Перейти к содержимому



Приветствуем вас на форуме самостоятельных путешественников РУССКИЙ BACKPACKER!

Форум существует с 2004 года и является некоммерческой площадкой, посвященной самостоятельным путешествиям, т.е. путешествиям, организованным по возможности без помощи турфирм и других посредников.

Backpacker (от англ. Backpack – рюкзак) – путешественник с рюкзаком.

Среди форумчан есть и идейные автостопщики, и любители велопутешествий, и те, кто ездит только общественным транспортом или на своих авто, но большинство путешественников не ограничивают себя каким-либо одним способом перемещения в пространстве. Объединяет всех нас желание «проживать» путешествие по максимуму, так, как хочется самому себе.

На форуме накопился огромный объем информации, если же вы не смогли найти ответ или вам нужен индивидуальный совет – смело спрашивайте!


Регионы планеты (маршруты, достопримечательности, проживание)   Визы   Транспорт   Отчеты   Попутчики   FAQ

все форумы >>


Данное объявление видно только неавторизованным пользователям.

Администрация форума.


- - - - -

Монголия


  • Вы не можете ответить в тему
Сообщений в теме: 2

#1 serge

serge

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 23 сообщений
  • Пол:Не определился
  • Город:Ужгород

Отправлено 30 сентября 2008 - 13:23

5к по мотивам нашей недавней поездки. Этот текст в "википедии автостопа" -
здесь

=========

По площади Монголия превосходит территорию Украины и Белоруссии вместе взятых, обладая населением всего около 2 миллионов человек; половина этого населения проживает в Улан-Баторе, который часто называют просто - Город. Административно страна делится на 24 аймака; центры аймаков - городки с населением 10-20 тысяч человек, напоминающие наши райцентры. Аймаки в свою очередь деятся на сумы (сомоны, сумоны); центры сумов напоминают скорее наши крупные села.

В качестве путеводителя по Монголии, наиболее приближенного к целям вольного путешественника, можно порекомендовать путеводитель из серии Lonely Planet. Существуют локализованные версии этого путеводителя, например, на польском и чешском языке, часто они раза в два дешевле исходной английской версии. Путеводитель изобилует указаниями типа "Чтобы найти место для палатки под Хархорином, пройдите по дороге в западном направлении до моста через реку Орхон, перед мостом поверните влево, через примерно километр, не доходя до юртового кемпа, будет островок..." - то есть почти себе "вольная энциклопедия", только дело поставлено порядка на два лучше.

Попадание в Монголию, визы
Гражданам Украины виза в Монголию не требуется(!) - так же, как и гражданам Монголии в Украину - на основании двухстороннего договора о поездках. Граждане России должны иметь визу. Консульства Монголии есть, кроме Москвы, в Иркутске и Улан-Удэ. Условия выдачи виз могут различаться в разных консульских представительствах и для граждан разных стран. Так, в Улан-Удэ для граждан России хотят приглашение и прочую странную атрибутику; в консульстве Монголии в Варшаве гражданам Польши за 40 долларов симпатичный консул раздавал визы за пару дней без дополнительной волокиты. Стандартная туристическая виза имеет срок пребывания 30 дней и действительна 3 месяца со дня ее выдачи. Также существуют транзитные визы, их основные потребители - пассажиры поездов Москва-Пекин и т п. Ситуация с приглашениями, как правило, разруливается при посредничестве различных турфирм, в этом случае цена визы вместе с услугами в Улан-Удэ составляет 1300-2000 рублей в зависимости от срочности.

На центральном проспекте Улан-Батора недалеко от площади Сухэ-Батора в западном направлении находится посольство и консульство России. Визы России (в том числе и транзитные) выдаются также гражданам третьих стран. Российскую визу можно попросить и в срочном режиме за дополнительную плату. Консульство РФ, выдающее транзитные визы, есть также в Дархане (городок на трансмонгольской магистрали на полпути между Улан-Батором и российской границей), но оно работает только по понедельникам и средам.

