в голубичнике. Открытая местность, укрыться от ветра негде, к счастью он был не сильным. Кочки, но мягкие, спать на них вполне удобно. Вода из ручья, но подход к воде очень неудобный и грязный. Много уже созревшей голубики и морошки.
Здесь же появляется мобильная связь.
Начали звонить - пытаться снять жильё на сутки перед вылетом, но, как оказалось, сделать это не просто, за сутки перед вылетом московского рейса все места заняты вылетающими. И опять нас выручил Алексей, который забрасывал нас к началу маршрута. Он успел забронировать два последних номера в г-це «Норд». 3000 руб./чел./сут.
В 8 утра нас разбудили звуки прогревающихся двигателей вертолётов. За 30 мин. дошли до гостиницы.
Контакты, выводы:
1. Поскольку наш изначальный маршрут пролегал по территории нац.парка Берингия (park-beringia.ru), то мы заранее связались с администрацией парка (Ольга, 8-921-500-72-77, лучше писать в WhatsUP), с которой уточнили организационные моменты. Через них же получили разрешение на посещение территории парка. Стоимость посещения 300 руб./чел. Для граждан РФ дополнительных разрешения не требуются, но наш маршрут предполагал посещение о.Ыттыгран, а вот для островов необходимо разрешение пограничной службы. Оформили его довольно оперативно, подав заявление через Госуслуги.
Ольга же подсказала контакты людей, которые нам могли бы помочь с заброской на лодке из Провидения к началу маршрута.
2. Диспетчер "Сотникова", чтобы уточнять все детали выхода в море - 8-914-080-78-24.
3. Анадырьморпорт - +7-42722-2-40-10.
4. Газ заказывали здесь: Магазин Чукотхозторг, Полярная, 7/1 (4hoztorg.ru). Стоимость 230-граммовых баллонов «Следопыт» 415 руб./шт.
5. Алексей – водитель, который забрасывал нас на маршрут: 8-924-668-6711.
6. На обратном пути ночевали в г-це «Норд»: пос. Четвёртый, ул.Портовая, 6, тел.: +7 (924) 667-68-45.
7. В аэропорту увидел телефон, даю его на всякий случай: Сдаю жильё, 8-923-358-3577.
8. Благодаря грамотно составленному меню удалось снизить расход газа почти до одного 230-граммового баллона в два дня, т.е. до 30 гр./чел/день.