Автобусное сообщение Есть рейсовый транспорт, представленный автобусами или чаще - микробусами (маршрутками), который курсирует из Улан-Батора до центров аймаков. Рейсовые маршрутки можно узнать по желтой надписи "
Хот хоорондын зорчигч тээвэр" или "
Нийтийн тээвэр" (соответствено "междугородный пассажирский транспорт" и "общественный транспорт"). Но основной прикол с этим транспортом в том, что централизированное управление этими маршрутками, как и автовокзал с расписанием, кассами и диспетчером - существует только в Улан-Баторе. В конечных пунктах (центрах аймаков) ни автовокзалов, ни хотя бы касс или расписания не существует. В Улан-Баторе есть два автовокзала, на западе и востоке (от центра города, вдоль центральной магистрали - Проспекта Мира). Автовокзал на западе - станция
Луу (или "Dragon") - километрах в 4 от центральной площади. Автобусы и маршрутки в большинство аймаков на западе и юге, на стене - хорошее расписание рейсов с наглядными картами всех охваченных аймаков. Большинство автобусов отправляется утром. Эти направления также дублируются частными и получастными маршрутками с табличками назначения. Автовокзал на востоке - станция Баянзурх - расположен недалеко от знаменитого базара Нарантул; из регулярных направлений оттуда следует упомянуть Даланзадгад (аймак
Өмнөговь) - интересный как стандартный стартовый пункт у большинства покорителей пустыни Гоби.
Следует представлять себе порядок цен на автобусы до основных пунктов (чтобы иметь точку опоры при переговорах с частными водителями, или же при попытке возвратиться из провинции в Улан-Батор). Так, автобус до Хархорина (380 км, бывшей столицы империи Чингис-Хана, а также знаменитого монастыря
Эрдене-Зу, одной из стандартных туристских достопримечательностей) стоит 14000 тугриков; до Мурена (
Мөрөн; ключевой пункт при езде на озеро Хувсгул (
Хөвсгөл), 670 км) - 24500, Даланзадгад - 28000.
Что касается провинции, то все упомянутые автобусы заканчивают рейс в каких-либо оживленных местах соответствующего городка, например, на базарной площади. Вопрос их следования назад, а также цены отныне находится исключительно в компетенции водителя транспортного средства. Таблички с указанием направления на машинах тоже отсутствуют. Нужно понимать, что цены, запрашиваемые с иностранцев, могут быть сильно выше цен для местных, едущих в том же транспортном средстве. Торг возможен, для чего нужно представлять себе стандартный уровеь цен (например, см.выше цены на автобусное сообщение), нелишним является умение связать несколько фраз по-монгольски - многие водители не говорят ни на каких иностранных языках. В центрах аймаков и сумов многие водители, собирающиеся ехать куда-либо, ищут себе попутчиков для частичной компенсации расходов на бензин. На доске объявлений (на местном сельсовете или в подобном месте) можно найти с десяток объявлений, предлагающих поездки в какой-либо населенный пункт в ближайшие день-два. Как правило, легче всего уехать по направлению к мегаполису. Транспорт между аймаками очень редок. Туристу, желающему путешествовать, скажем, из Цэцэрлэга в Мөрөн, скорее всего, сначала предложат нанять машину с водителем, причем за бензин заплатить в двух направлениях. Часто дешевле подобный маршрут проделать с крюком в Улан-Батор. Также по поводу заброски в какое-либо место или наема транспортного средства имеет смысл обратиться за помощью к персоналу в гестхаусах и туристских кемпингах, особенно в провинции: они могут помочь найти среди местных подходящий автомобиль и договориться с ними за вас об умеренной цене, сопоставимой с ценами "для своих". Многие местные водители, ищущие попутчиков, сами обращаются с предложениями в гестхаусы.
Авиатранспорт Авиакомпания MIAT до недавнего времени была монополистом воздушных путей сообщения в Монголии. Кроме того, она осуществляет и международные пассажирские перевозки, так, с ее помощью можно улететь в Москву и некоторые другие столицы. В настоящее время на внутренних линиях есть и компании-конкуренты, например, компания "Blue sky". Но пользование самолетами для перемещения между центрами аймаков - дорогое удовольствие. Например, "Blue sky" вообще готова лететь по заказу из города в город, но один рейс в маленьком 12-местном самолете стоит от 500 000 тугриков. МИАТовские цены по порядку величины сопоставимы с этими.