Попасть в Монголию можно со стороны России через несколько автомобильных и один железнодорожный переход. Стандартный и самый легкий путь - ж/д переход Наушки-Сухэ-Батор и автомобильный переход Кяхта-Алтанбулаг. Подробнее об их свойствах см. в соотв.статье

Обмен валюты
Монгольская денежная единица - тугрик (төгрөг). В советские времена ходили тугрики и их "копейки" - мөнгө. Теперь же тысяча тугриков обладают покупательной способностью чуть меньше одного доллара, поэтому счет цен идет на тысячи ("мянга") или мелочи - на сотни ("зуун"). Все деньги бумажные, номиналом от 10 тугриков. В путеводителях пишут, что нигде за пределами Монголии эту валюту обменять невозможно и рекомендуют избавляться от нее при выезде из страны. В Улан-Баторе проблем с обмениками и валютами нет; многие банки даже предоставляют свои услуги круглосуточно семь дней в неделю. Как правило, принимаются доллары, евро, российские рубли и китайские юани, также часто можно увидеть более экзотические для тех краев валюты. Имеет смысл обойти несколько банков в центре, поискав наиболее выгодный курс. На лето 2008 г. хороший курс покупки банком евро составлял 1685-1700 тугриков, доллара - 1150. Следует еще помнить, что почти во всех монгольских банках существует странная политика по отношению к долларовым банкнотам: а именно, купюры номиналом меньше ста принимаются по худшему курсу (!); иногда разграничение доходит до того, что указаны отдельные курсы для долларовых единичек, десяток и т д. По отношению к евро и другим валютам подобная дискриминационная политика не наблюдалась. В провинции ситуация сложнее. В центрах аймаков и часто в центрах сумов находятся банки - как правило, подразделения Хаан банка. Но они скорее всего не будут работать в выходные и вечером, кроме того, курс обмена там может быть гораздо хуже, вплоть до 1500 за евро. Поэтому целесообразно перед выездом в провинцию поменять необходимое количество денег в Улан-Баторе. В столице есть банкоматы, также они встречаются в центрах аймаков и могут быть в крупных туристических центрах типа Хархорина. Некоторые супермаркеты в Улан-Баторе также позволяют делать покупки с помощью банковских карт, но заранее рассчитывать, что путь будет устлан такими магазинами, не стоит. По карте можно делать покупки во многих отделах ГУМа ("Улсын Их Дэлгүүр" на центральном проспекте Мира 800 метров западнее площади Сухэ-Батора).

Железнодорожный транспорт
Железнодорожная сеть Монголии представлена фактически одной магистралью, пересекающей Монголию с севера на юг из России в Китай между пограничными станциями Сухэ-Батор (Сүхбаатар) и Замын-Үүд через Улан-Батор. По ней ходят международные поезда вида Москва-Улан-Батор/Пекин; также есть местные дизели; они все состоят из вагонов советского типа с аналогичным подразделением вагонов на купе, плацкарт и общие. От центральной магистрали есть одно-два ответвления, например, в промышленный центр Эрденет на севере страны; кроме того, есть отдельный от трансмонгольской магистрали кусок железной дороги на северо-востоке страны, связывающий город Чойбалсан с железной дорогой на территории России, откуда ветка выходит на Транссибирскую магистраль (пассажирского сообщения через границу там, однако, нет). Железнодорожным сообщением целесообразно воспользоваться, если направление частично совпадает с вашим маршрутом хоть на каком-либо отрезке, учитывая совершенно упадническую ситуацию с транспортом автомобильным. Например, при желании поехать на озеро Хувсгул стоит доехать на поезде до Эрденета вместо того, чтоб проделывать весь путь в маршрутке. В Улан-Баторе билеты на местные поезда продаются в кассах направо от вокзала, если стоять спиной к нему. Международные билеты продаются в международных кассах, здание находится с левой стороны от вокзала через дорогу во дворике. Международные билеты продаются только со станции Улан-Батор, то есть купить в них самый дешевый для пересечения границы билет Сухэ-Батор-Наушки не получится.

