
Как широко известно в узких кругах, в прошлом году я уже проехал автостопом и частично поездами по странам Ю.В.Азии. В этом году я поехал в те края на велосипеде. Почему? В те края, потому что офигенно понравилось. Почему на велосипеде? Потому что осталось чувство, что мимо многого я проехал в быстро едущей машине. Слишком много фотографий не сделал, того что происходило около дороги, бытовых сцен, нужных ракурсов пейзажей. Не будешь же каждый раз машину тормозить "типа стоп, я тут фотать собрался". Да и вообще...
Да и вообще, велосипед это совсем другое путешествие, совсем другое. Некоторые итоги уже есть, дальше будет больше. Пройдено пока 1750 км, это путь Лиджанг (Китай)- Луанг-Прабанг (Лаос). Оказалось что по Китаю не только можно, но и нужно ездить на велосипеде, велоЛаос это вообще супер. Вся страна как велодорожка, траффика минимум. Но обо всём по порядку.
Вообще то это мой первый велопоход. До этого я только за город на выходных выезжал, километров по 50. Как готовить велик к такому пути тоже не знал. Раму алюминиевую с вилкой и рулём нашёл на свалке в Финляндии, остальное докупил в магазине.
Была сделана месячная китайская виза за 105$, в первом попавшемся турагенстве из рекламной газеты. Срок изготовления неделя. В Питере ни по срокам, ни по деньгам особых вариаций нет. Куплен билет на поезд №20 Москва-Пекин за 280$ в купейный вагон. Плацкарта в этом поезде нет в принципе. Поезд №4 идёт через Монголию, на сутки быстрее, стоит дешевле, что то около 200$. Но там нужна транзитная виза Монголии, стопроцентно нужна, я узнавал в кассе и у ездящих китайцев. Вариант с пересадками был рассмотрен и отвергнут. По экономии выходит не впечатляюще, а гемора добавляет от души, велик и велорюкзак возводят гемор в квадрат.
Поезд в Москву из Питера пришёл в 6 утра, поезд на Пекин уходил в 23:50. Попытка покатушек по Москве закончилась полным промоканием и замерзанием (10 ноября, дождь со снегом). На вокзале оказалось не теплее чем на улице, и сдав вел и рюк в камеру хранения (всего 112 рублей), я отправился в магазины. Там тепло и сухо. В одном из них я себе и нанёс непоправимый финансовый ущерб, купил таки мечту идиота, КПК-шку. Чем обрёк себя на хлеб и сырую воду в Азии.
Поездка в поезде "Восток" оказалась не таким муторным делом как мне представлялось, шесть с половиной суток прошли без труда. Вообще то нормальные люди на этом поезде не ездят, ездят те что с прибабахом, и это оживляет и разнообразит. Ездят конечно же китайцы, но о них разговор особый. Ездят вояки различные на Урал и в Сибирь. И как оказалось, ездит большой процент буржуйских туристов, проехать по транссибирской магистрали для них мегакруто!
Учитывая вел в чехле в качестве багажа, в вагон я вломился первый. Рядом толпились китайцы с огроменными сумками и баулами. Что они в них возят? Ну в Россию понятно, барахло недоделаное, ну а отсюда то? Боковая и она же единственная полка в купе, для велика оказалась в самый раз. Больше на неё не поместилось ничего, и из чувства скромности велорюкзак, уж так и быть, я поставил на свою верхнюю полку в ногах. Но в соседях у меня оказалась китайка и два лейтенанта, едущих в Омск за молодым пополнением. Лейтенантам было пофиг на багаж. Быстро найдя себе компанию они всю дорогу бухали и пели песни, поражая непривычных китайцев и буржуев уровнем своего интеллекта. Двое австралийцев имели неосторожность тоже присоединится "по рюмочке". Бухать им пришлось до Омска, а отлёживаться до Иркутска. По мере продвижения по стране вояки повыходили, и позаходили китайцы. Они было набычились, чего это я всю багажную полку занял. Но я их игнорировал. Кто раньше встал, того и тапки.
Открылся секрет их огромных баулов. У них там еда! Всю дорогу китайцы постоянно жрут, с причмокиванием всасывают лапшу, с урчанием вгрызаются в курицу, разрывая её руками. Сказать что они кушают язык не поворачивается, именно жрут. Весь вагон пропах Биг Ланчем и Дошираком. Среди ночи постоянно кто то подрывается и бежит заваривать лапшу. И рыгают! Но не мусорят, чинно кладут объедки в пакет. Здесь не дома, здесь проводник быстро пистон вставит.