Еда Кафе, закусочные и забегаловки как в столице, так и в провинции обычно имеют вывески "
Цайны газар", "
Хоолны газар", "
Зуушны газар" либо "
Гуанзан", какого-либо стилистического различия в употреблении этих названий нет; особняком стоит разве что "ресторан". За этими вывесками может скрываться как ресторанчик или бар, или опрятная кафешка советского стиля, так и какая-нибудь трэшовая рыгаловка. В деревнях вдоль трасс эти вывески находятся вообще на каждом доме у дороги, причем зачастую частный дом исполняет функцию "три-в-одном": на нем красуется тройная вывеска - "
Зочид буудал - цайны газар - дэлгүүр", обозначая гостиницу, закусочную и магазин единовременно. В Улан-Баторе и центрах аймаков "
цайны газар" также находится на каждом шагу; в провинции часто, кроме нормальных зданий, под них используется какой-нибудь строительный вагончик, павильон, или квартира на первом этаже с прорубленным снаружи входом на месте окна.
Как можно догадаться, во всех ресторанах и кафе преобладает пища со значительной мясной составляющей. Тем не менее можно составить некий стандартный набор для вегетарианца (гастрономические проблемы остальных нас интересуют, скажем так, не сильно). Сей набор с большой вероятностью можно раздобыть в кафешках в Улан-Баторе, и с немалой вероятностью - в провинции; может, в придорожных кафе вдоль трассы в маленьких деревнях придется опросить три-четыре кафешки, пока не найдется желаемое. Это - рис (
цагаан будаа), также можно спросить рис с гарнирами - "
хачиртай будаа", салаты из капусты и морковки (соответствено - "
байцааны салат" и "
луваангийн салат"), жареное/вареное яйцо ("
шарсан/чанасан өндөг"); возможно, картошка (жареная - "
шарсан төмс"). Всевозможные супы ("
шөл"), даже обозначаемые как зеленые супы (супы с овощами, "ногоо шөл") на самом деле делаются из бульона, поэтому на них рассчитывать вегетарианцам не стоит. Для обозначения вегетарианской пищи есть термин "
цагаан хоол" (букв. - белая, то есть молочная, еда). Пирожных и печенья в кафе практически нет; к чаю можно попытаться, кроме обычного хлеба, спросить "
мантуу" и "
бин", первое - это некая булочка из теста, напоминающего чешские кнедлики. Цена такого набора в стандартном кафе может составлять 1-3 тысячи. Вегетарианская пища также есть в избытке в китайских ресторанах, которые в большом количестве имеются в центре Улан-Батора.
В качестве чая ("цай") в Монголии употребляется так называемый "
Сүүтэй цай" (чай с молоком); на самом деле это чай с молоком и солью. По умолчанию, а особенно в провинции - это будет основной, а часто - единственный вид чая. Чтобы обрести чай в европейском понимании этого слова, используется термин "Липтон" (вариант - "Акбар"). Кстати, зеленого чая в чистом виде в кафе почти никогда нет, любителям оного следует купить себе заранее соответствующие пакетики и разживаться кипятком. Хотя на самом деле "
сYYтэй цай" в наше время готовится из зеленого грузинского чая какого-то самого низкого сорта, фактически - из веток чайного куста с ошметками чайных листьев. Чай с солью во множестве разновидностей встречается у многих степных тюркских и алтайских народов, по-видимому, он неплох на жаре, позволяя восполнить запасы соли в организме.
В юртах и на рынках также велика составляющая молочных продуктов - различных фракций молока от различных животных, от банальных коров до верблюдов и яков. Здесь, разумеется, нужно прежде всего упомянуть знаменитый кумыс ("
айрак") из кобыльего молока. Его часто предлагают в качестве угощения в юртах, или же им торгуют на разлив из бочек в городках. Он является слабоалкогольным напитком (крепость раза в два больше пива), и после него транспортное средство водить, вообще говоря, нельзя. Айрак бывает разный, например, жесткий и мягкий - в зависимости от того, теплая или дождливая была погода на момент его изготовления. Так, в жестком айраке большее содержание бактерий культуры брожения. Из других продуктов, которым сложно придумать соответствие в нашем языке, назовем "
ааруул"; это разновидность сушеного твердого творога или сыра. В самом драматическом (для европейца) варианте оный продукт по консистенции, запаху, цвету, твердости и вкусу напоминает хозяйственное мыло; различные облагороженные варианты его однако весьма нежны и вкусны (например, оные могут обозначаться как "
чихэртэй ааруул" - ааруул с сахаром; по виду они напоминают скорее печенье белого цвета). Также в юртах и на базарах распространена фракция молока под названием "урум". Ближе всего она к нашим сливкам или сметане. Ну и разнообразные сыры ("
бяслаг"), а также - "
архи" - слабоалкогольная водка, перегоняемая... из молока.