Автотранспорт
Автомобильные асфальтные дороги существуют в основном только в окрестностях Улан-Батора, а также на направлении с севера на юг (транзит Россия-Китай). В прочих местах дороги или представляют из себя в лучшем случае грунтовки, или же - направления в степи. В этом случае "дорога" является совокупностью колей, ведущих приблизительно в одном направлении и отстоящих друг от друга на расстоянии до километра [представление о них можно почерпнуть из фильма "Урга-территория любви"]. Спорадически в провинции встречаются заново отстроенные заасфальтированные участки, длиной десяток-другой километров. Часто они приурочены к различным туристическим объектам, например, заасфальтирована местность в окрестностях Хархорина. За проезд по этим участкам даже берут плату в 500 тугриков (въезд охраняется шлагбаумом, почти как на европейском автобане). Автомобили, ездящие по этим дорогам - от современных машин корейского производства (типа Landcruiser) до советских газиков. В последние годы произошел процесс вытеснения этих газиков из Улан-Батора в провинцию и замены их более приемлемым транспортом в столице. В целом путешествие по монгольским дорогом - изматывающее приключение на любителя. Если вы страдаете от укачивания в автомобиле, нужно запастись достаточным количеством соответствующих лекарств. Кроме того, в сухие летние дни любой проезжающий автомобиль или порыв ветра взметает на дороге огромные пылевые тучи. Для путешествия имеет смысл иметь самодельную повязку из нескольких слоев марли. Подобные повязки можно увидеть даже в Улан-Баторе у местных торговцев, которым приходится проводить на улице несколько часов. В недостаточно герметичном багажнике рюкзаки в процессе путешествия могут оказаться покрыты сантиметровым слоем пыли, поэтому желательно озаботиться дополнительным упаковыванием всех вещей в полиэтиленовые пакеты. Учитывая ситуацию с дорогами, часто критическим фактором может быть марка выбранного автомобиля: в целом корейские джипы-внедорожники более проходимы, чем легковые машины, и езда в них легче переносится (для страдающих морской болезнью). После дождей некоторые дороги, в том числе и по направлению к туристическим местам, могут стать непроходимыми для стандартной машины, в этом случае надлежит каждый раз узнавать о состоянии дороги в населенных пунктах на подходах к ним.

Сообщение отредактировал serge: 30 сентября 2008 - 13:42


#2 serge

serge

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 23 сообщений
  • Пол:Не определился
  • Город:Ужгород

Отправлено 30 сентября 2008 - 13:26

Автобусное сообщение
Есть рейсовый транспорт, представленный автобусами или чаще - микробусами (маршрутками), который курсирует из Улан-Батора до центров аймаков. Рейсовые маршрутки можно узнать по желтой надписи "Хот хоорондын зорчигч тээвэр" или "Нийтийн тээвэр" (соответствено "междугородный пассажирский транспорт" и "общественный транспорт"). Но основной прикол с этим транспортом в том, что централизированное управление этими маршрутками, как и автовокзал с расписанием, кассами и диспетчером - существует только в Улан-Баторе. В конечных пунктах (центрах аймаков) ни автовокзалов, ни хотя бы касс или расписания не существует. В Улан-Баторе есть два автовокзала, на западе и востоке (от центра города, вдоль центральной магистрали - Проспекта Мира). Автовокзал на западе - станция Луу (или "Dragon") - километрах в 4 от центральной площади. Автобусы и маршрутки в большинство аймаков на западе и юге, на стене - хорошее расписание рейсов с наглядными картами всех охваченных аймаков. Большинство автобусов отправляется утром. Эти направления также дублируются частными и получастными маршрутками с табличками назначения. Автовокзал на востоке - станция Баянзурх - расположен недалеко от знаменитого базара Нарантул; из регулярных направлений оттуда следует упомянуть Даланзадгад (аймак Өмнөговь) - интересный как стандартный стартовый пункт у большинства покорителей пустыни Гоби.

Следует представлять себе порядок цен на автобусы до основных пунктов (чтобы иметь точку опоры при переговорах с частными водителями, или же при попытке возвратиться из провинции в Улан-Батор). Так, автобус до Хархорина (380 км, бывшей столицы империи Чингис-Хана, а также знаменитого монастыря Эрдене-Зу, одной из стандартных туристских достопримечательностей) стоит 14000 тугриков; до Мурена (Мөрөн; ключевой пункт при езде на озеро Хувсгул (Хөвсгөл), 670 км) - 24500, Даланзадгад - 28000.