В вагоне они чувствуют себя как дома, бегают в растянутых и застиранных пижамах, мужики в шерстяных с незастёгивающимися ширинками, а женщины в шёлковых с собачками и зайчиками. Хит программы лохматый китаец в вязанных кальсонах в чёрно-жёлтую полоску на подтяжках, а на майке у него Микки Маус. Иногда это чудо выбегало на платформу за пирожками.
В Забайкльске нагрянуло разнообразие. Пришли погранцы, отняли у всех паспорта и выгнали на вокзал. Поезд пошёл менять колёса, ширина путей в Китае другая. Меняет он их 6 часов. Я с австралийцами пошёл в город искать интернет, но была жуткая холодина и у них отмёрзли уши. Интернета в городе не оказалось, там где он был раньше, теперь фасуют секонд-хенд.
На китайской стороне стояли тоже больше 4 часов, паспорта опять отобрали, но колёс не меняли и из вагона не выгоняли.
Внимание всем! Виза на железнодорожном переходе делается по прежнему за 10 минут и 1700 рублей. На месяц. Без вопросов. При мне многие делали. Электрички Забайкальск-Манчжурия два раза в неделю.
Раздали "карточки здоровья", сказали заполнять. На вопрос "имели ли вы в последние 7 дней близкие контакты с птицей?", китайцы скорчили невинные мордашки и написали "нет". Хотя близкие контакты с жаренной курицей они всю дорогу имели. Видно курица для них не птица.
Еще через день, в 5:20 приехали в Пекин. Здесь уже тепло, около +5, деревья ещё зелёные, хотя листочки скрюченные слегка.
Ездить по Пекину на велике сплошное удовольствие, везде очерчены велодорожки, на улицах и проспектах крайняя правая полоса для велосипедистов. И машины на ней никто не паркует. Даже если из машин пробка, то особо нетерпеливые не обгоняют по ней остальных. Поребрики со съездами, скакать с них не нужно.
Да и вообще движение спокойное, машин мало, слишком мало для 10 миллионного города. С Питером не сравнить, у нас движение на окраинах такое как здесь в центре.
С ориентированием традиционная китайская проблема, мимо площади Тяньаньмень два раза промахивался.
С билетами на поезд опять напряг, видно китайцы поняли что поезд это дёшево и хорошо. Билеты до Гуйлиня были только спальные за 53$ или сидячие через 3 дня. С другими южными городами таже беда. А на юг надо срочно, здесь я холода не вынесу. Взял спальный.
Поезд опоздал с посадкой на 40 минут, что за китайскими поездами раньше не замечал. С прибытием он на 2 часа опоздал.
Велик удачно залез под нижнюю полку. Но надо снимать переднее колесо, руль, вилку и левую педаль. Всё это приматывается к раме эспандерными резинками и суётся в чехол из кордуры. Платить за багаж не надо. Каждая сборка-разборка на вокзале это шоу одного актёра, смотреть собираются толпы.
Поезда по сравнению с прошлым годом стали значительно чище. У каждого столика стоит мусорное ведро с педалькой. Видно за чистоту взялись всерьёз. На пол никто не сорит, разве что случайно.
Койки трёхярусные, в вагоне четыре туалета плюс два умывальника, причём не надо давить на пипку и ловить воду не лету как у нас, просто краны стоят. Цивильно всё.
Приближаемся к Гуйлиню. Заросли кустов подступают к самым рельсам, железнодорожный путь пересекают многочисленные тропинки. Локомотив постоянно сигналит, видно много кого здесь уже передавили.
В Гуйлинь приехали уже поздно, я успел только велик собрать, карту окрестностей за 6 юаней купить и из города выехать. Палатку поставил на чьём то убранном огороде. Тепло здесь, больше +15.
Утром осмотрелся. Дааааа!!! Пейзаж изумительный, фантастический пейзаж! Округлые зелёные горы, между ними речки текут. Туман клубится над горами. Вот только из асфальтовой дорожка стала грунтово-щебёночной, раскисшей от дождя. Да к тому же по горам. Так что проехал за день 49 км, до села какого то, где съел лапшу с травой и мясом за 3 юаня.
Курс юаня нынче 3,44 рубля за 1 юань.
На следующий день проехал городок Яншо. Туристов дофига, интернет дорогой, да и тот кривой, компы без CD, КПК не загрузить программами. В Гуйлинь буду возвращаться по другой хорошей дороге. Дорога оказалась даже не асфальтированная, а бетонная, суперкачественная. По бетону поперёк всей ширины микробороздки прогрызены, чтоб машины при дожде не скользили. Была задумка из Гуйлиня в Гуйян по горам проехать, но погода не радовала, дожди постоянно. Поеду в Куньминь. В Куньмине почти всегда солнце и там делают визу Лаоса.
Странно, но ж/д билеты подешевели слегка. Билет Гуйлинь-Куньминь всего 83 юаня, по прошлогодней книге он дороже.