Ночевки, путешественники Монголия в последние годы стремительно развивает свой потенциал туристической страны. Основное направление - разумеется, под соусом эко-туризма. Как следствие, в столице государства единовременно находятся множество бэкпэкеров из разных стран мира. Для большинства из них, впрочем, Монголия является тразитной страной между посещением Байкала и Китая, тем не менее они не отказывают себе в удовольствии выделить по ходу с десяток дней на какой-нибудь тур вглубь страны. Российские "вольные путешественники", однако, составляют здесь ничтожную часть. Очевидно, российский туризм в основном представлен пока что или солидными матрасниками, которым в Монголии делать нечего, или челноками.
Основные туристические "достопримечательности" за пределами столицы - это или монастыри, или природные объекты. Большинство монастырей, однако, было разрушено в 1937 году, в лучшем случае разрушения избежали немногие здания, превращенные в музеи. Теперь на их месте мы наблюдаем новоделы - множество из ныне действующих монастырей было заново отстроено в 1990-х - 2000-х годах, и этот процесс продолжается и в настоящее время. Что касается объектов природы, большинство из того, что в организованном порядке показывают туристам, расположено в заповедниках разного статуса. За пребывание в них берут плату, причем цены для своих и иностранцев могут отличаться в десять (!) раз. Обычная плата для иностранца при посещении какого-нибудь национального парка - 3000 тугриков. Подобным образом оплачивается и посещение некоторых монастырей или главных храмов при них. Иногда входную плату при этом берут только с иностранцев. Ценовая разница для иностранцев и местных существует также в музеях, и даже в театрах столицы. Но в основных музеях столицы работают также студенческие билеты (в том числе иностранные). Типичная цена входного билета в музей в столице для иностранца - 3500, студенческого - 1000.
В Улан-Баторе, кроме советского и европейского типа гостиниц, широко развилась сеть гест-хаусов, идеально подходящих для бэкпэкеров и вольных путешественников. (Интересно, что в описаниях еще от 2002-2003 годов ситуация выглядела совсем по-другому; а первый хостел европейского типа в Монголии так появился вообще в 2001 году). Большинство из них находятся в непосредственной близости от вокзала и центра; часто такой guesthouse представляет собой обычную квартиру, хозяйка которой переоборудовала ее для приема путешественников (впрочем, хостелы в России, даже имеющие сертификацию от Hostelling International, зачастую представляют из себя нечто подобное). Агенты или сами хозяева этих хостелов в изобилии предлагают свои услуги на железнодорожном вокзале в Улан-Баторе, особенно их много в 6-7 часов утра, когда в столицу приходят ночные поезда с северного и южного направления. Пребывание в этих хостелах стоит 3-5 долларов с человека за ночь. Некоторые гест-хаусы, впрочем, напоминают привычные европейские хостелы; а некоторые предлагают спальные места в юртах. Так, таким является старейший в Улан-Баторе хостел Gana House, расположенный недалеко от знаменитого монастыря Гандан. Владельцы хостелов раздают свои визитки, на которых помещена информация по-английски и по-монгольски (с пометкой "for taxi driver"). Изучая последнюю, можно найти любопытные приписки, которых нет в английской версии. Типа: "
Шофер, который приведет в наш хостел туриста, получает премию 5000-7000 тугриков за каждого человека". Еще стоит обратить внимание на способ указания адреса по-монгольски. Наряду с привычными нам улицей и номером дома, часты указания, использующие какие-либо ориентиры или известные здания на местности, например, "На запад от Моста Мира, большое здание с вывеской "Дисковер Монголиа"". Для местных эта криволинейная система координат так же привычна, как и для нас ориентация по улицам и номерам домов.
В гест-хаусах также можно найти попутчиков для организации совместной экскурсии куда-либо в провинцию (речь идет чаще всего о совместном наеме транспортного средства с водителем). Обычно в крупных хостелах наличествуют соответствующие доски объявлений. Специально выделенная под эти цели доска существует в "европейском кафе" "Chez Bernard", являющимся общепризнанным тусовочным местом бэкпэкеров. Кафе расположено на Проспекте Мира, почти напротив и слегка западнее российского посольства. Также подобные хостелы наперебой предлагают организацию различных туров; программы таковых обычно стандартны, охватывающие какие-либо распространенные достопримечательности. Часто в тур входит езда на лошадях/верблюдах, а также - "ночевка в традиционном жилище кочевников". Один из распространеных маршрутов, например, представляет из себя треугольник УБ - Хархорин - Цагаан-Нуур ("Белое озеро" в аймаке Архангай) - Мурен и озеро Хувсгул - УБ. Обычная такса за наем автомобиля с водителем составляет около 50 долларов в день, но это без учета стоимости бензина, который составляет фактически основную статью расходов подобного тура.
