Чаевые, это своего рода премия , за качественно сделанную работу. Надбавка к зарплате. Медсестре или учительнице никогда цветов, шоколадок не дарили???
Отлично, вот теперь взвешенный взгляд на природу чаевых. Что это не обязанность и не показатель качества души, а комплимент работнику, подарок за время, проведенное лучше, чем планировал изначально.
Надеюсь, было понятно, что мой первый пост - это такой каунтерстрайк разговорам о жлобстве тех, кто не считает себя обязанным оставлять на чай. Потому что никто этого делать не обязан, хотя - вправе.
И кстати, почему арабы не в счет? Они не люди? Они вам не услужили? Или просто ваша персональная толерантность к вымогательству слабее египетского напора? Так может кого-то и на тайский напор не хватает?
Не помню где, кажется, в Голландии, на чай вообще не оставляют, и официанты чаевых не ждут, не принято.
Автор многочисленных гайдов по Голландии сомневается в чаевом этикете
той страны? ;-)
Об этикете: нигде в Азии не были приняты чаевые. Когда туда поехали американцы, местные поняли, что существует такая штука и можно брать больше. То же с не сопоставимыми профессиями: грубо говоря, попробуйте дать чаевые официанту в Японии и не дать чиновнику-бухгалтеру в Индии. Или в другой крупной стране ;-) Т.е. просто одни позволяют себе клянчить, другие - нет, и этикет тут не при чем. Кстати, интересный вопрос: насколько тайцы сами любят давать чаевые друг другу?
"Тайцы не идиоты. прекрасно знают, что на чаевые больше работает русский гид, чем тайский." - вот, кстати, подтверждение, что это не заложено в культуре.
To FromAsia:
Очень странное впечатление сложилось: т.е. чаевые надо давать потому, что это вызовет бесплатный коктейль вам и free проход в музей? А почему это должно быть за мой счет?
Я не знаю, что тайцы обязаны знать и делать на экскурсии, а что нет. Но примеры смешные, если я выучил в ответ "савайди", могу ли не платить за "пиривет"? В любом случае, если человек оплатил недешевую экскурсию, осуждать его за отсутствие чаевых - бестактно. Компании стоит помнить о понятии "профессионализм" - если работа оплачена, она должна быть выполнена качественно и без ожидания бонусов в глазах, иначе - сотрудники профнепригодны. Они могут не устраивать канойные бои, но вы отлично знаете, что после этого на многих турфорумах их программу оценят как скучную и не стоящую внимания, поток клиентов упадет и они останутся не то что без чаевых, но и без зарплаты. Свободный рынок!