Что касается провинции, то все упомянутые автобусы заканчивают рейс в каких-либо оживленных местах соответствующего городка, например, на базарной площади. Вопрос их следования назад, а также цены отныне находится исключительно в компетенции водителя транспортного средства. Таблички с указанием направления на машинах тоже отсутствуют. Нужно понимать, что цены, запрашиваемые с иностранцев, могут быть сильно выше цен для местных, едущих в том же транспортном средстве. Торг возможен, для чего нужно представлять себе стандартный уровеь цен (например, см.выше цены на автобусное сообщение), нелишним является умение связать несколько фраз по-монгольски - многие водители не говорят ни на каких иностранных языках. В центрах аймаков и сумов многие водители, собирающиеся ехать куда-либо, ищут себе попутчиков для частичной компенсации расходов на бензин. На доске объявлений (на местном сельсовете или в подобном месте) можно найти с десяток объявлений, предлагающих поездки в какой-либо населенный пункт в ближайшие день-два. Как правило, легче всего уехать по направлению к мегаполису. Транспорт между аймаками очень редок. Туристу, желающему путешествовать, скажем, из Цэцэрлэга в Мөрөн, скорее всего, сначала предложат нанять машину с водителем, причем за бензин заплатить в двух направлениях. Часто дешевле подобный маршрут проделать с крюком в Улан-Батор. Также по поводу заброски в какое-либо место или наема транспортного средства имеет смысл обратиться за помощью к персоналу в гестхаусах и туристских кемпингах, особенно в провинции: они могут помочь найти среди местных подходящий автомобиль и договориться с ними за вас об умеренной цене, сопоставимой с ценами "для своих". Многие местные водители, ищущие попутчиков, сами обращаются с предложениями в гестхаусы.

Авиатранспорт
Авиакомпания MIAT до недавнего времени была монополистом воздушных путей сообщения в Монголии. Кроме того, она осуществляет и международные пассажирские перевозки, так, с ее помощью можно улететь в Москву и некоторые другие столицы. В настоящее время на внутренних линиях есть и компании-конкуренты, например, компания "Blue sky". Но пользование самолетами для перемещения между центрами аймаков - дорогое удовольствие. Например, "Blue sky" вообще готова лететь по заказу из города в город, но один рейс в маленьком 12-местном самолете стоит от 500 000 тугриков. МИАТовские цены по порядку величины сопоставимы с этими.

Еда
Кафе, закусочные и забегаловки как в столице, так и в провинции обычно имеют вывески "Цайны газар", "Хоолны газар", "Зуушны газар" либо "Гуанзан", какого-либо стилистического различия в употреблении этих названий нет; особняком стоит разве что "ресторан". За этими вывесками может скрываться как ресторанчик или бар, или опрятная кафешка советского стиля, так и какая-нибудь трэшовая рыгаловка. В деревнях вдоль трасс эти вывески находятся вообще на каждом доме у дороги, причем зачастую частный дом исполняет функцию "три-в-одном": на нем красуется тройная вывеска - "Зочид буудал - цайны газар - дэлгүүр", обозначая гостиницу, закусочную и магазин единовременно. В Улан-Баторе и центрах аймаков "цайны газар" также находится на каждом шагу; в провинции часто, кроме нормальных зданий, под них используется какой-нибудь строительный вагончик, павильон, или квартира на первом этаже с прорубленным снаружи входом на месте окна.

Как можно догадаться, во всех ресторанах и кафе преобладает пища со значительной мясной составляющей. Тем не менее можно составить некий стандартный набор для вегетарианца (гастрономические проблемы остальных нас интересуют, скажем так, не сильно). Сей набор с большой вероятностью можно раздобыть в кафешках в Улан-Баторе, и с немалой вероятностью - в провинции; может, в придорожных кафе вдоль трассы в маленьких деревнях придется опросить три-четыре кафешки, пока не найдется желаемое. Это - рис (цагаан будаа), также можно спросить рис с гарнирами - "хачиртай будаа", салаты из капусты и морковки (соответствено - "байцааны салат" и "луваангийн салат"), жареное/вареное яйцо ("шарсан/чанасан өндөг"); возможно, картошка (жареная - "шарсан төмс"). Всевозможные супы ("шөл"), даже обозначаемые как зеленые супы (супы с овощами, "ногоо шөл") на самом деле делаются из бульона, поэтому на них рассчитывать вегетарианцам не стоит. Для обозначения вегетарианской пищи есть термин "цагаан хоол" (букв. - белая, то есть молочная, еда). Пирожных и печенья в кафе практически нет; к чаю можно попытаться, кроме обычного хлеба, спросить "мантуу" и "бин", первое - это некая булочка из теста, напоминающего чешские кнедлики. Цена такого набора в стандартном кафе может составлять 1-3 тысячи. Вегетарианская пища также есть в избытке в китайских ресторанах, которые в большом количестве имеются в центре Улан-Батора.

