5 августа - окончание автостопной части и ночь размышлений в ТайшетеВокруг палатки роились большие рыжие комары, которые накидывались, как только вылезешь в туалет. Но все равно я выспался. Дорога была неблизкой, и когда в следующий раз удастся поспать нормально, я не знал.
Но наступило утро, и зов цивилизации овладел мной вновь. Поскольку моему желудку весьма рекомендовано питаться чем-то горячим, да и вообще я вполне удовлетворен питанием в придорожных кафе, я с радостью направил наши стопы к близлежащему.
Дальше пришлось констатировать факт, что парный мужской стоп очень тормозит движение, и мы разделились. Сначала уехал француз. Повисев позади меня, он, в конце концов, уехал с местными пьяными мужиками в кузове трактора. Я решил, что это слишком медленно, и отпустил его одного. Больше я с ним не пересекался.
Добравшись на очередной япошке до какой-то деревни, я безысходно стопил полные людей джипы и все остальное. Первые явно преобладали – куча семей едет в августе на Байкал. Жаль, что место для пассажиров у них редкость. Но неожиданно один из джипов сдал назад, и… меня вписали в машинку, где уже сидело пятеро человек. Благо, машинка большая. И ехала она аж из Новокузнецка, что совсем не близко! Люди всю дорогу восхищались моими фотками, просили прислать и дали кучу телефонов. Правда, по возвращении домой так и не ответили.
Многие фоткают дорогу за Красноярском, вот и мы вместе с членами экипажа джипа сфоткали федеральную трассу, связующую запад с востоком:
Так я и ехал на прямой Иркутской машине до Тайшета. Было даже обидно – я ведь не собирался в Иркутск – с одной стороны; но с другой – машинка прямая, там уже где-то обитают мои друзья, с коими расстался в Красноярске, а еще Кротов гостит. Но план есть план, и я выхожу на объездной Тайшета.
Этот город, когда я смотрел на карту зимой, казался такой нереально далекой точкой, откуда начинается БАМ. И вот я здесь. Сфоткал надписи и пошел к кафе. Вовремя, ибо начался сильнейший ливень. Внутри было неимоверно цивильно и почти по-московски дорого. Разве что супчик стоил свои стандартные для придорожных кафе ~30 рублей.
Дожидаясь прекращения дождя, я дождался стопщиков. Где бы еще повстречать украинских коллег и быть позванным в Киев и Святогорск, как не на объездной Тайшета!
Но вот дождь ослабел, и, вдыхая запахи мокрой сибирской природы, параллельно отмахиваясь от не боящихся дождя настырных комаров, я снова встал на шоссе, трафик в город по которому почти не наблюдался. Я четко осознал, что это последний стоп в этой поездке: дальше лишь ж/д – каким бы то ни было способом, ибо трассы просто нет. Только БАМ.
…Передвигаясь от города к городу, я все четче осознавал, что моим конечным пунктом будет не более чем Байкал. Сначала, где-то после Новосибирска я стал высказывать эту мысль драйверам, а потом утвердился в этой мысли и сам. Сказалось еще и то, что сибирский стоп просто обескуражил меня своей непредсказуемостью по сравнению с «европейским». В следующей поездке я хотя бы буду знать, куда еду, чего ждать и что учесть. С другой стороны, сказывалась нехватка времени, физическая усталость и нехватка денег – если бы я двинулся до Владика, вернулся бы такими «отдыхательными» темпами (а зачем торопить жизнь?) к концу сентября. Двигался бы по трассе и питался, как придется. А последний пункт явно не для моего здоровья. Да и к началу учебного года успеть хотелось…
Тем временем начавшийся август поливал меня так давно ожидаемой влагой, а я был в 5 км от Тайшета. Моей большой ошибкой стало, что я забыл к своей полартексовской куртке капюшон – просто оставил в прихожей, когда покидал дом. Выручала лишь верная оранжевая бейсболка. Но дождь не стихал, я стоял в откровенной лесополосе, где стоп в принципе не прекрасен, зато был сыт и успел отдохнуть. Решил, что терять нечего и пошел пешком. Пройти 5 км с 15-кг рюкзаком при моем объеме физических сил – немало. Благо, некуда было торопиться. Но уже через 200 метров на ходу я стопанул УАЗик с моим сверстником в качестве водителя и его братом рядом. Учел, что стоп на ходу в некоторых обстоятельствах может быть более действенным. На этом УАЗике я и добрался до центра города, прямо до вокзала.
Тайшет является крупнейшим в России (!) перевалочным пунктом российских железных дорог (при всей своей провинциальности и упадке других отраслей экономики). И это был первый город Иркутской области на пути: 5 часов разницы во времени с Москвой, 38 регион на машинах (столь редкий и просто таки мифический в европейской части России, реже только 75 и 14, пожалуй, ну и 65, конечно).
…На кротовском сайте я узнал, что от Тайшета до Усть-кута (Лена) ходит самая дальнобойная «собака» в России – 451 км в пути. Но, как выяснилось на месте, это чудо отменили несколько лет назад, поэтому до Братска, куда и лежал мой путь и куда кроме как по Ж/Д и не попадешь почти никак (разве что по трассе вдоль путей, но эта грунтовка, скорее, символ того, что здесь что-то ездит. Ибо ехать можно доолго, особенно в восточном направлении), так вот, до Братска нужно ехать на трех электричках с пересадками в Чуне (150 км), до Вихоревки (еще 120 км), кстати, весьма неформальный городок, где выступает много как местных, так и братских рок-групп; и отсюда уже до Братска еще около 30 км. Правда, сам Братск рассеянно-большой, так что можно и 60 насчитать в зависимости от района. Отвлекся…
На вокзале я вознамерился купить билет из Северо-Байкальска до Москвы, так как с самого начала знал, что вернусь на поезде и специально накопил на это денег. Правда, я колебался с датами, поэтому временно отложил это важное дело.
Наступала ночь. Прибыв в 7 вечера на вокзал, я узнал, что электричка идет в 7 утра, а значит, мне предстоит еще одна психоделичная ночь на вокзале (на локомотивы я забил, ибо еще и здесь полсуток мотания по рельсам я бы не выдержал физически – да, для меня жд-стоп оказался гораздо тяжелее автостопа именно в плане физических ресурсов – на трассе двигаешься в разы меньше, чем здесь
).
Ловлю себя на мысли, что мне это даже чем-то нравится, а чем – напишу чуть ниже. И ей-богу, я практически ни разу не пожалел, что был в этой поездке без палатки. Просто у каждого свои интересы и мировосприятие.
А еще мне – в этот раз особенно четко – вспомнилось Бологое, где такая ночь была первой. И ведь на вокзале всегда есть свои типажи, о которых можно писать маленькие комедии и трагедии, которые будут, прямо-таки, ходячими пособиями для социологов и психологов, коим я и являюсь: смутьяны, алкоголики, приставалы, задиры, скучающие, сплетники… Вот из того, что мне интересно наблюдать за людьми, я и не чураюсь таких ночей. Когда все отношения видятся особенно ярко.
…Еще запомнилась юная деревенская девочка. Всю ночь маялась от безделья рядом со спящим братом. А у меня в голове стучал вопрос: куда, в кого вырастет она, брат ее здесь, семья… А еще почему-то в такие моменты у меня просыпается желание помочь чем-то людям – вывезти в цивилизацию, показать, какой многогранный мир вокруг, одарить чем-то. Хотя, что лучше – то, что могу предложить я, или то, что выйдет без моего участия, - вопрос, на который у меня нет ответа. Иногда у меня просыпаются отцовские чувства к чужим детям…