Поезд мне попался колхозный и сидячий, типа наших электричек. Южный Китай вообще культурой и чистотой не отличается, но это было нечто. Поезд едет сутки, и за сутки китайцы так засрали, заплевали и закурили вагон, что чистого места не осталось нигде. Но ехать было вовсе не грустно. Так же как и в наших электричках, здесь тоже ходят разные торговцы. Но здесь они штатные при поезде, и даже носят железнодорожную форму. Среди прочих, продающих еду, журналы, сувениры всякие, особо отличаются продавцы носков. Это шоу надо видеть! Один такой, крикливый и обладающий повадками обезьяны, проходит в середину вагона, ставит коробку с носками на пол, и достаёт оттуда одну пару. И вдохновенно, отрывисто крича, начинает спектакль. Естественно по китайски, но смысл очень понятен. Привожу здесь свой вольный перевод.
-Только сегодня и только я, хочу предложить вам великолепные носки! (трясёт ими перед лицом у всех).
-Это прекрасные носки, я и сам в таких всегда хожу! Смотрите! (снимает ботинок и закидывает ногу на спинку сиденья, рядом с чьим то лицом. А растяжка у него хороша, высота спинки ему по плечо).
-Они чрезвычайно прочны! Сейчас я буду их портить и они не попортятся! (достаёт три деревянные заострённые палочки, и начинает ими драть и терзать носки. Носкам и вправду ничего.)
-А сейчас, вот ты мужик, возьмись за один конец и тяни! (и они со всей дури, упираясь ногами и руками в окружающие скамейки начинают их разрывать. Из какого же они материала? Но для ног врядли полезны).
-А сейчас хит программы! ( и он перекинув носок через прут багажной полки, виснет на нём и пару раз подтягивается!)
-И если вы до сих пор не возмечтали купить себе такой подарок, то вы жалкие и убогие существа, которым жалко по 5 юаней за пару!
Многие купили.
А я всё это зафотал.
В Куньмине получил месячную лаосскую визу. Так как была пятница, и ждать три рабочих дня не хотелось никак, пришлось пожертвовать 360 юаней вместо обычных 190. Придти сказали через два часа. Но из Куньминя ехать на велосипеде в сторону Лаоса показалось слишком просто, решил отъехать в Лиджанг. Как всегда с дешёвыми билетами на поезд напряг. А спальный автобус до самого Лиджанга столько же стоит как спальный поезд до Дали плюс автобус до Лиджанга. 139 юаней стоит, поехал на автобусе. Велосипед даже разбирать не понадобилось, он в багажный отсек влез. За багаж платить не надо.
Лиджанг состоит из трёх частей. Новый город, новый старый город и просто старый город. Ну в новом делать нечего, пошёл дальше, зашёл в новый старый город. Лажа полная, все дома новодел под старину, сплошные рестораны, гестхаусы и сувенирные лавки. Появился вопрос чем так восхищаются и что я здесь делаю. Но свернув куда то вбок, восхитился и я. Не даром Лиджанг называют "Китайской Венецией". Аура абсолютно похожа. Плюс китайский колорит. Узкие проходики сплетаются в лабиринты, тупички, в канальчиках вода журчит. И тишина. Лишь изредка кто то из местных прошуршит с вязанкой дров или авоськой овощей. Правда туристы и здесь, но без этого нигде.
Поехал в ущелье Прыгающего Тигра. Там есть западная короткая дорога и северная длинная, к началу трека от деревни Daji. Но через 30 км меня остановили на шлагбауме. Оказывается дальше "супертуристическая природная зона", и я должен заплатить 80 юаней per person (за себя) и 40 юаней за "транспортное средство" (велосипед). Тулгейт этот не обходится никак, он перед мостом через миниущелье с речкой. Причём это не плата за само ущелье Тигра, там своя касса. Вообщем такие расходы показались мне не по моему хилому бюджету, и я на ущелье забил. Двинулся на дальняк в Лаос. Сначала по 214 трассе, потом по срезкам через горы, они на карте видны и очевидны. Асфальт есть везде, и хорошего качества. С гор по серпантинам разгонялся до 60. А серпантинов было много. Прикольно, сначала полдня пешком в гору 30 км, а потом с горы спуск километров 50, как то выходило что на юг дорога положе. Оказалось что проезжать по гористой местности 100 км в день вполне реально для такого не спортсмена и дилетанта как я.
От Лиджанга и 500 км южнее периодически растут сосновые леса, проблем с палаткой и костром нет. А южнее пришлось использовать укромные места на огородах. Вообще велосипед повышает находимость мест ночёвок, за вечерний час можно проехать 20 км, всяко чего найдётся.