В качестве чая ("цай") в Монголии употребляется так называемый "Сүүтэй цай" (чай с молоком); на самом деле это чай с молоком и солью. По умолчанию, а особенно в провинции - это будет основной, а часто - единственный вид чая. Чтобы обрести чай в европейском понимании этого слова, используется термин "Липтон" (вариант - "Акбар"). Кстати, зеленого чая в чистом виде в кафе почти никогда нет, любителям оного следует купить себе заранее соответствующие пакетики и разживаться кипятком. Хотя на самом деле "сYYтэй цай" в наше время готовится из зеленого грузинского чая какого-то самого низкого сорта, фактически - из веток чайного куста с ошметками чайных листьев. Чай с солью во множестве разновидностей встречается у многих степных тюркских и алтайских народов, по-видимому, он неплох на жаре, позволяя восполнить запасы соли в организме.

В юртах и на рынках также велика составляющая молочных продуктов - различных фракций молока от различных животных, от банальных коров до верблюдов и яков. Здесь, разумеется, нужно прежде всего упомянуть знаменитый кумыс ("айрак") из кобыльего молока. Его часто предлагают в качестве угощения в юртах, или же им торгуют на разлив из бочек в городках. Он является слабоалкогольным напитком (крепость раза в два больше пива), и после него транспортное средство водить, вообще говоря, нельзя. Айрак бывает разный, например, жесткий и мягкий - в зависимости от того, теплая или дождливая была погода на момент его изготовления. Так, в жестком айраке большее содержание бактерий культуры брожения. Из других продуктов, которым сложно придумать соответствие в нашем языке, назовем "ааруул"; это разновидность сушеного твердого творога или сыра. В самом драматическом (для европейца) варианте оный продукт по консистенции, запаху, цвету, твердости и вкусу напоминает хозяйственное мыло; различные облагороженные варианты его однако весьма нежны и вкусны (например, оные могут обозначаться как "чихэртэй ааруул" - ааруул с сахаром; по виду они напоминают скорее печенье белого цвета). Также в юртах и на базарах распространена фракция молока под названием "урум". Ближе всего она к нашим сливкам или сметане. Ну и разнообразные сыры ("бяслаг"), а также - "архи" - слабоалкогольная водка, перегоняемая... из молока.

Ночевки, путешественники
Монголия в последние годы стремительно развивает свой потенциал туристической страны. Основное направление - разумеется, под соусом эко-туризма. Как следствие, в столице государства единовременно находятся множество бэкпэкеров из разных стран мира. Для большинства из них, впрочем, Монголия является тразитной страной между посещением Байкала и Китая, тем не менее они не отказывают себе в удовольствии выделить по ходу с десяток дней на какой-нибудь тур вглубь страны. Российские "вольные путешественники", однако, составляют здесь ничтожную часть. Очевидно, российский туризм в основном представлен пока что или солидными матрасниками, которым в Монголии делать нечего, или челноками.

Основные туристические "достопримечательности" за пределами столицы - это или монастыри, или природные объекты. Большинство монастырей, однако, было разрушено в 1937 году, в лучшем случае разрушения избежали немногие здания, превращенные в музеи. Теперь на их месте мы наблюдаем новоделы - множество из ныне действующих монастырей было заново отстроено в 1990-х - 2000-х годах, и этот процесс продолжается и в настоящее время. Что касается объектов природы, большинство из того, что в организованном порядке показывают туристам, расположено в заповедниках разного статуса. За пребывание в них берут плату, причем цены для своих и иностранцев могут отличаться в десять (!) раз. Обычная плата для иностранца при посещении какого-нибудь национального парка - 3000 тугриков. Подобным образом оплачивается и посещение некоторых монастырей или главных храмов при них. Иногда входную плату при этом берут только с иностранцев. Ценовая разница для иностранцев и местных существует также в музеях, и даже в театрах столицы. Но в основных музеях столицы работают также студенческие билеты (в том числе иностранные). Типичная цена входного билета в музей в столице для иностранца - 3500, студенческого - 1000.