В провинции, особенно в местах скопления достопримечательностей, распространены кемпинги, представляющие из себя совокупность юрт ("гэр"), которые можно снять на какое-то время. Это не является каким-либо атрибутом, рассчитанным на западных туристов - сами монголы, выезжая "на природу", останавливаются в таких юртовых домиках, оборудованных несколькими лежанками и традиционной печью с трубой, уходящей через крышу. Цены на юрты являются предметом договора с хозяевами кемпа, обычно составляют 10-20 тысяч тугриков за ночь за юрту. Как обычно, с иностранцев пытаются взять больше. Часто в одном юртовом лагере соседствуют группы туристов, плата за однотипные юрты для которых различается раза в два.
Улан-Батор(
Улаан-Баатар; старое название - Урга)
Почти (или уже без "почти") миллионный город сильно вытянут с запада на восток вдоль центральной улицы столицы - Проспекта Мира (
Энхтайвны). Город расположен в долине реки Селенге, с юга он ограничен заповедной горой Богдхан уул. Застройка представляет собой дома советского типа, современные высотные здания, а также - юртовые кварталы. Ключевой пункт для ориентации - центральная площадь Сухэ-Батора с памятником оному и зданием парламента. Железнодорожный вокзал расположен в двух километрах западнее от этой площади. Два автовокзала на востоке и на западе - см. "Автобусное сообщение". Крупнейший рынок
Нарантуул - в восточной части центрального проспекта.
В Улан-Баторе есть несколько весьма интересных музеев и галерей. Стоит упомянуть, например, Музей истории и Музей природы. Последний знаменит своей самой крупной коллекцией динозавров, которых в изобилии находят в песках Гоби. Из галерей известностью пользуется Музей искусств Занабазара. Один из известнейших в Монголии действующий монастырь Гандан находится в западной части города, около 1 километра от центральной площади.
Имеется маленький магазин с хорошим выбором карт, как общих, так и топографических пятикилометровок на каждый участок Монголии. Магазин находится на улице Их Тойруу в самом начале, недалеко от впадания этой улицы в Проспект Мира, там же, где начинается дорога на монастырь Гандан.
Недалеко от Улан-Батора находится национальный парк Тэрэлж - одно из стандартно посещаемых туристических мест. Также пользуется популярностью как туристский пеший маршрут и гора Богдхан уул.
ЦэцэрлэгЦентр аймака Архангай. Транзитный пункт на одной из распространенных туристских трасс из Улан-Батора через Хархорин на озеро Цагаан-Нуур. Выгодно отличается по сравнению с другими центрами аймаков опрятностью и развитой инфраструктурой. Кроме юртовой застройки, есть кварталы панельных домов, построенных в советское время. Есть два действующих монастыря, впрочем, находящиеся рядом друг с другом и представляющих в былые времена один комплекс. Частью этого комплекса также было здание поблизости, в котором находится довольно интересный краеведческий музей аймака Архангай. Музей и монастырские комплексы расположены вблизи доминирующей над городом священной горы Булган. Это гора с находящимся на подступах к ней заброшенным буддистским храмом представляет из себя очень живописное место, являясь визитной карточкой города, она даже изображена на упаковках с ааруулом (монгольским сушеным сыром). На центральной улице, идущей перпендикулярно от горы, расположена почта и телеком, несколько банков и гостиниц. В городе есть несколько торговых центров, впрочем, более напоминающих наши универмаги еще советского типа. Центром общественной жизни, однако, является большой рынок в конце центральной улицы. Там же находится площадь, на которой собираются все маршрутки и прочие транспортные средства.
Чтение монгольских слов в текстеМонгольский алфавит, основанный на кириллице, совпадает с русским, за исключением двух букв ү и ө. Следует отметить, что кириллический алфавит передает звучание монгольских слов вообще
никак. Можно только указать в качестве нулевого приближения на некие общие отличия чтения от соответствующих букв в русском языке.
- Буквы ү и ө передают переднеязычные звуки, напоминающие звуки в немецком или французском y/u и oe соответственно; но эти монгольские звуки ощутимо более задние, чем французские или немецкие
- дифтонги ай, ой читаются примерно так, как можно себе это представить; напротив, дифтонги эй, ий представляют собой долгие гласные [ээ], [ии]
- з, ж читаются как [дз], [дж]
- гласные бывают длинные и короткие; длинные обозначаются удвоением (Цагаан Нуур - Белое озеро); короткие - безбожно редуцируются и глотаются при произнесении.
Так, сүүтэй ("с молоком") читается как [сюутээ]; Занабазар (известный скульптор и общественный деятель 17-го века) - [Дзанбадзар], төмөр зам (железная дорога) - [тёмр дзам].
Сообщение отредактировал serge: 30 сентября 2008 - 13:33