Видел как на тракторах возят из леса сено. Откуда в лесу сено? И почему оно коричневое? Оказалась хвоя с сосен, но хвоинки сантиметров по 15. Люди ходят по лесу и граблями хвою сгребают. Вот зачем она им, может как дрова?
У многих домов вдоль сельской дороги стоят бильярдные столы. Чтобы играл кто то я не видел. На них обедают, хлам всякий складывают, куры пасутся. Но столов много, может это у них раньше модно было, шары покатать.
Встречаются вдоль дороги целые деревни резчиков по камню, причём вырезают они надгробия. Вырезают с помощью отрезных машин и молотка с зубилом. Красиво получается, неужели каждый человек в деревне скульптор? А может у тех у кого таланта нет, те им каменные глыбы из карьера подтаскивают. Тут поневоле талант проснётся.
А по ночам на широте Куньминя бывает холодно, приходится напяливать всю одежду
и в спальнике залезать в чехол от велосипеда.
Наблюдал переезд из дома в дом. Учавствовали только женщины. У них есть специальные приспособления для переноски тяжестей. Это такая доска с вырезом под шею. Доска надевается на шею, шкаф или тумбочка обвязывается лентой и привязывается к этой доске. И женщина одна (!) это прёт в другой конец деревни.
В одном из городков, вместо маршруток, в повозках запряженных лошадьми ездят. Прикольно видеть. Стоит очередь, подъежает кобыла, туда 10 человек залезают, остальные следующую ждут. Как у нас у метро.
Интересно наблюдать как постепенно меняется растительность и климат. Хвойные леса сменяются на тропические заросли. На шестой день езды уже лианы появились на горных склонах. А по ночам образуются туманы, утром встаю как ёжик. И вся палатка сырая.
Помогал поднимать автобус. Как он с дороги упал я не видел, я подъехал когда его к крану цепляли. Но пытались цеплять за стойки так неумело, что чуть все стойки не поотрывали. Пришлось им продемонстрировать силу европейской мысли, и показать как нужно трос пропускать через люки в крыше.
Южные китайцы почему то не любят фотографироваться, боятся и прячутся. Да и вообще зашуганные какие то.
Внимание едущим по трассе 213 в Лаос! Участок от от развилки Jinghong-Mengla трассы 213 на 70 км южнее полная задница! Дорогу размочалили локальные грунтовозы до щебня и грязи. Нужно ехать по псевдоавтобану дальше на Jinghong, там через 10 км ещё дорога будет на Менглу, она потом с 213 сольётся. Я толкал велик по колено в грязи целый день и думал, где же все машины и автобусы. С цепи грязь кусками падала. Нашёл ручей, прополоскал немного. Думал что цепь со звёздочками сотрётся, а они ничего, самоочистились как то.
Пельмени в Китае хороши, они на пару в деревянных круглых ситечках готовятся. Стоит порция 2-3 юаня (7-10 руб), я обычно брал две, сыт на полдня.
В Лаосе от границы двухполосное шоссе провели километров на 30. Потом асфальт идёт с переменным успехом, но нигде как в Китае уже с горы не разгонишься, стиральная доска.
Лаосцы похоже единственные из азиатов кто не тупо кричит Helloyyy, а приветствуют по местному, кричат "сабайдИии".
В местности севернее Луангпрабанга интересное явление. Каждое утро туман, но чётко до определённой высоты. Проснулся на склоне горы, вверху солнце, а под ногами туман. И из него макушки холмов торчат.
Лаосцы ребята простые. Автобус междугородний едет, сломался. Они тут же в джунгли ломанулись, поймали каких то сусликов. На палочки натыкнули и сидят на обочине запекают. Я всё это наблюдал невдалеке кипятя чай. Тоже без проблем, едешь, чаю захотел. Тут же на обочине костёр разжёг и кипяти. И никого это не удивляет.
У населения масса оружия, и это слегка напрягает. Даже у детей ножи, это само собой. А взрослые гуляют с арбалетами, тесаками на палке, с калашниками. Видел дедка, он шёл с ружьём времён наверно Наполеона.
А еда здесь дороговата. Таже лапша что и в Китае с микроскопическими кусочками мяса тянет больше полудоллара. Рис с овощно-мясной фигнёй стоит доллар. В лавках для местных естественно. Лишь Луангпрабанг порадовал. Здесь по вечерам на центральном проспекте образуется сувенирно-пищевой базар. И на боковых улочках прилавки с вегетарианской едой по 5000 кип (полдоллара). То есть платишь и кладёшь себе в тарелку что хочешь, рис, вермишель, овощи жареные-пареные-маринованные пока не повалится через край. При жадности и умелой укладке получается нехилая вавилонская башня. У продавщицы даже лицо вытянулось когда она мою укладку увидела.
Ну вот вкратце и всё пока. По мере продвижения буду ещё писать.