В Улан-Баторе, кроме советского и европейского типа гостиниц, широко развилась сеть гест-хаусов, идеально подходящих для бэкпэкеров и вольных путешественников. (Интересно, что в описаниях еще от 2002-2003 годов ситуация выглядела совсем по-другому; а первый хостел европейского типа в Монголии так появился вообще в 2001 году). Большинство из них находятся в непосредственной близости от вокзала и центра; часто такой guesthouse представляет собой обычную квартиру, хозяйка которой переоборудовала ее для приема путешественников (впрочем, хостелы в России, даже имеющие сертификацию от Hostelling International, зачастую представляют из себя нечто подобное). Агенты или сами хозяева этих хостелов в изобилии предлагают свои услуги на железнодорожном вокзале в Улан-Баторе, особенно их много в 6-7 часов утра, когда в столицу приходят ночные поезда с северного и южного направления. Пребывание в этих хостелах стоит 3-5 долларов с человека за ночь. Некоторые гест-хаусы, впрочем, напоминают привычные европейские хостелы; а некоторые предлагают спальные места в юртах. Так, таким является старейший в Улан-Баторе хостел Gana House, расположенный недалеко от знаменитого монастыря Гандан. Владельцы хостелов раздают свои визитки, на которых помещена информация по-английски и по-монгольски (с пометкой "for taxi driver"). Изучая последнюю, можно найти любопытные приписки, которых нет в английской версии. Типа: "Шофер, который приведет в наш хостел туриста, получает премию 5000-7000 тугриков за каждого человека". Еще стоит обратить внимание на способ указания адреса по-монгольски. Наряду с привычными нам улицей и номером дома, часты указания, использующие какие-либо ориентиры или известные здания на местности, например, "На запад от Моста Мира, большое здание с вывеской "Дисковер Монголиа"". Для местных эта криволинейная система координат так же привычна, как и для нас ориентация по улицам и номерам домов.

В гест-хаусах также можно найти попутчиков для организации совместной экскурсии куда-либо в провинцию (речь идет чаще всего о совместном наеме транспортного средства с водителем). Обычно в крупных хостелах наличествуют соответствующие доски объявлений. Специально выделенная под эти цели доска существует в "европейском кафе" "Chez Bernard", являющимся общепризнанным тусовочным местом бэкпэкеров. Кафе расположено на Проспекте Мира, почти напротив и слегка западнее российского посольства. Также подобные хостелы наперебой предлагают организацию различных туров; программы таковых обычно стандартны, охватывающие какие-либо распространенные достопримечательности. Часто в тур входит езда на лошадях/верблюдах, а также - "ночевка в традиционном жилище кочевников". Один из распространеных маршрутов, например, представляет из себя треугольник УБ - Хархорин - Цагаан-Нуур ("Белое озеро" в аймаке Архангай) - Мурен и озеро Хувсгул - УБ. Обычная такса за наем автомобиля с водителем составляет около 50 долларов в день, но это без учета стоимости бензина, который составляет фактически основную статью расходов подобного тура.

В провинции, особенно в местах скопления достопримечательностей, распространены кемпинги, представляющие из себя совокупность юрт ("гэр"), которые можно снять на какое-то время. Это не является каким-либо атрибутом, рассчитанным на западных туристов - сами монголы, выезжая "на природу", останавливаются в таких юртовых домиках, оборудованных несколькими лежанками и традиционной печью с трубой, уходящей через крышу. Цены на юрты являются предметом договора с хозяевами кемпа, обычно составляют 10-20 тысяч тугриков за ночь за юрту. Как обычно, с иностранцев пытаются взять больше. Часто в одном юртовом лагере соседствуют группы туристов, плата за однотипные юрты для которых различается раза в два.


Улан-Батор
(Улаан-Баатар; старое название - Урга)

Почти (или уже без "почти") миллионный город сильно вытянут с запада на восток вдоль центральной улицы столицы - Проспекта Мира (Энхтайвны). Город расположен в долине реки Селенге, с юга он ограничен заповедной горой Богдхан уул. Застройка представляет собой дома советского типа, современные высотные здания, а также - юртовые кварталы. Ключевой пункт для ориентации - центральная площадь Сухэ-Батора с памятником оному и зданием парламента. Железнодорожный вокзал расположен в двух километрах западнее от этой площади. Два автовокзала на востоке и на западе - см. "Автобусное сообщение". Крупнейший рынок Нарантуул - в восточной части центрального проспекта.

В Улан-Баторе есть несколько весьма интересных музеев и галерей. Стоит упомянуть, например, Музей истории и Музей природы. Последний знаменит своей самой крупной коллекцией динозавров, которых в изобилии находят в песках Гоби. Из галерей известностью пользуется Музей искусств Занабазара. Один из известнейших в Монголии действующий монастырь Гандан находится в западной части города, около 1 километра от центральной площади.

Имеется маленький магазин с хорошим выбором карт, как общих, так и топографических пятикилометровок на каждый участок Монголии. Магазин находится на улице Их Тойруу в самом начале, недалеко от впадания этой улицы в Проспект Мира, там же, где начинается дорога на монастырь Гандан.

Недалеко от Улан-Батора находится национальный парк Тэрэлж - одно из стандартно посещаемых туристических мест. Также пользуется популярностью как туристский пеший маршрут и гора Богдхан уул.


Цэцэрлэг

Центр аймака Архангай. Транзитный пункт на одной из распространенных туристских трасс из Улан-Батора через Хархорин на озеро Цагаан-Нуур. Выгодно отличается по сравнению с другими центрами аймаков опрятностью и развитой инфраструктурой. Кроме юртовой застройки, есть кварталы панельных домов, построенных в советское время. Есть два действующих монастыря, впрочем, находящиеся рядом друг с другом и представляющих в былые времена один комплекс. Частью этого комплекса также было здание поблизости, в котором находится довольно интересный краеведческий музей аймака Архангай. Музей и монастырские комплексы расположены вблизи доминирующей над городом священной горы Булган. Это гора с находящимся на подступах к ней заброшенным буддистским храмом представляет из себя очень живописное место, являясь визитной карточкой города, она даже изображена на упаковках с ааруулом (монгольским сушеным сыром). На центральной улице, идущей перпендикулярно от горы, расположена почта и телеком, несколько банков и гостиниц. В городе есть несколько торговых центров, впрочем, более напоминающих наши универмаги еще советского типа. Центром общественной жизни, однако, является большой рынок в конце центральной улицы. Там же находится площадь, на которой собираются все маршрутки и прочие транспортные средства.


Чтение монгольских слов в тексте

Монгольский алфавит, основанный на кириллице, совпадает с русским, за исключением двух букв ү и ө. Следует отметить, что кириллический алфавит передает звучание монгольских слов вообще никак. Можно только указать в качестве нулевого приближения на некие общие отличия чтения от соответствующих букв в русском языке.

- Буквы ү и ө передают переднеязычные звуки, напоминающие звуки в немецком или французском y/u и oe соответственно; но эти монгольские звуки ощутимо более задние, чем французские или немецкие

- дифтонги ай, ой читаются примерно так, как можно себе это представить; напротив, дифтонги эй, ий представляют собой долгие гласные [ээ], [ии]

- з, ж читаются как [дз], [дж]

- гласные бывают длинные и короткие; длинные обозначаются удвоением (Цагаан Нуур - Белое озеро); короткие - безбожно редуцируются и глотаются при произнесении.

Так, сүүтэй ("с молоком") читается как [сюутээ]; Занабазар (известный скульптор и общественный деятель 17-го века) - [Дзанбадзар], төмөр зам (железная дорога) - [тёмр дзам].

Сообщение отредактировал serge: 30 сентября 2008 - 13:33


#3 serge

serge

    Новичок на форуме

  • Путешественник
  • 23 сообщений
  • Пол:Не определился
  • Город:Ужгород

Отправлено 22 октября 2008 - 17:26

Хархорин
(древнее название - Кара-Корум)

Городок в аймаке Өвөрхангай. Известен двумя историческими достопримечательностями: в течении 40 лет в 13 веке здесь находилась столица империи Чингис-Хана Каракорум (впоследствии столицу перенесли в Пекин, а в конце 13 века город был до основания разрушен), а в 16 веке неподалеку был выстроен один из главных буддистских монастырей Монголии Эрдэне-Зу. Монастырь, ныне восстановленный и действующий, является одним из наиболее посещаемых туристами мест страны. Что касается древнего города, некогда поражавшего даже европейцев своим великолепием, от него действительно уцелело немного: недалеко от северных ворот монастыря туристам показывают большую каменную черепаху, одну из четырех, в свое время находящихся по периметру городской стены. На месте города сейчас находится голая степь; в настоящее время там в двух или трех местах проводятся археологические раскопки, выявившие несколько дворцовых помещений первой столицы. Сам же современный городок Хархорин напоминает прочие монгольские центры сумов. На центральной улице, ведущей к монастырю, есть банк и несколько забегаловок и магазинчиков, есть возможность воспользоваться интернетом в помещении телекома. Одно из кафе в начале главной улицы построено в салунно-ковбойском стиле, оно служит местом сбора западных туристов; англоговорящий персонал там может помочь информацией по поводу ночевок и транспорта.

Переходы Россия - Монголия

Кяхта - Алтанбулаг - самый крупный и оживленный автомобильный международный переход на трассе в 20 км от железнодорожного перехода в Наушках. Работает до 6-7 часов вечера иркутского времени. Пешком через этот переход не пускают; общественого транспорта через него тоже нет (не считая автобуса Улан-Удэ - Улан-Батор и обратно один раз в день). До Кяхты можно добраться на маршрутке из Улан-Удэ (3 часа, около 150 рублей, отправляются каждый час до 8 вечера с автовокзала),также достаточно популярен маршрут такси между Кяхтой и Наушками. Переход в Кяхте находится в нескольки километрах от собственно городка Кяхта (на границе расположена удаленная часть этого городка, называемая "Слобода", где есть несколько жилых домов, банк и гостиница). Из центра Кяхты обычно местные до перехода доезжают на частных такси со стандартной ценой рублей 50-60 за машину. На переходе надлежит вписываться в машины, многие из которых хотят за это денег; средняя такса в российских рублях - от 150 до 300. Сразу на монгольской стороне находится деревушка Алтанбулаг; в двадцати километрах далее по трассе - центр аймака Сухэ-Батор, откуда можно уехать до столицы на вечернем поезде в 21 час монгольского времени. Иногда имеет смысл брать "такси", которое сразу бы отвезло вас в Сухэ-Батор. На переходе с монгольской стороны работает обменник, но в нем принимают только доллары. В Сухэ-Баторе есть обменники в банках, также деньги можно поменять по не очень выгодному курсу на базарчике в центре этого города.

Наушки - Сухэ-Батор - железнодорожный переход на Трансмонгольской магистрали от Транссибирской дороги (Улан-Удэ) через Улан-Батор до Пекина. Ходят поезда типа Москва-Улан-Батор и Москва-Пекин (по дням недели). Также есть местное сообщение в виде поезда Улан-Батор - Иркутск и обратно. На российской стороне этот поезд называется "Иркутск-Наушки", в Наушках (соответственно - в Сухэ-Баторе) от этого поезда остаются один-два вагона, которые следуют через границу. С монгольской стороны этот поезд выезжает (из Сухэ-Батора) около 9 часов утра (ночной поезд "Улан-Батор - Иркутск" выходит вечером в 21.00 из Улан-батора, приезжая в Сухэ-батор в 6 утра, после чего упомянутые два вагончика ждут три часа таможенного досмотра; в Наушках их цепляют к поезду "Наушки-Иркутск", который отправляется в 10.30 московского времени); с российской стороны в Монголию - где-то после обеда. Дешевле всего покупать билеты в эти два вагона только на чересграничный участок, то есть в Сухэ-Баторе или Наушках (эти вагоны по статусу купейные), по российской или монгольской территории перемещаясь в общих вагонах. Самый дешевый билет из Сухэ-Батора до Наушек стоит 7000 тугриков (7 долларов), но могут оставаться дорогие билеты за 14000. Билет из Сухэ-Батора можно купить только утром в Сухэ-Баторе, в Улан-Баторе продают билеты до Наушек (в международных кассах) только из Улан-Батора (около 25 долларов). Разница в цене существенная, поскольку вагоны, как указывалось, купейные, а общий билет до Сухэ-Батора стоит всего 4 доллара. Из Наушек через границу билет стоит около 200 рублей. До/из Наушек из/в Улан-Удэ можно также добраться 600-м поездом Улан-Удэ-Наушки, он приезжает в Наушки в 18:45, уезжает обратно в 20:00 московского времени (по местному времени +5 часов, то есть глубокой ночью); по-видимому, ни с каким черезграничным транспортом он не состыкован.

Ташанта - автомобильный переход на Алтае (продолжение Чуйского тракта в Монголию). Формально - международный, но в последнее время (информация на лето 2008) временно находится в неопределенном статусе, обслуживая только граждан Монголии и России. В любом случае переход удобным назвать нельзя: со стороны Монголии мы попадаем в наиболее удаленную от цивилизации западную ее часть, со стороны России (поселок Ташанта, ближайший райцентр на Чуйском тракте - Кош-Агач) он тоже является малодосягаемым каким-либо разумным способом кроме собственного автомобиля. Учитывая изложенное, а также то, что расстояние между блок-постами составляет около 20 километров и пешком через него (как и через другие переходы) не пропускают, рекомендовать его для легкого попадания в Монголию не приходится.

Монды - автомобильный переход на юго-западе Бурятии, со стороны Монголии дорога выходит в окрестности большого озера Хувсгул. Переход обслуживает пока только граждан России и Монголии, пешего движения через него нет. Также через переход нет никакого рейсового транспорта, он используется в основном коммерсантами на своих машинах.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей